Знаменитые тюрьмы. Соловецкая монастырская тюрьма

Содержание
  1. «Здесь власть не советская, а соловецкая». Соловки — зазеркалье, искренность и тот самый монастырь
  2. Не отпускает человека это зазеркалье при помощи довольно простого приема: на Соловецких островах почти не работает интернет.
  3. Местные продавцы сувениров берегут как особый товар старую 500-рублевку: на ней по Святому озеру плывет парусник. Сейчас так уже нельзя.
  4. В специальной соловецкой детской азбуке на букву «С» идет Савватий, а на букву «З» — Зосима. Это имена основателей монастыря.
  5. Заходить в экскурсионные бюро в больших городах считается моветоном (максимум можно нанять частного гида через интернет), но здесь — это здравый смысл. Соловецкие острова больше и загадочнее, чем кажутся, и сам видеть историю под ногами учишься, только если знаешь, куда смотреть.
  6. Селедка, треска — всё это на Соловках действительно очень вкусное. Но если вы не хотите давиться мелкими костями и полчаса выщипывать рыбу со скелета, ищите мигрирующих по острову бабушек, которые продают пирожки с этой рыбой. Вот у них вы попробуете самую вкусную селедку в своей жизни. Где-то за 30 рублей.
  7. На Заозерной же улице находится музей ГУЛАГа. Уже из него мы узнаем, что и «Кают-компания», и сувенирные лавки, и продуктовый магазин расположены в бывших лагерных бараках. С экспозиции в этом музее начинается понимание Соловков, умение их по-настоящему видеть.
  8. Пожалуй, ничто так не пробуждает в человеке Человека, как стоящий под елями погост с воткнутым крестом, на котором написано «12 человек».
  9. На самой вершине открывается вид, который многие жители больших городов не увидят, прожив всю жизнь. Дикие, покрытые елями, первозданные острова, окруженные Белым морем и собственным величием.
  10. Дмитрий Мартьянов
  11. Лагерные шрамы Соловецкого монастыря
  12. Казни на Секирной горе
  13. Свидетельства жертв
  14. Расселять, но не разрушать
  15. Соловецкие сидельцы
  16. Суровые условия
  17. Первые узники
  18. И еретики, и политические
  19. Век переворотов
  20. 19 век
  21. 20 век.
  22. История Спасо-Преображенского Соловецкого мужского монастыря
  23. История
  24. Защита отечества
  25. Культурная и просветительная деятельность
  26. Экономическое положение монастыря
  27. Монастырская тюрьма
  28. Советский период
  29. Возобновление монашеской жизни
  30. Новое строительство
  31. Скиты, пустыни, подворья
  32. Расписание богослужений
  33. Как добраться до Соловецкого монастыря
  34. Контактные данные

«Здесь власть не советская, а соловецкая». Соловки — зазеркалье, искренность и тот самый монастырь

Знаменитые тюрьмы. Соловецкая монастырская тюрьма

Вокруг вас окажется не город, не деревня и не северный порт. Это будет не Россия, не Советский Союз, не (само собой) Скандинавия, а какое-то дурацкое зазеркалье.

Вокруг, между покосившихся деревянных домов с белоснежными спутниковыми тарелками, стоят блестящие уазики, «Нивы» и дорогие квадроциклы. Мимо курящей на свале досок девушки в спортивном костюме проходит мужчина, который будто только что свернул с Нового Арбата.

За остовами деревянных лодок виднеются гостиницы с новым сайдингом и пластиковыми окнами.

Не отпускает человека это зазеркалье при помощи довольно простого приема: на Соловецких островах почти не работает интернет.

За несколько прошлых столетий Соловки стали культурным мемом. На них ссылали политзаключенных, сюда со всей империи съезжались паломники, здесь терпели кровавое поражение последние старообрядцы.

Нежно укрытый в объятиях Кольского полуострова, этот архипелаг посещали еще за несколько тысяч лет до нашей эры. Саамы и карелы жгли здесь костры и оставляли каменные топоры, но нынешняя история Соловков началась в XV веке с монастыря.

Вокруг него она и строилась.

Всё, что происходило далее — громадный монастырь-крепость, первые тюрьмы, кровавый ГУЛАГ, оборона острова от шведов, — не нужно вычитывать в учебниках истории. Каждый квадратный метр Соловков рассказывает об этом сам.

Все дороги (единственная асфальтовая и миллион песчаных) и все гиды на Большом Соловецком острове ведут к подножью огромной каменной стены монастыря. Не подозревая об этом, его видел каждый, кто хоть раз держал в руках купюру в 500 рублей. Но чтобы увидеть его с того же угла, что на банкноте, нужно подходить с тыла и стоять почти по колено в Святом озере.

Местные продавцы сувениров берегут как особый товар старую 500-рублевку: на ней по Святому озеру плывет парусник. Сейчас так уже нельзя.

Всё, что когда-либо происходило на Соловках, нанизывалось на существование монастыря. Рыболовство, теперь известное далеко за границами архипелага, создавалось, чтобы кормить священников. Во время всех иностранных набегов оборону держали в крепости (в бойницы до сих пор смотрят декоративные пушки). Первых заключенных содержали в темницах внутри стен.

В специальной соловецкой детской азбуке на букву «С» идет Савватий, а на букву «З» — Зосима. Это имена основателей монастыря.

Он больше, чем кажется по фотографиям, но при этом теснее. Толпы туристов по одному протискиваются через узкие дверцы, а потолки даже в огромных залах довольно низкие. При этом одни комнаты напоминают наскоро заштукатуренные лестничные клетки новостроек, а другие сохранились со старых времен настолько хорошо, что гипнотизируют.

Если второе — это магия вековых деревянных сводов, старинных икон и запаха въевшегося воска, то первое — скучный привет из двухтысячных. Большевики жгли костры, курили и мусорили в стенах монастыря; о бережном обращении с православными артефактами речи и не шло. Одну из ценных икон нашли в качестве двери: ее замазали краской и грубо обрубили, чтобы входила в проем.

Поэтому реставрацию выполняют до сих пор. Иногда — наспех.

С одной стороны от монастыря в двух минутах ходьбы находится «Дом гостеприимства» — здание с экскурсионным бюро. Опять же, трудно определить, относит такое название к советскому застою, дореволюционной рекламе или просто нынешней моде называть вещи по-русски.

Всё, что можно увидеть на Соловках, начинается отсюда, если у туриста не хватает энтузиазма арендовать лодку или велосипед.

Соседние острова и архипелаги, вековые деревянные церкви, места кровавых расправ большевиков — за 500–700 рублей пазик или катер доставит туда, куда гость пожелает.

Заходить в экскурсионные бюро в больших городах считается моветоном (максимум можно нанять частного гида через интернет), но здесь — это здравый смысл. Соловецкие острова больше и загадочнее, чем кажутся, и сам видеть историю под ногами учишься, только если знаешь, куда смотреть.

Чуть выше монастыря, буквально в полукилометре, проходит улица Заозёрная. Это первая и последняя улица, которую вы посетите, приехав на Соловки. Здесь несколько сувенирных лавок, магазин с продуктами, пара гостиниц и чудесное кафе «Кают-компания».

«Кают-компанию» порекомендуют туристу местные жители, гиды, хозяин съемной квартиры и работник ресепшена в гостинице. Ей не поют дифирамбы, но ничего плохого про нее местные не скажут.

Это столовая, куда толпами заводят тургруппы китайцев и европейцев (да, на Соловки приезжают европейцы; я встречал людей из США и Австралии), куда приходят работники местных портов и музеев.

Здесь в среднем за 400 рублей с человека вам подадут салат, мясное блюдо, алкоголь и, возможно, десерт. И это будет удивительно вкусно для столовой.

«Кают-компания» звезд с неба не хватает, но если вы хотите вкусно поесть на Большом Соловецком острове — заходите туда. Немного иным образом обстоят дела с расположившимся рядом рестораном «Пинагор» — почти единственным местом на Соловках, где есть Wi-Fi.

«Пинагор» советуют тем, кому хочется местной кухни. Там можно отведать блюда подороже и поизысканнее. Их любезно принесет к столу одетая в уличный спортивный костюм официантка. Впрочем, это не единственные места, где можно поесть, но самые близкие к монастырю.

Селедка, треска — всё это на Соловках действительно очень вкусное. Но если вы не хотите давиться мелкими костями и полчаса выщипывать рыбу со скелета, ищите мигрирующих по острову бабушек, которые продают пирожки с этой рыбой. Вот у них вы попробуете самую вкусную селедку в своей жизни. Где-то за 30 рублей.

Несмотря на изолированность Соловков, продуктов здесь вдоволь. На материке затовариваться консервами и лапшой нет необходимости. В продуктовых обычно очередь, но на полках есть почти все типы продуктов, которые можно купить в том же «Магните» или «Перекрестке». Цены процентов на пять выше московских, а алкоголь продают до 9 часов вечера.

На Заозерной же улице находится музей ГУЛАГа. Уже из него мы узнаем, что и «Кают-компания», и сувенирные лавки, и продуктовый магазин расположены в бывших лагерных бараках. С экспозиции в этом музее начинается понимание Соловков, умение их по-настоящему видеть.

Половина жилых зданий вокруг монастыря стоит на безымянных, неоткрытых захоронениях заключенных. При строительстве до сих пор находят черепа с пулевыми отверстиями. В августе 2018 года было произведено еще одно захоронение таких останков.

В самом музее душно и довольно темно: в бараках вентиляция предусмотрена не была. Пройдя через музей, человек начинает замечать больше мемориальных табличек вокруг, бережнее ступает по узкоколейке, идущей через тайгу, и по-другому смотрит на соловецкие кроваво-рубиновые рассветы.

Интересно, как в условиях сегодняшней тенденции помнить свое прошлое не целиком на Соловках смотрят на него честно.

Куда бы ни повели туриста экскурсоводы — ни один не молчит о бесчеловечных приговорах и шокирующих числах невинных жертв. Половина мест на Соловецких островах святые, половина — скорбные.

И взгляд здесь на это искренний и трезвый. Каждый слышал страшные байки, каждый знает страшные цифры.

Пожалуй, ничто так не пробуждает в человеке Человека, как стоящий под елями погост с воткнутым крестом, на котором написано «12 человек».

Но Соловецкие острова — это не только слезы. Это и пропитывающая душу невероятная красота. За нее принято ценить местные церкви, но больше всего ее — в местной природе. Она чистая, но при этом насыщенная, пряная. Болота, ели, цветы — здесь всё дышит полной грудью.

Исследование соловецкой природы начинается с простого шага: аренды велосипедов. За час на самом простом велосипеде вы заплатите 60 рублей, а за сутки — 600. Чем больше на велосипеде скоростей, тем дороже.

В залог придется отдать какой-нибудь документ.

По узкоколейке, начинающейся недалеко от монастыря, можно заехать далеко в тайгу, увидеть заброшенные захоронения заключенных, камень-стенограмму переговоров монаха и английского капитана и озера, которые многие видели только на картинках.

Двадцать минут на катере приведут туриста из тайги в тундру, на Заяцкий остров. На нем среди 20-сантиметровых кустов и метровых деревьев можно увидеть культурное явление, не объясненное до сих пор: лабиринты.

Это что-то, напоминающее современному человеку круги на полях: невысокие каменные насыпи, сложенные в огромные узоры лабиринтов — еще до нашей эры.

Никто до сих пор не знает, привет ли это усопшим предкам, механизм для ловли рыб или место бракосочетания.

Отплыв чуть дальше, уже за границу Архангельской области (сорок минут на катере), можно увидеть Кузова. Тоже острова, но более скалистые и почти необитаемые — с маленькими палаточными лагерями у кромки воды. Туристы спускаются на остров с катера по дощечке, один край которой опирается на борт, а второй — на скалу.

И это первое из испытаний, которые дарят посетителю Кузова. За этим следует час ходьбы на двух и четырех конечностях вверх по скалам. Подниматься безопасно только по выверенным экскурсоводом тропам. По пути туристы срывают с кустов чернику и шукшу (почти безвкусную, но освежающую ягоду), чтобы утолить жажду. Подъем идет примерно на 150 метров над уровнем моря.

Там легко дышится и лучше ловит телефон.

На самой вершине открывается вид, который многие жители больших городов не увидят, прожив всю жизнь. Дикие, покрытые елями, первозданные острова, окруженные Белым морем и собственным величием.

Соловецкие острова меняют человека. Показывают совершенно новый спектр красивого. Нагружают душу очень тяжелыми, скорбными мыслями и при этом очищают, как вода в Святом озере. Это не один из российских must-go, и их не стыдно не посетить. Но иногда каждому из нас нужно оказаться там, где со всех сторон не будет лететь пыль в глаза. В этот момент можно вспомнить о Соловках.

Дмитрий Мартьянов

Источник: https://knife.media/solovki-guide/

Лагерные шрамы Соловецкого монастыря

Знаменитые тюрьмы. Соловецкая монастырская тюрьма

После закрытия Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря в 1920 году Соловецкие острова были переданы ОГПУ для организации Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН).

Тогда было принято решение “признать необходимым ликвидацию всех находящихся в Соловецком монастыре церквей, считать возможным использование церковных зданий для жилья, считаясь с остротой жилищного положения на острове”.

Практически все помещения, созданные в разные времена для жизни монахов и священнослужителей, были переоборудованы в тюрьмы и карцеры. Камеры располагались в стенах самого монастыря, а в удаленных скитах устраивали штрафные изоляторы, куда ссылали непокорных.

Самым страшным местом на острове стал Свято-Вознесенский скит на Секирной горе. В каменном трехъярусном храме XIX века был устроен мужской штрафной изолятор, где заключенные терпели мучительные пытки и наказания.

Сюда отправляли за попытку побега, отказ от работы, исполнение религиозных обрядов, нарушение лагерного режима и другие провинности. В изолятор помещали на срок от одного месяца до года. Больше здесь не выдерживали.

Вид на Свято-Вознесенский скит на Секирной горе

© Сергей Бобылев/ТАСС

Окна церкви, где содержались узники, были забиты, помещения не отапливались даже зимой, никаких условий для ночлега там не было. Письма, которые узники писали родным, не отправлялись адресатам, а складировались здесь же, в помещениях храма. После закрытия лагеря неотправленные письма стали свидетельством того, что происходило в стенах тюрьмы.

Казни на Секирной горе

Пока лагерь действовал, за его пределами не было известно о тяжелых условиях содержания заключенных — наоборот, его представляли как передовую форму содержания осужденных преступников, которые перевоспитывались, трудясь “на благо страны” на кирпичном, гончарном, механическом, лесопильном, кожевенном заводах. В официальных документах отмечается, что в лагере действовала библиотека, работал театр, в котором играли сами заключенные, создавались футбольные, волейбольные и баскетбольные команды. Об этих порядках как о достижениях писали в газетах, лагерь показывали знаменитостям.

Самое тяжелое напоминание о лагерном периоде Соловков — кладбище у подножия Вознесенского скита. На Секирной горе проводились и расстрелы узников по приговорам Информационно-следственного отдела лагеря.

Тела сбрасывали в могилы и засыпали землей. Эти захоронения обнаружены в 2005 году, а в 2006 году началось обустройство кладбища.

У начала тропы, ведущей к месту массовых расстрелов и кладбищу, несколько лет назад установлен красный шестиметровый поклонный крест.

У Вознесенского скита расположено кладбище с групповыми захоронениями

© Сергей Бобылев/ТАСС

Изучение истории Соловецких лагерей 1920–1939 годов стало одним из важных направлений деятельности Соловецкого музея-заповедника, который возглавляет наместник и игумен Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий. Монастырь по собственной инициативе издает серию книг “Воспоминания соловецких узников 1923–1939 гг”.

В рамках этого проекта планируется опубликовать все доступные воспоминания, посвященные описанию соловецкой каторги ХХ века. Сейчас вышел 5-й том.

Свидетельства жертв

“Зло нередко прячется в красивые одежды, тем самым стремясь быть неузнанным. Чтобы понять его гибельную суть, его надо увидеть обнаженным и безобразным. Именно таким оно предстает в воспоминаниях людей, прошедших “красные Соловки” и другие большевистские лагеря и тюрьмы.

Авторы этих воспоминаний — люди разные по возрасту, жизненному опыту, образованию, национальности, религиозности. И пишут они о своем времени по-разному.

Но в их воспоминаниях открывается целостная картина добра и зла, подвига и предательства, жизни и смерти”, — написал наместник Соловецкого монастыря в приветственном слове к читателям книги.

Инженер Владимир Рубинштейн описал повседневную жизнь заключенных на Соловках — организацию курсов, занятия и спектакли, споры и дискуссии, что, как отмечают монастырские исследователи, дает представление о наличии в тот период в лагере некоей политической культуры.

Писатель Олег Волков оставил много сведений о лагерной жизни на Соловках. “То был период, когда духовных лиц обряжали в лагерные бушлаты, насильно стригли и брили. За отправление любых треб их расстреливали. Для мирян, прибегнувших к помощи религии, введено было удлинение срока — пятилетний “довесок”, — писал он в своих воспоминаниях “Погружение во тьму”.

По свидетельству писателя, для тех, кто сидел на острове, не было страшнее слов, чем “Секирная гора”.

“Именно там, в церкви на Секирной горе, достойные выученики Дзержинского изобретательно применяли целую гамму пыток и изощренных мучительств, начиная от “жердочки” — тоненькой перекладины, на которой надо было сидеть сутками, удерживая равновесие, без сна и без пищи, под страхом зверского избиения, до спуска связанного истязуемого по обледенелым каменным ступеням стометровой лестницы: внизу подбирали искалеченные тела, с перебитыми костями и проломленной головой”, — вспоминал Волков.

Расселять, но не разрушать

В Соловецком поселке за пределами монастырских стен с советских времен сохранились несколько деревянных бараков. В одном из них расположена музейная экспозиция по истории Соловецких лагерей особого назначения, а другие подобные постройки до сих пор используются как жилье.

Их, как сообщили в администрации Архангельской области, собираются расселять, но не разрушать. Есть планы создать в одном из домов музей академика Дмитрия Лихачева — одного из самых известных узников Соловецкого лагеря.

Лихачев был арестован за участие в студенческом кружке “Космическая академия наук” вскоре после окончания университетского факультета общественных наук в Ленинграде в 1928 году и осужден на пять лет за контрреволюционную деятельность.

Поселок Соловецкий на Большом Соловецком острове

© Сергей Фадеичев/ТАСС

За 16 лет существования лагеря и тюрьмы на Соловках через них прошли десятки тысяч заключенных.

Среди известных узников Соловков — философ Александр Мейер, юрист, историк Владимир Бенешевич, писатель Борис Ширяев, историк и краевед Николай Анциферов, прозаик, публицист, мемуарист Олег Волков, философ и ученый, священнослужитель Павел Флоренский. Многие узники вели в лагере научную деятельность, выполняли задачи по изучению местности и освоению ресурсов.

Соловки стали местом ссылки многих иерархов, священнослужителей Русской Православной церкви. На сегодня известны имена более 80 митрополитов, архиепископов и епископов, более 400 иеромонахов и приходских священников, которые были узниками Соловков. Многие их них скончались на островах от болезней и голода или были расстреляны в Соловецкой тюрьме.

Екатерина Андреева

Источник: https://tass.ru/v-strane/4519201

Соловецкие сидельцы

Знаменитые тюрьмы. Соловецкая монастырская тюрьма
Высылка различных вредных для правительства элементов подальше с глаз, стала распространенным самостоятельным видом наказания начиная с 16-го века.

Смутьянов и нежелательных лиц предпочитали отправить подальше, если не находилось достаточной вины для того, чтобы их казнить.

А иногда правители рассуждали, что ссылка на длительное тюремное заключение в суровых условиях, будет даже более жестоким наказанием, чем лишение жизни.

Ссылали обычно на окраины государства: на север, на Урал, позднее в Сибирь и на Кавказ.

Суровые условия

С определенного времени Соловецкий архипелаг в Белом море, где возникла Соловецкая обитель, стал излюбленным местом для заточения знаменитых и не очень известных “крамольников”.

Соловецкая монастырская тюрьма была изначально и построена так, чтобы узники страдали ежеминутно. Официально они должны были покаяться в монастырских стенах.

Камеры в башне Соловецкого монастыря

Для этого были устроены маленькие камеры в башнях и стенах монастыря. Самые “комфортабельные” камеры достигали 2 метров в высоту и 3 метров в длину. В них помещали тех, чья вина была не слишком тяжела.

Для отъявленных злодеев узилища были иные: 1,4 местра в длину, 1 метр в высоту. Ни встать, ни лечь и вытянуться человек в таком помещении не мог. А если прибавить к этому суровый северный климат и отсутствие отопления? А еще и отсутствие света, и естественного дневного и искусственного, поскольку свечей узникам не полагалось.

Первые узники

Самым первым заключенным Соловецкой монастырской тюрьмы был некий Сильван, участник движения “нестяжателей”, то есть еретик, посмевший противостоять православной церкви. Он скончался в 20-х годах 16-го века.

А новый царь, Иван Грозный отправлял людишек на Соловки уже более активно. В большинстве своем это были участники различных еретических движений, посланные в тюрьму для покаяния и исправления: расстрига Артемий, бывший настоятель Троице-Сергиевой Лавры, иные участники антицерковных учений.

Их должны были содержать с лютой крепостью: ни разговаривать, ни света видеть, сидельцам не полагалось. Интересно, что Артемий Троицкий из Соловков все же сбежал в Литву. Это был первый и единственный побег из этой тюрьмы.

Другими заключенными 16-го столетия были: Авраамий Палицын и протопоп Сильвестр, бывший приближенный царя Ивана IV.

И еретики, и политические

В 1606 году на Соловки угодил целый царь. Симеон Бекбулатович был венчан на царство Иваном Грозным, правил он мало и давно, сам же Грозный его и сместил, Симеон принял монашеский сан, но с началом смуты, от греха царя Семена упрятали подальше. Освободился он только в 1612 году.

Симеон Бекбулатович

А потом Соловецкие камеры стали наполняться участниками церковной реформы. При чем сидели в них, как сторонники, так и противники Никоновских преобразований, ведь сами монахи Соловецкой обители не поддержали поначалу нововведений.

Век переворотов

Особенно многолюдны убогие камеры Соловецкого монастыря были в веке 18-м. Веке дворцовых переворотов, заговоров и интриг.

Отметился в числе пославших людей в ссылку на острова и Петр I. В 1722 году он заточил некоего Ефима Мещерского – противника преобразований, точная вина которого, нам не известна. При этом Петр Толстой, чья подпись стоит на указе о ссылке Мещерского, и сам не избежал участи Соловецкого сидельца: угодил по соседству в 1727 году.

Бывший фаворит Анны Иоанновны, участник написания знаменитых “кондиций”, ограничивавших самодержавную власть, родственник второй невесты Петра II, Василий Лукич Долгорукий провел на Соловках долгие годы, отправившись из каменного мешка прямо на эшафот.

Василий Лукич Долгорукий

В 1776 году в тюрьму привезли и последнего атамана разгромленной Запорожской Сечи Петра Кальнишевского. Он прожил в камере до 110 лет, освободил его именным указом лишь Александр I. Но старый казал не пожелал покинуть обители, оставшись в монастыре до конца своих дней.

19 век

Двое родственников Александра Сергеевича Пушкина содержались в Соловецкой тюрьме: один из них за подделку денежных ассигнаций, а другой, Павел Ганнибал, внук арапа петра Великого – за протест против расправы над декабристами.

Павел Ганнибал

В 19-м веке условия содержания узников улучшились. Их больше не сажали в маленькие каменные мешки внутри стен и башен. Было построено отдельное здание, камеры хоть и не отличались комфортом, но стоять и сидеть в них уже было можно, кроме того, они имели окна, пусть и забранные решетками.

Начиная с середины 19-го века в тюрьму на Соловках стали ссылать преимущественно вероотступников и сектантов. Например, членов сект скопцов и хлыстов. Но не рядовых, а тех, которые запятнали себя преступлениями против личности: лично участвовали в насильственном оскоплении и принуждении вступить в секту.

20 век.

В 1903 году под влиянием общественных протестов тюрьму на Соловках закрыли. Помещение передали монахам, которые обустроили его под больницу.

Казалось бы, мрачная страница обители-тюрьмы закрыта.

Но вскоре ее вновь открыла уже новая советская власть. В 1923-м году Соловецкие островы передали в распоряжение ОГПУ. Оказалось, что и пролетарское правительство нуждалось в местах, куда можно было бы упрятать подальше от глаз новых крамольников.

Соловецкий лагерь особого назначения

Интересный факт:

  • за время от Ивана Грозного до 1883 года через Соловецкую тюрьму прошло около 550 узников;
  • с 1923 года до 1939 года, когда Соловецкий лагерь особого назначения был закрыт, через него прошли уже десятки тысяч заключенных.

Иллюстрации из публичного доступа сети Интернет

***

Еще больше историй и фактов на моем канале. Заходите в гости, я всегда рада.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/projito/soloveckie-sidelcy-5b1fd18b77d0e67f1fc54c84

История Спасо-Преображенского Соловецкого мужского монастыря

Знаменитые тюрьмы. Соловецкая монастырская тюрьма

Одна из самых знаменитых монашеских обителей в России. На протяжении нескольких столетий истории Соловецкого монастыря, расположенного на северных «краесветных» островах, он был важнейшим центром русской духовной жизни.

История

История Соловецкого монастыря началась в 1436 году. Его основателями были почитаемые в России Святые: Савватий, Герман, преподобный Зосима, Анвезерские чудотворцы Иов и Елизар.

Из стен монастыря вышли многие подвижники и Святые, в том числе, Митрополит Московский и Всея Руси Святитель Филипп, который мученически погиб во времена Иоанна Грозного за то, что обличал опричнину и выступал против казней бояр.

Из монахов Соловецкого Монастыря вышли патриархи Никон и Иоасаф, знаменитые исторические деятели Александр Булатников и Авраамий Палицин.

Подвижники монастыря внесли огромную лепт в просвещение северных языческих народов и установление Христианства на территории России. Именно благодаря монастырю в поморских районах был высокий уровень грамотности населения, работали ремесленные училища.

Защита отечества

Обитель не только занималась просвещением и молитвами. Монахи нередко становились на защиту Отечества и доблестно охраняли северные границы России.

Еще в конце шестнадцатого столетия на Соловках была построена каменная крепость и укреплен Сумской острог. В смутное время монахи под руководством Игумена Антония, который являлся учеником Патриарха Филиппа, спасли Соловки и все Поморье от вторжения шведов.

Нападения вражеских держав пришлось отражать и Игумену Иеринарху в начале семнадцатого столетия. Поморские крестьяне под руководством соловецких стрелков заслужили уважение шведов.

Из самых важных моментов истории монастыря стоит отметить Соловецкое сидение. Это был бунт части братии, которые были не согласны с реформами патриарха Никона. Бунт перерос в восстание (1668 – 1676 года), в его подавлении принимал участие воевода Мещеринов.

На протяжении нескольких месяцев Соловки были осаждены, с обеих сторон было немало жертв. Восстание ослабило экономическое положение монастыря и подорвало его духовные традиции.

Только спустя несколько десятилетий Соловецкому монастырю удалось вернуть прежнее влияние.

Братии Соловецкой обители довелось принимать участие и в крымской войне. В 1854 году монахи под руководством настоятеля Александра на протяжении долгих десяти часов выдерживали обстрел с британских кораблей, но устояли и не сдали своих позиций.

Культурная и просветительная деятельность

Соловецкий монастырь был важнейшим русским культурным центром. В обители хранилась лучшая в России библиотека, при которой трудились переписчики, создавались здесь и новые произведения.

В частности, Игумен Досифей составил жизнеописания Преподобных Зосимы и Савватия, много трудов, которые актуальны и по сей день, создал монах Сергий Шелонин, знаменитым соловецким писателем является также инок Епифаний.

Библиотека Соловецкого монастыряРизница Соловецкого монастыря

В ризнице монастыря хранились бесценные древние иконы, драгоценные сосуды и облачения для Богослужений. Была собрана уникальная коллекция старинного оружия.

Экономическое положение монастыря

Вотчины монастыря простирались по всему Поморью вплоть Онежского озера. Монастырь владел солеваренными предприятиями, предприятиями по добыче железной руды и слюды, по добыче рыбы. В начале двадцатого столетия в Соловецкую обитель входило 17 храмов, около 30 часовен, пустыни и скиты.

В 1920 году Соловецкий монастырь был закрыт.

Монастырская тюрьма

Церковная и политическая тюрьма на Соловках существовала с шестнадцатого и до конца девятнадцатого столетия. стены темницы видели немало знаменитых узников. В Соловецкой тюрьме узники содержались в бесчеловечных условиях. Камеры имели форму конуса, а их размер был в диаметре около 3 метров и 2 в высоту.

В Головленковской башни радиус тюремных конусов не превышал 1.4 метра. В таком помещении заключенные не могли даже вытянуться во весь рост и спали в сидячем положении. В помещениях не было окон кроме тех, через которые узникам передавали скудную пищу.

В тюрьме в разные годы томились знаменитые религиозные и политические деятели.

Одним из первых узников были монах Сальван и настоятель Артемий – активисты движения нестяжательства.

В качестве заключенного некоторое время находился на Соловках Авраамий Палицин, который затем был с почестями захоронен на острове.

В застенки тюрьмы попали и сторонники антиниконовского движения: Михаил Львов, Никанор – архимандрит Спасо-Сторожевского Монастыря и другие деятели, которые затем приняли активное участие в Соловецком восстании.

С начала восемнадцатого столетия в тюрьму отправлялись заключенные, осужденные Синодом или Тайной Канцелярией, среди них был Граф Толстой Первый.

К концу восемнадцатого столетия количество узников заметно сократилось. Остались лишь осужденные «за дела веры»: старообрядцы, раскольники, субботники, «хлысты».

В 1776 году на остров прибыл последний атаман Запорожской Сечи Петр Калнышевский. Он провел в заключении 26 лет. После помилования, которое даровал ему Император Александр, атаман, будучи глубоким старцем, не захотел возвращаться на родину, а остался жить при монастыре.

В 1883 тюрьма была официально закрыта, но на Соловки продолжали ссылать провинившихся церковных деятелей.

Советский период

В 1920 году Соловецкий монастырь упразднили, а все ценности реквизировали. На территории обители был создан лагерь, куда заключали белых офицеров, представителей духовенства, бывших эсеров и другой «контрреволюционный элемент».

В 1939 лагерь расформировали и передали остров военным. Здесь расположился отряд Северного Морского флота. Во время войны на Соловках готовили специалистов: сигнальщиков, боцманов, радистов, электриков и т.д.

Также работала школа юнг, где обучали мальчиков допризывного возраста. Соловецкие юнги проявляли героизм и мужество во время войны.

Эти мальчики сражались наравне со взрослыми, многие из них получили высокие награды, а бывший выпускник школы Владимир Моисеенко получил звание Героя Советского Союза.

В 50-х годах Соловки открыли для посещения. Историков и деятелей культуры поразило состояние, в котором пребывали уникальные исторические памятники. В середине 60-х было принято решение о восстановлении Соловков, в 1967 на территории обители был создан музей-заповедник.

В 1991 Соловецкий монастырь был включен в список культурного наследия Юнеско.

Возобновление монашеской жизни

Монашеская жизнь на Соловках началась возрождаться с 1988 года. Именно в этом году образовался приход, в который вошли сотрудники музея и местная интеллигенция. Духовным пастырем образовавшийся общины стал Игумен Андроник, внук православного философа Петра Флоренского, который последние годы жизни провел в Соловецком лагере.

В апреле 1989 Соловецкая религиозная община была зарегистрирована официально, а в августе общине передали церковь Святителя Филиппа. Храм нуждался в ремонте, и на его восстановление жертвовали средства верующие по всей России.

В январе 1990 года на Соловках прошла первая, после закрытия монастыря в 1920 году, Божественная Литургия. В мае священником общины был назначен отец Герман.

 В августе властям Архангельской области было принято решение о поэтапной передачи Православной Церкви памятников и объектов Соловецких островов.

В октябре на архипелаг прибыла первая группа насельников и вышло постановление Синода об учреждении монашеской обители. Игуменом был назначен отец Герман.

В августе 1992 года произошло знаменательное событие в истории монастыря: были возвращены мощи Святых основателей: Савватия, Германа и Зосимы.

Сейчас в Соловках постоянно проживают насельники, сюда приезжают люди, которым требуется духовная помощь, собираются паломники со всего мира. Соловецкий монастырь снова становится важным духовным центром России.

Новое строительство

В 2014 году началось строительство музейного комплекса на территории архипелага. Новое здание будет размещаться прямо под монастырскими стенами. Цель постройки – вывод музея из стен монастыря. После протеста верующих, строительство было приостановлено, и было решено уменьшить здание на один этаж. Возобновление работ планируется на 2018 год.

Также власти приняли решение о постройки на Соловецком архипелаге аэропорта. Это решение вызвало недовольство экспертов ЮНЕСКО. Специалисты считают, что музейный комплекс и аэропорт нанесут ущерб целостности архитектурного ансамбля Соловков.

Скиты, пустыни, подворья

В комплекс монастыря входят следующие объекты:

  • Андреевский скит. Скит располагается на Большом Заячьем острове. В него входит деревянный Храм Андрея Первозданного, поварня и другие хозяйственные постройки. Здесь также, еще со времен Игумена Филиппа, была обустроена гавань.
  • Голгофо-Распятский скит. Это небольшая церковь на холме, где когда-то была отшельническая келья старца Паисия. В 1994 году на холме установили Крест в честь Новомучеников Соловецких.
  • Никольский скит. Скит был обустроен на острове Конд по указу императора Николая II. Деревянная церковь, освященная в честь Николая Угодника, не сохранилась.
  • Савватиевский скит. Это место, где когда-то жили Герман и Савватий – основатели монастыря. В семнадцатом столетии в скиту обустроили братские кельи, а в девятнадцатом веке в честь Крымской войны была построена каменная церковь в честь Богоматери Смоленской.
  • Свято-Вознесенский скит. Самая высокая точка Соловецкого архипелага. На высоком холме возвышается трехярусный одноглавый храм Вознесения Господня.
  • Свято-Троицкий скит. Находится на Анзере, втором по величине острова архипелага. Здесь сохранилась трапезная семнадцатого века, келейная, а также церковь конца девятнадцатого века, освященная в честь Михаила Малеина.
  • Сергиевский скит. Расположен на острове Муксалма. Долгое время остров служил как пастбище для монастырского скота. В девятнадцатом веке сюда перенесли старинную деревянную Онуфриевскую церковь, была построена часовня, освященная во имя Святого Власия, который считается покровителем домашнего скота. Чуть позднее была возведена каменная церковь в честь Сергия Радонежского.
  • Исакиевская пустынь. Эта одна из самых древних пустыней монастыря. Считается, что она возникла во времена игумена Филиппа. Здесь расположена деревянная келейная, а также большой деревянный дом.
  • Макариевская пустынь. Эту пустынь обустроил архимандрит Макарий на берегу озера Нижний Перт. Здесь есть дом архимандрита с мезонином, старинный валунный ледник, в 1854 была сооружена крепость в напоминание о Крымской войне, освященная во имя Александра Невского.
  • Филиппова пустынь. Пустынь расположена на берегу Игуменского озера. По преданию, игумен Филипп любил уединятся в этом месте для молитв и размышлений. Однаэды Филиппу явился Иисус, а на этом месте забил чистый родник. Игумен собственноручно углубил источник и велел поставить над ним часовню, в которой было изображение Иисуса в том виде, в котором он явился настоятелю. Обветшалую часовню в девятнадцатом веке заменили на каменную.

Соловецкий монастырь также имеет подворье в:

  • Архангельске;
  • Кеми;
  • Москве;
  • Санкт-Петербурге;
  • Фаустово;
  • Радово.

Расписание богослужений

В Храмах Соловецкого монастыря ежедневно проводятся Богослужения:

  • В 08-00 Литургия.
  • В 17-00 Вечерня.

Также проводятся молитвы братии и молибдены. Расписание следует уточнять в каждом Храме.

Как добраться до Соловецкого монастыря

В зимнее время на Соловки можно попасть только на самолете из Архангельска. Летом паломников и туристов перевозят теплоходы из городов Беломорск и Кемь.

Контактные данные

  • Точный адрес монастыря: Архангельская область, поселок Соловки.
  • Телефон: 7 (81835)90298.

Соловецкий монастырь неразрывно связан с историей нашей страны, со становлением и возрождением Православия в России. Фото монастыря, его Храмов, скитов и пустыней можно найти в исторических и архитектурных справочниках, в православной литературе, в интернете.

Сохранились фото различных лет: от дореволюционных карточек и до снимков современного монастыря. Также остались изображения Соловков во время Великой Отечественной войны, когда на территории монастыря действовала школа Соловецких юнг.

Источник: https://pravednik.info/istoriya-spaso-preobrazhenskogo-soloveckogo-muzhskogo-monastyrya.html

Закон
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: