Закон РФ Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации). Федеральный закон о медиации 193 фз о медиации

Медиация в арбитражных судах Российской Федерации

Закон РФ Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации). Федеральный закон о медиации 193 фз о медиации

Действующее арбитражное законодательство позволяет сторонам, обратившимся в арбитражный суд, урегулировать спор посредством применения альтернативных (примирительных) процедур.

Возможность совершения данных процессуальных действий, а также их последствия и преимущества должны быть разъяснены сторонам арбитражным судом, одной из обязанностей которого является содействие примирению сторон (ст. 138 АПК РФ).

Стороны, в свою очередь, вправе использовать любые виды примирительных процедур, если это не противоречит федеральному законодательству, а именно:

  • переговоры сторон;
  • процедуру медиации;
  • заключение мирового соглашения;
  • иные примирительные процедуры, соответствующие законодательству РФ.

Понятие, цель и принципы процедуры медиации

Термин «медиация» происходит от латинского «mediare» – посредничать.

Медиация – это один из возможных способов урегулирования спора с участием третьей стороны – посредника (медиатора), который не разрешает спор по существу и не дает правовую оценку заявленным требованиям, а лишь содействует в разрешении конфликта с максимальной выгодой для каждой из сторон. Таким образом, целью медиации является достижение сторонами взаимоприемлемого решения, а ее методы основываются на ведении переговоров в русле сотрудничества.

Медиация может проводиться:

1) во внесудебном порядке – по собственной инициативе сторон без намерения обратиться в суд

2) в досудебном порядке – посредством внесения сторонами в договор или в иное юридически значимое соглашение медиативной оговорки об обязанностях сторон урегулировать разногласия путем применения процедуры медиации;

3) в рамках судебного процесса – как формализованная процедура, происходящая по предложению суда, и позволяющая сторонам прервать процесс на любой стадии судебного разбирательства для обращения к медиатору с целью мирного урегулирования спора.

Эффективность применения процедуры медиации зависит от строгого соблюдения принципов, закрепленных в ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее – Закон о медиации):

  • сотрудничество и равноправие сторон (равенство их процессуальных прав и обязанностей);
  • добровольность (все решения в рамках процедуры медиации принимаются только по взаимному согласию сторон);
  • беспристрастность медиатора (его независимое отношение к каждой из сторон и отсутствие личной заинтересованности в конкретном исходе дела);
  • конфиденциальность (вся информация, ставшая известной медиатору в процессе индивидуальной беседы, не может быть сообщена другой стороне спора без специального разрешения стороны, сообщившей информацию, а также медиатор не подлежит допросу в качестве свидетеля в ходе судебного разбирательства).

Применение процедуры медиации при рассмотрении споров арбитражными судами РФ

Возможность применения процедуры медиации при разрешении споров, рассматриваемых в порядке арбитражного судопроизводства закреплена в п. 4 ст.

 1 Закона о медиации, которым помимо споров, возникающих из трудовых и семейных правоотношений, регулируются отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Применение процедуры медиации имеет некоторые ограничения, не допускающие ее проведения в случаях, если указанные выше споры затрагивают права и законные интересы третьих лиц, публичные интересы, а также если они касаются уголовных или конституционных решений.

Процедура медиации может применяться сторонами как до предъявления в суд искового заявления, – при этом необходимо отметить, что обращение к указанной процедуре приостанавливает течение срока исковой давности на срок ее проведения (п. 3 ст.

202 ГК РФ), – так и на любой стадии рассмотрения дела в арбитражном суде. В последнем случае судья обязан предложить сторонам обратиться за содействием к посреднику, разъяснить существо и преимущества процедуры медиации, а также ее правовые последствия (см. Постановление Пленума ВАС РФ от 20.12.

2006 № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству»).

Необходимым условием проведения медиации является наличие письменного соглашения о проведении процедуры медиации, которое может быть заключено сторонами до возникновения спора (соглашение о применении процедуры медиации или медиативная оговорка) или после его возникновения. Сведения, наличие которых обязательно в содержании указанного соглашения закреплены ст. 8 Закона о медиации и включают в себя:

  1. предмет спора;
  2. сведения о медиаторе или об организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации. Медиатор может осуществлять свою деятельность равно как на профессиональной, так и непрофессиональной основе (п. 1 ст. 15 Закона о медиации). Однако, следует обратить внимание, что в случае проведения медиации по спорам после передачи их на рассмотрение арбитражного суда данная процедура может проводиться только профессиональным медиатором. Стороны вправе самостоятельно осуществить выбор посредника по взаимному согласию.
  3. порядок проведения процедуры медиации, определение которого находится исключительно в ведении сторон, или, при их указании – устанавливается медиатором с учетом обстоятельств спора и пожеланий оппонентов;
  4. сведения об участии сторон в расходах, связанных с применением процедуры медиации, которые, без настоящей договоренности, будут распределены между ними в равных долях;
  5. срок проведения процедуры медиации, который, согласно закону, не может превышать шестидесяти дней. Тем не менее, по спорам особой сложности, не переданным на разрешение арбитражного суда, он может быть увеличен – максимально – до ста восьмидесяти дней. Истечение указанного срока является основанием для прекращения процедуры медиации.

Соглашение о проведении процедуры медиации заключается после принятия стороной соответствующего предложения от противоположной стороны, заинтересованной в мирном урегулировании спора. День его заключения считается началом проведения процедуры медиации.

Заключив соглашение, стороны представляют в суд его заверенную копию и подают ходатайство об обращении за содействием к медиатору, на основе которого арбитражный суд вправе отложить проведение предварительного судебного заседания, либо объявить перерыв. (См. п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 18.07.

2014 № 50) В большинстве случаев, перерыв используют для переговоров сторон в «Комнате примирения». Такая Комната, например, в которой оппоненты в спокойной обстановке могут попытаться самостоятельно урегулировать конфликт, или же – привлечь для содействия независимого профессионального посредника, работает в здании Арбитражного суда г.

Москвы. Все услуги по проведению процедуры медиации в рамках суда оказываются в Комнате примирения безвозмездно.

В случае урегулирования всех спорных вопросов в процессе медиации, стороны завершают процедуру подписанием медиативного соглашения, содержащего сведения о всех принятых решениях, а также условия и сроки выполнения сторонами обязательств. Так, в Арбитражном суде г.

Москвы производство по одному из дел (о передаче технической документации на многоквартирный дом) было прекращено после обращения сторон в Комнату примирения с привлечением профессионального медиатора, в результате чего стороны подписали медиативное соглашение, а истец подал заявление об отказе от исковых требований.

Медиативное соглашение, заключенное сторонами по результатам процедуры медиации, в ходе которой спор был передан на рассмотрение арбитражного суда, утверждается арбитражным судом в качестве мирового соглашения, которое подлежит немедленному исполнению, а определение о его утверждении может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции (ч.

8 ст. 141 АПК РФ). Само же мировое соглашение, представляющее собой, по сути, гражданско-правовую сделку, может быть признано недействительным в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (см. Постановление Пленума ВАС РФ от 16.05.2014 № 28 «О некоторых вопросах, связанных с оспариванием крупных сделок и сделок с заинтересованностью»).

Процедура медиации может быть также прекращена сторонами (подписанием соглашения о прекращении) без достижения согласия, либо посредством направления ими письменного заявления медиатору об отказе от проведения процедуры. Медиатор, в свою очередь, также имеет право отказаться от процедуры медиации ввиду ее нецелесообразности, направив соответствующее заявление сторонам.

Преимущества процедуры медиации как способа примирения сторон

Следует сказать, что урегулирование спора посредством сотрудничества сторон на основе их добровольного согласия, взаимной выгоды и стремления к мирному разрешению конфликта, – в сравнении с принятием судебного решения по существу – безусловно, имеет определенные преимущества:

  1. Эффективность. Медиатор объективно учитывает интересы оппонентов и старается разрешить спор таким образом, чтобы результат был выгоден для каждой из сторон, что, в свою очередь способствует реализации главной цели медиации – достижению взаимоприемлемого решения, которое, будучи достигнуто сторонами по взаимному согласию, исполняется гораздо чаще, чем принятые судебные решения.
  2. Оперативность. Поскольку стороны заинтересованы в быстром разрешении конфликта, то они предпринимают для этого все возможные усилия, что, в некоторых случаях, позволяет урегулировать спор за несколько часов, не прибегая к длительной судебной процедуре.
  3. Управляемость процесса. Стороны вправе самостоятельно управлять процедурой медиации, добровольно заключая мировое соглашение/отказываясь от него, самостоятельно выбирая медиатора и определяя порядок проведения медиации.
  4. Экономичность. Медиатор может осуществлять свою деятельность как на бесплатной, так и на платной основе (ст. 10 Закона о медиации). В последнем случае стороны распределяют между собой расходы на оплату его услуг в равных долях, а поскольку они не прибегают к обращению в суд, то также существенно экономят на судебных издержках.
  5. Конфиденциальность. Медиация непублична и ограничивается рамками общения медиатора и оппонентов, что позволяет сохранить конфиденциальность в случае, если спор затрагивает коммерческие интересы или личные взаимоотношения сторон. Сохранение коммерческой тайны также предусмотрено законодателем при рассмотрении дела в закрытом судебном заседании (ч. 2 ст. 11 АПК РФ), однако процедура медиации все же является более доступной.
  6. Доступность. Медиация является своего рода способом защиты «слабой» стороны, которая не всегда для защиты своих интересов имеет возможность привлечь высококвалифицированных юристов.
  7. Психологический комфорт. Отсутствие необходимых элементов процессуальной формы, судебной атрибутики и азартного интереса выиграть спор создает психологически комфортные условия для участников, атмосферу доверия и побуждает к сотрудничеству.

Источник: https://brace-lf.com/informaciya/protsessualnoe-pravo/342-mediatsiya-v-arbitrazhnykh-sudakh-rossijskoj-federatsii

Закон о медиации с последними изменениями

Закон РФ Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации). Федеральный закон о медиации 193 фз о медиации
Бесплатная консультация юриста по телефону:

При возникновении споров и затруднения их решения в судебных инстанциях, стороны вправе прибегнуть к услугам независимого посредника, который изучает предмет конфликта и способствует установлению компромиссного решения. Деятельность данных посредников, именуемых медиаторами, регулируется законодательным актом № 193-ФЗ.

Общие положения

Федеральный закон № 193-ФЗ “Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)” был принят Государственной Думой в третьем чтении 7 июля 2010 года и одобрен Советом Федерации 14 июля того же года. Законодательство было подписано президентом Российской Федерации и вступило в силу 27 июля 2010 года.

Законодательство о медиации состоит из 20 статей, определяющих следующие составные элементы:

  • Ст. 1 устанавливает сферу действия закона;
  • Ст. 2 содержит объяснение ключевой терминологии;
  • Ст. 3 определяет основные принципы, согласно которым разворачивается процедура медиации;
  • Ст. 4 устанавливает правила использования медиации при решении споров в судах и третейских судах;
  • Ст. 5 предусматривает работу с конфиденциальной информацией;
  • Ст. 6 определяет порядок предоставления сведений, являющихся предметом спора;
  • Ст. 7 описывает основные условия, при которых применяется процедура медиации;
  • Ст. 8 предусматривает правила составления соглашения о решении спора с помощью посредника;
  • Ст. 9 устанавливает правила определения медиатора;
  • Ст. 10 описывает особенности оплаты процедуры медиации;
  • Ст. 11 предусматривает порядок осуществления процедуры посреднического решения спора;
  • Ст. 12 определяет суть медиативного соглашения;
  • Ст. 13 устанавливает сроки осуществления процедуры посредничества;
  • Ст. 14 предусматривает условия прекращения медиации;
  • Ст. 15 определяет требования к медиаторам;
  • Ст. 16 устанавливает правила профессиональной деятельности медиаторов;
  • Ст. 17 описывает меры ответственности посредников и организаций, которые выполняют роль посредников при решении конфликтных ситуаций;
  • Ст. 18 определяет статус, полномочия и требования к организациям, выполняющим роль медиаторов;
  • Ст. 19 устанавливает основные функции организаций, которые предоставляют услуги по медиации споров;
  • Ст. 20 описывает порядок вступления законодательства в силу.

Настоящее законодательство предусматривает применения процедуры медиации только для решения споров, возникающих при гражданских правоотношениях, включая предпринимательскую и экономическую деятельность, а также при решении трудовых и семейных конфликтов.

Данная операция осуществляется во время разрешения спорных ситуаций во время судопроизводства в гражданских и арбитражных судах.

Если конфликт является коллективных или он затрагивает третьи лица, а также выходит за компетенции установленных судебных инстанций, запрещается использовать услуги посредников.

ФЗ о статусе судей с последними изменениями на 2018 год по ссылке:

Процедура медиации осуществляется на основе следующих принципов:

  • добровольность;
  • конфиденциальность;
  • сотрудничество;
  • равноправие;
  • беспристрастность;
  • независимость.

Нельзя прибегать к услугам медиатора, если одна из сторон не поддерживает данной инициативы.

Процедура медиации применяется при следующих условиях:

  • Стороны должны добровольно составить письменное соглашение о привлечении медиатора для решения спорной ситуации и предоставить ссылку на материалы, являющиеся предметом конфликта;
  • Процедурой можно воспользоваться до обращения в суд для решения спора или после, во время судебного разбирательства по рекомендации судьи;
  • Договор о медиации не препятствует одновременному обращению в суд;
  • Осуществление процедуры разбирательства при помощи посредника начинается с момента подписания соответствующего соглашения;
  • Если одна из сторон не отвечает на инициативу о применении медиации в течении тридцати дней, данное предложение является отклонённым.

Договор о применении процедуры медиации должен оформляться в соответствии с требованиями ч.2 ст.8 настоящего законодательства.

Также читайте ФЗ 161 о национальной платежной системе в последней редакции.

Какие были внесены изменения?

Последние поправки в ФЗ-193 были внесены 27 июля 2013 года.

В ходе указанной редакции был изменён пункт 1 части 4 статьи 18, предусматривающий включение саморегулируемой организации медиаторов в государственный реестр при условии, что в её штате находится более ста действующих профессиональных представителей, выполняющих медиаторную деятельность или при объединении двадцати организаций, предоставляющих услуги по решению споров при помощи медиации.

Источник: https://lawlinks.ru/zakon-o-mediacii/

Фз о медиации

Закон РФ Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации). Федеральный закон о медиации 193 фз о медиации

Медиация, новое явление в российском праве. Правовому акту, регламентирующему его, на днях исполнилось всего семь лет – детский возраст по сравнению с другими правовыми институтами разрешения конфликтов.

Но начало положено, новый способ урегулирования споров включен в правовое поле, применяется на практике и достаточно успешно развивается.

Разберемся что нового предложил законодатель, какие особенности присущи новому механизму, для этого внимательно прочитаем Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

До принятия рассматриваемого акта, закон предусматривал следующие основные способы разрешения разногласий между участниками спора:

  • переговоры;
  • третейское разбирательство;
  • разрешение спора государственным судебным органом.

Приведенный перечень далеко неполный, в него следовало бы включить разрешение споров в административном порядке связанные с обращением в различные государственные органы, например, обжалование их решений в порядке подчиненности, жалобы в ФАС и прочие, но поскольку, как будет сказано ниже, применение медиативных процедур в этих ситуациях невозможно, мы выделили только три основных способа.

Из приведенного списка только переговоры, как способ разрешения ситуации, позволяет сторонам с самого начала самостоятельно достичь приемлемого решения, прийти к компромиссу. Включение в спор органа, уполномоченного постановлять решение, значительно сужает возможности, ограничивает варианты решения проблемы, но не исключает мирового соглашения.

Если проанализировать последние тенденции развития процессуального права, становится очевидным, что законодатель настойчиво внедряет в практику разрешения конфликтов нормы, предписывающие сторонам в первую очередь попытаться договориться.

С этой целью в процессуальные кодексы внесены нормы об обязательном досудебном урегулировании спора по большинству категорий дел.

На практике действия истцовой стороны, на которую возложена эта обязанность, сводятся к направлению претензии, до реальных переговоров процесс доводится редко.

Одной из причин, по которой дело все же доходит до суда, является нежелание сторон вступать в прямые переговоры, договариваться, обусловленное накопившимися взаимными претензиями, обидами, некорректным поведением одной из них в прошлом и прочими чисто субъективными мотивами. На преодоление этих препятствий направлена процедура медиации.

Закон определяет медиацию как добровольный способ решения разногласий, реализуемый через участие посредника – медиатора (см. п.п. 2 ст. 2). Основное отличие такого способа разрешения конфликта – порядок принятия решения.

Судебный порядок предполагает активное участие судьи в постановлении решения. Медиация отстраняет посредника от рассмотрения, анализа обстоятельств и принятия решения. Каким образом разрешиться спор устанавливают его стороны.

Когда применяется

Разрешить через процедуру медиации можно любой спор, если он основан на гражданских, семейных или трудовых отношениях (но только не коллективные споры). Другие разногласия не могут быть предметом медиации. Также ограничивает возможность применения процедуры включение в разногласия интересов третьих лиц или публичных (см. п. 2 ст. 1).

Прийти к соглашению о проведении медиации можно как на стадии досудебной, так и во время рассмотрения дела судом или арбитражным судом (см. п. 4 ст. 1). Достигнутые договоренности утверждаются судьей в качестве мирового соглашения.

Вместе с тем наличие предварительной договоренности о привлечении медиатора не является безусловным основанием для остановки производства по иску или отложении судебного разбирательства.

При веских доводах, в интересах одной из сторон, суд может рассмотреть дело по существу (см. ст. 4).

Условия применения

Применение медиации может быть заранее предусмотрено сторонами сделки, путем медиативной оговорки. Важно чтобы это условие было зафиксировано письменно (см. ст. 7).

Направить предложение о привлечении медиатора может любая сторона самостоятельно или через медиатора. Предложение может исходить и от судьи, рассматривающего спор. В любом случае процедура начнется только после заключения сторонами соглашения, предусматривающего:

  • сведения о предмете разногласий;
  • информацию о посреднике, привлеченном для организации переговоров;
  • порядок их проведения;
  • условия участия сторон в расходах на процедуру;
  • конкретный срок, в который стороны планируют договориться.

Важно! Принудить сторону конфликта к участию в медиации невозможно.

Срок ответа на предложение о медиации указывается в предложении о ее проведении. Если письмо не содержало такого указания, срок признается равным тридцати дням. По прошествии этого времени предложение считается отклоненным.

Процедура

Со дня заключения соглашения начинается процедура медиации. Она должна быть окончена за шестьдесят дней, если не был согласован более короткий срок.

В исключительных случаях, при согласии всех участников процесса, включая медиатора, срок переговоров может быть увеличен.

При любых обстоятельствах переговорный процесс не должен тянуться больше ста восьмидесяти дней, а проводимый в рамках судебного процесса – шестидесяти (см. ст. 13).

Конкретный порядок действий сторон определяется по соглашению между ними. Стороны могут поручить медиатору определять порядок ведения переговоров и совершения действий. Каких-либо ограничений или обязательных предписаний в отношении процедурных вопросов закон не содержит.

Предложения, направленные на урегулирование спора должны исходить от сторон. Посредник не вправе предлагать сторонам конкретные варианты решения, вмешиваться в процесс согласования условий. Однако, по взаимному согласию стороны могут обратиться за помощью к медиатору.

Закон запрещает сторонам разглашать без взаимного согласия любы сведения, ставшие им известными во время медиации. Медиатор вправе делать публичные заявления только с разрешения участников процесса.

Посредники

Закон специально оговаривает, что медиация не является предпринимательской деятельностью. Оказывать сторонам помощь в достижении согласия могут любые физические лица, отвечающие следующим требованиям:

  • старше восемнадцати лет;
  • отсутствие судимости.

Если посредник действует на профессиональной основе, он должен отвечать дополнительным требованиям:

  • быть старше двадцати пяти лет;
  • получить высшее и дополнительное образование в области медиации.

Медиатор должен действовать беспристрастно и быть независимым от участников спора. Заинтересованность в итогах разрешения спора или родственные отношения с одним из участников, являются препятствиями к участию посредника в переговорном процессе.

Число посредников, которых можно привлечь к медиации, не ограничено.

При достижении положительного результата стороны заключают медиативное соглашение, представляющее собой гражданско-правовую сделку, содержащую обязательства, принятые сторонами, и условия их исполнения. Ее выполнение может обеспечиваться любым из предусмотренных ГК способов. Защита интересов сторон по такой сделке осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Основаниями прекращения процедуры медиации являются:

  • заключение медиативного соглашения;
  • заключение соглашения о прекращении процедуры;
  • заявление одной стороны об отказе от продолжения переговоров;
  • заявление посредника о прекращении процедуры ввиду нецелесообразности ее продолжения.

В первых двух случая процедура считается окоченной в момент заключения соответствующих соглашений. В последних – со дня направления заявлений.

Заключение

Закон о медиации носит рамочный характер, регламентируя только основные моменты отношений участников медиативных отношений, устанавливая принципы. Сторонам спора и посредникам предоставлено большое пространство для маневра, ведения переговоров и достижения конструктивного решения.

Может показаться, что излишняя свобода в процедурных вопросах является недостатком нормативного акта, ведь мы так привыкли к доскональному регулированию каждого действия во время судебного процесса, но это не так.

Цель медиации в достижении добровольного компромиссного решения, излишнее правовое регулирование не будет способствовать ее достижению.

Источник: https://PoKodeksu.ru/grazhdanskoe-pravo/federalnyy-zakon-o-mediatsii.html

Закон
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: