Реформа надзорных органов. Соссп заявил о прессинге надзорных органов. реформа госконтроля тонет в невыполнимых требованиях. Проверь себя сам

Содержание
  1. О реформе контрольно-надзорной деятельности
  2. Панельная дискуссия по вопросу реализации реформы контрольно-надзорной деятельности
  3. Госдума приняла в первом чтении проект о реформе системы госконтроля
  4. Результат нововведения
  5. Перестать “кошмарить бизнес”
  6. Надзор ударит по кадрам: что ждет инспекторов проверяющих ведомств?
  7. Без сплошных проверок
  8. Конкурс и зарплаты
  9. Коррупции – бой
  10. Соссп заявил о прессинге надзорных органов. реформа госконтроля тонет в невыполнимых требованиях
  11. Представители Союза промышленников и предпринимателей 12 октября подвели первые итоги реализации реформы контрольно-надзорной деятельности в Свердловской области и дали оценки законопроекту о реформе госконтроля, призванного снизить административное давление на бизнес. Законодательная инновация предусматривает установление для каждого вида ревизий нового административного регламента, определяющего перечень обязательных требований к предмету контроля. Проект также предполагает создание проверочных листов – перечня вопросов, которыми инспектор обязан пользоваться в ходе проверки. По словам свердловского бизнес-омбудсмена Елены Артюх, в настоящее время подобные чек-листы уже введены по нескольким десяткам видов надзора
  12. Само количество проверок, которое в рамках реформы должно снизиться и ослабить давление на бизнес, на практике, по оценке членов СОСПП, растет. Если, по словам первого заместителя губернатора Алексея Орлова, количество плановых проверок за минувший год снизилось на 30% и составило 7 тыс., то в союзе с ним соглашается только 10% респондентов. Порядка 44% опрошенных бизнесменов, наоборот, указывают на общий рост числа ревизий, учитывая внеплановые, 45% считают, что количество ревизий осталось на прежнем уровне. При этом предприниматели выражают общее недовольство качеством их проведения. При смене подхода к оценке контрольно-надзорной деятельности с количества проверок и взысканных средств на падение смертности, травматизма на предприятиях, снижение заболеваемости промышленники отмечают сохранение прежних методов на местах
  13. Последним ярким примером использования проверок надзорных органов в конкурентных войнах, в том числе с участием депутатов разных уровней, на Урале стали заводы компании «Форэс». Кроме того, «Правда УрФО» ранее сообщала о вероятной связи сотрудников Ростехнадзора по УрФО и владельцев сети газовых АЗС в Екатеринбурге, что также могло оказать влияние на развитие конкуренции в данном сегменте рынка
  14. «Много лишних требований»: чаще всего российский бизнес проверяют противопожарная и налоговая службы
  15. «Надо фокусироваться на рисках»
  16. Долгожданные перемены

О реформе контрольно-надзорной деятельности

Реформа надзорных органов. Соссп заявил о прессинге надзорных органов. реформа госконтроля тонет в невыполнимых требованиях. Проверь себя сам

2 декабря 2019 17:30

Совещание

Вступительноеслово Дмитрия Медведева:

Добрый день, коллеги!

Совещание о реформе контрольно-надзорной деятельности

Мы подробно поговорим о реформеконтрольно-надзорной деятельности. Тема сложная, важная. Вы знаете, что я личноею занимаюсь. И мы, видимо, на эту тему с присутствующими коллегами ещёнеоднократно соберёмся.

У нас очень короткие сроки для того, чтобыпровести реформу этой деятельности. Новая система контрольно-надзорногозаконодательства должна заработать с 1 января 2021 года. То есть,считайте, через год. Времени объективно осталось очень немного.

Это действительно и масштабная, и оченьсложная задача. Мы анализируем действующее законодательство. Выясняем, какиеакты безнадёжно устарели и стали барьерами – их очень много – как для бизнеса,так и для роста экономики, социальной сферы в целом. Фиксируем, формируемчёткие и понятные правила.

И разумеется, работаем над созданием условий, прикоторых в дальнейшем необоснованные и избыточные нормыпросто применяться не будут. Сотрудничаем на эту тему и с экспертнымсообществом, и с предпринимательским сообществом. Все обсуждения идут врамках созданной в Аппарате Правительства системы рабочих групп.

Через нихпроходят любые законодательные изменения.

Два документа ужеподготовлены, я сегодня подписал решение Правительства об их внесении вГосударственную Думу. Это проекты федеральных законов «Об обязательныхтребованиях» и «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле».Это фундамент будущего государственного контроля и надзора.

Документы получатдальнейшее обсуждение в рамках парламентских чтений, парламентских процедур.Просил бы наладить совместную работу по законопроектам между АппаратомПравительства, Государственной Думой и впоследствии Советом Федерации.

Нужноискать взаимоприемлемые решения, поскольку там довольно много ещё сложныхвопросов, по которым, очевидно, будут дискуссии.

На что хочу обратитьвнимание присутствующих?

Первое. Вы все, уважаемыеколлеги (здесь практически всё Правительство присутствует, руководителифедеральных органов исполнительной власти), видите, что нормы, которые нампредстоит пересмотреть, затрагивают сразу несколько ведомств подчас.

Потому чтообычно акты принимаются комплексного действия. И в таком случае нужны активныеобсуждения с участием всех заинтересованных сторон. Это министерства, в первую очередькурирующие министерства, иные органы исполнительной власти, вице-премьеры.

Нужна командная работа, а не попытки отстоять свои ведомственные интересы. Хотяэто и понятно, но наша задача, наша цель не в том, чтобы то или иное ведомстводоказало, что их массив требований должен быть сокращён в минимальном объёме.Задача абсолютно другая.

Это не битва за полномочия, а работа на единыйрезультат.

Второе. Хочу прямосказать: пока далеко не все министерства подошли к своим задачам одинаково.

Например, не разработали новые структуры нормативного регулирования пореализации «регуляторной гильотины», о которой мы с вами неоднократно говорили.

Либо сделали это не по всем видам своего надзора или контроля – в зависимостиот того, что есть в ведомстве. Недостаточными темпами идёт подготовка проектовпостановлений по отмене устаревших норм.

Уважаемые коллеги, ещёраз: такого быть не должно. Времени немного. Формальный подход здесьнедопустим. Поэтому я назову всех, кто пока не сделал того, что надо.

МВД, Минздрав,Минсельхоз, Минэкономразвития разработали структуры не по всем видам контроля инадзора, которые должны быть сохранены. Минэнерго такая структура вообще ни поодному виду контроля не представлена.

Совещание о реформе контрольно-надзорной деятельности

Министерствомпросвещения и Минэнерго не подготовлены проекты постановлений ни по одному видуконтроля. Минтрудом, МВД, Минэкономразвития, Минфином, Минприроды,Роспотребнадзором представлены проекты постановлений пока не по всем видамконтроля.

Обращаю внимание всех,кого я назвал: всё это необходимо привести в порядок.

Третье. В новой системегосударственного контроля не должно быть места устаревшим и подчас дажеабсурдным требованиям. Мы об этом с вами говорили: некоторые требованиядействительно выглядят уже как абсолютная экзотика. Мы начали отсекатьнеактуальные советские акты.

Но (я об этом сразусказал и ещё раз хочу повторить) нужно быть максимально аккуратными с теминормами, где закреплены действующие права, полномочия и льготы, касающиесяграждан. Около 450 – это прикидка наших коллег, в действительности эта цифра можетбыть и больше – так вот, около 450 актов Союза ССР и РСФСР сегодняустанавливают различные гарантии и компенсации.

Например, дают три дня дополнительных к отпуску для медиковдомов-интернатов в сельской местности, а также водителям скорых. Это простопример того, что есть. Или устанавливают компенсации жителям Крайнего Севера,целый ряд других преимуществ, компенсаций.

Все эти льготы должны сохраниться,потому что мы говорим не о том, чтобы что-то почикать и забыть, а о том, чтобыубрать избыточные нормативные требования.

В том, что касается советскогозаконодательства, многое приходится делать вручную. Перечитывать эти документына бумаге, потому что в то время, когда они писались, никто, естественно, и недумал о дальнейшем развитии технологий. Информация не актуализировалась. Нетединого архива ведомственных актов.

Поэтому в эту работу тоже нужно внедрятьсовременные технологии. Нужно постараться эту систему цифровизовать, не в той,конечно, части, которая будет ликвидирована, а в той, которая останется. Такоепоручение просил бы подготовить, и я его подпишу. Потребуются средства, нужноэти средства определить.

Панельная дискуссия по вопросу реализации реформы контрольно-надзорной деятельности

Совещание о реформе контрольно-надзорной деятельности

И второе, что хотел бы в этом контекстеупомянуть. Работа, которую мы ведём, как я уже сказал, должна быть завершена до1  января 2021 года. Она предполагает систематизациюзаконодательства о контроле и надзоре. У нас в этой сфере, по оценкеМинэкономразвития, действует порядка 400 отраслевых законов. Подчеркиваю:только законов.

Надо решить, что со всем этим делать, потому что 400 законов –это очень много. Так что пусть коллеги-юристы продумают, с экспертамипоговорят, с бизнесом. Может быть, есть смысл подумать и о кодификациизаконодательства после 1 января 2021 года. Я не знаю, подчёркиваю,есть ли здесь предмет для кодификации, как говорят юристы, но количествозаконов явно очень большое.

Прошу вас такое поручение тоже подготовить.

Источник: http://government.ru/news/38487/

Госдума приняла в первом чтении проект о реформе системы госконтроля

Реформа надзорных органов. Соссп заявил о прессинге надзорных органов. реформа госконтроля тонет в невыполнимых требованиях. Проверь себя сам

https://ria.ru/20180221/1515084005.html

Госдума приняла в первом чтении проект о реформе системы госконтроля

РИА Новости, 21.02.2018

2018-02-21T18:00

2020-03-03T09:23

/html/head/meta[@name='og:title']/@content

/html/head/meta[@name='og:description']/@content

https://cdn25.img.ria.ru/images/sharing/article/1515084005.jpg?15129129071583216636

россия

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2018

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdn25.img.ria.ru/images/_0:0:0:0_1400x0_80_0_0_3d955aed62481739923d4cc46316dff0.

https://cdn25.img.ria.ru/images/_0:0:0:0_1400x0_80_0_0_3d955aed62481739923d4cc46316dff0.

https://cdn25.img.ria.ru/images/_0:0:0:0_1400x0_80_0_0_3d955aed62481739923d4cc46316dff0.

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

россия, госдума рф, политика

МОСКВА, 21 фев — РИА Новости. Госдума приняла в первом чтении законопроект, направленный на реформирование государственного и муниципального контроля путем повышения его эффективности, снижения избыточного вмешательства в деятельность граждан и организаций.

Документ развивает существующий институт риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности, определяет перечни контрольных мероприятий, в том числе не требующих взаимодействия с проверяемыми. Устанавливается закрытый перечень видов федерального, регионального и муниципального контроля.

Согласно новой норме, для каждого вида контроля будет утвержден административный регламент, определяющий процедуры и перечень обязательных требований, соблюдение которых относится к предмету соответствующего вида контроля.

Отдельное регулирование устанавливается для каждой из форм контрольных мероприятий: проверка, плановое обследование, мониторинг, контрольная закупка, постоянный госконтроль (надзор).

Проект предусматривает создание ведомственных систем управления рисками.

Используя такие системы, власти при планировании и осуществлении контроля будут учитывать степень тяжести негативных последствий, которые могут наступить в результате несоблюдения организациями и гражданами обязательных требований. В результате оценки рисков объекты контроля разделяются на шесть категорий риска (классы опасности).

Результат нововведения

Как отмечают авторы инициативы, практическим результатом введения систем управления рисками станет уход от предусмотренной федеральным законом № 294-ФЗ “плоской”, недифференцированной шкалы проверок всех субъектов раз в три года вне зависимости от их индивидуальных характеристик (крупное промышленное предприятие или объект нестационарной торговли) или от отраслевых особенностей (угроза ядерного взрыва или нарушение правил хранения архивных документов.

Оценка риска позволит органам контроля сосредоточить усилия и ресурсы на проведении плановых мероприятий контроля (надзора) на объектах, нарушение обязательных требований на которых несет наибольшую угрозу, поясняет правительство.

Основным инструментом снижения избыточного давления на добросовестный бизнес будет переориентация контроля на объекты повышенного риска, граждан и организации, систематически допускающих грубые нарушения законодательства. От проведения плановых мероприятий контроля освобождаются объекты, которым присвоена низкая категория риска (VI класс опасности).

Система управления рисками позволит увеличить сроки между проверками и создаст для бизнеса возможность перехода на более низкие категории риска в случае добросовестного поведения и хорошей истории проверок, считает кабмин.

Перестать “кошмарить бизнес”

Законопроект готовился несколько лет, пережил несколько редакций, его главная цель – перестать “кошмарить бизнес”, заявил член комитета по контролю и регламенту Виктор Карамышев.

“Государственный и муниципальный надзор оценивается сегодня по количеству штрафов, взысканий, предупреждений и наказаний.

То есть, в нашей стране бизнес по определению виноват, и когда к нему приходят с проверкой… чтобы непременно наказать, иной раз — несправедливо.

И то, что правительство предлагает перейти от такой “карательной” системы к риск-ориентированной… – это, безусловно, большое достижение”, — сказал депутат журналистам.

Тем не менее, по мнению политика, проект “нуждается в серьезной доработке”.

“Однако где гарантия, что все контрольно-надзорные органы перейдут на новую систему? Ведь не исключено, что в одних регионах новые принципы будут введены, а в других – нет. Тем более, что некоторые важные направления из сферы риск-ориентированного контроля исключены.

Кроме того, решения о проверках, в том числе внеплановых, должны приниматься на основании степени риска: очевидно, что небольшой цветочный магазин и атомная электростанция – это разный уровень потенциальной угрозы. На это тоже надо обратить особое внимание”, — сказал он.

Карамышев также отмечает, что законопроект предусматривает привлечение третьих лиц для оценки соблюдения обязательных требований. Результаты такой оценки “принимаются во внимание органами государственного контроля (надзора)”. И в данном случае остается вопрос, как надзорные органы “распорядятся этим знанием”.

“Сегодня, например, перед тем как разместить заказ на производство продукции под собственным брендом у отечественных производителей, торговая сеть обязывает их пройти серьезный аудит, чтобы установить, что продукция соответствует необходимым требованиям, а процесс производства не нарушен.

Этот процесс проводится на добровольной основе, как правило, международными компаниями, давно себя зарекомендовавшими как надежные и проверенные партнеры. Но даже если предприятие прошло такую проверку, оно повторно должно “пережить” контрольно-надзорные мероприятия со стороны федеральных и муниципальных органов.

Мне кажется, что этот механизм также нуждается в уточнении”, — заключил он.

Источник: https://ria.ru/20180221/1515084005.html

Надзор ударит по кадрам: что ждет инспекторов проверяющих ведомств?

Реформа надзорных органов. Соссп заявил о прессинге надзорных органов. реформа госконтроля тонет в невыполнимых требованиях. Проверь себя сам

Чрезмерная бюрократизация надзорной деятельности является одним из препятствующих нормальному развитию бизнеса факторов. Не учитывая коррупцию, одно лишь выполнение установленных законом требований обходится предпринимателям в сумму, эквивалентную 5% российского ВВП.

Чтоб упростить жизнь отечественному бизнесу, власть анонсировала с начала 2017 года проведение реформы надзорной деятельности, которая станет национальным проектом.

Главной задачей реформы станет перераспределение объектов проверки, где государство откажется от тотального и регулярного контроля над бизнесом, переходя на риск-ориентированные факторы, предотвращение нарушений и минимизацию ущерба.

Новые условия работы потребуют переформатирования и самих надзорных органов – инспекторов будут трудоустраивать лишь на конкурсной основе, и будут регулярно переаттестовывать, обучать «новой философии» работы и материально мотивировать за честность и добросовестность в своей деятельности.

На должностях, где коррупционные риски особенно велики, планируется провести ротацию чиновников, в результате которой многие потеряют работу. Новая жесткая кадровая политика затронет 10 из 12 ведомств – МЧС и МВД пока решено «не трогать». Карьерист.

ру разобрался, что еще ждать работникам надзорных ведомств от новой реформы?

Без сплошных проверок

Если про запуск реформы заговорили еще в середине осени, то конкретные нормативы, как и паспорт приоритетного национального проекта, был представлен общественности лишь 21 декабря.

По нему, реализация программы рассчитана до конца 2025 года, участвовать в ней будут 12 основных контрольно-надзорных ведомств, среди которых полиция, спасатели, налоговики, трудовые и медицинские комиссии, таможенная служба, потребительский и природный надзор и т.д.

По словам премьер-министра Дмитрия Медведева, новая программа должна обновить идеологию и перейти к современной модели надзора, носящей сервисный характер и пропагандирующей партнерские отношения с проверяемыми лицами. Это будет способствовать развитию бизнеса, а не «пустому» усилению контроля.

Принцип, по которому контролирующие органы работают сегодня, сводится к банальной и сплошной проверке всех подконтрольных предприятий, которая проводится с установленной руководством или нормативными актами периодичностью.

Нет ничего странного в том, что тотальные проверки приводят к неэффективному распределению трудовых ресурсов проверяющих, оставляя без внимания те места, где проверки действительно нужны.

Масштаб проблемы огромен – по данным паспорта программы, которые приводит «РБК», в стране ежегодно проводится больше 2 млн проверок, но вместо улучшения ситуации, издержки предпринимателей на их прохождение только растут. Как говорит один из авторов реформы Михаил Обызов, «что-то у нас происходит не так».

Среди главных целей приоритетного национального проекта – снижение смертности по рискам, контролируемым государством (на производстве, при чрезвычайных ситуациях, от отравлений продуктами питания, в т.ч. алкоголем и т.д.

) на 15% за будущий год, на 50% – к концу срока, на который она рассчитана.

Кроме этого, планируется снизить на 100% административную нагрузку на предпринимательство – формула, по которой она будет оцениваться, будет разработана к середине будущего года.

Интересно, что на некоторые сферы надзора реформа распространяться не будет – она не затронет вопросы борьбы с преступностью, общественную безопасность и нацоборону. Очевидно, авторы документа сочли эти сферы слишком специфическими, чтоб реформировать их вместе с другими. Тем не менее это оставляет поле для злоупотреблений, с которыми контролирующим органам еще предстоит разобраться.

Конкурс и зарплаты

Первый этап реформы, согласно опубликованному паспорту, будет предполагать набор чиновничьего состава в органы федерального подчинения, которые и будут участвовать в реформе надзора.

Таким образом, проведением надзорных функций, в результате кадровых изменений, будут заниматься совсем другие люди. Новых инспекторов планируют отбирать на конкурсной основе, где на одно рабочее место будет претендовать минимум 3 кандидата.

Высшее руководство органов, а это начальники, замы и главы кадровых служб, заново набирать не будут – их лишь переаттестуют. Кадровые чистки коснуться всех ведомств, кроме полиции и МЧС – паспорт программы прямо указывает на это, не аргументируя такое решение.

Интересно, что именно на МЧС приходится самая большая доля по количеству проведенных инспекций – она достигает 20% от 2 млн проверок, проведенных 12 реформируемыми ведомствами.

Новых инспекторов планируют отбирать на конкурсной основе, где на одно рабочее место будет претендовать минимум 3 кандидата.

К инспекторам и их руководству будут предъявлять специальные требования, которые будут касаться как их компетенции, так и эффективности работы. Их невыполнение будет выступать причиной для принятия «кадровых решений» и по сути увольнений.

Но, будут и «пряники» – паспорт программы будет предполагать разработку системы материальной и нематериальной мотивации, что конкретно имеется в виду, авторы не уточнили. Планируется и повышение зарплат, конкретное решение по которому будет принято не раньше 2018 года.

Менять будут и саму систему оплаты труда, которая будет мотивировать чиновников надзорных органов работать как можно эффективнее в интересах проверяемых, и будет способствовать снижению текучки.

Взамен, работники контролирующих органов должны будут пересмотреть свои требования к проверяемым организациям и привести их в актуальное современному рынку состояние.

Дабы избежать усиления административного контроля, каждое новое введенное требование должно заменить 2 старых.

Чтоб сделать процесс надзора прозрачным, на сайтах ведомств будут размещены исчерпывающие перечни нормативных актов и требований, которые должны соблюдаться подконтрольными надзору организациями.

Сегодня это становится главным препятствием для успешного прохождения проверок – предприниматели до конца не понимают, каким конкретно требованиям они должны соответствовать. Дабы снять все вопросы, инспекторы будут регулярно публиковать обзоры проверок, где будет производиться детальный разбор, «как нужно» и «как нельзя».

Коррупции – бой

Одним из главных вопросов, который будет решать новая реформа – это антикоррупционная борьба. Чтоб исключить «поле для маневров», реформаторы планируют определить конкретные критерии, по которым инспекторы надзорных органов будут принимать те или иные решения в отношении подконтрольных организаций.

Чтоб контролеры понимали всю серьезность проблемы, планируется ежегодно проводить курсы, на которых чиновникам будут разъяснять «вопросы профилактики коррупции». Каждый год к ним будут привлекаться около 30 тыс. проверяющих, а сами материалы будут ежегодно совершенствоваться.

Чтоб объективно оценить масштабы надзорной коррупции, среди служащих проведут исследования, по результатам которых, на самых коррумпированных должностях проведут ротацию.

Дабы исключить соблазн в получении взятки, проверяющих оснастят аудио- и видеорегистраторами, которые они обязаны будут использовать при выполнении своих надзорных обязанностей.

Иные шаги по борьбе с коррупцией описаны в паспорте программы лишь в общих чертах: прозрачность процессов, четкая регламентация обязанностей, выделение конкретных критериев для принятия решений и т.д. Интерес вызывают и новые технические «фишки», которые будут сопровождать работу надзора.

Например, каждой подконтрольной организации будет выделен виртуальный личный кабинет на портале ведомства, где они смогут взаимодействовать с надзорными органами и обжаловать решения инспекторов вышестоящему руководству.

По мнению авторов проекта, это позволит автоматизировать надзорный процесс и сократить его издержки. Кстати, о расходах.

Проверяющих оснастят аудио- и видеорегистраторами, которые они обязаны будут использовать при выполнении своих надзорных обязанностей.

Бюджет национального проекта рассчитан лишь на будущие 3 года – в смете на будущую трехлетку заложены ежегодные расходы в размере 150 млн рублей – довольно скромные цифры, если учесть масштаб анонсированных нововведений. В реальности, одна только модернизация технических возможностей ведомств потребует гораздо более высоких затрат.

Видимо поэтому, недостаток денег и называется авторами проекта как одно из главных возможных препятствий для его реализации. С другой стороны, сокращение требований для бизнеса, которые самим государством и были завышены, не потребует особых расходов, а ведь именно снижение административной нагрузки и является главной задачей реформы.

В конце концов, недостаток средств едва ли можно назвать адекватным оправданием для отказа от административной реформы. Надиктованная временем, она требует изменения идеологии и принципов работы чиновников, а для этого большие деньги не нужны.

Разместить резюме Добавить вакансию

Источник: https://careerist.ru/news/nadzor-udarit-po-kadram-chto-zhdet-inspektorov-proveryayushhix-vedomstv.html

Соссп заявил о прессинге надзорных органов. реформа госконтроля тонет в невыполнимых требованиях

Реформа надзорных органов. Соссп заявил о прессинге надзорных органов. реформа госконтроля тонет в невыполнимых требованиях. Проверь себя сам

Свердловский областной союз промышленников и предпринимателей требует реформы надзорных органов. Бизнесмены и чиновники указывают, что новые чек-листы требований к предприятиям, по которым ведутся проверки, начиная с 2018 года фактически невыполнимы.

При этом количество проверок, несмотря на поставленную задачу по их снижению, напротив, растет. Итоги ревизий массово оспариваются в судах. Подсчитывая финансовые потери, промышленники и чиновники выдвигают свои контрпредложения вплоть до объединения надзорных органов.

В личных беседах собеседники издания сетуют на сложившуюся систему частных компаний, вероятно, аффилированных с надзором, предлагающих сервисные услуги.

При сохранении существующей системы взаимодействия бизнеса и госорганов через данные структуры, резюмируют депутаты и промышленники, призванная «перестать кошмарить бизнес» реформа вряд ли обеспечит достижение поставленных целей. 

Представители Союза промышленников и предпринимателей 12 октября подвели первые итоги реализации реформы контрольно-надзорной деятельности в Свердловской области и дали оценки законопроекту о реформе госконтроля, призванного снизить административное давление на бизнес. Законодательная инновация предусматривает установление для каждого вида ревизий нового административного регламента, определяющего перечень обязательных требований к предмету контроля. Проект также предполагает создание проверочных листов – перечня вопросов, которыми инспектор обязан пользоваться в ходе проверки. По словам свердловского бизнес-омбудсмена Елены Артюх, в настоящее время подобные чек-листы уже введены по нескольким десяткам видов надзора

Уполномоченная по защите прав предпринимателей в Свердловской области Елена Артюх

«Мы проанализировали чек-листы Роспотребнадзора, из 93 требований 36 абсолютно правильные и выполнимые, но остальные надо корректировать (7 требований в документе дублируют друг друга. – Прим. ред.), а с 2018 года этот чек-лист как закон работает.

Мы отправили результаты нашего исследования во все надзорные органы, начиная с Минэкономразвития», – отметила Елена Артюх.

По словам бизнес-омбудсмена, предприниматели нередко вынуждены договариваться с надзорными органами о сумме штрафов, поскольку ряд требований невозможно объективно исполнить.

«В России 2 миллиона требований, а в Казахстане – 43 тысячи. Почувствуйте разницу. Случаи, когда надзорные органы предлагают договориться, возможно, есть, но зачастую предприниматели сами инициируют такие диалоги, понимая, что не могут исполнить требования. Просят свернуть проверку, заплатить какой-то разумный штраф и продолжать деятельность», – указывает бизнес-омбудсмен.

На неактуальность многих требований указывают и предприниматели, и чиновники.

Так, по словам директора департамента контрольно-надзорной деятельности Минэкономразвития РФ КонстантинаНикитина, в требованиях скотомогильников до сих пор есть норма, согласно которой у объекта обязательно должна быть коновязь (оборудованное место для привязывания лошадей). Так, промышленники приводят пример о требовании наличия люков в мостовом кране электролизного цеха, в то время как современная техника роботизирована и исключает присутствие людей внутри установки.

По данным опроса СОСПП, 35,6% респондентов из числа членов союза отмечают предъявление новых неожиданных требований со стороны надзорных органов, 31% говорит о дублировании требований, 29% – об их противоречии, 19% – устаревании.

Само количество проверок, которое в рамках реформы должно снизиться и ослабить давление на бизнес, на практике, по оценке членов СОСПП, растет. Если, по словам первого заместителя губернатора Алексея Орлова, количество плановых проверок за минувший год снизилось на 30% и составило 7 тыс., то в союзе с ним соглашается только 10% респондентов. Порядка 44% опрошенных бизнесменов, наоборот, указывают на общий рост числа ревизий, учитывая внеплановые, 45% считают, что количество ревизий осталось на прежнем уровне. При этом предприниматели выражают общее недовольство качеством их проведения. При смене подхода к оценке контрольно-надзорной деятельности с количества проверок и взысканных средств на падение смертности, травматизма на предприятиях, снижение заболеваемости промышленники отмечают сохранение прежних методов на местах

«Я сталкивался с практикой контролеров: давайте договоримся, на сколько вас штрафовать, а то без штрафа мы уйти не можем. Такая практика позволяет найти огромное количество пунктов для предписаний», – заявил гендиректор комбината «Смак» Владилен Фуфаров.

В части качества проведения проверок бизнесмены указывают на нередко низкий уровень подготовки сотрудников надзорных органов.

Так, по словам вице-президента СОСПП Михаила Черепанова, одно из уральских предприятий за год оспорило 11 предписаний органов МЧС, выданных в 2015-2016 годах, другое – 17 из 21 предписания надзора.

По данным Свердловской областной прокуратуры, только за минувший год пресечено более 2 тыс. незаконных проверок в отношении предпринимателей.

К проблемам роста числа ревизий бизнесмены добавляют коррупциогенные факторы, влияющие на деятельность проверяющих органов. «Иногда допуск на какие-то рынки невозможен без заключения профильных экспертов.

Они подведомственны надзорным, контрольным органам. Получается, что выдают разрешения и заключения, а через год приходят и проверяют эти же фирмы.

Это взаимоисключающие факторы», – считает исполнительный вице-президент СОСПП Татьяна Кансафарова.

Михаил Черепанов добавляет к этому необходимость «исключить формирование коммерческих структур вокруг контрольно-надзорных органов, оказывающих сервисные услуги», что вызывает «конфликт интересов». В частных беседах предприниматели говорят о работе подобных компаний, вероятно, аффилированных с отдельными сотрудниками надзорных органов.

«У надзорных органов такая позиция: сделайте все с иголочки, но и денег дайте. С этим приходится сталкиваться в 95 из 100% задач. К сожалению, это повсеместная практика», – делится с изданием на условиях анонимности представитель среднего бизнеса.

На жалобы со стороны бизнеса, связанные с предложениями представителей надзорных структур оформить документы в конкретных частных фирмах, указывает и свердловский бизнес-омбудсмен. По ее словам, подобные обращения поступали в 2014-2015 годах, в 2018 году в аппарате уполномоченного такие факты не фиксировались.

«В 1990-е годы разные конторы существовали вокруг милиции. Через них что-то покупалось для органов – тогда было очень плохое обеспечение. Сейчас они есть при различных надзорных органах, не только технадзоре, но и санэпидстанции.

Например, по оформлению санитарно-защитной зоны. Они укрупнились и зафиксировались.

Кроме того, проверки надзора используются и в конкурентных войнах, в том числе с применением запросов депутатов Госдумы», – высказал личную позицию депутат Заксобрания Свердловской области Вячеслав Вегнер.

Последним ярким примером использования проверок надзорных органов в конкурентных войнах, в том числе с участием депутатов разных уровней, на Урале стали заводы компании «Форэс». Кроме того, «Правда УрФО» ранее сообщала о вероятной связи сотрудников Ростехнадзора по УрФО и владельцев сети газовых АЗС в Екатеринбурге, что также могло оказать влияние на развитие конкуренции в данном сегменте рынка

При сохранении подобной практики, заключают представители предпринимательского сообщества, реформа надзорной деятельности, призванная «перестать кошмарить бизнес», вряд ли принесет ожидаемые плоды.

Елена Архипова

Источник

Источник: http://infopressa.com/2018/10/13/sossp-zaiavil-o-pressinge-nadzornyh-organov-reforma-goskontrolia-tonet-v-nevypolnimyh-trebovaniiah/

«Много лишних требований»: чаще всего российский бизнес проверяют противопожарная и налоговая службы

Реформа надзорных органов. Соссп заявил о прессинге надзорных органов. реформа госконтроля тонет в невыполнимых требованиях. Проверь себя сам

Согласно опросу, который провёл Центр технологий государственного управления РАНХиГС, чаще всего проверки бизнесу устраивает противопожарный надзор. Затем по убыванию идут налоговые органы и инспекция по охране труда.

При этом почти половина респондентов заявили, что регулярные визиты контролёров на предприятия не влияют на безопасность производства и качество продукции.

Удастся ли снизить административное давление на российских предпринимателей в ближайшее время — в материале RT.

Центр технологий государственного управления РАНХиГС в ходе масштабного опроса выяснил, каким государственным проверкам чаще всего подвергается бизнес в России. Так, с противопожарным надзором регулярно сталкиваются 65,8% респондентов, с налоговым контролем — 61,5%, с органами охраны труда — 42,5%, а с санитарным надзором — 41,3%.

В ходе исследования были опрошены 1000 частных организаций и индивидуальных предпринимателей, занятых различными видами экономической деятельности в 28 субъектах РФ. 45,7% респондентов — индивидуальные предприниматели, 48,9% — представители малых предприятий, остальные занимаются средним и крупным бизнесом.

Согласно результатам опроса, интенсивность контрольно-надзорных мероприятий немного снизилась. Если в 2015 году в среднем в отношении каждого респондента в год проводилось 2,8 проверки, в 2016-м среднее количество проверок составило 2,5.

Также по теме

Своё дело: в России растёт интерес к малому бизнесу

В 2017 году граждане России стали чаще регистрировать ИП и фермерские хозяйства. С начала года в Единый государственный реестр были…

Эксперты РАНХиГС связывают это с введением моратория на проведение плановых проверок малого бизнеса. Так, с 1 января 2016 года предприятия с выручкой меньше 800 миллионов рублей в год и штатом до 100 человек не подвергаются плановым проверкам в течение трёх следующих лет.

Эта мера позволила серьёзно снизить административное давление на малый бизнес, сообщил RT президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Калинин. Теперь аналогичные «надзорные каникулы» необходимо ввести для предпринимателей другого уровня, считает он.

«Если пять лет назад штрафы были 40 тысяч рублей, то сейчас это 100 с лишним тысяч, и плюс ввели кратность штрафов, поэтому иногда получается, что штраф в миллионы рублей накладывается на предприятие и фактически приводит к его банкротству», — констатирует эксперт.

По его словам, нужно в корне изменить подход надзорных ведомств к проверкам бизнеса, изменив уклон на консультативный.

«Сейчас сотрудники ориентированы на то, сколько они провели проверок и выписали штрафов. А должно быть так: предупредил предпринимателя о последствиях действий или бездействий, которые он делает в нарушение требований законодательных актов, дал ему время устранить эти нарушения, и только после этого штрафовать. Тогда от этих проверок будет польза», — считает Калинин.

  • РИА Новости
  • © Максим Богодвид

«Надо фокусироваться на рисках»

В ходе исследования общественного мнения РАНХиГС 34,6% респондентов заявили, что регулярные проверки оказывают скорее положительное влияние на безопасность производства и качество продукции.

При этом 11,2% опрошенных находят его скорее отрицательным, прежде всего в связи с наличием административных издержек.

В среднем трудозатраты, связанные с одной проверкой, составляют 4,3 человеко-дня (или 10,75 человеко-дня в год).

Между тем почти половина респондентов — 48,3% — и вовсе заявили, что контрольно-надзорные мероприятия не оказывают влияния на безопасность производства, качество и безопасность продукции, создаваемые ими риски причинения вреда.

К бизнесу предъявляют слишком много требований, при этом далеко не все из них способны реально улучшить работу предприятия, рассказал RT генеральный директор Национального института системных исследований и проблем предпринимательства Евгений Литвак.

«Требования в законодательстве и в нормативных актах достаточно специфические, много лишних требований, много тех, которые предпринимателям крайне сложно выполнять, и они выполняют их формально.

А надо фокусироваться на тех проблемах, на тех нарушениях и требованиях, которые создают максимальный риск для потребителей.

Если идти широким фронтом, то эффективность действительно будет низкой, а если фокусироваться и внедрять технологию оценки рисков, она увеличится», — считает он.

  • РИА Новости
  • © Виталий Безруких

Долгожданные перемены

Глава комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Сергей Жигарев в разговоре с RT также заявил, что многие существующие проверки излишни. При этом он отметил, что в рамках реформы контрольно-надзорных органов уже сделаны значительные шаги.

Во-первых, согласно федеральному закону №246, с 1 января 2018 года все надзорные органы при организации отдельных видов госконтроля начали применять риск-ориентированный подход.

То есть форма, продолжительность и периодичность проверок теперь зависят от того, насколько высокий риск потенциальной общественной угрозы несёт то или иное предприятие.

Этот метод поэтапно внедрялся на протяжении нескольких лет.

Во-вторых, сообщил депутат, до конца года в Госдуме должны принять закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле», на разработку которого ушло более двух лет.

«Документ будет очень чётко регулировать количество проверок, возможность проведения их дистанционно и рамки для проверяющих, что конкретно они имеют и не имеют право проверять. Сейчас этот закон передали в комитет по регламенту. Я думаю, что до конца этого года его точно должны принять», — рассказал он.

Жигарев отметил, что до сих пор не было специального закона, регламентирующего контрольно-надзорную деятельность.

В августе 2017 года президент России Владимир Путин поручил сократить количество внеплановых проверок бизнеса, чтобы их число не превышало 30% от плановых, а продолжительность была не дольше 10 рабочих дней.

Исключение должны составить внеплановые проверки, которые инициированы в связи с причинением вреда или возникновением угрозы жизни, здоровью граждан, ущерба окружающей среде, объектам культурного наследия, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отмечается в поручении.

Источник: https://russian.rt.com/russia/article/475691-biznes-proverki-nadzornye-vedomstva

Закон
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: