Реагирование на чрезвычайные ситуации на территориальном уровне. Режим чрезвычайной ситуации Вводится особый уровень реагирования чс

Что же такое режим повышенной готовности и чем он отличается от ЧС

Реагирование на чрезвычайные ситуации на территориальном уровне. Режим чрезвычайной ситуации Вводится особый уровень реагирования чс

Все постоянно говорят про режим повышенной готовности, но каково его реальное определение многие назвать не могут. Давайте разбираться вместе.

Итак, есть Федеральный закон №68 о защите населения от чрезвычайных ситуаций. Первая его редакция была в 1994 году, а последняя, как вы уже догадались, 2 апреля 2020 года. Это важно, так как мы позже остановимся на этих новых изменениях.

В этом законе прописано определение чрезвычайной ситуации (ЧС). Приведем его полностью, а затем прокомментируем.

«Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей».

Сейчас у нас распространение коронавируса, это значит, что строчка про «распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих» полностью подходит. То есть нынешняя обстановка всецело накладывается на это определение, и по идее, режим ЧС должны были ввести. Но ввели режим повышенной готовности.

Что же про этот режим сказано в данном Федеральном законе?

В ФЗ есть подпункт про «уровень реагирования на чрезвычайную ситуацию » . Уровень реагирования описывает степень готовности органов управления и единой госситемы.

То есть, это не особый режим, при котором меняются права и обязанности населения, а только уровень мобилизованности органов.

Грубо говоря, при режиме повышенной готовности врачей и спасателей могут заставить круглосуточно дежурить, полиция может беспрерывно патрулировать улицы и так далее.

Более того, в описании действий органов при режиме повышенной готовности есть строчка о том, что меры, которые принимаются, не должны ограничивать «права и свободу человека и гражданина».

Еще раз: есть режим чрезвычайной ситуации, а уже в этом режиме есть дополнительный пункт о режиме повышенной готовности для государственной системы и органов. Не для простых граждан.

Почему же тогда нам запретили выходить на улицу

Вот тут мы вернемся к тем поправкам, которые были внесены в этот ФЗ 2 апреля 2020 года. Но для начала стоит указать, что раньше могли запретить простым гражданам при введении режима повышенной готовности.

  • Могли ограничивать доступ на территорию, где ввели этот режим. Допустим, была какая-то авария или наводнение и всю область закрывают, чтобы не было новых жертв. Однако сейчас режимы повышенной готовности ввели на территории всей страны, а города не закрыты (большей частью). Из Москвы, где больше всего зараженных, можно спокойно уехать в другой регион на своей машине и разносить заразу в другом месте. Так что этот пункт на федеральном уровне не принимался сейчас.
  • Можно было остановить деятельность организации в опасной зоне, если есть угроза для людей. Теоретически это было применено, так как запретили работу всего и вся, кроме церквей, хотя церковь – это тоже организация.

Это было раньше (поправки в ФЗ от 2012 года), а теперь 2 апреля новый премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление, которое вносит коррективы.

Теперь по новым поправкам, обычные граждане обязаны соблюдать все меры, которые вводит правительство. Также мы все теперь обязаны:

  • Соблюдать общественный порядок
  • Выполнять требования должностных лиц
  • Эвакуироваться тогда, когда будет дана команда (ее дали)
  • Использовать средства индивидуальной защиты (их не дали, но использовать надо – маски, перчатки, антисептики).
  • Предъявлять документы по первому требованию органов.

Запрещается:

  • Мешать работе должностных лиц
  • Нарушать ограниченную зону (если есть ограждение в виде красных лент)
  • Создавать угрозу для населения своими действиями.
  • Ну и на сладкое – распространять фейковую информацию о ситуации.

Таким образом, теперь в пункте о том, как должны функционировать органы и госсистема прописали еще и как должны вести себя граждане. Но зачем, если поведение граждан и так уже указано при введении ЧС? Ответ на поверхности: чтобы не вводить режим ЧС.

Действия государства при вводе режима чрезвычайной ситуации

Если на территории страны ввели режим ЧС, то согласно статье 24 этого же ФЗ государство обязано финансировать меры по предупреждению и ликвидации последствий ЧС.

Более того, в законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» указано, что и индивидуальные предприниматели, и юридические лица имеют право на получение возмещения вреда имуществу при эпидемиологических мероприятиях в полном объеме. То есть бизнес смог бы выжить, а множество людей не пришлось бы сокращать или отправлять в неоплачваемые отпуска.

Коротко: при режиме ЧС государство обязано поддерживать своих граждан – физических, юридических лиц и малый и средний бизнес.

То есть, правительство экономит на том, что не вводит режим ЧС. При этом по средством введения новых поправок к ФЗ, теперь власти могут контролировать, запрещать и ограничивать какие-либо действия граждан. В том числе и на передвижение.

Однако несложно представить, чем обернется и уже оборачивается такая экономия. Малый и средний бизнес погибает, людей заставляют уходить в неоплачиваемые отпуска вместо обещанного президентом месяца «каникул» с сохранением зарплаты.

Аналитикам сложно подсчитать, сколько экономит государство на введении режима ЧС, но счет идет на триллионы. Однако столько же и теряют люди и бизнес.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/povorotnapravo/chto-je-takoe-rejim-povyshennoi-gotovnosti-i-chem-on-otlichaetsia-ot-chs-5e8b5c14e4ab702789ae76e0

В россии могут ввести чрезвычайные меры из-за коронавируса. к чему стоит готовиться?

Реагирование на чрезвычайные ситуации на территориальном уровне. Режим чрезвычайной ситуации Вводится особый уровень реагирования чс
https://www.znak.com/2020-03-17/v_rossii_mogut_vvesti_chrezvychaynye_mery_iz_za_koronavirusa_k_chemu_stoit_gotovitsya

2020.03.17

Bai Xueqi / Xinhua / Global Look Press

Стремительно растущие масштабы эпидемии новой коронавирусной инфекции могут вынудить российское руководство объявить о новых мерах профилактики и борьбы — вплоть до введения чрезвычайного положения, как это уже сделали некоторые государства, в том числе сопредельные. Есть и более мягкий вариант: «всего лишь» чрезвычайная ситуация. Разбираемся, к чему стоит приготовиться, если события пойдут по одному из этих сценариев.

Чрезвычайное положение возможно?

Введение чрезвычайного положения — это самый жесткий и пока наименее вероятный из сценариев. Но теоретически основания для него могут найтись, как нашлись они уже в некоторых европейских странах, в чьих столицах еще в выходные жизнь текла своим чередом, а теперь фактически действует комендантский час и для его поддержания введены войска.

С 2001 года в России действует Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» (№ 3-ФКЗ от 30 мая 2001 года).

Он предусматривает введение особого правового режима «при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер». Угрожающие обстоятельства расписаны в двух пунктах статьи 3.

И в пункте «б» наряду с иными бедствиями, которые грозят человеческими жертвами, причинением ущерба здоровью людей, значительными материальными потерями и прочими бедами, упомянуты эпидемии. 

Здесь уместно напомнить, что 11 марта Всемирная организация здравоохранения официально объявила пандемию коронавируса SARS-CoV-2 (или коронавирусной инфекции COVID-19). А еще раньше болезнь успела попасть в национальный перечень социально важных заболеваний. Тем самым формализовано то внимание, которое придается и самому заболеванию, и мерам по борьбе с ним. 

Vaclav Salek / CTK / Global Look Press

Кем и как вводится чрезвычайное положение?

По закону ЧП может быть введено как по всей стране, так и в ее отдельных частях. В масштабах России чрезвычайное положение не вводилось ни разу, и если в Кремле все-таки решатся пойти на такое, то создадут прецедент.

Зато особый правовой режим уже не раз действовал в отдельных субъектах. В основном это касалось Северного Кавказа.

Но 3–4 октября 1993 года, в дни известных событий, последовавших за роспуском Верховного совета, чрезвычайное положение действовало и в Москве. 

Как уже сказано, ЧП объявляет президент — своим указом. Однако в течение 72 часов его легитимность должен подтвердить Совет Федерации. Теоретически палата может и отказать, но в наше время сенаторы, конечно, все одобрят, причем и в гораздо более сжатые сроки.

Закон позволяет вводить ЧП общефедерального уровня только на 30 суток, а в отдельных регионах — сразу на 60.

Возможно, это аргумент для введения чрезвычайного положения не на всей территории страны, а, например, только в городах-миллионниках.

При необходимости действие особого правового режима может быть продлено, хотя для этого снова понадобится ание в Совете Федерации. Кстати, на время действия указа о ЧП обе палаты парламента продолжат функционировать.

А вот полномочия региональных и местных органов власти могут быть ограничены и даже приостановлены.

В первом, более мягком случае, на территории чрезвычайного положения президентом назначается комендант, призванный координировать работу прежде всего силовых ведомств, но у него будут полномочия участвовать в принятии решений публичной власти.

Во втором случае функции территориальных властей частично или полностью берет на себя орган временного специального управления (комендант становится вторым лицом в этом органе). При необходимости глава государства может заменить временное управление федеральным, и тогда территория фактически начинает управляться из Москвы. 

Jens Kalaene / dpa / Global Look Press

Что будет с гражданскими правами?

Разумеется, особый правовой режим предусматривает ограничения прав и свобод граждан. Например, во время действия ЧП невозможны никакие выборы и референдумы (привет общероссийскому анию), нельзя бастовать, отменяются массовые мероприятия.

Последнее важно, учитывая, что впереди — пасхальные и другие религиозные мероприятия, далее Первомай и, наконец, День Победы. Также нужно быть готовыми к ограничению свободы передвижения, в том числе внутри населенных пунктов, досмотрам и общему усилению охраны общественного порядка.

Кроме того, согласно букве закона, возможно ограничение экономической и финансовой деятельности, особый порядок оборота продовольствия и предметов первой необходимости.

Важно, что помимо перечисленных общих ограничений закон предусматривает дополнительные — но строго в зависимости от типа обстоятельств, которые привели к введению ЧП.

В числе таких дополнительных ограничений возможны и комендантский час, и цензура, и обыски с изъятием, и продление ареста подозреваемым в особо тяжких преступлениях.

Однако все эти меры должны вводиться только в ответ на угрозы конституционному порядку (статья 12 Закона). 

В случае же со стихийными и техногенными катастрофами, к которым отнесены и эпидемии, предусмотрены лишь карантин, временное переселение граждан в безопасные районы, а также мобилизация граждан на аварийно-спасательные работы (с выплатой компенсаций и зарплат). Это установлено статьей 13.

В любом случае законом запрещается создание чрезвычайных судов, ускоренное судопроизводство. В случае невозможности осуществления правосудия судами, действующими в зоне чрезвычайного положения, Верховный суд вправе изменить территориальную подсудность рассматриваемых дел.

То есть дела, которые должны рассматриваться, скажем, в Челябинске, будут слушаться, например, в Екатеринбурге. И, пожалуй, главное: при введении любого чрезвычайного положения в президентском указе должен быть установлен исчерпывающий перечень ограничений, которые вводятся на период действия особого режима.

По крайней мере, всегда будет возможность соотнести действия комендатуры или временной администрации с исходным документом.

Oscar J. Barroso / Keystone Press Agency / Global Look Press

Есть другие варианты?

Есть другой сценарий, он выглядит более мягким (никакие органы власти не останавливают свою работу), с ним в России значительно чаще имели дело (всякие масштабные бедствия у нас случают в год не по разу), а потому нам он кажется более вероятным, если ситуация с коронавирусом зайдет далеко. Это введение режима чрезвычайной ситуации (ЧС) — в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (№ 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года). 

Здесь все проще. Есть чрезвычайная ситуация — обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате какого-то бедствия, способного повлечь или повлекшего за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (обратите внимание на схожесть формулировки с той, что есть в законе о ЧП).

Есть комплекс мер, нацеленных на предупреждение этой ЧС или на ее ликвидацию. Если зона ЧС охватывает два и более субъекта РФ, предусмотрен федеральный уровень реагирования. Для этого не нужен даже указ президента — достаточно решения правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которой руководит глава МЧС.

 

Статусом ниже — региональный и местный уровни ЧС, то есть закон допускает вариативность реакции на ситуацию в конкретной территории.

При этом решением президента может быть оформлен особый уровень реагирования.

Он предусматривает привлечение к ликвидации чрезвычайной ситуации «специально подготовленных сил и средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований». 

О приостановке прав и свобод речь и в этом случае не идет, о чем в законе даже есть специальная оговорка. Но режим ЧС наделяет власти полномочиями, вполне адекватными складывающейся ситуации.

Например, можно будет ограничивать доступ людей и транспортных средств на определенную территорию. И этого хватит, чтобы фактически закрыть какой-нибудь город.

Внутри города можно будет определить порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также «иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций».

А если власти посчитают, что существует угроза безопасности работников какой-то организации, ее деятельность остановят. 

В привязке к режиму ЧС нельзя не упомянуть о давно полюбившейся российским чиновникам норме закона (№ 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года), которая позволяет проводить экстренные государственные и муниципальные закупки товаров и услуг, необходимых для ликвидации ЧС. Такие закупки можно осуществлять у единственного поставщика, по его цене. И, как показывает практика, ЧС нередко становятся удобным поводом для злоупотреблений.

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

Источник: https://www.znak.com/2020-03-17/v_rossii_mogut_vvesti_chrezvychaynye_mery_iz_za_koronavirusa_k_chemu_stoit_gotovitsya

Режимы функционирования РСЧС

Реагирование на чрезвычайные ситуации на территориальном уровне. Режим чрезвычайной ситуации Вводится особый уровень реагирования чс

Существуют три режима функционирования РСЧС: 1. режим повседневной деятельности – при отсутствии угрозы возникновения ЧС на объектах, территориях или акваториях. 2. режим повышенной готовности – при угрозе возникновения ЧС;

3. режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и ликвидации ЧС.

Руководители органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций должны информировать население через средства массовой информации и по иным каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил РСЧС, а также мерах по обеспечению безопасности населения. При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, руководители вышеуказанных органов отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил РСЧС.

Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, являются:
в режиме повседневной деятельности: 1. изучение состояния окружающей среды и прогнозирование ЧС; 2. сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности; 3.

разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС и обеспечению пожарной безопасности; 4. планирование действий органов управления и сил РСЧС, организация подготовки и обеспечения их деятельности; 5. подготовка населения к действиям в ЧС; 6.

пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности; 7. руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС; 8.

проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности; 9. осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования; 10.

проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в ЧС;

11. ведение статистической отчетности о ЧС, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф;

в режиме повышенной готовности: 1. усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения ЧС и их последствий; 2. введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил РСЧС на стационарных пунктах управления; 3.

непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых ЧС, информирование населения о приемах и способах защиты от них; 4.

принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в ЧС; 5. уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации ЧС и иных документов; 6.

приведение при необходимости сил и средств РСЧС в готовность к реагированию на ЧС, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий; 7. восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации ЧС;

8. проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;

в режиме чрезвычайной ситуации: 1. непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших ЧС и их последствий; 2. оповещение руководителей органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших ЧС; 3.

проведение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС; 4. организация работ по ликвидации ЧС и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших ЧС; 5.

непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС и в ходе проведения работ по ее ликвидации; 6. организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации ЧС и их последствий;

7.

проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в ЧС.

При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте “а” статьи 3 ФКЗ “О чрезвычайном положении” (попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления), для органов управления и сил соответствующих подсистем РСЧС устанавливается режим повышенной готовности.

При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте “б” указанной статьи (чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ),- режим чрезвычайной ситуации.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется: 1. локальной – силами и средствами организации; 2. муниципальной – силами и средствами органов местного самоуправления; 3.

межмуниципальной и региональной – силами и средствами органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС;

4.

межрегиональной и федеральной – силами и средствами органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.

При недостаточности указанных сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

Финансирование РСЧС

Финансовое обеспечение функционирования РСЧС и мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов и собственников (пользователей) имущества в соответствии с законодательством РФ.

Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации ЧС за счет собственных средств.

Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечению устойчивого функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Выделение средств на финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.

Контрольные вопросы

1. Дайте общую характеристику Положению о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, каким нормативным правовым актом оно было принято? 2. Что такое Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), для чего она создана? 3. Из каких подсистем состоит РСЧС? 4.

Дайте характеристику функциональным подсистемам РСЧС, приведите примеры. 5. Дайте характеристику территориальной подсистеме РСЧС, приведите примеры. 6. Назовите основные задачи РСЧС. 7. На каких уровнях действует РСЧС? 8. Как организован каждый уровень РСЧС? 9. Назовите координационные органы РСЧС. 10. Перечислите постоянно действующие органы управления РСЧС. 11.

Назовите органы повседневного управления РСЧС. 12. Что относится к силам и средствам единой системы? 13. Как осуществляется информационное обеспечение в РСЧС? 14. Какие Вам известны режимы функционирования РСЧС? 15. Как функционирует РСЧС в каждом из режимов деятельности? 16. В каких режимах функционирует РСЧС в условиях чрезвычайного положения?

17.

Как осуществляется финансирование РСЧС?

Источник: http://ohrana-bgd.ru/bgdpravo/bgdpravo1_115.html

Чрезвычайные ситуации: определение, классификация и принципы защиты населения при чс – Милитари Блог

Реагирование на чрезвычайные ситуации на территориальном уровне. Режим чрезвычайной ситуации Вводится особый уровень реагирования чс

Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории (акватории) или объекте, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, стихийного или экологического бедствия, эпидемии, эпизоотии, эпифитотии, применении противником современных средств поражения, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, привела к нарушению условий жизнедеятельности людей, значительным материальным потерям и экономическому ущербу и требует  на свою ликвидацию крупных материальных, временных и людских затрат.

Стихийное бедствие – разрушительное природное явление, в результате которого может возникнуть или возникает угроза жизни и здоровью людей, их гибель, происходит разрушение или уничтожение материальных ценностей и элементов окружающей природной среды.

Авария –опасное техногенное происшествие приводящие к повреждению машин, станков, оборудование, зданий, наносящее ущерб здоровью людей и окружающей природной среде и создающее угрозу для жизни людей.

Понятие «катастрофа» можно трактовать по-разному.

В интересах здравоохранения катастрофа трактуется, как внезапно возникшее явление природы или акция человека, повлекшие за собой многочисленные человеческие жертвы или нанесшие ущерб здоровью группы людей, одновременно нуждающихся в экстренной медпомощи и защите, вызвавшие диспропорцию между формами и методами повседневной работы органов и учреждений здравоохранения, с одной стороны, и возник­шей потребностью пострадавших в экстренной медпомощи, с другой стороны.

https://www.youtube.com/watch?v=hNXNI6s6pOY\u0026list=PLE924ED73EC912758

То есть при катастрофах, часто требуется применения других способов, методов и технологии оказания медпомощи, чем в повседневной практике здравоохранения (привести примеры).

1.2. Классификация катастроф и чрезвычайных ситуаций

Классификация катастроф.

 I группа – Естественные (природные) катастрофы

—       Метеорологические: Бури (ураганы), морозы, засухи, пожары

—       Теллурические и тектонические: Извержения вулканов, землетрясения.

—       Топологические: Наводнения, сели, оползни, снежные обвалы.

—       Космические: Падение метеоритов и прочие космические катаклизмы.

II группа – Искусственные (техногенные) катастрофы

—       Транспортные: Авиа- и космические, железнодорожные, автодорожные, на речном и морском флоте.

—       Производственные: Механические, химические, радиационные, термические.

III группа – Специфические катастрофы

—       Войны

IV группа – Биолого-социальные катастрофы

—       эпидемии,

—       терроризм,

—       голод,

—       наркомания (токсикомания),

—       общественные беспорядки,

—       алкоголизм.

Для установления единого подхода к оценке ЧС природного и техногенного характера, определения границ зон ЧС и адекватного реагирования на них, Постановлением Правительства РФ № 304 от 21 мая 2007 года введена следующая классификация ЧС.

Вид ЧСХарактерологические признаки
Количество пострадавших (чел)Размер материального ущербаЗона ЧС
ЛокальнаяНе более 10Не более 100 тыс. руб.Не выходит за пределы объекта
МуниципальнаяНе более 50Не более 5 млн. руб.Не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города Федерального значения
Межмуници-пальнаяНе более 50Не более 5 млн. руб.Затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территории города Федерального значения или межселенную территорию
РегиональнаяСвыше 50, но не более 500Свыше 5 млн. руб., но не более 500 млн. рублейНе выходит за пределы территории одного субъекта РФ
Межрегион —альнаяСвыше 50, но не более 500Свыше 5 млн. руб., но не более 500 млн. рублейЗатрагивает территорию двух и более субъектов РФ
ФедеральнаяСвыше 500 чел.Свыше 500 млн. руб.

Локальная ЧС – ликвидируется  силами и средствами предприятий, учреждений и организаций неза­висимо от их организационно-правовой формы.

МуниципальнаяЧС ликвидируется силами и средствами органов местного самоуправления.

Межмуниципальная ЧС – ликвидируется силами и средствами органов местного самоуправления оказавшихся в зоне ЧС.

РегиональнаяЧС – ликвидируется силами и средствами органов исполнительной власти субъекта РФ.

Межрегиональная ЧС – ликвидируется  силами и средствами органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС.

Федеральная ЧС – ликвидируется  по решению Правительства РФ.

По числу пострадавших ЧС подразделяются на:

Вид ЧСЧисло пострадавшихНуждаются в госпитализации
Малая25 – 100 человек10 – 50 человек
Средние101 – 1000 человек51 – 250 человек
Большиесвыше 1000 человексвыше 250 человек

Для здравоохранения основным показателем или критерием, характеризующим ЧС, является количество пораженных. Так в США любой несчастный случай, на который диспетчер оправляет более трех автомобилей скорой помощи, считается потенциальной ЧС и приводится в действие мобилизационный резерв службы спасения.

1.3. Стадии (фазы) развития и поражающие факторы ЧС, критерии и медико-санитарные последствия ЧС

Независимо от классификационной принадлежности, в развитии ЧС выделяют четыре стадии (фазы) развития.

1.Стадия зарожденияЧС. В ней происходит накопление отклонений от нормального состояния, создаются предпосылки для возникновения ЧС (усиление природной активности, накопление деформаций, дефектов и т.п.). Она может длиться сутки, месяцы, иногда – годы и десятилетия. Установить момент начала стадии зарождения трудно.

2. Стадияинициированияили начала чрезвычайного события, лежащего в основе ЧС.

https://www.youtube.com/watch?v=RNyukl4CROw\u0026list=PLE924ED73EC912758

В развитии данной стадии очень часто присутствует человеческий фактор: статистика свидетельствует, что до 70% техногенных аварий и катастроф происходит вследствие ошибок персонала. Более 80% авиакатастроф и катастроф на море связаны именно с человеческим фактором.

Для снижения этих показателей необходима более качественная подготовка персонала. Так, например, в США для подготовки оператора АЭС затрачивается до 100 тыс. долларов.

3.

Стадия кульминации процесса чрезвычайного события, во время которого происходит высвобождение факторов риска (энергии или вещества), оказывающих наибольшее негативное, неблагоприятное воздействие на население, объекты и природную среду. Одной из особенностей этой стадии является взрывной характер разрушительного воздействия, вовлечение в процесс токсичных, энергонасыщенных и других компонентов.

4. Стадиязатухания (локализация ЧС, устранение действия его остаточных факторов). Она длится до полной ликвидации прямых и косвенных последствий ЧС.

Эта фаза хронологически охватывает период от перекрытия (ограничения) источника опасности  – ликвидации ЧС. Эта фаза при некоторых ЧС может по времени начинаться еще до завершения третьей фазы.

Продолжительность этой стадии может составлять годы, десятилетия.

В качестве примера можно рассмотреть следующую последовательность событий:

  1. стадия зарождения ЧС – наступление пожароопасного периода в лесу;
  2. стадия инициирования ЧС – оставленный не затушенным костер;
  3. стадия кульминации ЧС – лесной пожар;
  4. стадия затухания – начинается с момента взятия под контроль пожара, т.е. его локализации. Окончание стадии затухания связано с тушением пожара и дальнейшими работами по рекультивации земель и восстановлению лесных посадок.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 261 от 1992г. критериями ЧС является:

  1. число поражённых – 10  и более;
  2. число погибших – 2-4 и более;
  3. увеличение среднестатистической заболеваемости в 3 раза;
  4. увеличение среднестатистической смертности при эпидемии в 3 раза;
  5. возникновение одновременно 50 и более случаев острых инфекционных заболеваний,
  6. возникновение одновременно 20 случаев заболеваний с неизвестной этиологией,
  7. возникновение одновременно 15 случаев лихорадочных заболеваний не установленного характера.

Во время ЧС на людей и окружающую природную среду  могут воздействовать следующие поражающие факторы:

—       динамический (механический) –  приводит к различным травмам и ранениям. Такие поражения часто встречаются при землетрясениях, смерчах, транспортных авариях.

—       термический – приводит к различной степени ожогам или обморожениям (световое излучение, пожары, морозы, наводнения и т.д.)

—       радиационный –  приводят к лучевой болезни, лучевым ожогам кожи и поражениям внутренних органов при попадании РВ внутрь. 

—       химический – воздействует на людей при химических авариях, вызывая разнообразные по характеру и тяжести поражения (отравления).

—       биологический – это бактерии и др. биологические агенты, выброс и распространение которых возможен при авариях на биологически опасных объектах, что может привести к массовым инфекционным заболеваниям (эпидемиям). 

—       психоэмоциональный (психотравмирующий) – приводит к различным нарушениям психики, от легких психогенных реакций (ступор, страх, истерия), до стойких нервно-психических заболеваний (депрессия, психоз) требующих длительной госпитализации и лечения. Подобные явления наблюдались в 10-13% случаев среди пострадавших в Арзамасе и Иванове и до 64% – при землетрясениях. Зачастую психотравмирующие факторы усиливаются через печать и электронные средства массовой информации (телевидение, радио и др.).

Опасные и вредные факторы ЧС, воздействуя на население, конкретную территорию с расположенными на ней сооружениями, флорой и фауной образуют очаг поражения.

Классификация очагов поражения:

—       простой – очаг поражения, возникший под воздействием одного поражающего фактора;

—       сложный – очаг поражения, образовавшийся в результате действия нескольких поражающих факторов (например, вследствие взрыва произошли разрушения конструкций, пожар, разгерметизация емкостей с химически-опасными веществами).

Источник: https://dubki-nk.ru/istoriya/chrezvychajnye-situatsii-opredelenie-klassifikatsiya-i-printsipy-zashhity-naseleniya-pri-chs.html

Закон
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: