Преступление и наказаниероман в шести частях с эпилогом. Сочинение на тему «От сострадания — к преступлению. (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

Эпилог и его роль в романе Достоевского Преступление и наказание сочинение

Преступление и наказаниероман в шести частях с эпилогом. Сочинение на тему «От сострадания — к преступлению. (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

Эпилог романа «Преступление и наказание» Достоевского занимает особое место в произведении. Он пронизан светом духовности и надежды на прекрасное будущее. В эпилоге Достоевский рассказывает о том, как в дальнейшем сложилась жизнь героев романа, и вместе с тем дает надежду для всех живущих на земле людей на искупление грехов.

Раскольников получил сравнительно небольшой срок за свое преступление, т.к. раскаялся в содеянном.

Судьи посчитали смягчающими обстоятельствами и явку с повинной, и то, что он не воспользовался ценностями, похищенными у убитой.

Когда-то он спас детей на пожаре, рискуя собственной жизнью, а еще ухаживал за больным отцом своего умершего друга. Преступление, по мнению судей, было совершено в состоянии «временного помешательства».

В результате Раскольников попадает на каторгу в Омский острог на восемь лет. Следом за ним едет Соня. Она любит его и хочет быть рядом. Зарабатывает шитьем и, чем может, помогает Раскольникову.

Он же – замкнут и неразговорчив. Не общается с сокамерниками, неохотно разговаривает с Соней, когда ей удается добиться свидания. Она сообщила ему о смерти матери, о замужестве младшей сестры Дуни, но даже эти события особо не взволновали его. Заключенные относятся к нему с неприязнью.

А вот Соню они полюбили. Это очень удивляет Раскольникова. И еще его удивляет, почему они так любят жизнь. Он же своей жизнью не дорожит и жалеет, что не покончил с собой, как хотел, а пошел в полицию и признался в убийстве. Раскольников болен. Он болен не от тягот тюремной жизни, а от крушения надежд на свою исключительность.

Он попадает в больницу. Соня каждый день приходит и молча стоит под окнами тюремной палаты, чтобы просто быть рядом. Однажды он увидел ее, и это поразило его. Что-то дрогнуло в его сердце.

На следующий день он опять выглянул в окно, но девушки не было. Он забеспокоился. Несколько дней Соня не появлялась. Раскольников не на шутку испугался и пытался выяснить, что случилось, почему она не приходит.

Наконец удалось узнать, что Соня больна, но болезнь неопасная, и девушка скоро поправится.

Когда Раскольников вновь увидел Соню, в нем произошел какой-то перелом. Он упал к ее ногам, стал целовать ее руки. Соня сначала сильно испугалась, а потом поняла, произошло наконец то, чего она так долго и терпеливо ждала. Очищение и раскаяние грешной души Родиона. И еще – что он любит ее.

Оба так счастливы, что их не пугает целых семь лет ожидания, пока наконец они смогут жить вместе.   

Под действием окружающей обстановки и тихой, ненавязчивой любви Сони в душе Раскольникова происходят огромные изменения. У него появилась цель в жизни, он понял, как он ошибался, пытаясь добиться справедливости убийством никчемного, по его мнению, человека. Понял, что человеческая жизнь бесценна, и решил «бесконечной любовью искупить страдания» прекрасной девушки.

Терпение и милосердие, вера в Бога и любовь – вот главные ценности, которые помогают человеку перенести все невзгоды и страдания в жизни.

Вариант 2

В эпилоге романа описывается жизнь героев спустя пять лет с момента совершения Раскольниковым преступления.

Читатель попадает обстановку сибирского острога, где идет следствие по делу. Мы узнаем некоторые важные факты об убийстве старухи. В частности, о том, что главный герой спрятал кошелек и вещи из квартиры процентщицы под камнем. Но ничего из этого он не брал, денег не тратил.

Некоторые эпизоды преступления Родин описывал подробно, не упуская ни малейшей детали, о других же не мог вспомнить ничего. Из этого следствием был сделан вывод о временном умопомешательстве Родиона.

Совокупность этих фактов стала для судей основанием смягчения окончательного вердикта – Раскольникову было назначено 8 лет каторжных работ.

Параллельно Достоевский показывает судьбу и других героев. Во время следствия Разумихин делает многое для смягчения приговора Раскольникову. Соня неотступно следует за Родионом сначала в острог, затем на каторгу. Она старается всячески скрасить его жизнь в заключении, занимается шитьем, чтобы обеспечивать себя и помогать ему.

 Особое внимание автор уделяет судьбе матери Раскольникова. Ей прямо не говорили, что случилось и почему ее Родя так долго не приезжает, но сердце матери чует беду. Постепенно Пульхерья Андреевна начинает догадываться о происходящем, но озвучить этого она не может. Материнское сердце страдает по сыну. В конце концов она умирает.

Во время заключения постепенно меняется отношение Раскольникова к Соне. В начале он был к ней практически безразличен, в общении демонстрировал холодность и отстраненность. Но постепенно Родион начинает испытывать к девушке чувства.

Это становится очевидным, когда Соня заболела, а Раскольников, узнав об этом серьезно расстроился. Он начинает как будто прозревать, думая о том, что она вместе с ним претерпевает все скорби, неотступно следует за ним с момента задержания, старается помогать всем чем может не только ему самому, но и другим каторжанам.

Человечность и человеколюбие Сони восхищает его. Раскольников осознает, что любит ее и что неведомая сила буквально бросает его к ее ногам. Вместе они смогут пройти тяжелый путь наказания и преодоления жизненных невзгод. Благодаря подаренному Евангелию, Родион постепенно приходит к вере в Бога.

Автор приводит нас к мысли о том, что искупление вины Раскольникова возможно только через настоящую любовь и возвращение к христианской вере.

Сочинение Эпилог в романе Преступление и наказание

Драматическое произведение Достоевского «Преступление и наказание» не оставит равнодушным ни одного  читателя, решившегося прочесть этот сложный, но в тоже время, интересный психологический шедевр русской классической литературы. Этот роман структурирован и в нем есть продуманный эпилог. Если внимательно читать, эта часть  не связана  с основным сюжетом романа, но очень хорошо отражает идейный замысел писателя.

Эпилог «Преступления и наказания» разбит на две части. Из них читатель узнает о будущем главных героев, а вторая часть – это размышления автора о внутреннем мире главного героя Родиона Раскольникова в заключении.

В первой части эпилога автор подробно описывает судебный процесс над преступником. Казалось бы, интриги нет, ведь арестант не скрывает, что именно он лишил жизни ростовщицу, рассказывает подробности убийства.

Именно честность и откровенность смягчает гнев судьи, и тот приходит к выводу, что подсудимый убил в состоянии помешательства и не отдавал отчета своим действиям. Его осуждают на 8 лет заключения и отправляют в Омский острог (Сибирь).

Вслед за ним едет и Соня.

Через небольшой промежуток времени умирает и мать главного героя, её сердце чувствует беду с сыном. Сам главный герой в Сибири и его внутренний мир во мраке, депрессия поглощает его, он замыкается в себе, но Соня не теряет надежды вывести Родиона из состояния апатии. На этом первая часть эпилога и заканчивается.

Вторая часть эпилога более продумана и насыщена подробностями страдания заключенного. Он убивается душевными страданиями о своей печальной судьбе и кается, что сам себя же  погубил.

  Он понимает бессмысленность своего поступка, что этим он не изменил суровую реальность и ничего никому не доказал.

Затворническая жизнь отгораживает его от других заключенных, которым Родион не по нраву, его избивают.

В лечебнице главный герой делает для себя выводы, меняется отношение жизни. Настрой позитивный, он обретает новый смысл жизни с возлюбленной Соней.

Автор романа особый акцент во второй части эпилога делает на красоту пейзажей Петербурга и норм христианской морали, понятия веры в целом. Раскрывается роль доброго человека, который сломался под напором неблагоприятных обстоятельств и пал, но раскаялся и обрел новый смысл своей жизни.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/drugie/ehpilog-i-ego-rol-v-romane-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie

Эпилог и его роль в романе Преступление и наказание Достоевского сочинение

Преступление и наказаниероман в шести частях с эпилогом. Сочинение на тему «От сострадания — к преступлению. (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

В романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» эпилог заключает в себе очень большой смысл, ведь именно в нём раскрывается дальнейшая судьба героев произведения, а главный герой произведения, Родион Романович Раскольников, приоткрывает нам частичку своей души и своего внутреннего мира. Невозможно переоценить значение данной части романа, в которой Родион Романович раскрывается как персонаж с совершенной новой и чистой стороны, своим примером показывая, что у каждого человека есть шанс на новую жизнь.

Эпилог «Преступления и наказания» можно разделить на две части – событийную и непосредственно психологическую. В событийной части Достоевский рассказывает нам, что происходило в жизни Родиона Раскольникова после признания в совершённом преступлении.

Сосланный в Сибирь после вынесения приговора, Раскольников замыкается в себе, не желает ни с кем общаться, и лишь присутствие любимой, Сонечки Мармеладовой, даёт главному герою силы двигаться дальше.

Жизнь остальных героев романа течёт размеренно и предсказуемо – Дунечка, сестра Родиона, выходит замуж за Разумихина, а пожилая Пульхерия Александровна, мать Раскольникова, умирает, так и не дождавшись встречи со своим сыном.

В более глубокой части эпилога, которую, на мой взгляд, можно назвать психологической, Фёдор Михайлович впускает читателей в душу Раскольникова, открывая нам мир его мыслей и переживаний. Можно заметить, насколько сильно меняется Родион Романович во время отбывания наказания в Сибири.

Главный герой понимает, насколько он счастлив, ведь у него есть любимая девушка, с которой он проживёт долгую и счастливую жизнь, как только выйдет на свободу, что впереди – долгие и долгие годы, которые он может прожить так, как захочет.

Возникает ощущение, что Раскольников, слепой ранее, внезапно прозревает – настолько кардинально меняется его мировоззрение и отношение к жизни вообще.

Помимо всего прочего, в жизни Родиона Раскольникова находится место и для религии – обратившись к христианству, Раскольников понимает, что и у его души есть шанс на спасение, несмотря на то преступление, которое он совершил в минуту душевного замешательства.

Его привлекает идея жизни в гармонии с самим собой, окружающим миром и Богом, и именно это и помогает главному герою романа окончательно навести порядок в собственной душе, а Евангелие становится верным другом и вечным спутником Родиона Романовича в течение всего дальнейшего жизненного пути.

Я полагаю, что произведение Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» показывает читателям, что у каждого из нас есть шанс измениться к лучшему, и что совершённые ошибки, пускай и самые тяжёлые, не ставят крест на судьбе человека, не выносят ему пожизненный приговор. Всегда есть шанс на очищение, стоит лишь осознать свою готовность к этому, раскаяться, понести своё наказание, а после, возродившись, продолжить свою жизнь, стремясь проживать её в гармонии и балансе.

4 вариант

Эпилог романа «Преступление и наказание» играет ключевую роль в произведении. Достоевский разделил эпилог на 2 части. Сначала читатели узнают о дальнейшей судьбе главных героев. А потом автор рисует внутренний мир Родиона, когда он уже находится в заключении.

Из первой части эпилога мы узнаем, что Раскольников не пытается скрыть правду о совершенном им преступлении, он все рассказывает суду. Судья, выслушав рассказ главного героя, заключает, что Родион во время убийства был в помешательстве. Суд приговаривает Раскольникова к 8 годам лишения свободы и ссылает его в Сибирь. Вслед за главным героем в Сибирь направляется и Соня.

Мама Раскольникова умирает. Перед своей смертью она продолжительное время находится в бреду. Она догадывается, что с ее сыном что-то стряслось. Но все ее окружение скрывает от нее правду. Ни на минуту ее не оставляет мысль о судьбе ее сына.

Читатели узнают, что Разумихин и Дуня поженились. Они строят планы на будущее, где собираются уехать на север и жить с Родионом.

Соня же находится в Сибири вместе с Родионом. Именно от нее мы узнаем о поведении и состоянии Раскольникова. Главный герой совсем закрылся в себе, он избегает любого общения с другими людьми. Соня очень переживает и беспокоится за состояние Родиона. Именно из-за этого она пытается найти в городе людей, которые могли бы помочь герою.

Вторая часть эпилога открывает перед нами чувства Раскольникова. Он осознает, что просто бездумно загубил свою жизнь. Убив человека, он ничего никому не доказал.

Уже в самом начале своего заключения у Родиона не складываются отношения с другими заключенными. Раскольников чуждится других, он очень замкнут. Именно своим диковатым поведением он настроил всех против себя, это привело к тому, что на него напали во время церковной службы.

Достоевский демонстрирует читателям, как изменился Родион после выписки из больницы. Теперь он совершенно другой человек, с другим взглядом на жизнь. Только сейчас герой наконец-то осознает, что дни в заключении пролетят очень быстро, а впереди его ждет светлое будущее с самым близким и любимым человеком.

Стоит отметить, что значительную роль в повествовании играет пейзаж. Сначала мы находимся в холодном, сером, тяжелом Петербурге, а затем переносимся на берега реки, где будто даже дышать легче.

Конечно, эпилог – это своеобразное подведение итогов в романе. Автор создал его, чтобы показать нам, как вырос главный герой, как он изменился.

Интересно, что даже в самый момент совершения героем убийства мы не чувствуем к нему отвращения. Для нас он человек с заблудшей душой, его жалко, ему можно посочувствовать.

Именно в конце произведения мы видим, что герой нашел свой истинный путь, он осознал свои ошибки и готов идти дальше.

← Роль истории Настеньки в повести Белые ночи← Значение образа Сони Мармеладовой в романе Преступление и наказание↑ ДостоевскийОбраз Петербурга рассказах Достоевского →Интерьеры в романе Преступление и наказание →

  • Сочинение по картине Водитель Валя Репки 8 классДанная картина написана замечательной художницей Верой Александровной Репка в 1971 году. Полотно очень живое с главной героиней. Мы видим хрупкую девушку, которая сидит за рулем троллейбуса или автобуса.
  • Сочинение на тему Поход в дельфинарий 4, 6 классРодители на день рождения сделали подарок – билет в дельфинарий. Так родители исполнили мою маленькую заветную мечту. Подарок вызвал у меня чувство радости и благодарности
  • Сочинение Надежда и отчаяниеКак правило, отчаянием называют такое состояние, которое предполагает понимание полной безвыходности пагубной ситуации и отсутствие перспектив. Надежной называют состояние человека, в котором он видит
  • Черты романтизма в романе Герой нашего времени ЛермонтоваВ реалистическом романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» можно обнаружить немало романтических черт. Прежде всего, одной из них является образ главного героя.
  • Сочинение по картине Билибина Иван-Царевич и Лягушка-Квакушка 3 классВ основу этой картины, легла история из сказки, благодаря которой, и оказался Иван – Царевич, в таком необычном месте, как болоте. Вся интрига заключалась в том, что на первом плане, явно видно удивление молодого царского сына

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/dostoevskij/ehpilog-i-ego-rol-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie

Сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Часть 1

Преступление и наказаниероман в шести частях с эпилогом. Сочинение на тему «От сострадания — к преступлению. (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

Ф.М. Достоевский вошел в историю литературы как один из крупнейших русских писателей с мировым именем, мастер создания психологического портрета.

В романе «Преступле­ние и наказание» он подробно описывает раскол в душе глав­ного героя, мучительную борьбу двух начал: добра и зла.

Тему душевного разлада подчеркивает в произведении уже сама го­ворящая фамилия главного героя — Раскольников.

Ф.М. Достоевского беспокоило социальное неравенство разных слоев общества. Он показывает, что бедность в первую очередь толкает людей на преступление. Родион Раскольников — студент, бросивший учебу только из-за того, что он не в со­стоянии за нее платить. Живет он в каморке, похожей больше на шкаф, чем на квартиру.

И даже за это убогое жилище ему нечем заплатить. Задавленный бедностью Раскольников вско­ре стал к ней постепенно привыкать. Портрет героя обнару­живает глубокие противоречия между его превосходными внешними данными и плачевным материальным положением. Красивый молодой человек (с прекрасными глазами, темно- русый, с тонкими чертами лица) одет в лохмотья.

Стесняясь бедности, герой не любит встречаться с бывшими товарища­ми. Достоевский показывает, как отторжение от внешнего ми­ра приводит к самоуглублению. Появляется тяга к внутренним монологам. Писателя интересуют малейшие оттенки настрое­ния героя, его мечты, фантазии, планы и идеи. Тяжкие, пре­ступные мысли приносят Раскольникову физические страда­ния.

Он сам мучается от тоски и мрачного возбуждения. 74

Таким образом, писатель обнажает также противоречие между прекрасной внешностью и душевной внутренней озлобленно­стью героя.

Интересен в романе образ самой жертвы — старухи-процентщицы. Достоевский при первом визите героя в ее дом дает нам развернутый портрет: «Это была крошечная сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, ма­ло поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом.

На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было на­верчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтевшая меховая ка­цавейка». Интерьер не поражает роскошью и богатством: ста­рая мебель, грошовые картинки.

Все эти детали подчеркива­ют, что старуха-процентщица не очень сильно и нажилась на своем деле.

Для понимания природы человеческой души в романе важна сцена в трактире, когда Раскольников беседует с Мармеладовым. Бывший титулярный советник рассказывает Рас­кольникову как человеку чувствительному и образованному о своей судьбе, о том, как женился на вдове с тремя детьми, со­вершил благородный поступок, а на деле не смог содержать семью, своей единственной дочери дать образование.

Ф.М. Достоевский стремится показать характер Расколь­никова многогранно: в его внутреннем мире постоянно идет борьба хорошей стороны и плохой. Доброта и жестокость уживаются в нем совсем рядом. Достоевскому важно было по­казать двойственность природы человека, передать в художе­ственном творчестве правду жизни.

Когда Мармеладов, со­вершенно чужой для Раскольникова человек, погибает под копытами лошадей, Родион Романович отдает его вдове по­следние деньги. Этот факт свидетельствует о его душевной доброте, готовности помочь другому человеку в беде.

Когда герою приходит письмо от матери о том, что его сестра соби­рается выйти замуж за состоятельного человека из-за денег, Раскольников переживает. Родион любит своих родных и му­чается из-за того, что не может им материально помочь. Ф.М. Достоевский подчеркивает чувствительность героя, его сложный эмоциональный мир.

Так, например, получив письмо от матери, он бледнеет, руки у него трясутся. Потом герой подносит его к губам и целует, а потом только распечатывает.

Однако причиной преступления Раскольникова является не только бедственное положение, но и теория, переосмысли­вающая взгляды известного философа Ницше, по которой все люди делятся на два разряда: «твари дрожащие» и «те, кто право имеет». Первые — духовно слабые люди, они не спо­собны на принятие серьезных решений вообще. У них нет глобальных целей.

К таким людям Раскольников причисляет старушку-процентщицу. Вторые — духовно сильные люди, способные изменить ход истории. По этой теории получается, что Раскольников имел право на убийство старушки, думая, что от этого всем будет лучше.

Обращаясь к теории о сверх­человеке Ницше, Раскольников понимает ее в эгоцентриче­ском аспекте: сильный человек имеет право принести в жерт­ву слабого во имя высоких целей. У Ницше же сильный человек — это, прежде всего творец, способный вознестись над повседневностью, расширить границы духа.

Если у такого человека есть особый талант, сильная воля и неординарный интеллект, это не дает ему право начинать войны на земле, со­вершать жестокость, проливать чью-то кровь. Наоборот, все эти качества личности налагают на нее особую ответствен­ность за судьбу тех, кто слабее, обязывают к поддержке.

И такой сильной личностью, глубоко жертвенной натурой в романе оказывается не Раскольников, а Соня Мармеладова, которая продает свое тело ради того, чтобы помочь семье про­кормить детей. Не случайно именно она смогла понять и полюбить Раскольникова, человека оступившегося, но не очерствевшего душой.

Для понимания натуры героини чрез­вычайно важен ее портрет: «Голосок у ней такой кроткий… белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое». Ан­гельские внешние черты сочетаются с неравнодушным серд­цем.

Не случайно Мармеладов подробно рассказывает Рас­кольникову о том, как Соня, не имея уже сил смотреть на голодных больных детей, впервые решилась пойти по желто­му билету и как после этого весь вечер стоит у нее в ногах на коленках Катерина Ивановна.

Символична сумма, за которую Сонечка впервые продает свое тело, — тридцать целковых. Из рассказа Мармеладова Раскольникову становится ясным, что такое счастье. Как только герой вновь получает работу, он точно в царствие божие переселяется.

И жена, и дочь начина­ют о нем заботиться: подают перед службой кофе со сливка­ми, собирают обмундирование. В первый раз после того, как Мармеладов приходит с работы, в доме устраивают маленький праздник.

Ф.М. Достоевский убедительно показывает, что человек счастлив, когда он любим, когда он кому-то нужен. Одновре­менно с этим мы видим, как доброта Мармеладова по отноше­нию к жене и чужим детям оборачивается неумением уберечь свою собственную дочь от позора.

Доброта Сони не имеет границ. Она отдает отцу последние деньги, хотя знает, что он их пропьет. Первая мысль Раскольникова о судьбе Сони тако­ва: «Ай да Соня! Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать! И пользуются! Вот ведь пользуются же! И привыкли. Попла­кали и привыкли.

Ко всему-то подлец человек привыкает!»

Образ Сони Мармеладовой — центральный женский образ романа. Она предстает в произведении робкой и запуганной женщиной, а не девицей вульгарного поведения. Описывая скромный наряд Сони, ее приличные манеры, Ф.М. Достоев­ский вновь и вновь хочет подчеркнуть, что девушку толкнули на панель крайние обстоятельства.

У Раскольникова Соня вы­зывает чувство жалости. Робость и смущение проявляются в каждой ее фразе. В портрете героини Ф.М.

Достоевский под­черкивает ясные голубые глаза: «Ее даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и когда оживлялись они, выражение лица становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней».

Еще одна характерная деталь портрета Сонечки — ее детскость. Она кажется еще девочкой, почти ребенком. Ф.М. Достоевский не раз на протяжении текста произведе­ния подчеркивает это, что концептуально важно для его миропонимания. Ребенок для писателя — невинное сущест­во, почти ангел, поэтому страдания ребенка так больно ра­нят его душу.

Разоблачая и наказывая Раскольникова, Ф.М. Достоевский в то же время оправдывает Соню, грехопадение которой пара­доксальным образом возвышает ее, ставя на пьедестал муче­ницы.

Примечательно, что, описывая во всей неприглядной жестокости преступление Раскольникова, Достоевский щадит Соню, не раскрывая перед читателем изнанку ее жизни. В критике не раз отмечалась такая черта прозы Достоевского, как театральность.

Например, сталкивая Соню и Раскольнико­ва за чтением Нового Завета, он словно уравнивает «убийцу» и «блудницу» в степени грехопадения, в то время как подоб­ные вещи вообще нельзя сравнивать. Сцена, в которой Рас­кольников приходит к Соне, является одной из ключевых в романе.

Повторяющимся символом в ней становится свеча — символ жизни. Соня встречает Раскольникова с этой свечой. Минута их встречи насыщена противоречивыми эмоциями: у

Сони на лице даже выступают слезы, ей одновременно стано­вится и тошно, и стыдно, и сладко. Героиня рассказывает Рас­кольникову о своем отношении к людям. Родион жалеет ее, а Соня жалеет всех: и хозяев, у которых снимает комнату, и от­ца, и Катерину Ивановну.

Мачеху Соня сравнивает с ребен­ком, который справедливости ищет, жалеет, что не отдала ей новенькие воротнички, да еще сказала, на что, мол, вам. В этой сцене Ф.М. Достоевский подчеркивает, как может больно ранить одно лишь слово. Соня сто раз пожалела потом, что не может вернуть назад сказанные слова.

Беззлобное и велико­душное отношение девушки к людям возвышает ее образ, ко­торый благодаря красочным эмоциональным описаниям, ста­новится все более объемным и понятным читателю: «Соня проговорила это точно в отчаянии, волнуясь и страдая и ломая руки. Бледные щеки ее опять вспыхнули, в глазах выразилась мука.

Видно было, что в ней ужасно много затронули, что ей ужасно хотелось что-то выразить, сказать, заступиться. Какое- то ненасытимое сострадание, если можно так выразиться, изо­бразилось вдруг во всех чертах лица ее».

На этой странице искали :

  • сочинение по роману ф м достоевского преступление и наказание
  • сочинение по достоевскому преступление и наказание
  • сочинение достоевский преступление и наказание
  • сочинение достоевского преступление и наказание
  • Сочинение по роману Достоевского

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-po-romanu-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie-chast-1.html

Эпилог и его роль в романе преступление и наказание достоевского сочинение – Лучшие Сочинения

Преступление и наказаниероман в шести частях с эпилогом. Сочинение на тему «От сострадания — к преступлению. (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

24.04.2019

В “Преступлении и наказании” Ф. М. Достоевский сделал сильнейший акцент на эпилоге. Казалось бы, события “физического” плана, как и сама кульминация, миновали и все расставлено по местам, но лишь в завершающем аккорде произведение достигает подлинного духовного пика.

После двойного убийства раздираемый противоречиями Раскольников все-таки признается в убийстве и получает заслуженную кару.

Но, выясняется, что он не раскаялся в содеянном грехе, лишь возненавидел собственную слабость из-за невозможности преодолеть душевные муки.

И тут с убийцей начинают происходить необъяснимые для человеческого понимания вещи, заставляющие задуматься: другие осужденные проникаются к сокамернику беспричинной неприязнью.

Они даже толком не общались с ним, чтобы настолько невзлюбить товарища по несчастью!

Но эти же люди с благоговением смотрят на Соню, навещающую Раскольникова, хотя совершенно не знают ее. Доходит до того, что каторжане с криком: “Безбожник!” нападают на бывшего студента. Лишь вмешательство охранника спасает его от неминуемой расправы. Чем объяснить все это?

Герой еще далек от постижения истины, но подсказку дает сон об эпидемии, погубившей человечество. Будто появившиеся микроскопические трихины при попадании в организм делают людей бесноватыми.

При этом “…никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные”.

При пробуждении Раскольников душой чувствует, почему его бессознательно возненавидели другие заключенные – он болен этой заразой, имя которой – гордыня, безверие, нелюбовь и презрение к людям.

В очередной раз при встрече с Соней Мармеладовой душа Родиона наконец-то просыпается.

Он словно прозревает, глаза полнятся слезами и какая-то неизъяснимая, чарующая боль заставляет его кинуться Соне в ноги, искренние рыдания очищают его сердце. Именно эта сцена является кульминационной.

В ней происходит торжество пресвятой веры, любви, истинного раскаяния, дающего надежду на спасении грешной души.

В эпилоге как бы между строк звучат светлые жизнеутверждающие аккорды, которые знаменуют духовное возрождение Раскольникова. Описанием переломного для внутреннего мира героя момента Достоевский показывает, что в каждом сердце живет Божественная искра. Для духовного возрождения и прощения необходимы лишь раскаяние и “поворот” к людям, к миру, к Богу.

Сочинение на тему что значит быть свободным.

Какова роль эпилога по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.)

Categories: Школьные сочинения

Источник:

Роль эпилога в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Чтение романа Достоевского «Преступление и на­казание» — процесс очень напряженный, требующий постоянной работы мысли. По мере развития событий повествование о судьбе студента Родиона Раскольни­кова обретает философский смысл.

Описание миро­ощущения человека, совершившего преступление, раскрытие глубин его подсознания, переплетение жизненного пути Раскольникова с судьбами других людей — все это заставляет читать книгу на одном ды­хании.

Однако, после того как Порфирий окончатель­но «уличает» Раскольникова и тот признается в убий­стве, жгучий интерес к роману как-то теряется, и эпи­лог прочитывается по инерции, второпях. Но если остановиться и вдуматься, понимаешь, что без эпило­га роман до конца непознаваем, и даже может быть понят искаженно.

Его признание, прежде всего, основано на физиче­ской невозможности вынести внутреннюю борьбу, на предельном истощении всех сил, а еще «из выгоды, как предлагал этот… Порфирий».

Это похоже на но­вое преступление: Раскольников раскаялся в том, что признался. Пропасть между ним и другими людьми расширилась и сделалась непроходимой: «Его даже стали под конец ненавидеть — почему? Он не знал этого».

Казалось бы, именно преступление и должно было сблизить его с остальными преступниками. В дейст­вительности получилось наоборот. Каторжные нена­видят его, но не только и не столько за безбожие.

Они, не читавшие, разумеется, его статьи и не знавшие его теории о «двух разрядах», — инстинктивно чувство­вали, что себя-то он и на каторге относит к «высшему» разряду, а их, в том числе и Соню, к низшему.

За это и убить хотели.

Но все изменилось, когда он молча отрекся от сво­ей «проклятой мечты», когда Соня «поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее… Их воскресила любовь, сердце одного за­ключало бесконечные источники жизни для сердца другого…».

Весь роман перенасыщен шумом. Гудящие улицы, скандал на поминках, сумасшедшая Катерина Ива­новна в толпе, истошные, оглушительные крики Раскольникова, даже тогда, когда он не говорит, а лишь думает про себя.

Кроме того, сны с гулом споров, с рез­ней, с пожаром, набатом. И вдруг на последней стра­нице абсолютно молчаливая сцена: «что-то как бы подхватило» Раскольникова и бросило к ногам Сони.

«Они хотели было говорить, но не могли».

Молчаливое   коленопреклонение   Раскольникова заставляет вспомнить пушкинского «Пророка»: И вырвал грешный мой язык, И празднословный и лукавый…

Это уже не то коленопреклонение, когда Расколь­ников «дико» произнес: «Я не тебе поклонился, я все­му страданию человеческому поклонился».

Соотнесе­ние этой фразы с законами раскольниковской «ариф­метики» может означать, что и Соню, подобно Лизавете или Миколке, можно принести в жертву «всему человечеству».

Не так уж трудно воскликнуть «вечная Сонечка!», но намного труднее исключить ее из «низшего» разряда, и вообще отказаться от всяких разрядов. Прежнее коленопреклонение — это символ боли, замутненной «трихнинами». «Не тебе, а всему страданию…

» — слова эти произносил язык еще «грешный», «празднословный» и «лукавый». Но в молчаливом финальном коленопреклонении звучит уже совсем другой мотив. «В этот день ему даже пока­залось, что как будто все каторжные, бывшие враги его, уже глядели на него иначе,., отвечали ласково».

Все исступленные речи Раскольникова разбивают­ся о слова тихой и непреклонной Сони: «Это чело­век-то вошь!.. Убивать то право имеете?». Она не спо­рит с ним, не разоблачает его. она просто его не пони­мает. И это непонимание оказывается сильнее всякой «казуистики».

Не случайно в утро воскрешения Раскольникова зву­чит и тема солнца — возникает образ «облитой солнцем необозримой степи».

Ведь в начале романа Раскольни­ков, готовый «переступить черту», думает: неужели и тогда солнце будет светить? Земной мир без солнца для него все-таки немыслим.

Но после совершенного убий­ства солнце, как ни палит, а как будто погасло, как буд­то все, что потом происходит с Раскольниковым, проис­ходит в тумане, в кромешной тьме. И Порфирий гово­рит Родиону: «Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем».

«Но тут уже начинается новая история, история постепенного обновления человека, история посте­пенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе со­вершенно неведомою действительностью…», — эта за­ключительная фраза оставляет финал открытым, да­вая шанс на спасение души как Раскольникову, так и ему подобным.

Источник:

Сочинение на тему: Эпилог в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Одним из сильнейших моментов романа «Преступле­ние и наказание» является его эпилог. Хотя, казалось бы, кульминация романа давно миновала, и события видимого, «физического» плана уже произошли (задумано и содеяно страшное преступление, совершено признание, приведено в исполнение наказание), на самом деле только в эпило­ге роман достигает своего подлинного, духовного пика.

Ведь, как выясняется, совершив признание, Расколь­ников не раскаялся. «Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною», — пишет Достоевский о настроении Родиона в тюрьме.

Чувство собственной правоты не по­шатнулось в нем, он лишь возненавидел свою слабость.

Но тут начинают происходить необъяснимые с человеческой точки зрения вещи: сокамерники-осужденные почему-то проникаются беспричинной неприязнью к Родиону, хотя их преступления порой ужаснее; да и особо не знакомы они с Раскольниковым, чтобы так его невзлюбить! В то же время они едва ли не плачут от восхищения, благо­говейно глядя на Соню, приходящую навестить Расколь-никова; хотя, опять-таки, они ведь и ее не знают вовсе! В конце концов каторжные с криком «Безбожник!» бро­саются на Родиона, избивают его, и лишь охранник пре­дотвращает кровопролитие… Что происходит? Почему?

Ответ приходит Родиону во сне про непонятную эпи­демию, погубившую человечество. Якобы появились ка­кие-то новые микроскопические трихины, и «люди, при­нявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими.

Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как счи­тали зараженные».

Проснувшись, Раскольников еще не осознает, но уже душой чувствует то, что так же бессозна­тельно возненавидели в нем заключенные: он болен той самой заразой! И имя ей — безверие, нелюбовь, гордыня, презрение к людям! И когда Раскольников в очередной раз видит Соню, душа его наконец-то просыпается, и от­крывшиеся заново глаза наполняются слезами, и неизъ­яснимая боль, но уже не беспросветная, а свет дарующая, бросает его к Сониным ногам в рыданиях, и эти рыдания очищают его мятежное сердце!

Вот истинная кульминация романа! Вот оно — тор­жество пресвятой любви и веры! Вот оно — настоящее раскаяние, дающее уверенность в спасении всякого греш­ника! Здесь, в эпилоге, между строк звучат самые свет­лые, жизнеутверждающие аккорды, знаменующие духов­ное возрождение героя, здесь в полной мере раскрывается глубокая убежденность великого человеколюбца Достоев­ского в том, что в каждом человеческом сердце теплится Божественная искра.

Источник:

Эпилог романа «Преступление и наказание»

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» был впервые опубликован в январе 1866 года. Его восприняли многие как один из величайших психологических романов мировой литературы. И со времени выхода в свет романа за Достоевским прочно утвердилась слава писателя-психолога.

Сердцевину романа составляет психологическая история преступления и его последствий. Но главный герой — необычный преступник. Убийство процентщицы Алены Ивановны Родион Раскольников совершает под влиянием своей теории.

Раскольников — студент, вынужденный из-за отсутствия средств оставить учение. Его мать, вдова чиновника, живет на скромный пенсион, большую часть которого она посылает сыну. Сестра Родиона, Дуня, вынуждена, чтобы помогать матери и брату, поступить гувернанткой к помещику Свидригайло-ву, где ее обижают и унижают.

Раскольников — честный, умный и одаренный человек. Живя в тесной каморке, похожей на гроб, он всегда страдал от голода и нищеты, болезненно воспринимал унижения матери и сестры. Наблюдая жизнь бедноты, Родион сознавал, что не только он, но и тысячи других людей обречены на нищету, бесправие и раннюю смерть.

Вместе с тем Раскольников горд, необщителен, одинок, может быть, потому, что убежден в своей исключительности. Но его гор дость уязвляется на каждом шагу. Уйдя от всех, герой романа старается решить вопросы, которые рождает в нем сознание несправедливости социальной жизни. Собственные лишения и горе близких — не главная причина его преступления.

Источник: https://school-10.ru/na-temu/epilog-i-ego-rol-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie-dostoevskogo-sochinenie.html

Закон
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: