- Предмет и метод права социального обеспечения
- Отношения в сфере права социального обеспечения
- Метод права социального обеспечения
- Единая система социального обеспечения: понятие, цели и задачи, полномочия и права, главные функции – ГКУ ТО
- Система социального обеспечения
- Система права социального обеспечения
- Функции права социального обеспечения
- Цели и задачи социального обеспечения
Предмет и метод права социального обеспечения
Понятие, предмет и метод права социального обеспечения, как и его объект, характеризуют самостоятельную отрасль права.
С помощью права регламентируется далеко не вся система фактически существующих общественных отношений, а только их определенная доля. Она разная для каждой стадии общественного и государственного развития.
По этой причине предмет права социального обеспечения представлен относительно обособленной группой отношений в обществе, которые проявляются в процессе реализации гражданином прав на социальное обеспечение.
Для рассматриваемых отношений характерно несколько черт:
- жизненная важность для гражданин, включая членов их семьи;
- целенаправленность (разумность) отношений;
- устойчивость, повторяемость и типичность;
- наличие поведенческого аспекта (эти отношения можно контролировать).
Структура предмета права социального обеспечения включает ядро и отношения, которые к нему примыкают.
Ядро формируется с помощью материальных отношений:
- отношения, касающиеся предоставления гражданам социального обеспечения в денежной форме:
- пенсия, которую выдают при наступлении инвалидности, старости, смерти кормильца, выслуги лет; социальная пенсия;
- пособия, выдаваемые лицам, имеющим детей; пособие по временной нетрудоспособности и безработице;
- компенсационные выплаты;
- отношения в области оказания различных услуг:
- медицинская помощь;
- социальное обслуживание;
- социальная помощь;
- социальная поддержка.
Отношения в сфере права социального обеспечения
Процессуальные и процедурные отношения могут представлять как отношения, которые примыкают к ядру, так и те, которые являются производными. Подобные отношения способствуют проявлению и развитию материальных отношений, обеспечивая их нормальную охрану и функционирование.
В состав процедурных правоотношений можно включить:
- отношения в области установления специальными органами (ПФ РФ, региональные отделения и управления ПФ РФ в районах и городах, российский Фонд обязательного социального страхования и др.) фактов, обладающих юридическим значением (например, решение вопросов, касающихся прав граждан на социальное обеспечение);
- отношения в области принятия решений, касающихся социального обеспечения;
- отношения, касающиеся предоставления субъектам социального обеспечения.
Что касается процессуальных отношений, то они возникают в процессе решения;
- спора, касающегося социального обеспечения в судах и в вышестоящих учреждениях и органах в порядке подчиненности;
- вопроса, связанного с правовой ответственностью сторон правоотношений.
Выделяют и некоторые отношения, схожие с социально-правовыми правоотношениями, но не являющиеся таковыми:
- формирование и распределение денежных фондов, которые требуются для социального обеспечения (предмет финансового права);
- управление социальным обеспечением (отношения наделены всеми признаками административных отношений, поэтому представляют собой предмет административного права);
- трудовые (служебные) отношения между сотрудниками предприятий (служащими учреждений, органов государства). Они предоставляют обеспечение и включены в состав предмета трудового и административного права.
Опиши задание
Метод права социального обеспечения
Определение 1
Метод права представляет собой совокупность приемов. В него включены способы правового регулирования отношений в обществе.
В числе особенностей метода права социального обеспечения выделяют несколько пунктов.
В соответствии с характером установления прав и обязанностей:
- сочетание локального и государственно-правового регулирования (общее правило определяет права граждан и обязанности органов с помощью норм права, их нельзя менять по соглашению сторон, но в системе локально-правового регулирования органы социального партнерства вправе осуществить установку дополнительных видов социального обеспечения для персонала).
По правовому положению сторон правоотношений:
- стороны в правовых отношениях в области социального обеспечения не считаются равными (гражданское право характеризуется тем же), но они и не подчиняются друг другу (административное право аналогично).
В зависимости от степени свободы деятельности правовых субъектов:
- для того чтобы получить социальное обеспечение, граждане должны обращаться в соответствующие органы (к своим работодателям) с заявлением или прочими документами, иначе обеспечение не предоставляется;
- усмотрение органов соц. защиты населения имеет ограничения (если лицо предоставляет все законодательно предусмотренные документы, то орган обязан предоставить соц. обеспечение.
В соответствии со способом защиты субъективных прав и обеспечения выполнения обязанностей:
- для защиты собственных прав гражданин обращается в вышестоящий орган (организацию) в порядке подчиненности или в суд (для разрешения споров используется судебный и внесудебный порядок);
- санкции обладают правовосстановительный характером (граждане, которые получили социальное обеспечение обманом или в бо́льших объемах, полностью возмещают причиненный вред, также они могут быть привлечены к уголовной ответственности за мошеннические действия;
- использование специфических санкций (сумма пособия по временной нетрудоспособности снижается, если получатель нарушает режим лечащего врача без уважительных причин).
Если обратить внимание на приемы и способы правового регулирования, то в рамках права социального обеспечения наблюдается сочетание 4 типов нормативно-правового регулирования: федеральный, региональный (уровень субъектов РФ), муниципальный (города, районы и др.) и локальный (уровень предприятий).
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Не получается написать работу самому?
Доверь это кандидату наук!
Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/pravo-sotsialnogo-obespechenija/predmet-i-metod-prava-sotsobespechenija/
Единая система социального обеспечения: понятие, цели и задачи, полномочия и права, главные функции – ГКУ ТО
- В течение жизни каждый человек подвергается различным социальным рискам, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и трудоспособности, привести к утрате заработной платы или иного трудового дохода, служащего основным источником средств существования.
- Социальный риск – это вероятное событие, наступление которого приводит к материальной необеспеченности в связи с утратой дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, а также возникновением дополнительных расходов на детей и других нетрудоспособных членов семьи, потребности в медицинских или социальных услугах.
- Характерными признаками, позволяющими называть определенные события, происходящие в жизни человека, социальным риском, служат:
- обусловленность экономической системой и общественной организацией труда;
- имущественные последствия в виде отсутствия дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, дополнительные расходы на нетрудоспособных членов семьи;
- заинтересованность государства и общества в смягчении и преодолении последствий наступления указанных событий.
С учетом объективной природы и в зависимости от влияния на трудоспособность человека социальные риски можно объединить в 4 группы (виды социальных рисков).
- экономического характера (безработица);
- физиологического характера (временная или стойкая утрата трудоспособности, беременность и роды, старость, смерть);
- производственного характера (трудовое увечье, профессиональное заболевание);
- демографического и социального характера (многодетность, неполнота семьи, сиротство).
Экономические и демографические риски прямо не отражаются на трудоспособности человека. Как правило, человек не может преодолеть последствия наступления социального риска самостоятельно, т.к. они обусловлены объективными социально-экономическими условиями жизни, тесно связаны с производственной деятельностью и не зависят от его воли.
Государство, обеспечивающее своим гражданам, иностранцам и лицам без гражданства, находящимся на его территории на законных основаниях, достойный уровень жизни и свободное развитие, называют «социальным». Оно создает государственную систему социального обеспечения, участвует в финансировании пенсий, пособий, компенсаций, медицинских и социальных услуг.
Основные критерии (признаки) социального обеспечения:
- источники финансирования: за счет специальных фондов, образуемых государством (специальных внебюджетных фондов: социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Государственного фонда занятости населения РФ, а также средств государственного бюджета, республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения);
- круг лиц, подлежащих обеспечению: общепринято, что обеспечение за счет общества должно осуществляться не для всех граждан, а лишь для определенных их категорий, установленных в законе применительно к конкретным видам обеспечения (нетрудоспособные; лица, потерявшие кормильца; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные; лица, имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; и т.д.);
- условия предоставления обеспечения: только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе (достижение определенного возраста, инвалидность, смерть, рождение гражданина и т. д.);
- цели предоставления обеспечения: ближайшие, промежуточные, конечные. Так, при обеспечении женщины пособием по беременности и родам ближайшей целью является материальная поддержка женщины в тот период, когда она освобождается от работы перед или после родов. Промежуточной целью является забота о здоровье матери и ребенка. Конечной целью является воспитание здорового поколения и рост народонаселения страны. Однако следует полагать, что основной целью каждого вида обеспечения является выравнивание социального положения отдельных категорий граждан с остальными членами общества. Действительно, жизненные ситуации, в которых оказывается гражданин, требуют от него, как правило, повышенных материальных затрат либо дополнительных физических, психических, нравственных усилий по сравнению с другими членами общества.
Социальное обеспечение — форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.
Система социального обеспечения
Человек, его права и свободы являются по Конституции РФ высшей ценностью. Их признание, соблюдение и защита – важнейшая обязанность государства. Право на социальное обеспечение раскрывается в ст.ст.7, 37-41 Конституции РФ.
Рассмотрим систему социального обеспечения (НЕ систему права социального обеспечения, не путать!).
Система права социального обеспечения
В соответствии с положениями общей теории права под системой правовой отрасли принято понимать объективно существующее внутреннее ее подразделение на подотрасли, институты, подинституты.
Право социального обеспечения, как и любая правовая отрасль, делится на общую и особенную части.
В общую часть входят институты, которые содержат положения, «обслуживающие» практически все институты особенной части. Именно поэтому в общую часть входят нормы права, действие которых распространяется на все отношения, входящие в предмет права социального обеспечения.К общей части относятся такие институты, как:
- субъекты права социального обеспечения;
- основания обеспечения и его виды;
- принципы права социального обеспечения.
Особенная часть отрасли состоит из институтов, имеющих самостоятельный объект регулирования. К ним относятся следующие институты:
- трудовой стаж;
- пенсии;
- пособия;
- компенсационные выплаты;
- социальное обслуживание;
- медицинская помощь и лечение;
- льготы по системе социального обеспечения.
Каждый из указанных институтов делится на подинституты. Так, институт пенсий делится на подинституты: пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии. Институт трудового стажа — на подинституты в зависимости от общего, специального, непрерывного, страхового стажа.
Система науки традиционно более широка, нежели система отрасли. Так, в общую часть науки включаются такие институты, как понятие, предмет, метод, системы, правоотношения, принципы, источники прав социального обеспечения, а также история и перспективы развития этой отрасли. Особенная часть науки совпадает с особенной частью этой отрасли права, поэтому состоит из тех же институтов.
Функции права социального обеспечения
Сущность социального обеспечения проявляется в его функциях:
- экономической;
- политической;
- демографической;
- социально-реабилитационной;
- профилактической.
Экономическая функция заключается:
- в частичном возмещении заработка или иного трудового дохода, утраченного в связи с безработицей, нетрудоспособностью, а также внутрисемейного содержания в связи с потерей кормильца;
- в частичной компенсации дополнительных расходов, вызванных наступлением определенных жизненных обстоятельств (например, наличием детей);
- в оказании минимальной денежной, натуральной и иной помощи безработным, малоимущим лицам и семьям;
- в предоставлении бесплатных для потребителя медицинских и социальных услуг в пределах государственных минимальных стандартов (например, лекарственной помощи).
Источниками финансирования социального обеспечения служат единый социальный налог (ЕСН), средства бюджетов различных уровней, страховые взносы, а также иные установленные законом поступления.
Часть ЕСН перечисляется в виде страховых взносов во внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд социального страхования РФ (ФСС).
Средства фондов являются федеральной собственностью.
- Политическая функция социального обеспечения способствует ослаблению социальной напряженности в обществе, порождаемой чрезмерными различиями в уровне жизни различных слоев населения.
- Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство населения, необходимое для нормального развития страны.
- Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса инвалидов и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.
- Профилактическая функция заключается в предотвращении возникновения социально-рисковых ситуаций (например, несчастных случаев на производстве).
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»
Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»
Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).
Цели и задачи социального обеспечения
Социальное обеспечение является сферой, которая всегда играла достаточно значимую роль в жизни общества, а также в деятельности государства.
Оно тесным образом связано с развитием экономики, а также с состоянием политики, от него зависит социальное благополучие тех граждан, кто не имеет возможности трудоустроиться, и из-за недостатка доходов находится в трудной жизненной ситуации и не может реализовать свои интересы и потребности.
Замечание 1
В целом, специалисты определяют социальное обеспечение как разнообразные формы и виды помощи государства отдельным категориям граждан.
В научной сфере сложилось несколько концепций, которые актуализируют состояние и содержание социального обеспечения:
- Экономическая концепция;
- Правовая концепция.
Исследователи, которые опираются на экономическую концепцию, отмечают, что в это понятие в первую очередь входят все возможные виды помощи обществу и его членам, которые реализуются посредством общественных фондов потребления.
Сюда относится бесплатные образовательные услуги гражданам, бесплатное жилье нуждающимся, а также жилищные субсидии, бесплатные спортивные мероприятия, обслуживание в учреждениях культуры, медицинские услуги и лечение, которое предоставляется гражданам, которые нуждаются в реабилитации и иных видах помощи.
- Курсовая работа 400 руб.
- Реферат 220 руб.
- Контрольная работа 190 руб.
Правовая концепция преимущественно направлена на то, что в ней сочетаются экономические и субъектные критерии. Причем, некоторые исследователи подчеркивают, что эти критерии слабо сочетаются друг с другом.
Источник: https://xn----dtbj3ajkbl5a2e.xn--p1ai/zhaloby/edinaya-sistema-sotsialnogo-obespecheniya-ponyatie-tseli-i-zadachi-polnomochiya-i-prava-glavnye-funktsii.html