Порядок заключения договора

Содержание
  1. Этапы заключения контракта по 44-ФЗ: все по порядку
  2. Что представляет собой государственный контракт по 44-ФЗ
  3. Что заказчик должен включить в контракт по 44-ФЗ
  4. Этапы заключения контракта по 44-ФЗ после проведения аукциона
  5. Этапы заключения контракта по 44-ФЗ с единственным поставщиком
  6. Порядок заключения государственного контракта: правовые основания, сроки, последовательность шагов
  7. Правовые основания для заключения госконтракта
  8. Процедура оформления
  9. Электронная процедура
  10. Сроки подписания
  11. Планирование закупок
  12. Обоснование закупок
  13. Контракт
  14. Общий порядок заключения договоров — Студопедия
  15. Начало и окончание действия договора
  16. Заключение договора в обязательном порядке
  17. Порядок заключения договора по ГК РФ
  18. Порядок заключения гражданско-правового договора 
  19. Чем отличается заключение договора в гражданском и трудовом праве: способы заключения и различие договоров 
  20. Заключение договора: ГК РФ, позиции судов 

Этапы заключения контракта по 44-ФЗ: все по порядку

Порядок заключения договора

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Что представляет собой государственный контракт по 44-ФЗ
  • Что заказчик должен включить в контракт по 44-ФЗ
  • Этапы заключения контракта по 44-ФЗ после проведения аукциона
  • Этапы заключения контракта по 44-ФЗ с единственным поставщиком

Каковы этапы заключения контракта по 44-ФЗ? Тут все строго регламентировано. С одной стороны, это облегчает взаимодействие контрагентов, так как работать по плану всегда легче. С другой – малейшее нарушение правил грозит определенными санкциями.

Как бы то ни было, работа по 44-ФЗ имеет свои нюансы. К примеру, порядок заключения контракта с единственным поставщиком несколько отличается от того, который прописан при взаимодействии с победителем электронного аукциона. Поэтому, чтобы избежать досадных ошибок, необходимо тщательно изучить все положения соответствующего закона.

Что представляет собой государственный контракт по 44-ФЗ

Сделки, заключаемые между хозяйствующими субъектами в сфере государственных закупок, регулируются положениями 44-ФЗ и оформляются документом, который называется государственный контракт. Дело в том, что одной из сторон сделки выступает государственный заказчик, приобретающий товары, услуги и работы для собственных нужд.

В качестве государственных заказчиков могут выступать органы власти, а также казенные учреждения федерального, регионального и местного уровней. Соответственно, они представляют интересы государства, регионов или муниципалитетов.

Второй стороной, которая заключает контракт по 44-ФЗ, выступают любые юридические (кроме представителей офшоров) и физические лица, а также частные предприниматели. Некоторым категориям субъектов в соответствии с законом предоставляется ряд преференций при заключении контрактов. В частности, на льготы могут рассчитывать предприятия малого и среднего бизнеса.

Государственный контракт – это гражданско-правовой договор, отличие которого от обычного договора состоит в наличии некоторых регламентированных законом 44-ФЗ положений по причине того, что одним из контрагентов выступает государственный заказчик.

Выделим конкретные элементы государственного контракта, которые не включаются в обычный договор:

  1. Первым этапом при заключении государственного контракта по 44-ФЗ является конкурсная процедура выбора исполнителя. Этот договор может быть оформлен иногда и без проведения тендера – в случаях, регламентированных вышеуказанным нормативным актом. Закон не запрещает организовывать конкурсные процедуры хозяйствующим субъектам, заключающим сделки вне сферы государственных закупок. Подобный механизм помогает предприятиям снижать затраты, но на практике он используется редко, обычно сделки заключаются путем предоставления одной стороной оферты и ее акцепта контрагентом.
  2. При заключении контракта по 44-ФЗ сроки всех этапов четко расписаны, тогда как в рамках обычного договора стороны устанавливают сроки по собственному желанию.
  3. Гражданский кодекс РФ определяет такое понятие, как существенные условия договора. Применительно к госзакупке они также актуальны, но в перечень вводятся дополнительные положения на основании 44-ФЗ.
  4. Статьей 34 44-ФЗ предусматривается обязательное включение в текст госконтракта пунктов об ответственности сторон за нарушение условий договора, причем данные положения нельзя изменять. При заключении простого договора субъекты вправе сами определить степень ответственности или могут руководствоваться положениями Гражданского кодекса РФ.
  5. Заключая обычное соглашение, стороны договариваются по всем вопросам, в том числе по существенным, а также имеют право в дальнейшем менять условия, составляя дополнительное соглашение. Положения госконтракта изменению не подлежат. Немногочисленные случаи, являющиеся исключением, перечислены в ст. 95 44-ФЗ.
  6. 44-ФЗ допускает оформление протоколов разногласий при заключении госконтрактов при наличии следующих обстоятельств:
  • положения проекта госконтракта не совпадают с информацией, содержащейся в конкурсной документации;
  • условия госконтракта расходятся с предложением потенциального исполнителя, изложенным им в заявке.

Закон не содержит никаких указаний относительно урегулирования разногласий при составлении обычных договоров.

Государственный контракт может быть заключен на любой срок, зависящий от объекта закупки и условий исполнения. Стороны обязаны выполнить все взятые на себя обязательства. Поэтому, даже если срок по договору истек, он будет действовать до тех пор, пока все условия не окажутся выполненными.

После заключения госконтракта по 44-ФЗ наступает стадия его исполнения, состоящая из нескольких этапов, которые также регулируются положениями закона:

  • Заказчик принимает товар или работу и проводит экспертизу, подтверждающую надлежащее качество объекта закупки.
  • Заказчик подтверждает поставку товара или выполнение работ (услуг) и оплачивает их.
  • Если в ходе исполнения контракта возникает необходимость изменения его положений или расторжения, то эти процедуры проводятся в соответствии с нормами ст. 95 44-ФЗ.

Одним из этапов исполнения госконтракта по 44-ФЗ является экспертиза предоставленных исполнителем товаров, работ или услуг. Для этого привлекаются экспертные компании или независимые специалисты, результатом работы которых становится экспертное заключение. Эта информация должна быть опубликована в ЕИС и открыта всем заинтересованным.

Что заказчик должен включить в контракт по 44-ФЗ

Заказчик, инициирующий торги, оформляет документацию, в состав которой должен входить и проект контракта.

Таким образом все участники конкурса до начала процедуры имеют возможность получить информацию по условиям закупки, за исключением тех моментов, которые определяются при выборе конкретного исполнителя.

Контракт в том числе содержит пункты, касающиеся ответственности сторон, порядка и сроков расчетов, обеспечения исполнения договора, регламента приемки товара и работы, а также прочих существенных условий.

Следующим этапом заключения контракта по 44-ФЗ является уточнение его положений на основании информации, касающейся победителя торгов. А именно в проект вносятся стоимость сделки, реквизиты поставщика, конкретизируется объект закупки.

Любой госконтракт, таким образом, должен содержать следующие положения:

1. Стоимость сделки

Поставщик имеет право заложить в цену поставки все связанные с исполнением госконтракта затраты. Это не только стоимость товара, но и расходы на его упаковку, доставку, включая погрузо-разгрузочные работы и таможенные пошлины. Но заказчик не должен оплачивать прочие издержки поставщика.

2. Приемка товара и выполненных работ

Регламент передачи поставщиком товара и работ подробно прописывается в договоре: в какие сроки и в каком порядке осуществляются мероприятия, действия сторон, ответственные лица и их контакты. Сама процедура часто бывает довольно сложной, поэтому в тексте договора следует предусмотреть уведомление о готовности к приемке.

Приемка товара и выполненных работ фиксирует факт исполнения обязательств поставщика по контракту, поэтому оформляется отдельным документом. Можно использовать общепринятые формы актов приемки товаров и актов выполненных работ.

3. Регламент расчетов между сторонами

Оплата поставки – важный этап исполнения госконтракта по 44-ФЗ. После того как подписан акт приемки товаров или услуг (работ), заказчик обязан перечислить деньги поставщику, принадлежащему к СМП, в течение 15 рабочих дней, а прочим категориям предприятий – в течение 30 дней. Весь порядок расчетов – сроки, авансы, этапы оплаты – подробно описывается в тексте договора.

4. Обеспечение госконтракта

Госконтракт должен содержать всю информацию об обеспечении: в каком виде оно вносится (денежный перевод на счет заказчика или предоставление банковской гарантии – на усмотрение исполнителя), в каком порядке и в какой период должно быть возвращено исполнителю.

5. Срок действия госконтракта

Проект контракта должен содержать информацию об общем сроке его действия, а также о продолжительности этапов исполнения. При этом надо учитывать, что стороны несут ответственность за неисполнение обязательств даже после окончания срока действия договора. Это условие должно непременно содержаться в тексте (Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042). 

6. Внесение корректировок и расторжение госконтракта

При заключении таких договоров внесение изменений допускается лишь по обстоятельствам, предусмотренным 44-ФЗ. Если закупка небольшая по сумме и срокам, а также несложна по процедуре, то заказчик может не включать это положение в содержание контракта. Также на усмотрение заказчика вписывается пункт, касающийся возможности расторжения договора в одностороннем порядке.

7. Условия контракта

Этапы заключения контракта по 44-ФЗ после проведения аукциона

При проведении государственных закупок предприятия обычно прибегают к тендеру, по итогам которого с победителем подписывается договор. Этапы заключения контракта строго регламентированы 44-ФЗ, в связи с этим их временные рамки должны быть в точности соблюдены.

Рассмотрим порядок заключения контракта по 44-ФЗ через электронный аукцион (в соответствии со ст. 83.2 44-ФЗ):

  1. Выбирается наиболее выгодное предложение из поступивших заявок, подавший его субъект объявляется выигравшим конкурс.
  2. Оформляется итоговый протокол закупки и публикуется в ЕИС.
  3. Через 5 дней после размещения протокола заказчик публикует в ЕИС проект госконтракта. Предварительно участники тендера уже имели возможность ознакомиться с этим договором, так как он содержится в конкурсной документации (ч. 2 ст. 50 44-ФЗ). Но на этом этапе текст дополняется информацией, имеющей непосредственное отношение к победителю торгов и связанных с ним условиях закупки: стоимость госконтракта, описание объекта, данные о поставщике.
  4. Победитель тендера в течение 5 дней после даты публикации должен ознакомиться с содержанием договора и подписать его, если согласен со всеми положениями. Подписание происходит при помощи ЭЦП на электронной площадке, где в дальнейшем публикуется текст контракта. Если же исполнитель желает внести какие-либо правки в договор, то он оформляет и размещает в системе протокол разногласий. 
  5. После публикации подписанного исполнителем договора у заказчика есть три рабочих дня, чтобы поставить свои подписи на документе. Отреагировать на протокол разногласий он также должен в течение 3 дней – изменить содержание контракта либо отказаться. Во втором случае в адрес потенциального исполнителя должен быть направлен письменный мотивированный отказ. Если же в текст госконтракта вносятся изменения на основании протокола разногласий, то исполнителю после публикации второго варианта дается три дня на ознакомление с ним, подписание и размещение в системе.

Последним этапом заключения контракта по 44-ФЗ является его подписание заказчиком. Именно этот момент становится датой начала действия договора.

Если выигравшее тендер лицо не подписало контракт вовремя, то оно признается уклонившимся от исполнения обязательств. За это действие предусмотрены соответствующие санкции.

Этапы заключения контракта по 44-ФЗ с единственным поставщиком

Заключение контракта с единственным поставщиком по 44-ФЗ также подчиняется строгому регламенту, прописанному в законе. Сама процедура значительно проще, чем при конкурсном отборе. Закупка осуществляется в следующем порядке:

  1. Подготовка. На этом этапе заказчик формирует план-график, в котором указываются все закупки у одного поставщика. Также составляется документация, в которой содержится информация об условиях закупки и приводится обоснование необходимости заключения госконтракта с одним поставщиком без использования конкурентной процедуры.
  2. Определение поставщика, с которым будет заключен договор. Закон 44-ФЗ не содержит никаких указаний по поводу того, каким образом должен выбираться исполнитель. Заказчик действует на свое усмотрение по процедуре, принятой в организации.
  3. Направление оферты поставщику. Заказчик излагает в своем предложении желаемые условия сделки. Предложение оформляется письменно в соответствии с правилами делового оборота.
  4. Составление проекта контракта. На этом этапе заказчик формирует документ, включая в него все условия сделки: стоимость контракта с обоснованием, сроки исполнения, обеспечение (на усмотрение заказчика) и прочую существенную информацию. Проект направляется поставщику для ознакомления.
  5. Публикация сведений по закупке в Единой информационной системе. По факту заключения госконтракта в системе размещается извещение о проведении закупки. Сделать это надо как минимум за 5 дней до начала работ по договору. Если проводится внеплановая закупка, информация о которой отсутствует в плане-графике, то сначала потребуется внести изменения в план-график. И только после этого минимум через 3 дня можно публиковать извещение в ЕИС. 
  6. Внесение информации по каждому из этапов в ЕИС. На основании этих сведений в дальнейшем формируется итоговый отчет о закупке и исполнении контракта.
  7. Последний этап заключения контракта по 44-ФЗ – непосредственное его подписание. Эта процедура проходит также в соответствии с требованиями закона.
  8. Публикация текста договора в ЕИС.
  9. Заключительным этапом закупки является приемка объекта заказчиком. По результатам составляется итоговый отчет, отражающий данные обо всех стадиях сделки, и размещается в системе.

Предприятия, осуществляющие государственные закупки любого уровня, обязаны направлять информацию в соответствующий контролирующий орган о фактах заключения контрактов по 44-ФЗ и об итогах закупок.

Источник: https://cett.biz/poleznaya-informaciya/statii/etapy-zaklyucheniya-kontrakta-po-44-fz/

Порядок заключения государственного контракта: правовые основания, сроки, последовательность шагов

Порядок заключения договора

Госконтракт на поставку товаров, работ и услуг для муниципальных и государственных заказчиков заключается по результатам конкурсной процедуры, регламентированной 44-ФЗ, при этом сроки подписания документа и условия исполнения зависят от способа определения поставщика и специфики деятельности госзаказчика.

Правовые основания для заключения госконтракта

Контракт между госзаказчиком и победителем отборочной процедуры заключается на основе итогового протокола рассмотрения заявок, закупочной документации и содержании заявки победителя.

Юридические основания для заключения госконтракта приведены в ст. 527 Гражданского кодекса. Согласно положениям ст. 527, госзаказчик обязан подписать контракт с победившим в конкурсе или иной процедуре исполнителем, если извещение о госзаказе было размещено в соответствии с требованиями 44-ФЗ (в системе ЕИС или местных СМИ).

Победитель конкурса вправе отказаться от заключения контракта с заказчиком, оплатив убытки, понесенные заказчиком на проведение отборочной процедуры. При этом п. 4 ст. 527 устанавливает, что взыскание убытков с победителя не происходит, если будет доказано, что заказчик умышленно занизил цену контракта.

Процедура оформления

Существует два типовых способа заключения госконтракта:

При стандартной конкурсной или аукционной процедуре отбора исполнителя заключение госконтракта происходит в следующем порядке:

  1. Определяется победитель закупочной процедуры и подписывается итоговый протокол.
  2. В течение 10 дней после подписания протокола победитель подписывает две копии контракта и передает их заказчику.
  3. Заказчик подписывает полученные документы в течение 10 дней после их получения и передает один экземпляр подписанного контракта победителю – контракт считается заключенным.
  4. После исполнения подрядчиком условий контракта заказчик выплачивает его стоимость, и контракт считается закрытым.
  5. Сумма обеспечения возвращается подрядчику.

Вместе с подписанными экземплярами протокола победитель должен также передать госзаказчику документы, подтверждающие внесение денежного обеспечения заявки, если такое обеспечение предусмотрено закупочной документацией или положениями 44-ФЗ. Если предметом госзаказа является строительство с привлечением частных инвестиций, то победившая в отборочной процедуре сторона также предоставляет заказчику обоснование предложенных в заявке условий госконтракта.

Если сторона победителя или госзаказчика не подписывает контракт в установленные сроки, то она считается уклонившейся от заключения контракта, для госзаказчика это грозит санкциями со стороны контролирующих органов, а для исполнителя – потерей права исполнения контракта и внесением в список недобросовестных исполнителей.

При наличии непреодолимой силы, препятствующей подписанию госконтракта, стороны вправе известить об этом судебные органы в течение трех дней с момента начала действия такой силы, чтобы избежать юридических последствий уклонения от подписания контракта.

Электронная процедура

Если выбор поставщика происходит через интернет путем размещения госзаказа в ЕИС, то процедура заключения госконтракта с победителем происходит так:

  1. Протокол с итогами отборочной процедуры размещается в ЕИС.
  2. В течение 5 дней после публикации протокола заказчик размещает в ЕИС неподписанный проект контракта.
  3. В течение следующих 5 дней победитель изучает проект и при отсутствии претензий к условиям подписывает усиленной электронной подписью и размещает подписанный проект в ЕИС вместе с документом о внесении обеспечения в электронном виде.
  4. После размещения подписанного победителем проекта контракта в течение 3 дней его подписывает заказчик, и контракт считается заключенным.
  5. Происходит исполнение контракта, формирование отчета и возврат суммы обеспечения исполнителю.

Если у победителя есть претензии к условиям проекта госконтракта, то он может в течение 5 дней с момента размещения проекта заказчиком в ЕИС составить протокол разногласий. В протоколе указываются претензии к отдельным условиям будущего контракта, они могут касаться несоответствия проекта изначально заявленным условиям, требованиям закона 44-ФЗ и т. д.

Заказчик обязан доработать проект контракта в течение трех дней с момента публикации прокола разногласий, а при отказе принимать во внимание отдельные замечания победителя – указать письменную причину отказа по каждому пункту. Доработанный проект приказа победитель должен подписать в течение 3 дней после его публикации в ЕИС, после чего контракт будет считаться заключенным.

Сроки подписания

Исходя из положений ст. 83.

2 44-ФЗ, учетом всех промежуточных периодов максимальный срок подписания госконтракта по результатам очной процедуры составляет 20 дней, а по результатам электронной процедуры – 13 дней при отсутствии претензий победителя к проекту контракта и 19 дней при наличии протокола разногласий. Данные сроки могут быть увеличены по решению суда при условии, что стороны, нарушившие сроки, предоставили суду ходатайство об их продлении по уважительной причине в течение 3 дней с момента возникновения такой причины.

Контракт подписывается не ранее, чем через 10 дней после размещения в ЕИС следующих видов протоколов:

  • о результатах открытого конкурса в электронной форме;
  • о подведении итогов электронного аукциона;
  • об уклонении победителя электронной отборочной процедуры от заключения контракта.

В последнем случае контракт подписывается с участником процедуры, заявке которого присвоен второй порядковый номер (для конкурса) или который предложил следующую по возрастанию цену после победителя, уклонившегося от подписания контракта (для аукциона).

Минимальный срок подписания контракта составляет 7 дней, если победитель был определен через онлайн-запрос котировок или онлайн-запрос предложений. Срок отсчитывается с момента публикации в ЕИС протокола с окончательным предложением или с результатами оценки котировок.

Госконтракт заключается после публикации протокола с результатами отборочной процедуры. Сначала контракт подписывает победивший участник процедуры, потом заказчик, возвращая исполнителю один экземпляр контракта.

В случае уклонения от подписания контракта без уважительных причин стороны несут гражданскую и административную ответственность.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

В 2019 году внесены изменения в Федеральный Закон №44 (далее — Закон), регламентирующие особенности и порядок проведения закупок в контрактной сфере для государственных и муниципальных нужд. Корректировки внесены на основании Федерального Закона №71 от 01.05.2019 и вступают в силу в период с 1 января по 1 октября 2019 года.

Планирование закупок

В соответствии с ч. 6 ст. 2 ФЗ №71 с 1 июля 2019 года закупочные мероприятия можно производить спустя 1 день с момента внесения изменений в график закупок. График редактируется за день:

Планирование закупок осуществляется посредством формирования плана и графика (ст. 16 Закона). График редактируется в случае необходимости, а также в случаях изменения цены контракта, порядка оплаты и по результатам общественного обсуждения (ч. 13 ст. 21 Закона).

Обоснование закупок

На основании ч. 6 ст. 1 ФЗ №71 будут внесены изменения в порядок обоснования закупок (ст. 18 Закона). Теперь обоснованными признаются закупки, отвечающие критериям нормирования (ст. 19 Закона) и цены контракта (ст. 22 Закона). В связи с этим:

  • предположительно на этапе планирования не потребуется обоснование;
  • оценка обоснованности не осуществляется в ходе мониторинга;
  • исключено обязательство по обоснованию объекта и целевого назначения закупки;
  • исключено обязательство по обоснованию максимальной цены контракта.

Предполагается, что заказчикам потребуется вносить описание, обоснование максимальной цены контракта и проект за 3 месяца до начала закупочных мероприятий.

Соответствующее требование может быть изложено при регламентации условий формирования плана-графика.

Контракт

На основании ч. 19 ст. 1 ФЗ № 71 вводятся новые условия по формированию и обслуживанию контрактов (ст. 34 Закона). Основные изменения:

  • исключено обязательство отчетности по исполненным контрактам;
  • установлена формулировка условий по неустойке;
  • срок оплаты может превышать 30 дней;
  • после расторжения контракта новый может быть заключен без предварительного аукциона;
  • заказчики больше не определяют срок действия гарантии банка;
  • при отзыве лицензии банк обязуется предоставить новое обеспечение в течение 1 месяца;
  • установлены сроки возврата обеспечения;
  • установлены новые правила по уменьшению обеспечения при частичном исполнении контракта.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/zaklucenia-kontrakta.html

Общий порядок заключения договоров — Студопедия

Порядок заключения договора

Заключение договоров проходит две стадии:

1) оферта (предложение заключить договор);

2) акцепт (согласие заключить договор).

Соответственно стороны называются: оферент и акцептант. Офертой признается такое предложение, которое в силу ст. 435 ГК:

а) должно быть достаточно определенным и выражать явное намерение лица заключить договор;

б) должно содержать все существенные условия договора;

в) должно быть обращено к одному или нескольким конкретным лицам.

Оферта может быть направлена потенциальной стороне договора двумя основными способами:

1) направление подготовленного проекта договора (как правило, направляется два экземпляра проекта договора);

2) направление письма, телеграммы, телетайпограммы, факсограммы, а также иных документов с помощью средств электронной связи, содержащих предложение о договоре.

При направлении оферты с помощью технических средств связи важно удостовериться в подлинности исходящей от отправителя информации. Именно поэтому п.2 ст.160 ГК устанавливает, что использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, а

Присоединившаяся сторона имеет право требовать расторжения или изменения договора, если он лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержит другие явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она не приняла бы, если бы участвовала в определении условий договора.

Изложенное касается граждан. Коммерческие организации таких прав не имеют, если они присоединились к договору в связи со своей предпринимательской деятельностью и знали или должны были знать, на каких условиях заключают договор (ст. 428 ГК).

Также электронно-цифровой подписи допускается, только если стороны в письменном соглашении между собой предусмотрели саму эту возможность и порядок воспроизведения подписи своих полномочных представителей.

Оферта может быть отозвана. Она считается не полученной, если извещение о ее отзыве поступило раньше или одновременно с офертой (п.2 ст. 435 ГК).

От вызова на оферту необходимо отличать публичную оферту, под которой понимается содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего такое предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется (п.2 ст. 437 ГК).

Акцептом признается согласие лица, которому адресована оферта, принять это предложение, причем не любое согласие, а лишь такое, которое является полным и безоговорочным (п.1 ст. 438 ГК). Ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в форте, не является акцептом. Такой ответ признается отказом от акцепта и в то же время новой офертой (ст. 443 ГК).

Молчание не является акцептом, если иное не вытекает из закона, обычая делового оборота или предыдущих деловых отношений сторон. Акцептом считается также совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора, если иное не предусмотрено законом или не указано в оферте (п.3 ст.438 ГК).

Акцепт может быть отозван. Если извещение об отзыве акцепта поступило оференту ранее акцепта или одновременно с ним, акцепт считается не полученным (ст.439 ГК).

Будучи полученными, оферта и акцепт порождают определенные юридические последствия для совершивших их лиц.

С момента получения оферты ее адресатом она юридически связывает оферента.

Так, оферта не может быть отозвана в течение срока, установленного для ее акцепта, если иное не оговорено в самой оферте, либо не вытекает из существа предложения или обстановки (ст. 436 ГК).

Оферент не может в течение этого срока в одностороннем порядке снять оферту или заключить договор, указанный в оферте, с другим лицом. В противном случае он будет обязан возместить своему контрагенту все понесенные убытки.

Акцепт также связывает акцептанта с того момента, когда он получен оферентом. С этого момента он не вправе в одностороннем порядке отказаться от акцепта, кроме случаев, указанных в законе. В противном случае акцептант будет нести гражданско-правовую ответственность.

Момент заключения договора:

На практике сторона, получившая ответ о согласии заключить договор, но на иных условиях, может поступить следующим образом:

– принять меры к урегулированию разногласий (ст. 507 и ст. 528 ГК предусматривают этот способ действий лишь для договоров поставки и закупки товаров для государственных нужд, но он пригоден и для других предпринимательских договоров);

– дать письменное подтверждение на включение контрпредложений в договор;

– рассмотреть поступившие возражения в качестве предложений для заключения договора на новых условиях;

– передать спор (разногласия) по условиям заключаемого договора на разрешение арбитражного или третейского суда.

Последнее допустимо, если стороны согласились на разрешение спора именно таким образом, а также, если такая возможность допускается законом. Так, ст.

429 ГК устанавливает, что при уклонении стороны по предварительному договору от заключения основного договора либо при отступлении от согласованных условий возможно обращение в арбитражный суд.

Сторона, заявившая возражения против дискриминационных условий публичного договора также вправе передать спор на разрешение суда (ст. 426 ГК).

Статьи 528 и 529 ГК предусматривают возможность обращения в арбитражный суд с разногласиями по обязательно заключаемому контракту, а также по договору поставки товаров для государственных нужд, заключаемому на основании контракта и извещения о прикреплении. См. по данному вопросу: Пугинский Б.И. Коммерческое право России. – М.: Юрайт, 2003, с.133-135.

1. Для консенсуальных договоров соглашение считается состоявшимся в тот момент, когда оферент получил согласие акцептанта.

При этом необходимо иметь в виду следующее:

– когда в оферте определен срок для акцепта, договор считается заключенным, если акцепт получен оферентом в пределах указанного в ней срока (ст. 440 ГК);

– когда в письменной оферте не определен срок для акцепта, договор считается заключенным, если акцепт получен оферентом до окончания срока, установленного законом и иными правовыми актами, а если такой срок ими не установлен – в течение нормально необходимого для этого времени (ст. 441 ГК);

– если оферта сделана устно без указания срока акцепта, договор считается заключенным, если другая сторона немедленно заявила о ее акцепте (ст. 441 ГК);

– когда своевременно направленное извещение об акцепте получено с опозданием, акцепт не считается опоздавшим, если сторона, направившая оферту, немедленно не уведомит другую сторону о получении акцепта с опозданием. Сообщение оферента о принятии акцепта, полученного с опозданием, означает, что договор считается заключенным (ст. 442 ГК).

2. Реальные договоры считаются заключенными с момента передачи соответствующего имущества (т.е. с момента вручения его приобретателю, сдачи перевозчику для отправки последнему, сдачи в организацию связи для пересылки покупателю).

3. Договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом (ст. 433 ГК).

Важным аспектом заключения договора является установление органа юридического лица, правомочного принимать решение о заключении договора. Закон не устанавливает, какое лицо вправе подписывать договор от имени организации.

Практика признает допустимым подписание договоров первыми руководителями организаций, в том числе руководителями исполнительных органов.

Все остальные лица, включая заместителей руководителя, могут подписывать договоры лишь по уполномочию, предусмотренному в уставе организации, или на основании доверенности.

Если заключается договор с акционерным обществом или с обществом с ограниченной ответственностью, то необходимо иметь в виду, что сделки на сумму от 25 до 50% балансовой стоимости имущества общества совершаются по решению совета директоров (исполнительного органа ООО), а свыше 50% – по решению общего собрания акционеров (участников ООО)14.

Кредитные и финансовые обязательства подписываются кроме руководителей также главным бухгалтером организации. Без его подписи они считаются недействительными15.

Руководители филиалов и представительств организаций могут заключать договоры лишь на основании доверенности основной организации. Стороной в таком договоре всегда должна указываться основная организация (юридическое лицо).

Место заключения договора:

1. Местом заключения договора является то место, которое указано в самом договоре.

2. Если в договоре не указано место его заключения, то он признается заключенным в месте жительства гражданина или в месте нахождения юридического лица, направившего оферту (ст. 444 ГК).

Начало и окончание действия договора

См. ст. 73-79 Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года №208-ФЗ и ст.46 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 года №14-ФЗ.

См. ст. 7 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ.

1. Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента заключения.

2. Стороны вправе установить, что условия заключенного между ними договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора.

3. Истечение срока договора только тогда прекращает его действие, когда стороны надлежащим образом исполнили все лежащие на них обязанности.

4. Если не исполнена хотя бы одна обязанность, вытекающая из договора, то он не прекращает своего действия и по истечении срока, на который был заключен.

5. Законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон.

6. Окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.

Заключение договора в обязательном порядке

Указанный порядок применяется в тех случаях, когда заключение договора является обязательным для одной из сторон в силу закона.

При заключении договора в обязательном порядке применяются правила ст. 445 ГК. Заинтересованная в заключении договора сторона, для которой его заключение не является обязательным, направляет другой стороне, для которой заключение договора является обязательным, проект договора (оферту).

Сторона, для которой заключение договора является обязательным, должна в течение тридцати дней со дня получения оферты рассмотреть ее и направить другой стороне:

– либо извещение об акцепте;

– либо извещение об акцепте оферты на других условиях (в этом случае направляется протокол разногласий к проекту договора);

– либо извещение об отказе от акцепта.

В первом случае договор считается заключенным в момент получения оферентом извещения об акцепте (если договор консенсуальный).

Во втором случае сторона, получившая извещение об акцепте оферты на иных условиях, вправе либо известить другую сторону о принятии договора в ее редакции, либо передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение 30 дней со дня получения такого извещения или истечения срока для акцепта. Если же сторона, не согласная с протоколом разногласий, в указанные сроки не передаст возникший спор на рассмотрение суда, договор считается незаключенным.

В третьем случае, а также при неполучении ответа на оферту в установленный срок оферент вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Проект договора может направить и сторона, для которой заключение договора является обязательным.

В этом случае другая сторона, для которой заключение договора не является обязательным, вправе в течение 30 дней со дня получения предложения направить другой стороне:

– либо извещение об акцепте;

– либо извещение об отказе от акцепта;

– либо извещение об акцепте оферты на иных условиях (в этом случае направляется протокол разногласий к проекту договора).

В первом случае договор считается заключенным на условиях, содержащихся в оферте.

Во втором случае, а также в случае неполучения ответа на оферту в установленный срок, договор не будет заключен, т.к. его заключение не является обязательным для акцептанта.

В третьем случае сторона, для которой заключение договора является обязательным, должна в течение 30 дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.

При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда, который и определит условия, по которым у сторон имелись разногласия16.

Если сторона, направившая протокол разногласий, не перенесет возникший спор на рассмотрение суда, договор считается незаключенным.

Указанные выше правила о сроках применяются, если другие сроки не установлены законом, иными правовыми актами или не согласованы сторонами.

Источник: https://studopedia.ru/4_62417_obshchiy-poryadok-zaklyucheniya-dogovorov.html

Порядок заключения договора по ГК РФ

Порядок заключения договора

Современный гражданский оборот сложно представить без заключения различного рода договоров. Изменения гражданских норм за последние годы устранили имевшиеся пробелы в части правил заключения договоров (закон «О внесении изменений в часть первую ГК РФ» от 08.03.2015 № 42-ФЗ).

Изменения коснулись, в частности, следующих положений Гражданского кодекса РФ:

  • требования о признании договора незаключенным в случае принятия исполнения по этому договору (дополнение ст. 432 пунктом 3);
  • субъектного состава лиц, для которых сделка считается заключенной с момента госрегистрации (п. 3 ст. 433);
  • способов заключения договора в письменной форме (п. 2 ст. 434);
  • ограничения по выбору способа заключения договора по некоторым видам сделок (п. 4 ст. 434); 
  • возможного акцепта посредством молчания при наличии соглашения об этом (п. 2 ст. 438);
  • момента вступления в силу договора, заключенного в судебном порядке (абз. 1 п. 4 ст. 445);
  • срока, ограничивающего право стороны на передачу разногласий по заключению договора в суд (п. 2 ст. 447). 

Кроме того, введена норма, предусматривающая правила (последствия) проведения переговоров (ст. 434.1 ГК РФ).

Порядок заключения гражданско-правового договора 

Признаки заключенного договора содержит ст. 432 ГК РФ:

  • имеется консенсус по всем существенным условиям;
  • соблюдена форма договора. 

Механизм заключения договора состоит из 2 стадий:

  • направления оферты;
  • принятия акцепта. 

В зависимости от вида и характера гражданского правоотношения договор может быть совершен в устной/письменной, простой/нотариальной форме (ст. 158, 434 ГК РФ) путем:

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

  • совместного подписания одного документа;
  • передачи друг другу документов, свидетельствующих об оферте-акцепте, в том числе средствами цифровой связи;
  • устной договоренности. 

ВАЖНО! Договор является заключенным, а письменная форма договора — соблюденной, если стороны подписали несколько взаимосвязанных документов (информационное письмо президиума ВАС РФ от 21.01.2002 № 67). 

В основном стороны свободны в заключении договора, однако в ряде случаев заключение договора возможно только путем проведения торгов (ст. 447 ГК РФ) или посредством заключения договора в обязательном порядке (ст.445 ГК РФ).

Чем отличается заключение договора в гражданском и трудовом праве: способы заключения и различие договоров 

Как в гражданском (ст. 420 ГК РФ), так и в трудовом праве (ст. 56 ТК РФ) договор является соглашением, посредством которого устанавливаются соответствующие правоотношения. Однако, помимо определенного сходства, между ними имеются и характерные различия.

Как уже было сказано выше, гражданско-правовой договор может быть заключен несколькими способами, в то время как трудовые правоотношения можно оформить путем составления письменного документа (трудового договора, ст. 67 ТК РФ) и обмена электронными документами (ст. 312.1 ТК РФ).

Законодательством не запрещено использовать труд физических лиц для нужд организаций и предпринимателей, в том числе и по гражданско-правовым договорам. Однако назначение договоров оказания услуг и подряда не в длительном использовании способностей сотрудника для нужд организации, а в удовлетворении конкретной потребности заказчика.

Для того чтобы не допустить квалификации гражданско-правового договора с гражданином в качестве трудового, необходимо обратить внимание на то, какие условия не следует указывать в гражданско-правовом договоре.

К таким условиям относится указания в договоре:

  • на выполнение работы по определенной должности с отсылкой к должностной инструкции;
  • подчинение исполнителя локальным нормативным актам;
  • заработную плату;
  • подчинение исполнителя правилам трудового распорядка, режиму работы;
  • материальную ответственность;
  • социальные и другие гарантии согласно ТК РФ. 

Заключение договора: ГК РФ, позиции судов 

При заключении различного рода договоров следует соблюдать осмотрительность в части возможного признания договора незаключенным. Поскольку практика заключения договоров достаточно обширна, рекомендуем обратить внимание на некоторые позиции высших судов относительно применения норм (ст. 432, 433 ГК РФ) о заключении договоров:

  • к незаключенному договору невозможно применение правил об основаниях недействительности сделок (определение ВС РФ от 31.03.2016 № 305-ЭС15-16158);

Источник: https://rusjurist.ru/dogovory/zaklyuchenie_dogovora/poryadok_zaklyucheniya_dogovora_po_gk_rf/

Закон
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: