Понятие финансовых правоотношений их особенности и виды. Объекты и субъекты финансовых правоотношений. Субъекты финансовых правоотношений

Финансовые правоотношения

Понятие финансовых правоотношений их особенности и виды. Объекты и субъекты финансовых правоотношений. Субъекты финансовых правоотношений

Замечание 1

Главной целью финансовой деятельности любого государства является реализация социально-экономических, промышленных, культурных и иных программ и проектов, имеющих общественное значение. Для этого собираются налоги, формируются бюджеты разных уровней, осуществляется кредитование хозяйствующих субъектов.

Финансовые отношения требуют правового регулирования, дальнейшего развития и совершенствования данной отрасли законодательства. Нормы финансового права затрагивают многие аспекты российской экономики.

Понятие финансового правоотношения

Определение 1

Общественные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием государственных и муниципальных денежных фондов, называются финансовыми правоотношениями.

Они являются разновидностью имущественных отношений, имеющих публичный характер, так как возникают по поводу финансовых ресурсов государства и муниципальных образований, используемых на общезначимые потребности. Например, такие отношения существуют между государством и предприятиями при внесении обязательных платежей в бюджет или, напротив, при получении из него различных ассигнований.

  • Курсовая работа 470 руб.
  • Реферат 250 руб.
  • Контрольная работа 240 руб.

особенность финансовых правоотношений состоит в том, что одной из сторон в них всегда выступает государство или его уполномоченный орган, муниципальное образование или соответствующий орган местного самоуправления.

Это обусловлено тем, что властные структуры осуществляют финансовую деятельность в интересах общества: организуют поступление денежных средств в различные государственные денежные фонды, распределяют и используют их на социально-экономические программы и другие необходимые потребности.

При этом административные органы вправе издавать предписания, обязательные для исполнения другими участниками финансовых правоотношений:

  • предприятиями,
  • организациями,
  • учреждениями,
  • гражданами.

Государственные структуры и муниципалитеты имеют не только право властных предписаний, но и обязанности по отношению к другим участникам финансовых правоотношений. Их законные интересы находятся под защитой государства.

Возникновение, изменение и прекращение финансовых правоотношений происходит при наличии четко определенных условий или юридических фактов. К ним в финансовом праве относятся действия (бездействие) или события.

Действия – это юридические факты, которые являются результатом волеизъявления физических или юридических лиц. Для финансовых правоотношений наиболее характеры такие действия, как утверждение финансово-плановых актов.

В них конкретно выражаются права и обязанности участников правоотношений в области финансовой деятельности.

После выполнения заданий, содержащихся в планах, финансовые правоотношения прекращаются, но нередко возникают вновь, на основе новых планов.

События – это обстоятельства, не зависящие от воли людей (смерть и рождение человека, стихийное бедствие). Правовая норма также может связывать с ними возникновение, изменение или прекращение финансовых правоотношений.

Например, достижение гражданином определенного возраста означает возникновение у него обязанности платить налоги, а в связи со стихийными бедствиями реализуются правоотношения по поводу предоставления субвенций из вышестоящего бюджета в нижестоящий.

Рисунок 1. Понятие финансового правоотношения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Субъекты финансовых правоотношений

Участники общественных отношений, связанных с формированием, использованием и распределением государственных или муниципальных денежных фондов, являются субъектами финансового правоотношения. Ими могут быть:

  1. Российская Федерация;
  2. субъекты РФ;
  3. муниципальные образования;
  4. юридические лица;
  5. физические лица (граждане).

Особенностью финансовых правоотношений является то, что одним из субъектов этих отношений обязательно должен быт соответствующий орган государственной или муниципальной власти.

Для защиты законных интересов субъектов финансовых правоотношений применяются административные и судебные методы.Административный метод действует в случае использования мер государственного принуждения к различным органам власти, предприятиям, организациям и учреждениям.

Судебный метод применяется при защите финансовых интересов граждан от противоправных действий государственных структур, например, при взыскании налогов, наложении санкций и т. п.

Соблюдение правил, закрепленных в финансово-правовых нормах, означает и обеспечение законных интересов субъектов финансового права.

С этой целью органами власти широко применяется метод убеждения, проводится разъяснительная работа. В результате, большей частью субъектов установленные правила выполняются добровольно.

Например, основная часть налогоплательщиков добросовестно вносят в бюджет соответствующие платежи.

Замечание 2

В случае нарушения норм финансового права вводится в действие метод принуждения в различных его проявлениях. Например, уполномоченные органы власти применяют различные санкции, используют запретительные меры и т.д.

Классификация финансовых правоотношений

Наиболее полно раскрывает содержание финансовых правоотношений их классификация на виды в зависимости от структуры финансовой системы России. При такой классификации выделяются следующие виды финансовых правоотношений:

  1. бюджетные;
  2. налоговые;
  3. валютные;
  4. правоотношения в сфере государственного кредита;
  5. правоотношения в области страхования;
  6. правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов, в том числе и при сметно-бюджетном финансировании;
  7. правоотношения в области банковской деятельности;
  8. правоотношения, возникающие в сфере денежного обращения и расчетов.

В зависимости от объекта правового регулирования финансовые правоотношения также могут быть материальными или процессуальными.

В материальных правоотношениях реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию определенных финансовых ресурсов.

Основное содержание субъективных материальных прав и обязанностей заключается в возможности или необходимости получения, уплаты, распределения, расходования, перераспределения или изъятия конкретных финансовых средств.

В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма получения государством или органами местного самоуправления в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределения и использования. Например, к сфере процессуальных правоотношений относится обязанность Правительства России представить в Государственную думу РФ проект федерального бюджета в установленный срок.

Замечание 3

Между процессуальными и материальными финансовыми правоотношениями существует неразрывная связь. Процессуальные финансовые правоотношения имеют значение именно как форма реализации материальных прав и обязанностей государства в сфере финансов.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/finansovye_pravootnosheniya/

Финансово-правовые отношения: понятие, особенности, виды и элементы

Понятие финансовых правоотношений их особенности и виды. Объекты и субъекты финансовых правоотношений. Субъекты финансовых правоотношений

Финансовые правовые отношения представлены общественными отношениями, которые находятся под регулированием норм финансового права.

Замечание 1

Участники подобных отношений являются носителями субъективных прав и обязанностей юридического характера, осуществляющие реализацию находящихся в данных нормах предписания по образованию, которые обеспечивает государство. Здесь включено распределение и использование денежных фондов государства.

Характеристика финансового правоотношения имеет сложный состав и представлена тремя элементами:

  • субъектами;
  • объектом;
  • содержанием.

Определение 1

Субъекты– это участники финансового правоотношения, то есть физические лица, организации.

Объект– это то, ради чего люди вступают в финансово-правовые отношения. Среди финансово-правовых отношений различают материальные или духовные блага, а также прибыль и доход.

– субъективные права и юридические обязанности, которые осуществляют определение связи между субъектами (участниками) правового отношения.

Определение 2

Финансовое правоотношение – это разновидность правовых отношений, обладающее общими признаками любого правоотношения.

Характерные черты финансовых правоотношений

Общие черты в финансовых правовых отношениях:

  1. Финансовые правоотношения формируются, модифицируются или прекращаются, основываясь только на правовые нормы.
  2. Подобные отношения в индивидуальном порядке определяются участниками каждого конкретного правового отношения.
  3. Правовое отношение обладает двусторонним характером и представлено связью управомоченной и обязанной сторон.
  4. Связь между участниками правового отношения проявляется благодаря их субъективным правам и обязанностям юридического характера.
  5. Финансовые правоотношения обладают волевым характером.
  6. Правовые отношения охраняются государством.

Отличительные черты финансовых отношений по сравнению с другими правоотношениями:

  1. Финансовые правоотношения формируются в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
  2. В подобных правовых отношениях государство выступает как один из субъектов в лице органа государственной власти или управомоченного органа. Это может быть как финансовый орган, так и любое кредитное учреждение.
  3. Финансовые правоотношения представляют собой разновидность имущественных отношений, которые носят публичный характер.
  4. Юридическая ответственность недобросовестного участника финансового правоотношения наступает не перед второй стороной, как в большинстве других отраслей права, а непосредственно перед государством.

Подобные отличительные черты, представляю собой совокупность, являются неким ограничителем финансовых правовых отношений от иных видов правоотношений.

Пример 1

К примеру, административные штрафы может быть выписаны определенным органом государства и быть представлены в форме денег, тем не менее, они не формируются из финансовой деятельности государства и обладают целью не формирования фондов денежных средств, а наказания правонарушителей. Именно по этой причине подобные отношения регулирует не финансовое, а административное право.

Финансовые правовые отношения зачастую содержат два элемента права, которые представлены:

  • государственно-властным (организационным);
  • имущественным.

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований находится под регулированием нормативно-правовых актов.

Замечание 2

К тому же мобилизация и трата государством денежных средств представлены деятельностью материального и имущественного характера. Именно по этой причине финансовые правовые отношения это есть властно-имущественные отношения.

Властно-имущественный характер является типичным для некоторых административных правовых отношений. Он может быть представлен конфискацией и реквизицией, административными денежными штрафами, переходом в муниципальную собственность бесхозяйного имущества.

Замечание 3

Тем не менее, подобные правовые отношения формируются, модифицируются и заканчиваются, когда происходит процесс управленческой деятельности государства, которая не обладает связью непосредственно с организацией финансовой деятельности, с поступлением денежных средств в доход государства.

Опиши задание

Виды финансовых правоотношений

Существуют многообразные финансовые правоотношения, что требует большого разнообразий способов их классификаций.

Материальное содержание финансовых правовых отношений группирует их таким видам, которые представлены:

  • бюджетными;
  • налоговыми;
  • в области страхования;
  • в области кредита (государственного и банковского);
  • в сфере расчетов, регулируемых финансовым правом;
  • финансовыми правоотношениями по поводу регулирования денежного обращения и валютного регулирования;
  • контрольными.

Если рассматривать способы осуществления финансовых правоотношений, то среди их видов различают регулятивные и охранительные.

Замечание 4

Основанием для регулятивных правовых отношений выступают правомерные действия их участников. Они представлены основой соблюдения финансовой дисциплины и зачастую могут использоваться в практике субъектов финансового права в процессе аккумулирования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов.

Подобный вид финансовых правовых отношений обеспечивает осуществление регулирующей правовой функции.

Причиной возникновения охранительных финансовых правоотношений являются совершения правового нарушения. Данная причина представлена связью между государством (муниципальным образованием) в лице компетентного органа или должностного лица и правонарушителем в момент, когда выявляется факт финансового правового нарушения.

Замечание 5

Также здесь важно отметить, применение к нарушителю финансово-правовых санкций. Благодаря действию охранительных финансовых правовых отношений осуществляются реализация охранительной функции права.

Структура финансовой системы Российской Федерации подразделяет финансовые правоотношения на:

  • бюджетные;
  • внебюджетные;
  • кредитные;
  • страховые;
  • складывающиеся в сфере финансовой деятельности предприятий.

Характер финансово-правовых норм оказывает влияние на правоотношения. Он является основой финансовых отношений, поэтому они подразделяются на материальные и процессуальные.

Замечание 6

Основой для возникновения материальных выступают нормы финансового права. Они выражают статус права субъектов, которые принимают участие в государственной финансовой деятельности или деятельности муниципальных образований.

Благодаря процессуальным финансовым правоотношениям отражается форма аккумулирования, а также распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов. Они выступают как гарантирующие (обеспечивающие) и вторичные в сравнении с материальными правовыми отношениями. Классификация финансовых правоотношений по субъектам:

  • органы государственной власти;
  • органы государственной власти и управления общей компетенции;
  • вышестоящие и нижестоящие органы государственного управления, в особенности финансово-кредитные органы;
  • предприятия, учреждения, организации, министерства и ведомства;
  • финансовые органы и предприятия, учреждения, организации;
  • финансовые органы и граждане;
  • сами финансово-кредитные органы.

Структура юридического содержания финансовых правовых отношений представлена простыми и сложными отношениями. Согласно своему объекту, правоотношения могут быть имущественными и неимущественными. Юридический характер правоотношений участников представлен вертикальными и горизонтальными отношениями. Форма проявления подобных отношений делится на двусторонними и многосторонними.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/finansovoe-pravo/finansovo-pravovye-otnoshenija/

Финансовое право 2 Финансы система (стр. 10 из 27)

Понятие финансовых правоотношений их особенности и виды. Объекты и субъекты финансовых правоотношений. Субъекты финансовых правоотношений

Признаки финансового правоотношения, позволяющие отличить его от любого другого правоотношения:

1) возникают и развиваются в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований;

2) одной из сторон всегда является государство, уполномоченный государством орган или муниципальное образование, что придает этому правоотношению властный характер;

3) носят имущественный характер, т.е. в конечном счетевсегда возникают по поводу денежных средств.

Субъект финансового правоотношения и субъект финансового права обычно совпадают, но не всегда.

Российская Федерация, а также субъекты РФ участвуют в финансовых правоотношениях в лице соответствующих госу-

дарственных органов.

Например: в отношениях по поводу государственного кредита Российская Федерация выступает в лице Правительства РФ. Но ответственность по ее долговым обязательствам несет не Правительство РФ, а Российская Федерация как государство, являющееся субъектом финансового права.

Объект финансового правоотношения – это то, на что направлено поведение участников отношения.

ОБЪЕКТЫ ФИНАНСОВОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ

ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ НА ДВЕ ГРУППЫ (схема № 45):

1. Отделимые от материального содержания правоотношения объекты – те, которые так или иначе зафиксированы в финансово-правовых нормах либо вытекают из анализа финансово-правовых норм и существуют как предметы окружающего нас мира.

Отделимые объекты подразделяются на две группы:

1) финансовые ресурсы государства и муниципальных образований;

2) нормативные акты, плановые сметы и их проекты.

К отделимым объектам относятся:

• налоги;

• сборы;

• пошлины;бюджетные ассигнования;

• субсидии; бюджетные кредиты;

бюджетные ссуды;

• дотации;

• субвенции;

• штрафы, недоимки, пени;проекты бюджетов;

бюджеты и т.д.

2. Неотделимые от материального содержания правоотношения объекты – те, которые не зафиксированы в финансово-правовых нормах и могут быть выделены лишь в процессе научной абстракции, в связи с чем представляют собой результат деятельности субъектов финансового правоотношения, неотделимый от его материального содержания.

К неотделимым объектам относятся: государственный финансовый контроль; деятельность по поводу установления казенному пред-

приятию порядка распределения прибыли и т. д.

75

КЛАССИФИКАЦИЯ

ФИНАНСОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ ПО РАЗЛИЧНЫМ ОСНОВАНИЯМ (схема№ 46):

По основным функциям права финансовые правоотношения подразделяются на:

регулятивные правоотношения, обеспечивающие реализацию регулятивной функции права;

охранительные правоотношения, обеспечивающие реализацию охранительной функции права.

По содержанию финансово-правовых норм финансовоправовые отношения подразделяются на:

материальные, через которые реализуются права и обязанности субъектов финансового права. Они возникают на основании материальных норм финансового права;

процессуальные, в которых выражается юридическая форма реализации материальных прав и обязанностей субъектов финансового права. Они возникают на основании процессуальных норм.

По материальному содержанию финансовые правоотношения подразделяются на следующие виды отношений: бюджетные;

• по формированию и использованию бюджетов государственных и муниципальных внебюджетных фондов;

по финансам государственных и муниципальных пред-

приятий;

• налоговые;

• по неналоговым платежам;

• по государственному долгу;

• по сметно-бюджетному финансированию; по государственному внебюджетному финансированию;

• по бюджетным кредитам; по государственному страхованию;

• по денежному обращению; по валютному контролю.

По особенностям объекта финансовые правоотношения подразделяются на:

имущественные, объектом которых являются непосред-

ственно деньги: налог, бюджетный кредит, трансферт и т.д.;

неимущественные, объектом которых являются не деньги, а иные явления, связанные с деньгами: проект бюджета, закон о бюджете, финансовый контроль и т.д.

Финансовые регулятивные правоотношения по особенностям способа индивидуализации субъектов подразделяются на:

относительные – те, в которых управомоченному лицу противостоит не всякий, а вполне определенный субъект, который обязан совершать или не совершать определенные действия;

абсолютные – те, в которых управомоченному лицу в качестве обязанного противостоит всякий и каждый.

Например: каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

По структуре юридического содержания финансовые правоотношения делятся на:

простые, содержащие одно право и одну обязанность.

Например: правоотношения по установлению налогов. Праву государства на установление налога корреспондирует обязанность не препятствовать его осуществлению; сложные, содержащие несколько взаимосвязанных прав и обязанностей соответствующих субъектов.

Могут быть предложены и иные основания классификации финансовых правоотношений.

Например:

по юридическому характеру взаимодействия участии-

ков правоотношений:

• вертикальные;

• горизонтальные;

77

по количеству участников:

• двусторонние;

• многосторонние;по соотношению юридического содержания: • основные;

• производные;по участвующим субъектам:

между органами государственной власти;

между органами власти общей компетенции; между вышестоящими и нижестоящими органами госу-

дарственной власти;

между организациями и органами государственной вла-

сти; между финансовыми органами и организациями; между финансовыми органами и гражданами и др.

S

Конспект лекции 12

Юридические факты в финансовом праве

Юридические факты являются основанием возникновения, изменения и прекращения финансового правоотношения.

Юридический факт – это конкретное жизненное обстоятельство, с которым юридическая норма связывает возникновение, изменение или прекращение правовых последствий.

Функции юридических фактов:

1. Функция гарантии законности проявляется в том, что юридические факты позволяют устранить неправомерное поведение обязанных лиц.

2. Стимулирующая функция проявляется в том, что юридический факт побуждает субъекта финансового права к совершению определенных действий.

3. Регулятивная функция проявляется в том, что субъекты предпринимают определенные действия для возникновения одних юридических фактов и стараются избежать возникновения других юридических фактов.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТОВ

ПО РАЗЛИЧНЫМ ОСНОВАНИЯМ

По признаку наличия либо отсутствия воли человека в возникновении юридических фактов они подразделяются на {схема№47):

юридические действия – волевое поведение людей, имеющее внешние признаки своего выражения;

юридические события – это обстоятельства, не завив сящие от воли людей.

82

I. Юридические действия по признаку законности подразделяются на:

1) правомерные действия;

2) неправомерные действия.

Правомерные действия подразделяются на:

1)

юридические акты, т.е. действия, совершаемые с намерением породить финансово-правовые последствия;

2) юридические поступки, т.е. действия, приводящие к юридическим последствиям независимо от намерений лица. В данном случае имеются в виду действия, совершаемые субъектами финансового права не с финансово-правовым, а с гражданско-правовым намерением.

Например: цель – купить автомобиль. Действие – его покупка. Факт (он же поступок) – приобретение автомобиля. Финансово-правовые последствия – необходимость уплатить налоги.

Юридические акты подразделяются на:

1) нормативные акты, содержащие индивидуальные предписания. По-иному они называются смешанными актами, так как содержат и нормативные, и индивидуальные предписания;

2) правовые акты индивидуального регулирования.

Индивидуальное регулирование – это вид правомерной деятельности субъектов права, связанный с решением юридически значимых вопросов, которым норма права не дала исчерпывающей регламентации, протекающей в установленной процессуальной форме, результатом чего является индивидуальный правовой акт (акт исполнительного органа власти, судейское

решение, договор и т.д.).

Акты индивидуального регулирования подразделяются на:

1) финансово-правовые акты индивидуального регулирования;

2) прочие акты волеизъявления субъектов финансовогоправа, под которыми понимаются заявления субъектов финансового права для получения налоговых от-

срочек, инвестиционного налогового кредита и т.п., а

83

также налоговые декларации и конклюдентные действия, т.е. действия лица, выражающие его волю установить правоотношение, но не в форме устного или письменного волеизъявления, а поведением, по которому можно сделать заключение о таком намерении.

Источник: https://smekni.com/a/243835-10/finansovoe-pravo-2-finansy-sistema-10/

Финансовое право. Шпаргалка | Страница 6 | Онлайн-библиотека

Понятие финансовых правоотношений их особенности и виды. Объекты и субъекты финансовых правоотношений. Субъекты финансовых правоотношений

Финансовое право, регулируя относящиеся к его предмету общественные отношения, определяет круг участников или субъектов этих отношений, наделяет их юридическими правами и обязанностями, которые обеспечивают планомерное образование, распределение и использование государственных и муниципальных денежных фондов и доходов. Носители этих прав и обязанностей являются субъектами финансового права. Следует различать понятие «субъект финансового права» и «субъект (или участник) финансового правоотношения», хотя они во многом совпадают.

Субъект финансового права – это лицо, обладающее правосубъектностью, т. е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений. Субъект финансового правоотношения – это реальный участник конкретных правоотношений.

Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права в силу действия финансово-правовых норм, независимо от участия в конкретных правоотношениях.

В результате, субъект финансового права – понятие более широкое, чем субъект (участник) финансового правоотношения.

Особенность круга субъектов финансового права состоит в том, что в него входят три основные группы, на которые подразделяются субъекты российского права: а) государство и его территориальные подразделения; б) коллективные субъекты; в) индивидуальные субъекты.

Государство и его территориальные подразделения:

– Российская Федерация; субъекты РФ – республики, края, области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, автономные округа и автономная область;

– муниципальные образования;

– городские и сельские поселения, входящие в состав муниципального образования;

– административно-территориальные образования особого режима (закрытые административно-территориальные образования, свободные экономические зоны). Такой круг субъектов свойственен, в частности, бюджетным правоотношениям.

Коллективными субъектамифинансового права являются государственные и общественные организации, к числу которых относятся:

– представительные и исполнительные органы государственной власти;

– органы местного самоуправления;

– предприятия, организации, учреждения разных форм собственности: коммерческие и некоммерческие организации.

Индивидуальные субъекты финансового права, или физические лица – это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Их права и обязанности связаны большей частью с налоговыми и другими обязательными платежами, поступающими в государственную или муниципальную казну.

Граждане могут вступать в финансовые правоотношения в области государственного и банковского кредита, государственного страхования, по поводу самообложения в муниципальных образованиях.

Среди физических лиц – субъектов финансового права выделяются граждане, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в том числе главы крестьянского (фермерского) хозяйства.

Финансово-правовой статус субъекта финансового права включает в себя следующие элементы:

– правоспособность – способность иметь права и обязанности (они имеют право на участие в финансовой деятельности государственных органов, что основано на положениях Конституции России (ст. 32));

– дееспособность – способность своими действиями осуществлять права и обязанности (обязанность по уплате налога);

– деликтоспособность – способность нести юридическую ответственность за совершение правонарушение (ответственность за налоговые правонарушения – нарушение налогоплательщиками срока постановки на учет в налоговом органе на срок более 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей (ст. 116 НК РФ)).

13. Понятие и значение финансового контроля

Финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий субъектов финансовых правоотношений при образовании, распределении и использовании денежных государственных и муниципальных фондов в целях эффективного социально-экономического развития страны в целом и её регионов.

Финансовый контроль является неотъемлемой частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований, поскольку финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции.

Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного в области финансовой деятельности правопорядка всеми органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности. Требование соблюдения законности в финансовой деятельности имеет конституционную основу.

Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам (институту налога, институт внебюджетных фондов и др.).

Поэтому помимо общих финансово-правовых норм, содержащихся в Общей части финансового права и регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансово-правовых институтах Особенной части (финансы предприятий).

Основными направлениями финансового контроля в сфере отношений, регулируемых финансовым правом, является контроль за:

– выполнением органами государственной власти и местного самоуправления функций по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции;

– выполнением организациями и гражданами финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления;

– использованием по целевому назначению государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов;

– соблюдением правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями.

В процессе финансового контроля выявляются внутренние резервы производства – возможности повышения рентабельности, роста производительности труда, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств, а также определяются пути устранения и предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В случае их выявления применяются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам.

Реализация задач финансового контроля укрепляет государственную финансовую дисциплину, выражающую одну из сторон законности.

Государственная финансовая дисциплина – это четкое соблюдение установленных правовыми нормами предписаний и порядка образования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов.

Требования финансовой дисциплины распространяются не только на предприятия, организации, учреждения, граждан, но и на органы государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц.

14. Виды и органы финансового контроля

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям. В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.

Предварительныйфинансовый контроль проводится до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины.

6

Источник: https://litrus.net/book/read/169313?p=6

Закон
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: