Основные теории происхождения права. Социологическая школа права: представители, плюсы и минусы

Содержание
  1. Социологическая теория права: что это, плюсы и минусы – Плюс/минус
  2. Л. И. Петражицкий
  3. Суть концепции
  4. Эмоции
  5. Классификация эмоций
  6. Сфера распространения концепции
  7. Критика
  8. Упорядоченность юридической доктрины
  9. Последствия развития законодательства и обычаев
  10. Выводы
  11. Социологическая теория
  12. Основные тезисы
  13. Специфика развития теории
  14. Спорные моменты
  15. Положительные стороны концепции
  16. Теории социологии права
  17. Социологическая теория права: что это, плюсы и минусы
  18. Социологическая теория и её значение
  19. Основные концепции
  20. Преимущества социологической теории
  21. Минусы и недостатки
  22. Социологическая школа права: представители, плюсы и минусы
  23. Зарождение направления
  24. Представители направления
  25. Недостатки теории
  26. Ключевые особенности теории
  27. Концепция Р. Паунда
  28. Шпаргалка по теории государства и права | Страница 35 | Онлайн-библиотека
  29. 85. Социологическая школа права
  30. 86. Естественно-правовая теория
  31. Теории социологии права
  32. Психологическая теория права
  33. Нормативистская теория права

Социологическая теория права: что это, плюсы и минусы – Плюс/минус

Основные теории происхождения права. Социологическая школа права: представители, плюсы и минусы

14.01.2020

Психологические концепции права возникли под влиянием развития психологии как самостоятельной дисциплины. На рубеже 19-20 вв. обществоведы стали проявлять повышенный интерес к проблемам науки. Это было связано, главным образом, с внедрением экспериментальных методов исследования.

В результате стали возникать крупные научные школы, представители которых по-разному понимали и трактовали особенности психики человека. В то время возникли такие течения, как фрейдизм, рефлексология, бихевиоризм и пр.

Из всех концепций, сформировавшихся в конце 19 в., особого внимания заслуживают социологическая теория права и психологическая теория права. Рассмотрим их подробнее.

Л. И. Петражицкий

Лев Иосифович Петражицкий был видным государственным деятелем, депутатом Госдумы 1 созыва от партии кадетов. Им была разработана оригинальная теория происхождения права. Наиболее полно его мысли изложены в труде «Теория государства и права в связи с теорией нравственности».

После революции 1917 г. Петражицкий переехал в Польшу. Там он начал работу в Варшавском университете, возглавив кафедру социологии. Представителями психологической теории права, кроме Льва Иосифовича, являются Г. Тард и Дж. Фрейзер.

Суть концепции

В соответствии с психологической теорией права Л. И. Петражицкого, юридический феномен коренится непосредственно в психике индивида.

Автор считал, что юрист совершит ошибку, если будет искать его в социальной среде или в пространстве между либо над людьми. Правовой феномен, полагал Петражицкий, происходит у индивида в голове.

Ученый ставит юридическую науку на фундамент достоверных знаний, которые получены посредством самонаблюдения или наблюдения за другими.

Эмоции

Они в психологической теории права Петражицкого выступают в качестве юридического источника. Отсюда и название концепции «эмоциональная теория».

Свои идеи автор противопоставлял другим психологическим теориям происхождения государства и права, которые базировались на таких понятиях, как «воля», «коллективные переживания в сознании индивида» и пр.

Эмоции, по мнению ученого, выступают как «моторный» (побудительный) элемент человеческой психики. Именно под их влиянием люди совершают те или иные поступки.

Классификация эмоций

Согласно рассматриваемой психологической теории государства и права, эмоции разделяются на 2 вида: моральные и, собственно, правовые. Первые Петражицкий называет односторонними. Он связывал их с осознанием индивида своей обязанности, долга. Моральные нормы рассматривались в концепции как внутренние императивы.

Поясняя свои идеи, автор приводит следующий пример. Если человек подает милостыню из чувства долга, то у него не возникает представления, что нуждающийся в деньгах имеет право требовать их. Иная ситуация с правовыми эмоциями. Чувство обязанности (долга) сопровождается представлением о наличии у других лиц правомочия (равно как и наоборот).

Правовые эмоции, согласно исследуемой психологической теории права, являются, таким образом, двусторонними. Нормы, возникающие из них, обладают атрибутивно-императивным (предоставительно-обязывающим) характером.

Основываясь на этих рассуждениях, Петражицкий формулирует следующий вывод: право является закрепленной за индивидом, принадлежащей ему (как его добро) обязанностью другого лица.

Сфера распространения концепции

Психологическая теория возникновения права, разработанная Петражицким, имела ряд недостатков. Автор считал правовыми все эмоциональные переживания, обусловленные представлениями о взаимных обязанностях и возможностях. Он относил к нормам правила игр, в том числе и детских, требования этикета, правила вежливости и так далее.

В сочинениях по психологической теории происхождения права автор специально оговаривал, что нормы формируются не через согласование эмоций субъектов, участвующих в общественных отношениях, а каждым человеком в отдельности.

Он утверждал, что переживания, имеющие место в психике одного индивида и не признанные другими людьми, не перестают являться правом.

В соответствии с этим, автор допускал вступление в правоотношения с неодушевленными предметами, нереальными субъектами, животными.

Критика

Разработанная ученым психологическая теория происхождения права не была принята в юридическом сообществе. Критиковались идеи и в отечественной литературе. Правоведы указывали на абсурдность некоторых положений концепции, не принимая во внимание, что автор ставит теоретическую проблему. Ключевая цель ученого состояла в выработке универсальной формулы права.

По задумке Петражицкого, она должна была охватить различные типы понимания юридической науки, известные истории (в том числе и договоры с дьяволом). Разработанная им психологическая теория права стала практически первой, во многом незрелой попыткой проследить формирование норм в правосознании индивида.

Упорядоченность юридической доктрины

В психологической теории права, разработанной Петражицким, говорится о том, что многочисленные юридические нормы, которые создают индивиды, противоречат друг другу. На начальных этапах исторического развития они обеспечивались самоуправством – защитой нарушенных интересов самим лицом либо группой близких индивидов.

Впоследствии репрессии и юридическая защита стали упорядоченными. Возникла система фиксированных норм в виде обычаев и законов, появились институты власти (суды, учреждения исполнения наказания и пр.). Госвласть, реализуя функции принуждения, обеспечивает «определенность права».

Последствия развития законодательства и обычаев

Становление нормативной базы, по мнению Петражицкого, не может полностью вытеснить правовые переживания индивида.

Автор утверждал, что в современных государствах, кроме официальной юридической доктрины, существует большое количество институтов «интуитивного права».

К ним ученый относил доктрины зажиточных слоев, крестьянства, пролетариата, мещан, преступных организаций и так далее. Психологическая теория права в этом смысле приближалась к концепции юридического плюрализма.

Вместе с тем, юридическая доктрина общественных классов и групп толковалась в ней индивидуалистически. Петражицкий подчеркивал, что количество интуитивных систем права совпадает с числом индивидов.

Выводы

Петражицкий не составил рекомендаций по практической реализации политики права. Автор видел свою задачу в формировании отправных принципов новой доктрины, обосновании ее необходимости. Он считал, что ключевое положение в государственной правовой политике необходимо отвести не принудительным мерам, а механизмам мотивационного и воспитательного воздействия на поведение индивидов.

Общественно-политические взгляды Петражицкого очень близки к идеям этического социализма. Эта концепция также была распространена в России на рубеже 19-20 вв.

Учение Петражицкого было популярно среди кадетов. Его идеи повлияли на формирование взглядов П. А. Сорокина, Г. Д. Гурвича и многих других приверженцев немарксистского социализма. М. А. Рейснер способствовал сближению психологической теории с марксизмом.

Восприятие последователями марксизма идей Петражицкого облегчалось тем, что в Конституции 1918 г. и других актах социализм характеризовался как «безгосударственный строй». Стоит сказать, что после утверждения сталинизма и формирования концепции социалистического государства последователи Рейснера были раскритикованы за пропаганду в обществе надклассовой этики.

Концепция Петражицкого заинтересовала социологов. Начались активные исследования проблем структуры и нормативной природы правосознания.

Социологическая теория

Родоначальниками концепции считаются С. А. Муромцев, Е. Эрлих, Ф. Жени, Р. Паунд.

Социологическая теория складывалась, с одной стороны, посредством формирования юридических идей в рамках общей социологической науки, а с другой – через распространение свойственных дисциплине методов познания. Приверженцы концепции полагали, что право формируется и действует в процессе реализации законов.

Основные тезисы

Теория базируется на следующих идеях:

  1. Социологическая юриспруденция, равно как и естественно-правовая доктрина, выходит за пределы закона (позитивных норм), но не в сторону естественных свобод, а в область реализации, в сферу правоприменительной практики. Таким образом, право воплощается не в законодательных положениях, а в процессе их исполнения.
  2. Позитивное право является «мертвым», «книжным». Противопоставляется ему «право в действии». Под ним сторонники концепции понимали юридическую практику, действия, применение законов, правопорядок и пр.
  3. Право является реальным поведением субъектов – юрлиц и граждан.
  4. Судьи и администраторы являются основными субъектами правотворчества. Они наполняют законы правом.

Специфика развития теории

Концептуальное формирование социологического подхода происходит тогда, когда нормы, направленные на регулирование свободной конкуренции, перестают удовлетворять большую часть общества.

Так, в условиях развития капиталистических отношений судебные инстанции под видом толкования устанавливали фактически новые законодательные нормы. В итоге, возник тезис, смысл которого состоит в необходимости поиска права не в нормах, а непосредственно в жизни.

После революции 1917 г. на фоне критики прежних законов активно пропагандировалась социологическая концепция. К примеру, П. И. Стучка называл новые связи в обществе самим правом. Вскоре, однако, от такого подхода пришлось отказаться, поскольку стало формироваться позитивное право СССР, положения которого были обязательны для исполнения.

Спорные моменты

При использовании социологического подхода возникает риск размывания самого понятия «право». Если в качестве него рассматривать реализацию норм, то теряются четкие признаки неправомерного и правомерного поведения, поскольку исполнение положений может быть и законным, и незаконным.

Согласно концепции, основными субъектами нормотворчества выступают администраторы и судьи. При таком подходе формируются благоприятные условия для злоупотребления полномочиями этими лицами.

Социологический подход не имеет прочной нормативной базы. В этой связи, юридические споры решаются, главным образом, в пользу политически и экономически сильных субъектов.

Положительные стороны концепции

В рамках социологической теории учитываются процессы, происходящие в сфере правового регулирования. Они изучаются с использованием конкретных методов социологического познания.

В концепции приоритетными считаются общественные отношения. Другими словами, содержание превалирует над юридической формой.

Безусловно, социологический подход имеет большое практическое значение для исследователей и законодателей. Для формирования правильного представления о правовой доктрине, оценки эффективности норм необходимо изучать положения в жизни, при непосредственной их реализации.

Источник:

Теории социологии права

Социология зародилась и выделилась в самостоятельную отрасль знаний в конце XIX века.

Формирование социологических теорий права шло двумя путями:

  1. путь создания правовых концепций в рамках общей социологии;
  2. применение социологических понятий и методов в области юридических наук.

Социологическая школа права относится к позитивистским теориям. Представители этой теории стараются избегать моральных принимать право таким, какое оно есть.

Социологическая школа первостепенное значение придает практике, реальному действию права. Видными представителями этой школы в России был С.А. Муромцев, в Германии – Е. Эрлих, выступавшие за живое право народа, основанное на свободном усмотрении судей.

Определение 1

Сущность социологической теории заключается в том, что её центральное понятие – это правопритязание, имеющее определенный интерес, обеспечить который можно средствами права.

Получается, что право представляет собой совокупность действительных общественных отношений по поводу интересов отдельных субъектов права.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • Основоположник социологической теории Иеринг считает, что цель правоотношений определяют интересы конкретных людей, и теория естественного права не есть надежный масштаб для идентификации и защиты определенного интереса.
  • Данная теория предполагает, что любой интерес можно представить в качестве финансового правопритязания.
  • Универсальные аспекты теории были несколько ослаблены последователями Иеринга и проблемы социологии права стали сводить к судейскому праву, полагая, что совокупность судейских решений и есть действительное или живое право.
  • Право в социологической теории рассматривается как эмпирическое явление и её основной постулат в том, что право следует искать в реальной жизни.
  • Нормы закона – это признаки права, а само право есть не что иное, как порядок в общественных отношениях, в действиях человека.
  • Спор какой-либо конкретной ситуации должны разрешать судебные или административные органы.
  • Позитивный характер теории носят следующие положения:
  • общество и право признаются целостными и взаимосвязанными явлениями;
  • изучению подлежат не только нормы права, но и вся совокупность сложившихся правовых отношений;
  • роль права признается средством социального контроля в достижении социального равновесия, судебная власть с её ролью возвышается.

Источник: https://narobraz.ru/professii/sotsiologicheskaya-teoriya-prava-chto-eto-plyusy-i-minusy.html

Социологическая теория права: что это, плюсы и минусы

Основные теории происхождения права. Социологическая школа права: представители, плюсы и минусы

Социология как самостоятельная отрасль науки зарекомендовала себя только в конце 19-го века. К этому же времени относят формирование социологической юриспруденции, ведущими представителями которой считаются Е. Эрлих, Ф. Жени, С.А. Муромцев, Р.

Паунд. Одни полагают, что социологические теории складывались посредством формирования руководящих идей права в границах фундаментальной социологии, другие же – что эти концепции распространялись преимущественно в юриспруденции. Более того, оба довода являются верными.

Социологическая теория и её значение

Сперва необходимо понять, что из себя представляет данная отрасль законодательства. Итак, социологическая теория права – это доктрина, принадлежащая обществоведческой юриспруденции и объединяющая в себе несколько различных концепций.

К ведущим концепциям описываемой теории относят:

  1. Институционализм.
  2. Функционализм.
  3. Реализм.

Несмотря на различия главных идей, которые включает в себя социологическая теория, общей характеристикой для всех является использование обществоведческого подхода в монополии.

Одним из первых представителей общесоциологической парадигмы юриспруденции стал вышеупомянутый Е. Эрлих. В своей работе «Основы социологии права» (1913 г.

)  он оспорил реальность и главенство того законодательства, которое описано и содержится в законах, и возвысил так называемое «живое право», созданное группами лиц в процессе предпринимательской деятельности и экономических связей, торговли и складывания взаимоотношений между представителями разных классов, например работодателями и рабочими. Противопоставляя законодательство, как сеть конкретных правоотношений закону, Эрлих делал акцент на правовой плюрализм.

Наиболее известный представитель социологической концепции Р. Паунд (1870-1964 гг.) дал монополии титул социального инструмента для регулирования «социальной инженерии», а людям, применяющим её, «социальных инженеров», соответственно.

Он сетовал на то, что эти люди признаны обеспечить полную гармонию социальных интересов.

На взгляд Паунда, юриспруденция является в большей степени своеобразным режимом, по которому строятся и упорядочиваются отношения в обществе посредством судебной практики, нежели простая совокупность законов и предписаний отдельного государства.

Обобщая, можно сказать, что по канонам социологической теории, любой интерес можно представить как финансовое правопритязание.

Основные концепции

К основным идеям описываемой доктрины можно отнести следующие постановления:

  1. Воплощение права состоит не в законе, а в реализации уже установленных норм. Это убирает все рамки закона по отношению к правоприменительной практике.
  2. Позитивная юриспруденция в противовес «живой», наблюдаемой в действии.
  3. Имеет значение только настоящее поведение сторонников правовых отношений и их применение закона, правопорядок, отношения, юридические действия.
  4. В роли творцов «живого» права выступают судьи и другие причастные к судебному процессу лица.

Преимущества социологической теории

Проанализировав учение социологической парадигмы можно выяснить, что она содержит массу преимуществ.

Среди положительных постановлений данной теории стоит отметить следующее: социум и право концептуально рассматриваются как взаимосвязанные явления.

существование прямых доказательств того, что кроме общепринятых норм права, установленных государством, необходимо изучать и те, что формируются в обществе.

усиление акцента на ведущей роли права как средства социального контроля и достижения равновесия в социуме и пр.

Также к достоинствам следует отнести следующие факты:

  • Благодаря социологической теории, в юриспруденции впервые стали признавать настоящие потребности и требования реальных людей, а не спекулятивные желания.
  • Социология открыла юриспруденции возможность взаимодействовать с другими социальными науками. Как следствие этому, право стало занимать равные позиции в социальной структуре с политикой, экономикой и т.д..
  • Довольно выигрышно правотворчество, основанное на реальных прецедентах.
  • Становление общества и взаимоотношений в нём на первый план.
  • Социологическое правотворчество способствует децентрализации управления, что, в свою очередь, подразумевает в себе невмешательство государства в прогрессивные идеи (экономику и т.д.).

Минусы и недостатки

Социологическая теория права также имеет свои спорные моменты:

  • При чрезмерной социализации такого явления как право велик риск утраты общего понятия юриспруденции. Если подразумевать под правом воплощение в реальность законов, то теряются конкретные рамки правомерного и неправомерного, т.к. это воплощение в реальность может быть легальным и нелегальным.
  • Уравнивание в приоритетности живого законодательства с судебным может привести к судейскому произволу, т.к. вследствие этого происходит принижение значимости законодателя.
  • Отсутствие стойкого нормативного фундамента может привести к тому, что юридические дела будут решаться преимущественно в пользу экономически и политически сильной стороны.

Эта теория уникальна тем, что именно она отводит право от следования писаным истинам, которые люди привыкли принимать на веру, и которым привыкли непоколебимо следовать различные слои общества.

Напротив, она склоняет право к «живому» правотворчеству, отчасти в убыток для себя, не принимая во внимание перспективу развития полнейшей анархии и произвола. Каждая из вышеописанных доктрин имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Однако необходимо рассматривать теорию со всех сторон, чтобы грамотно давать понятие о ней же.

Источник: https://plusiminusi.ru/sociologicheskaya-teoriya-prava-chto-eto-plyusy-i-minusy/

Социологическая школа права: представители, плюсы и минусы

Основные теории происхождения права. Социологическая школа права: представители, плюсы и минусы

Теория права не является универсальной концепцией. Существует естественный, теологический, марксистский, психологический ее варианты – список можно продолжать долго. В этой статье заострим внимание на социологической школе права, ее достоинствах и недостатках, а также ведущих представителях.

Зарождение направления

Данное течение в правоведении появилось не так давно. О социологической юриспруденции мир узнал в конце XIX века. Другое ее название – доктрина “живого” права. В это же время социология обосновалась в отдельную отрасль знаний, поэтому данная правовая концепция сложилась двумя основными путями:

Основные концепции школы сформировались тогда, когда юридические догмы, рассчитанные на свободную конкуренцию, перестали удовлетворять большую часть общества. В начале эпохи капитализма судебная система под видом нового толкования стала вводить качественно иные нормы. Отсюда и возникло утверждение о том, что право надо искать не в нормах, а в реальной жизни.

В нашей стране социологическая теория права получила широкое распространение после Октябрьской революции на основе критики старых имперских законов. Однако когда советское государство сформировало свою правовую систему, такие мысли оказались не в почете.

Представители направления

Говоря вкратце, сторонники данного направления считали, что право возникает при реализации законов в повседневной жизни. Этими представителями социологической школы права были:

  • Во Франции – Ф. Жени.
  • В США – Р. Паунд, Гарвардская школа права, Американская реалистическая школа права.
  • В Австро-Венгрии – Е. Эрлих.
  • В России – С. А. Муромцев.

Недостатки теории

Говоря о плюсах и минусах социологической школы права, коснемся ее явных недостатков:

  • Развитие концепции ведет к размытию границ такого понятия, как право. Если под правом понимать прежде всего реализацию законов, утратится разница между законным и противозаконным. Ведь воплощение в жизнь может быть и правомерным, и неправомерным.
  • Если правотворческая деятельность станет прерогативой судей, это может привести к произволу в судебной практике. Особенно в этом ключе критиковали социологическую школу уголовного права.
  • Без устойчивой нормативной основы велика вероятность проявления тенденции к решению судебных дел в пользу экономически и политически влиятельных лиц.

Ключевые особенности теории

Данная теория на фоне остальных имеет существенные отличия, а именно:

  • Чрезмерное внимание к судопроизводству.
  • Отсыл к тому, что первым делом судья должен принимать решение, доверяясь своей интуиции, а лишь затем оформлять его ссылками на пункты закона, другие прецеденты.
  • Лишение правовой нормы активной роли. Нормы устанавливает суд.
  • Истинность теории подтверждалась достижением ею ожидаемого эффекта в реальности.
  • Отказ от изучения сущности права, мотивируемый тем, что ее познать невозможно.
  • Право как орудие для достижения общественных целей.

Концепция Р. Паунда

Познакомимся поближе с трудами яркого теоретика социологической школы права Роско Паунда (1870-1964). Ученый был деканом Гарвардской правовой школы, президентом Международной академии сравнительного правоведения.

Основой для его теории стала философия прагматизма. Суть ее состоит в том, что научная истина достигается только опытным путем, а ценность заключается в прикладной полезности. Отсюда Паунд считал, что право – это субъективный опыт, который не складывается в общие законы. Дальше – больше: цель и задачу права невозможно познать, отчего и все данные ему оценки противоречивы.

При этом ученый выделял один объективный критерий – его полезность для общества. Поэтому юрист должен изучать именно жизнь, применение права, где практическое воплощение последнего наиболее заметное, где оно близко пододвигается к общественной практике.

Паунд полагал, что главная задача теории права – это создание так называемой “социальной инженерии”.

Так назывались средства социального надзора над обществом, которые бы контролировали противостояние агрессивного и социального инстинктов общества, что и является, по мнению теоретика, сутью жизни людей.

А что же право? Оно должно быть высшей формой соцконтроля, так как способно принуждать, дать правомочие на применение силы. Высшая миссия законов здесь – защита вечных начал и ценностей цивилизации, а именно принципов, норм и институтов либерального типа правопорядка.

По Паунду внешних форм у права всего три:

  • Административные и судебные процессы.
  • Режим упорядоченной гражданской деятельности, который поддерживает политически организованный социум путем систематического применения силы.
  • Весь объем правовых предписаний, применяемый судебной и административной системой в политически организованном сообществе.

Отметим еще несколько любопытных высказываний этого теоретика социологической школы права:

  • Законодательство (“книжное право”) и судебный процесс, правопорядок (“право в действии”) должны быть разграничены.
  • Право обязано максимально быстро реагировать на изменения в общественной жизни, отчего нужно сделать легальным судопроизводство, крепко не привязанное к законодательству (“юстиция без права”).
  • Ученый призывал расширить правомочия судей и иных правоприменительных органов. Гарантом защиты от возможного произвола он называл их правосознательность.

Взгляды Паунда в рамках социологической школы права развили “реалисты” – Джером Фрэнк, Карл Ллевеллин, основываясь не только на прагматизм, но и на бихевиоризм. Приведем некоторые тезисы их учения:

  • Юридическая практика и право тождественны.
  • Ценность права измеряется в эффективности его применения.
  • На вынесение решения по конкретному судебному делу большей частью влияют не правовые нормы, а участники процесса, особенности и мотивы их поведения.
  • Судья – главный субъект правотворчества. Отсюда им может быть только юрист, который может как критически оценить закон, так и имеет способность сам сотворить право.
  • Социальная ценность права в том, что оно является чем-то неопределенным, что и позволяет социуму свободно развиваться.
  • Право не должно быть догматичным, оно должно изменяться вместе с реалиями общественной жизни.

Концепции социологической школы права не кажутся лишенными смысла. Но вместе с тем они довольно противоречивы. Данная теория уводит право от догматизма к “живому” правотворчеству, закрывая глаза на то, что такой путь может привести к расцвету анархии и произвола.

Источник: https://FB.ru/article/351112/sotsiologicheskaya-shkola-prava-predstaviteli-plyusyi-i-minusyi

Шпаргалка по теории государства и права | Страница 35 | Онлайн-библиотека

Основные теории происхождения права. Социологическая школа права: представители, плюсы и минусы

2. Патриархальную теорию. Согласно данной теории государство произошло в результате исторического развития семьи. Разросшаяся семья превратилась в государство.

Поэтому монарх приходится отцом (патриархом) всем своим подданным, которые обязаны его слушаться и относиться к нему с большим почтением. Обязанность же монарха – забота о своих подданных и справедливое управление ими.

Сторонниками патриархальной теории являются: Аристотель, Конфуций, Р. Филмер, Н.К. Михайловский и др.

3. Договорную теорию. По этой теории государство является продуктом человеческого разума, но не проявлением воли Бога.

В результате государство возникло вследствие заключения людьми общественного договора между собой, для того чтобы обеспечить общую пользу и интересы.

Если же будут нарушены или не выполнены условия общественного договора, то народ вправе расторгнуть его, причем даже через революцию. Сторонники договорной теории: Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др.

4. Материалистическую теорию. В соответствии с этой теорией образование государства стало результатом трансформации общества под действием социально-экономических причин. Сторонники материалистической теории: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов.

5. Психологическую теорию. Данная теория состоит в том, что возникновение государства связывается с особенными свойствами человеческой психики, а именно с тягой к власти одних над другими и потребностью одних подчиняться другим. Сторонники психологической теории: Л.И. Петражицкий, Д. Фрезер, 3. Фрейд и др.

6. Теорию насилия. Сторонники теории насилия считают, что государство возникло как результат насилия, через завоевания более слабых и беззащитных народов более сильными и организованными племенами. Представители теории насилия: Е. Дюринг, К. Каутский и др.

7. Патримониальную теорию. Согласно патримониальной теории государство образовалось от права собственности на землю и права владения ей теми лицами, которые проживают на этой земле. Сторонник патримониальной теории – А. Галлер.

8. Органическую теорию. Сторонники органической теории считали, что государство появилось и развивалось дальше как биологический организм. Представители органической теории: Г. Спенсер, А.Э. Вормс и др.

85. Социологическая школа права

Социологическая школа права – это широко распространенное в современной буржуазной юриспруденции направление, объединяющее социологические школы, пытающиеся оправдать и обосновать буржуазное право.

Буржуазное право – это комплекс юридических норм и правил поведения, которые обнаруживают волю буржуазии как господствующего класса.

Социологическая школа является одной из основных разновидностей позитивизма в праве. Она сформировалась в конце XIX – начале XX вв. Основные положения, которые выдвигали представители этого направления:

1) выступила на словах против безраздельно господствовавшего до этого в буржуазной «науке» права как возможности определенного поведения, совершения тех или иных действий, закрепленных в нормах, игнорирующих опыт, практику;

2) право – это «живое право», которое создается поведением субъектов правоотношений. Субъекты права способны участвовать в правоприменении и разрешении конкретных жизненных ситуаций.

Лидером социологической школы права на Западе считают Эрлиха. В его работах проявились характерные для всей социологической школы права черты, а именно:

1) нигилистическое отношение к нормам права;

2) склонность «развенчать закон – юридический акт, принятый высшим представительным органом государственной власти»;

3) пренебрежительное отношение к форме права;

4) вульгарно-социологический подход к праву, который пренебрегает его спецификой в комплексе других общественных явлений.

В России представителями социологической школы права считают Муромцева и Шершеневича.

Современные социологические школы права характеризуются значительной дробностью и пестротой мнений. Наиболее крупной считают американскую социологическую школу права, которую возглавляет юрист с реакционными идеями Р. Паунд.

Концепция, которая получила большое распространение в США, стала «теоретической» основой не только для американской, но и для многих других школ, а также направлений в американской и западно-европейской юридической науке.

Стремясь скрыть классовую сущность права, Паунд представляет право как систему общеобязательных правил поведения, социальных норм, установок, в одинаковой мере обслуживающей все классы.

Нигилистическое отношение к нормам права, присущее представителям социологической школы права, также характерно для американской юриспруденции.

Представители этой школы отказываются видеть в праве комплекс норм, отрицают обязательность норм для суда и считают, что судья – должностное лицо государства, является основным носителем судебной власти.

Идеи социологической школы права были широко использованы в фашистской Германии для обоснования фашистского тотального государства, а также принципа вождизма.

Широкое распространение в современных странах идей социологической школы права некоторые ученые объясняют общим кризисом капитализма, банкротством буржуазной демократии, а также начавшимся поворотом империалистической буржуазии к реакции. Нормы права при этом призваны также регулировать отношения между властвующим и подвластным, где обязательно властвующий навязывает свою волю подвластному, направляя его поведение и деятельность.

86. Естественно-правовая теория

Естественно-правовая теория предполагает сосуществование двух систем права: естественного и позитивного. Позитивное – это такое право, которое официально признано и действует в том или ином государстве в виде законов, других правовых актов.

В теории происхождения государства и права эта теория получила название договорной, а также ее называют теорией договорного происхождения государства и права.

Основные положения естественно-правовой теории:

1) против идеи божественного происхождения государства и права;

2) рассматривает государство как результат объединения людей на добровольной основе (договора);

3) народ обладает естественным неотчуждаемым правом не только на создание государства на основе общественного договора, но и на сопротивление тиранам, на его защиту.

Некоторые положения этой теории были выдвинуты в Древней Греции в V–IV вв. до н. э. софистами.

В частности, Гиппий так высказывался о законах, правах человека и государства: «Я считаю, что вы все тут родственники, свойственники и сограждане по природе, а не по закону: ведь подобное родственно подобному по природе, закон же, властвуя над людьми, принуждает ко многому, что противно природе». В XVII–XVIII вв.

эту теорию взяли на вооружение мыслители, активные борцы с крепостничеством и феодальной монархией. Данную концепцию поддерживали и развивали голландские просветители Г. Гроций и Б. Спиноза, английские – Т. Гоббс и Д. Локк, французские – Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбах и др.

П. Гольбах резко критиковал идеи божественного происхождения власти, государства и права, считал, что они приводят к губительным социальным последствиям. Гольбах и другие сторонники теории признавали вместо божественной воли волю наций, народов, отдельного человека. Только воля народов, наций, по их мнению, могла предоставлять кому-либо высшую власть.

Ж-Ж. Руссо освещал вопросы о том, что такое общественный договор, каким должны быть его содержание и назначение и др. Очень знаменит его труд «Об общественном договоре».

задача, которую должен решать общественный договор, считал Руссо, – это найти такую форму ассоциации, которая защищает своей силой личность и имущество каждого члена ассоциации и с помощью которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется лишь самому себе, остается таким же свободным, как и прежде.

Государство, по его мнению, является продуктом общественного договора, следствием разумной воли народа, человеческим учреждением или изобретением, при этом, создавая государство, каждый человек отдает, ставит под верховное руководство общей воли свою личность, свои силы.

Государство, считал Руссо, – «условная личность», жизнь которой заключена в союзе ее членов. Одной их главных ее задач является забота об общем благе, о благе общества, народа.

35

Источник: https://litrus.net/book/read/169591?p=35

Теории социологии права

Основные теории происхождения права. Социологическая школа права: представители, плюсы и минусы

Социология зародилась и выделилась в самостоятельную отрасль знаний в конце XIX века.

Формирование социологических теорий права шло двумя путями:

  1. путь создания правовых концепций в рамках общей социологии;
  2. применение социологических понятий и методов в области юридических наук.

Социологическая школа права относится к позитивистским теориям. Представители этой теории стараются избегать моральных принимать право таким, какое оно есть.

Социологическая школа первостепенное значение придает практике, реальному действию права. Видными представителями этой школы в России был С.А. Муромцев, в Германии – Е. Эрлих, выступавшие за живое право народа, основанное на свободном усмотрении судей.

Определение 1

Сущность социологической теории заключается в том, что её центральное понятие – это правопритязание, имеющее определенный интерес, обеспечить который можно средствами права.

Получается, что право представляет собой совокупность действительных общественных отношений по поводу интересов отдельных субъектов права.

  • Курсовая работа 460 руб.
  • Реферат 220 руб.
  • Контрольная работа 220 руб.

Основоположник социологической теории Иеринг считает, что цель правоотношений определяют интересы конкретных людей, и теория естественного права не есть надежный масштаб для идентификации и защиты определенного интереса.

Данная теория предполагает, что любой интерес можно представить в качестве финансового правопритязания.

Универсальные аспекты теории были несколько ослаблены последователями Иеринга и проблемы социологии права стали сводить к судейскому праву, полагая, что совокупность судейских решений и есть действительное или живое право.

Право в социологической теории рассматривается как эмпирическое явление и её основной постулат в том, что право следует искать в реальной жизни.

Нормы закона – это признаки права, а само право есть не что иное, как порядок в общественных отношениях, в действиях человека.

Спор какой-либо конкретной ситуации должны разрешать судебные или административные органы.

Позитивный характер теории носят следующие положения:

  • общество и право признаются целостными и взаимосвязанными явлениями;
  • изучению подлежат не только нормы права, но и вся совокупность сложившихся правовых отношений;
  • роль права признается средством социального контроля в достижении социального равновесия, судебная власть с её ролью возвышается.

Социологическая теория права имеет свои достоинства – конкретные интересы и потребности человека были признаны основами правопорядка впервые в юриспруденции, юриспруденция стала, открыта для взаимодействия с другими социальными науками, а право признавалось элементом социальной структуры.

Недостатками теории явилось то, что право не есть совокупность человеческих притязаний, основанных на конкретных интересах; и предмет юриспруденции может быть утрачен при чрезмерной социализации права, роль законодателя принижается с отождествлением живого права с судебным правом и возможным судейским произволом, а это может подменить законодательство.

Психологическая теория права

Психологическая теория права получила свое распространение в начале XX века.

Её родоначальником был русский ученый Л.И. Петражицкий один из самых выдающихся теоретиков права в России.

Автор подразделяет право на позитивное – совокупность норм права и интуитивное – чисто психическое явление, особое состояние души человека.

Оно имеет индивидуальный характер и его содержание определяется обстоятельствами жизни, воспитанием, образованием, социальным положением, личными знакомствами и отношениями каждого.

Таким образом, делается вывод, что существует интуитивное право данного класса, семьи, детского кружка и др.

Интуитивное право вырабатывается в результате общения людей в разных кругах, имеющих общие интересы, которые противостоят интересам других. Общение, считает автор теории, основывается на эмоциях этих людей, которые вместе с их психикой играют главную роль как в приспособлении к условиям жизни, так и в образовании государства и права.

Разногласия, существующие между интуитивным и позитивным правом, заключаются в следующем:

  • разные элементы общества, классы, индивиды имеют различное содержание интуитивного права, поэтому позитивное право по содержанию всех элементов общества не может совпадать с интуитивным правом;
  • развитие и смена содержания интуитивного права в истории происходит постепенно, в то время, как развитие позитивного права подвергается задержкам и отступлениям от постепенного развития.

Таким образом, позитивное и интуитивное право должны расходиться по содержанию.

Согласно Л.И. Петражицкому базовым элементом права является «правовая эмоция» или «импульсия», которая делится на репульсию, что значит отвращение и аппульсию – притягивание.

По мнению Л.И. Петражицкого в психике человека среди её базовых элементов отсутствует 4-й важный элемент – это претерпевание.

Претерпевание носит проективно-атрибутивный двусторонний характер и отличается от страдания, которое является негативным ощущением. Взяв претерпевание за основу Петражицкий развивает концепцию императивно-атрибутивных эмоций или правовых импульсий.

Важнейшей стороной правовой системы, на которую обращает внимание теория, является психологическая сторона и это её положительный момент.

Без учета психологических особенностей человека нельзя издавать и применять законы.

Теория имеет недостатки, связанные с её односторонним характером, отрывом от объективной реальности, невозможностью структурировать право в её рамках.

Это дуалистическая теория, делящая правопорядок на две части и допускающая существование правоотношений трансматериального характера.

Этот характер говорит о том, что правовая эмоция может проецироваться как на человека, так и на животное.

Наряду с недостатками есть и определенные достоинства, одним из которых является сложная природа правопорядка впервые показанная Петражицким.

Замечание 1

Помимо этого автор теории показал универсальность правопорядка и его демократичный характер, а также доказал существование особых правовых переживаний в виде интуитивных норм.

Нормативистская теория права

Свое начало эта школа права берет из немецкой философии И. Канта, которому принадлежит понятие «категорический императив», т.е. обязательное требование чистой воли, независимой от внешних явлений.

Теория, родоначальником которой был австрийский юрист Г. Кельзен, наиболее широко была распространена в XIX веке и способствовала упрочению законности и ограничению судейского усмотрения.

Правовое государство в смысле самоограничения власти законом – эта идея впервые была выдвинута нормативистами.

Кельзен считал, что только правом определяется право и только в нем самом содержится его сила.

По его мнению, право – это совокупность норм, осуществление которых происходит в принудительном порядке. Право при нормативном подходе представляет собой систему правил, регулирующих поведение человека.

Эти правила исходят от государства и охраняются государством. Основой нормативного правопонимания является теория позитивного права, отождествляющего право и закон.

Вершиной нормы законов является конституция.

Нормативистский подход позволял создавать и совершенствовать систему законодательства и обеспечивал определенный режим законности.

Нормативистская теория, как и другие, имеет свои достоинства и недостатки.

К достоинствам относится то, что она доказывает связь права и государства, а также его обязательное исполнение всеми субъектами.

Недостаток заключается в отрицании естественных прав человека.

Кроме этого, теория служит обоснованием всевластия государства.

Замечание 2

В начале XX века в данной правовой школе выделяется отдельное направление, получившее название «чистое учение о праве», основоположники которого противопоставляли право реальной общественной жизни.

Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/sociologiya_prava/teorii_sociologii_prava/

Закон
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: