Оглушение согласных на конце. Оглушение согласных

Содержание
  1. Урок 3: Согласные звуки
  2. Признаки согласных звуков
  3. Виды согласных звуков
  4. Задание
  5. Что такое оглушение и озвончение согласных?
  6. Помимо знания темы: оглушение и озвончение согласных, необходимо выучить словарные слова, которые не всегда подчиняются правилу. Запомни эти слова, они находятся в конце учебника, в разделе: «Пиши правильно»
  7. Признаки твердости и мягкости согласных звуков
  8. Твердый или мягкий?
  9. Развитие речи
  10. Как котята в школу ходить не хотели
  11. Итог урока
  12. Ответ: Москва, Минск, Кемерово, Амур, Миша, Маша, Артем, Роман, Амазонка и т.д
  13. Альманах педагога | Сильные и слабые позиции согласных звуков. Оглушение согласных на конце слова
  14. Парные согласные звуки
  15. Звуки речи
  16. Что такое парные согласные?
  17. Парные согласные в конце и середине слова
  18. Как проверить парные согласные в слове?
  19. урок
  20. Оглушение согласных: определение понятия, толкование и значение лингвистического термина
  21. Речь и изменения звуков
  22. Изменения согласных в потоке речи
  23. Озвончение согласных
  24. Оглушение звонких согласных звуков
  25. Работа над произношением
  26. Краткое подведение итогов

Урок 3: Согласные звуки

Оглушение согласных на конце. Оглушение согласных

План урока:

Признаки согласных звуков

Виды согласных звуков

Что такое оглушение и озвончение согласных?

Признаки мягкости и твердости согласных

Развитие речи

Про кого это говорится в загадке?

Серый шустрый зверек.

В норке живет, грызет сырок.

(Мышка)

Какие согласные мы слышим в слове: мышка?

Ответ: м, ш, к.

Как они звучат?

Ответ: все по-разному – звонко звучит «М», шипит «Ш», глухо говорим «К».

Произнесите, что на ней изображено? 

(Ответ: мышь, сыр)

Произнесем только согласные звуки в таком порядке, как они стоят в словах. (Ответ: м, ш, с, р)
Свободно ли воздух пролетает при произношении данных звуков? Какие преграды встречается в струе воздуха?

Ответ: когда мы произносим согласные звуки, то струя воздуха, на выдохе встречает преграду во рту (губы, зубы, язык). А это главное отличие гласного от согласного. Гласный – поется, а согласный – «запинается».

Признаки согласных звуков

Когда мы проговариваем согласные, то слышим не только голос, но и другой шум: шипение, звон, короткие горловые звуки. Ребята, все согласные звуки состоят из шума или из шума и голоса.

Посмотрите на картинку и составьте короткое предложение.

Например. Кот поймал рыбу.

Какие согласные есть во всех словах? Подумайте, как мы произносим каждый из этих согласных

Ответ: к – коротко, задний горловой, т – коротко, глухо, произносим при помощи языка и неба, п –коротко, губами, м – звонко, губами, л – коротко, участвует язык и зубы, р- долгий звук, задействованы язык и небо, б – коротко и звонко звучит сквозь губы.
Если сравнить, то при произношении гласных и согласных мы увидим, что согласные произносятся иначе – встречают преграду во рту, в то время как гласные произносятся свободно.

На примере этой таблицы мы узнали, чем отличаются согласные от гласных. А также заметили, что каждый из согласных звуков произносится особенно – шумно, глухо или звонко. Так в русском языке эти звуки и называется. Остановимся на этой теме подробнее.

Виды согласных звуков

Все существующие согласные можно разложить на несколько групп.

Поиграем?

Чтение скороговорки помогает нам увидеть особенности звучания согласных. Произнесите, что слышим?

  1. Тише, мыши, не шуршите, у пушистой кошки не пищите.(Шуршит звук «ш»)
  2. Маме Маня помогала, много мыла, размыляла. (Звуки звенят)
  3. Рыкнула рысь – ребята врозь. (Рычащие звуки)
  4. Тетя Тате песню тянет, только день настанет. (Звучит мягко и приглушенно).

Как мы заметили, то все согласные буквы звучат по-разному. Поэтому их называют примерно также: шипящие согласные и звонкие. Такая группа согласных, которые звучат глухо: п, с, т, к, их называют глухими согласными. Данные звуки отличаются шумом и способом произношения.

В русском языке существует девять особенных звуков, которые нужно запомнить, их назвали сонорными: [м], [м’], [н], [н’], [л], [л’], [р], [р’], [й'].

При проговаривании сонорных встречается преграда, но на короткое время. Звук произносится без шума – звонко.

При образовании шумных согласных появляется тот или иной шум, когда поток воздуха встретил преграду во рту. Звонкие и глухие согласные отличаются звучанием, как мы заметили выше.

При наличии или отсутствии голоса некоторые согласные имеют пары. В русском языке существует 12 пар согласных звуков, звучащих глухо и звонко в различных словах:

Представленные выше согласные называем: парные согласные.

Оставшиеся согласные называем: непарные. К ним относятся сонорные, а также звуки:

[ц], [ч’], [х], [х’].

Задание: составление слов из гласных и согласных

Какие слова можно составить из этих букв?

  • П, а. (папа)
  • Д, м, о (дом)
  • Л, п, а (лапа).

Задание

Вам нужно вставить пропущенный согласный.

  • Пру… (прут).
  • Вес…а (весна).
  • Дере…о (дерево).
  • …олоток (молоток).
  • Сто… (стол).

Что такое оглушение и озвончение согласных?

В русском языке иногда звонкие согласные слышатся как глухие. Они оглушаются в конце слова. Вот, например, в слове: «резь», вместо звука [з] мы слышим [с '], а в слове «зуб», на конце слышится [п]. Такое явление называется – оглушение согласного.

Это происходит так: на место звонкому приходит парный глухой согласный.

Изменение звука происходит также в тех в ситуациях, когда глухой и звонкий находятся рядом. Так следующий звук воздействует на предыдущий звук. Например, в слове «лодка». Наблюдаем и слышим при произнесении: лó[тк]а лодка (чередуется [д]- [т] перед глухим).

В тень на картинке раздельно. Больше не вижу J

Мы увидели, как звук становится глухим. Но не все так просто. В русском языке все может быть наоборот! Тогда мы вместо глухого звука слышим звонкий. Например, произнесите слово: просьба, что слышим? Ответ: прó[з’б]а (вместо [с’] слышится [з’], а стоит он перед звонким «б». Таким образом, происходит озвончение согласного из-за последующего звонкого согласного.

Ребята, а знаете, что это очень интересное слово? Такое явление называют – «ассимиляцией», уподоблением.

Знание этой темы поможет нам писать грамотно. Ведь часто мы пишем так, как слышим, но допускаем много орфографических ошибок.

Чтобы написать слово верно, нужно подобрать проверочное слово. Например, произнесите слово «дуб». На конце слова звонкая «б» оглушается. Слышим «п» и также пишем: «дуп», а это неправильно.

Что делать? Измените слово, поставьте множественное число: дубы. Теперь звук «б» слышится отчетливо, значит и в слове необходимо писать «б»: дуб. Или на стыке согласных слышим в слове «низко» – ни[с]ко.

Проверяем, изменяя слово: низко-низок, теперь «з» слышится отчетливо. Мы пишем: низко.

Помимо знания темы: оглушение и озвончение согласных, необходимо выучить словарные слова, которые не всегда подчиняются правилу. Запомни эти слова, они находятся в конце учебника, в разделе: «Пиши правильно»

Шарада по русскому языку

Ребята, значение слова может меняться всего лишь из-за одной буквы!

Посмотрите, какое значение у слов, которые различаются одним согласным звуком?

  • Прут-пруд
  • Дом-том
  • Марш-март
  • Торты –шорты.

Ответ

  • Пруд – озеро, прут – тонкая ветка.
  • Дом – жилье, том – часть книги.
  • Марш – способ хождения или музыка, март – весенний месяц.
  • Торты – кондитерские изделия, шорты – одежда.

Признаки твердости и мягкости согласных звуков

Твердость или мягкость согласных зависит от звучания, положения языка.

При проговаривании мягких звуков([б’], [в’], [д’], [з’] и др.) мы слышим более нежное звучание, за счет небольшого движения языка вперед. По артикуляции это особенно заметно. Скажите мягко: «Ть». Что происходит? Ответ: рот двигается в полуулыбке.

При звучании твердых согласных ([б], [в], [д], [з] и др.) язык остается на месте.

Таким образом, можно выделить пятнадцать пар согласных, которые называются парными или непарными звуками по твердости и мягкости.

А вот согласные [ц], [ш], [ж] – всегда твердые и пары не имеют. Как и всегда мягкие звуки: [ч’], [ш:’], [й].

Особенным является звук [й'], он не только не имеет пары, но и по произношению похож на гласный. Но мы должны запомнить, что он является мягким согласным звуком.

Твердым или мягким является звук? И от чего зависит, будет согласный твердым или мягким? Дорогие ребята, наши мышата по заданию кота Леопольда сочинили правила в стихах, чтобы легче было запомнить, когда звук остается твердым, а когда становится мягким.

Твердый или мягкий?

Чтобы мягкость рассмотреть,

Нужно вам произносить,

И послушать, как звучит!

  1. Мягкий звук шепнем на ушко,

Он приятный, как подушка.

Твердым произносим звук,

Слышим молоточков стук.

  1. Чтобы мягкость усмотреть,

Надо гласный разглядеть.

Перед е, ё, ю, и, я –

Мягкий слышится всегда!

Ж, ш, ц – запомни правило.

Согласный в транскрипции

Мы пишем так: [тен'].

  1. Буквы ч, щ, й: надо знать,

Всегда мягкими писать.

  1. Ы, о, у, а, э – такие гласные,

Что твердыми оставят согласные.

Развитие речи

Дорогие ребята! Наш кот решил написать сказку про алфавит. Помогите ему вставить слова в текст, который он сочинил.

Как котята в школу ходить не хотели

Жили-были кот Борис и кошечка Маруся. Они были дружные. Как-то родились у них котята. Подросли, а в школе учиться не хотят. Спрашивает мама-кошка, как называются

https://www.youtube.com/watch?v=h6S2UEaCcbI

все буквы русского языка, а они не знают. Кот говорит: «Все буквы по порядку стоят – это …!» А мама-кошка говорит, что всего букв … штуки. Котенок как заорет: «Аааа!»

Но папа обрадовался, это же … буква в алфавите, и это … буква. Заворчал второй котенок: «Ррррр». Только мама ему объяснила, что такие звуки называются … .Котята наперебой стали галдеть, да слушать, что им папа с мамой говорят. И тут свершилось чудо. Котятам стало очень любопытно, какие еще буквы бывают.

Обрадовались родители и послали их опять в школу. Только с тех пор котятки учатся на одни пятерки. В школу ходят с удовольствием и все учат.И даже стали помогать другим котятам. Всем объясняли, как это интересно учиться и узнавать новое. Борис и Маруся уж и никак не нарадуются таким переменам.

И с детками больше играть и развлекаться стали. Заслужили!

Стали все жить радосто, долго и счастливо.

Ответ:

Алфавит, 33, первая, гласная, согласными.

Итог урока

Мы с вами узнали много нового и интересного. Во-первых, научились отличать гласный от согласного. Узнали, что такое озвончение и оглушение звука. Познакомились с глухими, звонкими и сонорными согласными. А также понаблюдали за мягкими и твердыми согласными звуками. Но наши мышки никак не успокоятся, интересно что же они так упорно хотят найти?

Ответ: Москва, Минск, Кемерово, Амур, Миша, Маша, Артем, Роман, Амазонка и т.д

Вы большие молодцы! Всегда помните, что главное в мире – дружба. Когда мыши и кот подружатся, то они точно смогут помочь друг другу изучить алфавит!

Ребята, давайте жить дружно! И тогда у нас точно все получится!

Источник: https://100urokov.ru/predmety/urok-3-soglasnye-zvuki

Альманах педагога | Сильные и слабые позиции согласных звуков. Оглушение согласных на конце слова

Оглушение согласных на конце. Оглушение согласных

Еселевич Ольга Ильинична
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ “Гимназия №1”
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сильные и слабые позиции согласных звуков. Оглушение согласных на конце слова.
25.08.2017
Раздел: начальное образование

Конспект урока

ФИО учителя: Еселевич Ольга Ильинична

Предмет: русский язык

Класс: 2 класс

Тема урока: «Сильные и слабые позиции согласных звуков. Оглушение

согласных парных по звонкости-глухости на конце слова».

Цель: Закрепить умение определять слабые и сильные позиции согласных

звуков.

Задачи:

1.Учиться проверять парный согласный на конце слова.

2.

Развивать речь учащихся.

3.Формировать коммуникативные УУД.

Тип урока: комбинированный.

Ресурсное

обеспечение:

раздаточный

материал,

карточки

с

заданиями,

звуковые модели, «Рабочая тетрадь по русскому языку №2».

УМК: Система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, С.В.Ломакович, Л.И.Тимченко

“Русский язык”.

Дополнительная

литература:

Н.М.Бетенькова,

Д.С.Фонин

“Игры

и

занимательные упражнения на уроках русского языка”,

Шанский Н.М.,

Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка.

План урока (с указанием времени):

1.

Организационный момент (1мин.).

2.

Повторение пройденного (10 мин.).

3.

Усвоение новых знаний (8 мин.).

4.

Закрепление знаний (9 мин.).

5.

Контроль и самопроверка (7 мин.).

6.

Подведение итогов (3 мин.).

7.

Домашнее задание (2 мин.).

Предполагаемые результаты.

Личностные:

формирование уважительного отношения к иному мнению;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Метапредметные:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи

учебной деятельности;

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной

деятельности и способности конструктивно действовать даже в

ситуациях неуспеха;

активное использование речевых средств.

Предметные:

овладение учебными действиями с языковыми единицами;

умение использовать их для решения познавательных задач.

Время урока: 40 минут.

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

УУД

1.

Приветствие.

Определение

т е м ы

и

ц е л и

урока.

Здравствуйте,

поздоровайтесь с

гостями.

Мы продолжаем

работу по теме

«Сильные и слабые

позиции согласных

звуков».

2.

Отгадайте

метаграмму.

Когда я с д – расту в

саду.

Дети отгадывают.

Плот, плод.

Записывают

Исследовател

ьские

(изучение

проблемы,

Когда я с т – плыву в

пруду.

Запишите

транскрипцию.

Что заметили?

Почему по

произношению

[плот] нельзя точно

узнать слово?

На конце слова

происходит

оглушение.

Запишите слово

плот (лексическое

значение),

проверьте по

сильной позиции.

Плот – скреплённые

в несколько рядов

брёвна для сплава

леса или переправы

по воде.

Плод – часть

растения,

развивающаяся из

завязи цветка и

содержащая

семена.

Как называют

слова, которые

транскрипцию.

Отвечают на

вопросы.

Звучат одинаково, а

значение разное.

Последние звуки

совпадают:

работает только

один звук из пары.

Позиция слабая.

В тетради запись:

плот – плоты, плод –

плоды.

Омонимы.

поиски

путей

её решения0

звучат одинаково, а

значение разное?

Омонимы. Слово

омонимы

заимствовано из

французского

языка. Буквально

«одноимённый»,

имеется в виду

одинаковое

звучание слов,

обозначающих

разные явления и

предметы(10 мин.).

3.

.Откройте

«Рабочую тетрадь

по русскому языку»

с.21 №38

Я читаю, вы

слушаете и

определяете

уровень сложности

задания.

Правильный ответ

б).

Звук [р] –

сонорный, не имеет

пары по звонкости-

Дети

определяют

уровень

сложности

задания.

Дети выполняют

задание в парах.

Отвечают на

вопросы. Выбирают

ответ, объясняют.

Рефлексивные

Коммуникати

вные

(умение

вести диалог)

4.

глухости, поэтому

всегда в сильной

позиции. Мягкость

на письме

обозначает мягкий

знак.

Читайте второе

задание. С кем

будете работать?

Проверка (я читаю:

дети реагируют

либо хлопками,

либо встают на

ноги).

Кто выбрал ответ:

А), б), в), г), свой

ответ.

Объясните.

Звук [п] – мягкий,

глухой, парный и на

письме его

обозначают либо бь,

пь, т.к.позиция

слабая (8 мин.).

Приведите

примеры слов:

цепь, голубь, сыпь,

прорубь.

. Выберете одного

человека из группы.

Проверяют.

Приводят примеры.

Выбирают.

Пары подходят к

доске, получают

Рефлексивные

(оценка своей

деятельности)

Познавательн

ые.

Личностные.

Кого выбрали,

встаньте на ноги,

глазами

договоритесь с кем

одним, будете

работать в паре.

Остальные

внимание на схему.

Показать на

пальчиках: кол-во

звуков, кол-во

звуков в сильной

позиции, в слабой

позиции.

Следующую работу

выполняете в

группах: «Р.т.», с.20

№33.

Сначала прочитайте

задание. Какие

знания понадобятся

для его

выполнения?

2-3 минуты на

выполнение

работы.

Проверка: одна гр.

читает, другая

объясняет.

Сток – стог,

омонимы. 8 минут.

задание.

Дети считают и

показывают кол-во

звуков.

Читают задание.

Отвечают на

вопросы.

Объясняют ход

мыслей другой

группы.

Коммуникати

вные.

Рефлексивные

Сток – вода стекает

вниз; место или

приспособление, по

которому стекает

жидкость; сама

стёкшая жидкость.

Стог – большая

высокая и округлая

куча плотно

уложенного сена,

соломы.

Задания у доски.

Прочитай в

обратном порядке

звуки, из которых

состоят такие слова:

Туз, пол, парк

(слова из

магнитных букв;

картинку краба).

Проверка: читают

задание, дети

проверяют с места.

3 минуты.

Вывод: слабая

позиция согласных

на конце слова;

сильная позиция

перед гласными.

5.

Ребята в другом

классе определяли

слабые позиции

согласных звуков в

следующих словах:

[скаска] [рэткий] [громкий] [лофкий].

Дети

высказывают

предположения.

Исследовател

ьские

Мнения

разделились: одни

не нашли, т.к. слова

заканчиваются на

сонорный или

гласный; другие

считают, что

происходит

оглушение. А как

думаете вы?

Это задачи, которые

мы будем решать

на следующих

уроках.

. Викторина по

группам.

У вас на партах

цифры 1и2. Вы

слушаете задание,

обсуждаете и

выбираете номер

правильного

ответа.

1.[ а,о,у,э,и,ы]

1) Это гласные

буквы.

2) Это гласные

звуки.

2. Е,ё,ю,я.

1) Это гласные

буквы.

2) Это гласные

звуки.

3. Шарик и шарик

1)Звуки в этих

словах одинаковые.

2) Буквы в этих

словах одинаковые.

4.Жар и жарь

1) Согласные звуки

на конце этих слов

одинаковые.

2) Согласные звуки

на конце этих слов

разные.

5.Лук и луг

1) Согласные звуки

на конце этих слов

одинаковые.

2) Согласные звуки

на конце этих слов

разные.

6.Жир и пир

1) Гласные звуки в

этих слов

одинаковые.

2) Гласные звуки в

этих слов разные.

6.Итог

Кто помог в

изучении нового?

С каким

интересным

заданием

познакомите

родителей?

Регулятивные

Ход урока

1.

Приветствие. Определение темы и цели урока.

Здравствуйте, поздоровайтесь с гостями.

Мы продолжаем работу по теме «Сильные и слабые позиции согласных

звуков».

2.

Отгадайте метаграмму.

Когда я с д – расту в саду.

Когда я с т – плыву в пруду.

Плот, плод.

Запишите транскрипцию.

Что заметили?

Звучат одинаково, а значение разное.

Почему по произношению [плот] нельзя точно узнать слово?

Последние звуки совпадают: работает только один звук из пары. Позиция

слабая.

На конце слова происходит оглушение.

Запишите слово плот (лексическое значение), проверьте по сильной позиции.

В тетради запись: плот – плоты, плод – плоды

Плот – скреплённые в несколько рядов брёвна для сплава леса или

переправы по воде.

Плод – часть растения, развивающаяся из завязи цветка и содержащая

семена.

Как называют слова, которые звучат одинаково, а значение разное?

Омонимы. Слово омонимы заимствовано из французского языка.

Буквально «одноимённый», имеется в виду одинаковое звучание слов,

обозначающих разные явления и предметы(10 мин.).

3.Откройте «Рабочую тетрадь по русскому языку» с.21 №38

Я читаю, вы слушаете и определяете уровень сложности задания.

Дети выполняют задание в парах.

Правильный ответ б).

Звук [р] – сонорный, не имеет пары по звонкости-глухости, поэтому всегда в

сильной позиции. Мягкость на письме обозначает мягкий знак.

Читайте второе задание. С кем будете работать?

Проверка (я читаю: дети реагируют либо хлопками, либо встают на ноги).

Кто выбрал ответ:

А), б), в), г), свой ответ.

Объясните.

Звук [п] – мягкий, глухой, парный и на письме его обозначают либо бь, пь,

т.к.позиция слабая (8 мин.). Приведите примеры слов: цепь, голубь, сыпь,

прорубь.

4. Выберете одного человека из группы. Кого выбрали, встаньте на ноги,

глазами договоритесь с кем одним будете работать в паре. Пары подходят к

доске, получают задание.

Остальные внимание на схему.

Показать на пальчиках: кол-во звуков, кол-во звуков в сильной позиции, в

слабой позиции.

Молодцы.

Следующую работу выполняете в группах: «Р.т.», с.20 №33.

Сначала прочитайте задание. Какие знания понадобятся для его

выполнения?

2-3 минуты на выполнение работы.

Проверка: одна гр. читает, другая объясняет.

Сток – стог, омонимы. 8 минут.

Сток – вода стекает вниз; место или приспособление, по которому стекает

жидкость; сама стёкшая жидкость.

Стог – большая высокая и округлая куча плотно уложенного сена, соломы.

Задания у доски.

Прочитай в обратном порядке звуки, из которых состоят такие слова:

Туз, пол, парк (слова из магнитных букв; картинку краба).

Проверка: читают задание, дети проверяют с места. 3 минуты.

Вывод: слабая позиция согласных на конце слова; сильная позиция перед

гласными.

5.Ребята в другом классе определяли слабые позиции согласных звуков в

следующих словах: [скаска] [рэткий] [громкий] [лофкий].

Мнения разделились: одни не нашли, т.к. слова заканчиваются на сонорный

или гласный; другие считают, что происходит оглушение. А как думаете вы?

Это задачи, которые мы будем решать на следующих уроках.

. Викторина по группам.

У вас на партах цифры 1и2. Вы слушаете задание, обсуждаете и выбираете

номер правильного ответа.

1.[ а,о,у,э,и,ы]

1) Это гласные буквы.

2) Это гласные звуки.

2. Е,ё,ю,я.

1) Это гласные буквы.

2) Это гласные звуки.

3. Шарик и шарик

1)Звуки в этих словах одинаковые.

2) Буквы в этих словах одинаковые.

4.Жар и жарь

1) Согласные звуки на конце этих слов одинаковые.

2) Согласные звуки на конце этих слов разные.

5.Лук и луг

1) Согласные звуки на конце этих слов одинаковые.

2) Согласные звуки на конце этих слов разные.

6.Жир и пир

1) Гласные звуки в этих слов одинаковые.

2) Гласные звуки в этих слов разные.

6. Итог

Кто помог в изучении нового?

С каким интересным заданием познакомите родителей?

Источник: https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=17080

Парные согласные звуки

Оглушение согласных на конце. Оглушение согласных

Парные соглас­ные зву­ки — это шум­ные соглас­ные, кото­рые обра­зу­ют пары по при­зна­кам звонкости/глухости или твёрдости/мягкости.

Выясним, что такое пар­ные соглас­ные в рус­ском язы­ке, какие пары соглас­ных раз­ли­ча­ют в зави­си­мо­сти от их фоне­ти­че­ских осо­бен­но­стей. Приведем таб­ли­цу и при­ме­ры пар­ных соглас­ных в кон­це и сере­дине слов.

Звуки речи

Разговаривая меж­ду собой или читая вслух, мы про­из­но­сим сло­ва. Наша речь состо­ит из слов. Каждое сло­во скла­ды­ва­ет­ся из зву­ков.

Звук — это мини­маль­ная еди­ни­ца речи. Звуки речи отли­ча­ют­ся от букв тем, что зву­ки про­из­но­сят­ся, а бук­вы пишут­ся. С помо­щью букв пере­да­ют­ся зву­ки на пись­ме. Звуки созда­ют фоне­ти­че­скую обо­лоч­ку сло­ва, кото­рую мы слы­шим и можем сами вос­про­из­ве­сти с помо­щью орга­нов речи.

Друг от дру­га зву­ки речи отли­ча­ют­ся спо­со­бом обра­зо­ва­ния. Одни зву­ки про­из­но­сят­ся так, что воз­дух сво­бод­но про­хо­дит меж­ду напря­жён­ны­ми голо­со­вы­ми связ­ка­ми и через рото­вую полость, кото­рая при этом может менять своё очер­та­ние. Так обра­зу­ют­ся глас­ные зву­ки [а], [о], [у], [э], [и], [ы].

Они состо­ят толь­ко из голо­са. Другие зву­ки речи, и их гораз­до боль­ше, фор­ми­ру­ют­ся ина­че. При их обра­зо­ва­нии выды­ха­е­мый воз­дух встре­ча­ют на сво­ём пути раз­лич­ные пре­пят­ствия при смы­ка­нии и раз­мы­ка­нии орга­нов речи и выхо­дит через рот либо через нос. При этом воз­ни­ка­ет харак­тер­ный для каж­до­го зву­ка шум.

Так обра­зу­ют­ся соглас­ные зву­ки:

[в], [п], [к], [с], [т], [б] и пр.

Согласные зву­ки явля­ют­ся шум­ны­ми, так как фор­ми­ру­ют­ся с помо­щью шума. Большинство этих зву­ков речи явля­ют­ся пар­ны­ми соглас­ны­ми.

Что такое парные согласные?

Согласные зву­ки состо­ят из шума и голо­са или толь­ко из шума. В зави­си­мо­сти от соот­но­ше­ния голо­са и шума в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют

  • звон­кие соглас­ные
  • глу­хие соглас­ные

Звонкие соглас­ные состо­ят из шума и голо­са. При их про­из­но­ше­нии напря­жён­ные голо­со­вые связ­ки колеб­лют­ся под напо­ром выды­ха­е­мо­го воз­ду­ха: [б], [в], [г], [д], [ж], [з].

Звонкие соглас­ные — это шум­ные зву­ки, в обра­зо­ва­нии кото­рых участ­ву­ет шум и голос.

И напро­тив, в речи суще­ству­ют соглас­ные зву­ки, кото­рые фор­ми­ру­ют­ся пол­но­стью из шума:

[к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч’], [ш], [щ’].

При про­хож­де­нии выды­ха­е­мо­го воз­ду­ха голо­со­вые связ­ки не виб­ри­ру­ют. Голос совер­шен­но не участ­ву­ет в их рож­де­нии. Эти соглас­ные зву­чат при­глу­шён­но.

Глухие соглас­ные — это шум­ные зву­ки, в обра­зо­ва­нии кото­рых отсут­ству­ет голос.

Многие шум­ные соглас­ные похо­жи по фоне­ти­че­ским харак­те­ри­сти­кам, кро­ме при­зна­ка глухости/звонкости. С этой точ­ки зре­ния такие похо­жие по спо­со­бу обра­зо­ва­ния звон­кие и глу­хие соглас­ные обра­зу­ют меж­ду собой пары.

Запишем звон­кие соглас­ные вер­ти­каль­но сле­ва в соот­вет­ствии с их места­ми в алфа­ви­те. Так лег­че их будет запом­нить. И при­ве­дём спра­ва пар­ные глу­хие соглас­ные.

Наглядно про­де­мон­стри­ру­ем пар­ные соглас­ные в сле­ду­ю­щей таб­ли­це.

И толь­ко сонор­ные соглас­ные [ й’], [л], [л ‘] [м],[ м’][н],[н ‘][р], [ р’] не име­ют пар­но­го глу­хо­го соглас­но­го, а глу­хие соглас­ные [х], [ч’], [ц], [щ’] — пар­но­го звон­ко­го соглас­но­го. Это непар­ные звон­кие и глу­хие соглас­ные.

Парные звон­кие и глу­хие соглас­ные помо­гут раз­ли­чать сло­ва:

  • пар — бар;
  • кол — гол;
  • тос­ка — дос­ка;
  • жар — шар.

Парные соглас­ные так­же раз­ли­ча­ют­ся по при­зна­ку мягкости/твёрдости.

Понаблюдаем:

  • ворон [в] — верёв­ка [в’]
  • доли­на [д] — дере­во [д’]
  • гомон [г] — герб [г’]
  • сок [с] — село́ [с’].

Только все­гда твёр­дые пар­ные соглас­ные [ж] и [ш] не име­ют соот­вет­ству­ю­щих мяг­ких соглас­ных:

  • жёлудь [ж о л у т’]
  • прожо́рливый [п р а ж о р л’ и в ы й’]
  • шо́рох [ш о р а х]
  • шёлк [ш о л к].

Если же пар­ные соглас­ные нахо­дят­ся в сере­дине или в кон­це, то они ведут себя по-разному. В зави­си­мо­сти от того, какой звук нахо­дит­ся рядом, про­ис­хо­дит фоне­ти­че­ский про­цесс озвон­че­ния или оглу­ше­ния. Из-за это­го воз­ни­ка­ют затруд­не­ния в напи­са­нии слов.

Посмотрим, как меня­ют­ся пар­ные соглас­ные зву­ки в кон­це и в сере­дине слов.

Парные согласные в конце и середине слова

Если звон­кий соглас­ный ока­зал­ся в кон­це или перед глу­хим соглас­ным в сере­дине сло­ва, то эта пози­ция явля­ет­ся сла­бой для него. При про­из­но­ше­нии в кон­це сло­ва неиз­беж­но про­ис­хо­дит фоне­ти­че­ский про­цесс оглу­ше­ния звон­ко­го соглас­но­го. Послушаем, как зву­чат конеч­ные соглас­ные в сло­вах:

  • краб [п]
  • пок­ров [ф]
  • сапог [к]
  • город [т]
  • моло­дёжь [ш]
  • отказ [с].

Оглушение — это заме­на звон­ко­го соглас­но­го в кон­це или в сере­дине сло­ва на пар­ный глу­хой соглас­ный.

В сере­дине слов глу­хой соглас­ный вли­я­ет на преды­ду­щий звон­кий и меня­ет каче­ство его зву­ча­ния. Звонкий упо­доб­ля­ет­ся ему и при про­из­но­ше­нии сло­ва ста­но­вит­ся глу­хим. Убедимся в этом:

  • коробка [п]
  • кол­довство [ф]
  • ков­рижка [ш]
  • догадка [т].

Аналогично могут воз­ник­нуть сомне­ния в напи­са­нии слов с конеч­ны­ми глу­хи­ми соглас­ны­ми:

  • отк­лик («к» или «г»)
  • ера­лаш («ш» или «ж»)
  • голос («с» или «з»).

Глухие соглас­ные, ока­зав­шись перед звон­ки­ми, так­же меня­ют своё зву­ча­ние. Происходит фоне­ти­че­ский про­цесс озвон­че­ния глу­хих соглас­ных:

  • просьба [з’]
  • отбить [д]
  • сгру­зить [з].

Озвончение — это заме­на звон­ко­го соглас­но­го на пар­ный глу­хой соглас­ный в кон­це или в сере­дине сло­ва перед глу­хим.

Как видим, зву­ча­ние пар­ных соглас­ных и напи­са­ние соот­вет­ству­ю­щих букв в сло­ве не сов­па­да­ют.

Дополнительный мате­ри­ал

Как проверить парные согласные в слове?

В таких слу­ча­ях пом­ним, что в напи­са­нии пар­ных соглас­ных букв не сле­ду­ет пола­гать­ся на про­из­но­ше­ние сло­ва. В рус­ском язы­ке мно­гие сло­ва пишут­ся не так, как слы­шат­ся.

На пись­ме оглу­ше­ние и озвон­че­ние соглас­ных не обо­зна­ча­ет­ся. Морфема сохра­ня­ет свое еди­ное напи­са­ние вне зави­си­мо­сти от зву­ча­ния, кро­ме слу­ча­ев чере­до­ва­ния.

Обратимся к пра­ви­лу напи­са­ния пар­ных соглас­ных.

В сло­ве пишет­ся та бук­ва, кото­рая высту­па­ет в фор­ме это­го сло­ва или в род­ствен­ном сло­ве, если за соглас­ным сто­ит глас­ная бук­ва или «л», «м», «н», «р», «в».

Чтобы уста­но­вить истин­ный харак­тер соглас­ных кор­ня и про­ве­рить пар­ные соглас­ные, пред­при­мем сле­ду­ю­щие шаги:

1. поста­вим сло­во с сомни­тель­ным конеч­ным соглас­ным в фор­му мно­же­ствен­но­го чис­ла:

  • краб — кра­бы;
  • покров — покро­вы;
  • сапог — сапо­ги;
  • город — горо­да;
  • отказ — отка­зы;
  • голос — голо­са;
  • отклик — откли­ки.

У сло­ва «моло­дёжь» нет фор­мы мно­же­ствен­но­го чис­ла. Тогда при­бе­га­ем к дру­го­му спо­со­бу про­вер­ки.

2. Образуем фор­му роди­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го или мно­же­ствен­но­го чис­ла, в чём нам помо­гут сло­ва «мно­го» или «нет»:

  • моло­дёжь — мно­го моло­дё­жи;
  • ера­лаш — нет ера­ла­ша;
  • коробка — мно­го коро­бок;
  • ков­рижка — нет ков­ри­жек.

После сомни­тель­но­го соглас­но­го появил­ся глас­ный звук, кото­рый про­яс­нил его зву­ча­ние.

3. Поищем род­ствен­ное сло­во, в кото­ром после про­ве­ря­е­мо­го пар­но­го соглас­но­го ока­жет­ся глас­ный звук или сонор­ные «н», «л», «м», «р»:

  • пляж — пляж­ный;
  • складка -скла­ды­вать;
  • ошибка — оши­боч­ка, оши­боч­ный;
  • лапка — лапа, лапоч­ка;
  • повозка — возить;
  • рубашка — руба­шеч­ный.

Во мно­гих сло­вах рус­ско­го язы­ка, чаще все­го заим­ство­ван­ных, нель­зя про­ве­рить пар­ные соглас­ные с помо­щью «кон­троль­но­го сло­ва». Это сло­вар­ные сло­ва, напи­са­ние кото­рых запом­ним:

  • анекдот
  • вокзал
  • бутсы
  • зигзаг
  • кос­мо­навт
  • муфта
  • рюкзак
  • футбол

и пр.

урок

Источник: https://RusskiiYazyk.ru/fonetika/parnye-soglasnye-zvuki.html

Оглушение согласных: определение понятия, толкование и значение лингвистического термина

Оглушение согласных на конце. Оглушение согласных

Такой процесс, как оглушение согласных звуков в потоке речи – явление, с которым не понаслышке знакомы не только люди, получавшие образование по “языковому”, филологическому профилю, но и логопеды и их посетители.

Сам по себе этот процесс естественен, но в ряде случаев он становится причиной многих проблем. В частности, оглушение слова в неправильный момент может стать причиной неприятного впечатления от речи говорящего.

А в случае с иностранным языками и вовсе полностью исказить значение произносимого слова и поставить человека в крайне неловкое положение.

Именно по этой причине следует разобраться с возникновением оглушения согласного в неправильном месте и начать решение этой проблемы. Поскольку раннее начало работы над ней во многом определяет скорость получения результата и его уровень.

Речь и изменения звуков

Отчетливо выговаривать отдельные звуки – достаточно простая задача, однако необходимости в ней почти не бывает. К ней прибегают только в процессе работы над новыми звуками. Человеческая речь представляет собой поток звуков, в котором отдельные элементы так или иначе влияют друг на друга, определенным образом изменяя “соседей” и изменяясь самостоятельно.

Изменениям могут подвергаться как гласные звуки (например, они могут менять или утрачивать какие-либо из своих характеристик, получать призвуки), так и согласные звуки (могут, к примеру, уподобляться друг другу, выпадать, озвончаться или оглушаться).

Какие-то из этих явлений являются произносительной нормой, какие-то – типичны для русского языка, а другие можно встретить лишь при изучении иностранного.

В любом случае изменения звуков в потоке речи – явление неизбежное, особенно явно заметное на примере согласных звуков.

Изменения согласных в потоке речи

Наиболее часто встречающееся в русском языке изменение согласного звука в потоке речи – ассимиляция. Суть явления, обозначаемого этим лингвистическим термином, заключается в уподоблении одного звука другому по какому-либо признаку. Сама ассимиляция бывает нескольких видов. Например, ее можно разделить на полную и неполную.

Пример полной ассимиляции можно найти в слове “сшить”, где звук “с” в начале слова полностью уподобляется следующему за ним звуку “ш”. К примерам неполной ассимиляции и того, в каких словах происходит оглушение согласного, можно отнести “д” в слове “подкоп”. Ассимиляцию можно также разделить на регрессивную и прогрессивную.

Первая – влияние последующего звука на предшествующий согласный. Вторая, соответственно – наборот.

Озвончение согласных

Озвончение согласных – достаточно распространенное явление, одно из наиболее частых фонетических процессов в потоке речи, наряду с оглушением звука. Чаще всего встречается в нескольких положениях:

  • В случае нахождения звука на стыке морфем. Например, в словах “просьба”, “сбор” и “сделка” находящийся на стыке частей слова глухой согласный звук озвончается, переходя в свою пару.
  • При нахождении озвончаемого звука на стыке слова и предлога, стоящего перед ним, как, например, в словосочетаниях “к дому” и “с дачи”.
  • На стыке слова со стоящей за ним частицей.

Озвончение согласного звука во многом связано его окружением в потоке речи и процессом неполной ассимиляции. Причем как регрессивной, так и прогрессивной.

Оглушение звонких согласных звуков

Наиболее часто встречающееся в русском языке и наиболее типичное для него явление, считающееся нормой. Это оглушение согласного на конце слова. Особенно в тех случаях, когда за ним следует пауза. Примерами слов с оглушением согласных на конце могут служить “дуб”, “зуб”, “огород”. Вариантов можно указать немало.

В данных ситуациях оглушение согласного имеет под собой физиологическую основу. В связи с тем, что следом за произносимым словом следует пауза, речевой аппарат в момент произнесения начинает приходить в состояние покоя, работать с меньшим напряжением. В результате согласный звук и теряет свою звонкость.

Также согласные звуки могут оглушаться, если они находятся перед другими глухими согласными (упомянутая выше неполная ассимиляция).

Однако случается так, что порой человек не произносит звонких звуков вообще, оглушая их, или какую-то группу звуков.

Это не всегда делает речь непонятной, но в значительной мере усложняет понимание того, что говорящий хочет донести до своего собеседника.

Как правило, такое чрезмерное оглушение заметно уже в детском возрасте и исправляется занятиями со специалистом-логопедом, который с помощью специальных упраженний помогает ребенку овладеть правильной артикуляцией.

Работа над произношением

Как уже было сказано выше, оглушение – процесс естественный в ряде случаев. Это вполне нормальное явление. Однако порой случается так, что человек неосознанно по какой-либо причине оглушает согласный там, где он должен оставаться звонким. Такие ситуации становятся проблемой, требующей решения, в том числе помощи специалиста-логопеда.

В том случае, если оглушение – логопедическая проблема, оно имеет несколько возможных причин. Каких? Например, оглушение согласных может быть связано с нарушениями слуха, неправильной работой ых связок или несформированностью у человека процессов распознавания произносимых звуков. Так или иначе, исправление произношения имеет несколько этапов:

  • работа над щелевыми звуками;
  • работа над последовательностью взрывных звуков.

Краткое подведение итогов

Оглушение согласного звука – процесс неизбежный и естественный. В некоторых случаях оно является частью произносительной нормы русского языка, в других – это ошибка, над исправлением которой следует усердно работать. Кроме того, в силу ряда причин некоторые люди непроизвольно оглушают звуки в неправильном месте.

Но даже такие случаи поддаются коррекции. Работа над правильным произношением звуков необходима, в том числе и для того, чтобы речь говорящего соответствовала стандартам языка, была понятна его собеседнику. Более того, правильная речь является залогом хорошего первого впечатления о человеке.

А первое впечатление, как известно, способно повлиять на многое, но исправить его бывает очень сложно.

Источник: https://FB.ru/article/332048/oglushenie-soglasnyih-opredelenie-ponyatiya-tolkovanie-i-znachenie-lingvisticheskogo-termina

Закон
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: