Международное право

Содержание
  1. Международное право прав человека
  2. История международного права прав человека
  3. Специальные принципы международного права прав человека
  4.  Универсальная система защиты прав человека
  5. Региональные системы защиты прав человека
  6. Защита прав человека уязвимых слоев населения
  7. Международное право
  8. Что такое международное право?
  9. Совет Безопасности и международное право
  10. Генеральная Ассамблея и международное право
  11. Шестой комитет Генеральной Ассамблеи (правовые вопросы)
  12. Комиссия международного права
  13. Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ)
  14. Конвенция ООН по морскому праву
  15. Собрание договоров ООН
  16. Система внутреннего правосудия в ООН
  17. Справочные материалы и подготовка по правовым вопросам
  18. Правовая техническая помощь государствам-членам
  19. Программа помощи по вопросам международного права
  20. Понятие, функции и система международного права
  21. Особенности международного права
  22. Система международного права
  23. Функции международного права
  24. Соотношение международного и внутригосударственного права
  25. Соотношение международного права, внешней политики и дипломатии
  26. ЕГЭ. Обществознание. Теория по кодификатору. Право. 5.13. Международное право
  27. Цели международного права (по Уставу ООН):
  28. Принципы международного права
  29. Три направления международного права:
  30. Виды норм международного права:
  31. Отрасли международного права
  32. Международное публичное право
  33. Международное частное право
  34. Наднациональное право
  35. Международные суды
  36. Основные права и свободы в международном праве
  37. Три  поколения прав

Международное право прав человека

Международное право

Международное право прав человека — совокупность принципов и норм, регулирующих обязанности и ответственность государств в отношении признания, защиты и содействия соблюдению прав человека и его основных свобод. Как и любая иная отрасль международного права, международное право прав человека обладает всеми характерными чертами отрасли: специальными источниками, отраслевыми принципами и автономным предметом правового регулирования.

Основная идея международного права прав человека заключается в том, что, поскольку именно государства являются главными нарушителями прав и свобод отдельных лиц, необходим международный консенсус относительно смысла и содержания этих прав и свобод и создание работоспособного механизма, обеспечивающего их соблюдение и защиту.

Ратифицируя международные договора по правам человека, правительства обязуются осуществлять меры и принимать законодательства на национальном уровне, согласующиеся с их договорными обязательствами и обязанностями. Поэтому в национальной правовой системе предусмотрены основные механизмы защиты прав человека, гарантируемых международным правом.

В тех случаях, когда национальные правовые механизмы не обеспечивают защиту от нарушений прав человека, для рассмотрения жалоб отдельных лиц и групп людей используются механизмы и процедуры на региональном и универсальном уровнях, которые помогают обеспечить, чтобы международные стандарты в области прав человека действительно уважались, соблюдались и применялись на практике.

История международного права прав человека

Первой попыткой поставить международное право на защиту прав человека стало принятие в 1815 г. на Венском конгрессе Декларации о запрете торговли неграми-невольниками. Европейские державы впервые признали в многостороннем заявлении, что практика работорговли «противоречит принципам гуманности и всеобщей морали».

Другие международные договоры и институты конца 19-го начала 20-го веков также имели отношение к защите определенных категорий лиц и по этой причине их можно рассматривать в качестве предшественников международного права прав человека.

Среди них следует упомянуть дипломатическую защиту, международное гуманитарное право, систему мандатов для управления колониями, созданную Лигой Наций, а также правовые режимы защиты прав национальных меньшинств и трудящихся, созданные под эгидой той же организации.

Тем не менее, до начала Второй мировой войны вопросы защиты прав человека на международном уровне поднимались крайне редко.

Заметным исключением стала Декларация о международных правах человека, принятая 12 октября 1929 года Институтом международного права в Нью-Йорке.

В декларации не упоминались права гражданина (подлежавшие внутригосударственному регулированию), а проблема защиты права на жизнь, свободу и собственность каждого человека признавались общей заботой международного сообщества.

Подписание 26 июня 1945 года Устава ООН, заложившего основы современного международного права, не стало принципиальным прорывом для международного правозащитного движения.

Среди держав-победителей не было большого энтузиазма в отношении создания международно-правовой системы защиты прав человека: в США процветал расизм, Великобритания и Франция пытались удержать свои колонии, в СССР проводились массовые политические репрессии.

Тем не менее, под влиянием ряда латиноамериканских стран и неправительственных организаций в Уставе ООН были добавлены несколько ссылок на права человека.

10 декабря 1948 года на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция 217 А (III) – Всеобщая декларация о правах человека.

Декларация признает гражданские, культурные, экономические, политические и социальные права и, хотя она не является юридически обязательным документом, содержащиеся в ней принципы считаются в настоящее время юридически обязательными для государств либо в качестве норм международного обычного права, либо в качестве общих принципов права, признанных цивилизованными нациями.

Всеобщая декларация и принятые вслед за ней два пакта: Международный пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему 1966 г.

, собирательно именуемые Международным биллем о правах человека, являются основополагающими договорами по защите прав и основных свобод человека, оказывающими существенное влияние на кодификацию международного права прав человека.

Специальные принципы международного права прав человека

Международное право прав человека, на ряду с основными принципами международного права, включает несколько специальных отраслевых принципов. К их числу относятся:

  1. принцип наибольшего благоприятствования индивиду. Он означает, что положения, гарантирующие права и основные свободы человека, должны толковаться и применяться так, чтобы преимущество имела та норма, которая гарантирует индивиду наиболее широкую и эффективную защиту;
  2. принцип неделимости гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека. Он означает, что положения, гарантирующие права и основные свободы человека, должны толковаться и применяться с учетом взаимозависимости и взаимообусловленности всех основных прав человека;
  3. принцип неотъемлемости прав человека. Согласно этому принципу, нормы, гарантирующие права и основные свободы человека, должны толковаться и применяться с учетом неотъемлемой природы прав и свобод индивида. Возможность отступлений от положений, гарантирующих абсолютный характер прав и свобод человека, строго ограничена в объеме и во времени действия и должна быть указана в конституции страны;
  4. принцип равноправия и запрещения дискриминации. В соответствии с этим принципом, положения, гарантирующие права и основные свободы человека, должны толковаться и применяться таким образом, чтобы не допускать проведения каких бы то ни было различий, как то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.

 Универсальная система защиты прав человека

Универсальная система защиты прав человека берет свое начало с принятия Всеобщей декларации прав человека в 1948 году. Основой этой системы являются вступившие в действие в течение нескольких десятилетий после принятия Декларации многосторонние договоры о правах человека, разработанные под эгидой ООН.

Девять из этих договоров ООН определила в качестве основных международных договоров по правам человека. Некоторые договоры дополняются факультативными протоколами, касающимися конкретных вопросов.

  1. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.;
  2. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.;
  3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.;
  4. Международная конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.;
  5. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания 1984 г.;
  6. Конвенция о правах ребенка 1989 г.;
  7. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г.;
  8. Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений 2006 г.;
  9. Конвенция о правах инвалидов 2006 г.

Для обеспечения подотчетности ООН создала множество механизмов контроля за соблюдением государствами-участниками их обязательств в области прав человека. Эти механизмы делятся на две категории.

  1. Уставные органы — оценивают соблюдение всеми государствами-членами ООН своих обязательств в области прав человека в соответствии с Уставом ООН:
    • Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ) – департамент секретариата ООН, отвечающий за координацию работы по поощрению и защите прав человека;
    • Совет по правам человека (СПЧ) – межправительственный орган системы ООН, заменивший Комиссию по правам человека;
    • Специальные процедуры СПЧ – независимые эксперты в области прав человека, уполномоченные информировать и консультировать по конкретным вопросам в области прав человека или по ситуациям с правами человека в определенных странах.
  2. Договорные органы — комитеты независимых экспертов, которые контролируют осуществление государствами-участниками основных международных договоров по правам человека.

Универсальная система защиты прав человека все еще находится в стадии развития.

Уставные и договорные органы ООН путем проведения инспекций и расследований на местах, ведения диалога с национальными правительствами и организациями гражданского общества, выпуска периодических отчетов о мониторинге и оценки индивидуальных жалоб значительно повысили осведомленность и помогли воспитать культуру более глубокого уважения к правам человека.

Региональные системы защиты прав человека

Наряду с универсальной системой договоров и институтов, разработанных по эгидой ООН для защиты прав человека на международном уровне, отдельные региональные межправительственные организации создали собственные механизмы защиты прав человека в своих географических регионах.

Региональные системы защиты прав человека обычно состоят из одного или нескольких многосторонних договоров, механизма контроля за соблюдением государствами-участниками этих договоров и судебного или квазисудебного органа, уполномоченного рассматривать индивидуальные иски о нарушении прав, гарантируемых в соответствии с данными договорами.

Старейшей и наиболее эффективной региональной системой защиты прав человека является европейская система. За ней последовала межамериканская система, охватывающая Западное полушарие, и формирующаяся африканская система.

Хотя каждая из систем имеет свои характерные особенности, свои сильные и слабые стороны, все они борются за выплаты компенсаций жертвам нарушений прав человека и принуждение государств-участников к соблюдению их постановлений и рекомендаций.

Европейская система защиты прав человека действует на основе Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ) 1950 г. и 14 протоколов к ней.

Она включает в себя Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), занимающийся рассмотрением межгосударственных и индивидуальных жалоб о нарушении ЕКПЧ, и Комитет министров Совета Европы, осуществляющий функции по надзору за исполнением государствами-участникам решений ЕСПЧ.

Межамериканская система защиты прав человека развивается в рамках Организации американских государств. В соответствии с Американской конвенцией о правах человека 1969 г. ее образуют Межамериканская комиссия по правам человека и Межамериканский суд по правам человека.

Африканская система защиты прав человека возникла в 1981 г с подписанием в рамках Организации африканского единства (ныне Африканский союз) Африканской хартии прав человека и народов, которая предусматривала создание Африканской комиссии прав человека и народов, наделенной квазисудебными полномочиями.

Защита прав человека уязвимых слоев населения

Целью договоров о правах человека является обеспечение защиты лиц, уязвимых к нарушениям их основных прав и свобод.

Существуют определенные группы, которые по разным причинам являются наиболее незащищенным и уязвимыми или традиционно являются жертвами нарушений и, следовательно, нуждаются в особой защите для равного и эффективного осуществления своих прав человека.

Зачастую в документах по правам человека устанавливаются дополнительные гарантии для лиц, принадлежащих к подобным группам, требующие от государств осуществление специальных мер по их защите, даже в условиях ограниченности ресурсов.

В мерах, принимаемых государствами, приоритетное внимание должно уделяться конкретным проблемам прав человека, возникающим, например, в отношении пола, возраста, инвалидности, миграции и перемещения. Особое значение в этом контексте имеют обязательства, налагаемые международными конвенциями, направленными на защиту женщин, детей, инвалидов и трудящихся-мигрантов.

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. формулирует основополагающие принципы обеспечения прав женщин, в частности запрещают дискриминацию женщин, закрепляют равные по сравнению с мужчинами права, обязанности государств принимать особые меры для обеспечения и защиты прав и интересов женщин.

Конвенция о правах ребенка 1989 г. распространяет свое действие и защиту на каждое человеческое существо, не достигшее 18 лет. В 2000 г. к Конвенции были приняты Факультативные протоколы, направленные на защиту детей от участия в вооруженных конфликтах, а также на запрет торговли детьми, детской проституции и порнографии.

Конвенция о правах инвалидов 2006 г. и факультативный протокол к ней, закрепили как общегражданские права, так и права, присущие этой категории населения в силу ее специфических особенностей.

Это такие права, как право на самостоятельный образ жизни и вовлеченность в местное сообщество, право на наивысший достижимый уровень здоровья, право на достижение и сохранение максимальной независимости, полных физических, умственных, социальных и профессиональных способностей и полного включения и вовлечения во все аспекты жизни, право на участие в культурной жизни, проведение досуга и отдыха и занятие спортом.

https://www.youtube.com/watch?v=XvYtA9WVg6c\u0026list=PL8RcQaADy-ZEgTKG-cNeBPdoP7CgqQcLa

Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и их семей 1990 г. закрепляет трудовые, личные и социальные права мигрантов. К числу последних относятся некоторые специальные права: на крайне необходимую медицинскую помощь, уважение культурной самобытности, защиту единства семьи, создание собственных профсоюзов.

Источник: https://interlaws.ru/mezhdunarodnoe-pravo-prav-cheloveka/

Международное право

Международное право

Главным судебным органом ООН является Международный Суд (МС), который занимается урегулированием споров между государствами в соответствии с нормами международного права.

  Международный Суд (МС) также выносит заключения рекомендательного характера по вопросам, поступающим от органов и специализированных учреждений системы ООН.

  В состав Международного Суда входят 15 судей, избираемых Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности  сроком на девять лет.

Помимо Международного Суда (МС) существует целый ряд международных судов и трибуналов, которые в разной степени ассоциированы с ООН.

  Например, Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ),  Международный уголовный трибунал по Руанде (МУТР), Специальный суд по Сьерра-Леоне, Чрезвычайные палаты в судах Камбоджи и Специальный трибунал по Ливану, которые были учреждены Советом Безопасности и которые являются его вспомогательными органами.  К этой категории относятся Международный уголовный суд (МУС) и Международный трибунал по морскому праву (МТМП), которые были учреждены в соответствии с соглашениями, разработанными в рамках ООН.  В настоящее время МУС и МТМП являются независимыми образованиями с особыми соглашениями о сотрудничестве. Другие международные суды могут функционировать независимо от ООН.

Что такое международное право?

Международное право определяет правовые обязанности государств в их взаимоотношениях друг с другом, а также обращении с отдельными физическими лицами в рамках государственных границ.

Это касается широкого круга вопросов, находящихся под пристальным вниманием международного сообщества, таких, как права человека, разоружение, международная преступность, беженцы, миграция, проблемы гражданства, обращение с заключенными, применение силы, ведение войны и проч.

В сферу действия Международного права также входят такие глобальные вопросы, как, например, окружающая среда, устойчивое развитие, международные воды, космос, глобальные коммуникации и мировая торговля.

Совет Безопасности и международное право

Совет Безопасности несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Некоторые из его действий имеют последствия для международного права, например те, которые касаются миротворческих миссий, специальных трибуналов и санкций.

Обязательный характер решений, принятых на основании главы VII Устава, является особенно актуальным в контексте рассмотрения этой темы.

В соответствии со статьей 13 (б) Римского статута, Совет Безопасности может передать некоторые вопросы Прокурору Международного уголовного суда (МУС), если они касаются международных преступлений (геноцид, преступления против человечности, военные преступления, акты агрессии).

Генеральная Ассамблея и международное право

Согласно Уставу ООН Генеральная Ассамблея уполномочена проводить исследования и выносить рекомендации по вопросам укрепления и кодификации международного права. Многие вспомогательные органы Генеральной Ассамблеи рассматривают конкретные направления международного права и отчитываются по ним на пленарных заседаниях.

Большинство правовых вопросов рассматриваются Шестым комитетом, который затем сообщает об этом на пленарном заседании. Комиссия международного права и Комиссия ООН по праву международной торговли представляют доклады Генеральной Ассамблее.

Генеральная Ассамблея также рассматривает вопросы внутреннего нормотворчества Организации Объединенных Наций, такие, как принятие Положений о персонале и о создании системы внутреннего правосудия.

Шестой комитет Генеральной Ассамблеи (правовые вопросы)

Шестой комитет Генеральной Ассамблеи является главным форумом Генеральной Ассамблеи по правовым вопросам.  В Шестом комитете, являющемся одним из основных комитетов Генеральной Ассамблеи, имеют право на представленными все государства — члены ООН. Текущая информация по вопросам повестки дня, резюме работы и документация.

Комиссия международного права

Комиссия международного права содействует прогрессивному развитию и кодификации норм международного права.

  Работа Комиссии, как правило, всегда связана с определенными аспектами прогрессивного развития, а также кодификации международного права с упором либо на прогрессивное развитие, либо на кодификацию, в зависимости от рассматриваемого вопроса. Информация о программе работы и деятельности, конвенции и доклады.

Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ)

Комиссия является одним из основных правовых органов системы ООН, специализирующимся на вопросах права международной торговли. Одним из основных аспектов деятельности Комиссии является модернизация и согласование права международной торговли.

Секретариатом Комиссии разработана система Прецедентного права по текстам ЮНСИТРАЛ (ППТЮ) с целью сбора и распространения информации о судебных и арбитражных решениях, касающихся разработанных Комиссией конвенций и типовых законов.

Цель этой системы — содействие распространению в международных масштабах информации о правовых текстах, разработанных Комиссией, и облегчение единообразного толкования и применения этих текстов.

Конвенция ООН по морскому праву

Конвенция ООН по морскому праву регулирует все правовые вопросы, касающиеся морских пространств и мирового океана, устанавливает правила и нормы деятельности и использования ресурсов мирового океана.  Отдел ООН по вопросам мирового океана и морского права Отдела по правовым вопросам ООН выполняет функции секретариата Конвенции по морскому праву.

Собрание договоров ООН

База данных договоров на хранении у Генерального секретаря и/или зарегистрированных в Секретариате ООН дает максимально полную информацию о более 560 важных многосторонних инструментах, находящихся на хранении у Генерального секретаря.

  Эти инструменты охватывают целый спектр вопросов, таких как права человека, разоружение, сырьевые товары, беженцы, экология и морское право.

  База данных фиксирует моменты подписания и ратификации инструментов государствами-членами и присодинения к ним, а также заявления, оговорки или возражения участвующих сторон.

Система внутреннего правосудия в ООН

Система внутреннего правосудия в ООН была учреждена в 2009 году.

  Организация преследовала цель создания такой системы, при которой стало бы возможно не доводить дела до официального судебного разбирательства, а разрешать спорные вопросы и конфликты на этапе их возникновения непредвзятым образом, на профессиональной основе, без проволочек и при обеспечении полной транспарентности.

  Поскольку ООН обладает юридическим иммунитетом против исков со стороны национального суда любой страны, Организация учредила систему внутреннего правосудия для урегулирования споров и конфликтов между руководством и персоналом, включая действия, которые могут повлечь за собой дисциплинарные взыскания.

Справочные материалы и подготовка по правовым вопросам

Архивные материалы, представленные в Библиотеке аудиовизуальных материалов по международному праву, являются уникальным ресурсом для педагогов и научных работников, специализирующихся на вопросах международного права.

Правовая техническая помощь государствам-членам

ООН предоставляет государствам-членам техническую помощь по широкому кругу правовых вопросов.  Государства-члены имеют возможность получить консультативную и экспертную оценку, запросить аналитическую и статистическую информацию, обратиться с просьбой об организации учебы кадров.

Программа помощи по вопросам международного права

Программа помощи в области преподавания, распространения информации и знаний о международном праве нацелена на обеспечение более глубокого понимания международного права, «как иструмента по укрепленнию международного мира и безопасности и обеспечения сотрудничества между государствами». Программа является важнейшим элементом деятельности ООН в области международного права.

Источник: https://www.un.org/ru/sections/what-we-do/uphold-international-law/

Понятие, функции и система международного права

Международное право

Международное право, как правовая система– система норм и правил, регулирующих отношения между субъектами международного права.

Международное право, как наука – совокупность научных знаний, система взглядов на проблемы международного права и его развитие.

Международное право, как учебная дисциплина – совокупность приемов и методов по изучению международного права.

Существует несколько точек зрения по вопросу о времени появления международного права:

  • Международное право возникло вместе с возникновением государств, когда государства для регулирования своих взаимоотношений стали создавать правовые нормы;
  • Международное право возникло в средние века, когда государства осознали необходимость создания общих для них норм международного права и стали им подчиняться;
  • Международное право возникло в новое время, когда появились крупные централизованные суверенные государства и сформировались политические союзы государств.

Наиболее распространенной является первая точка зрения. Согласно данной точке зрения существуют следующие этапы формирования международного права:

  • Международное право Древнего мира (до 5 в.н.э.);
  • Международное право Средних веков (5-17 вв.);
  • Международное право Буржуазного времени (17-19 вв.);
  • Международное право первой половины 20 столетия;
  • Современное международное право (с момента принятия Устава ООН в 1945 г.).

Особенности международного права

  • Предмет регулирования – отношения суверенных и независимых друг от друга субъектов;
  • Субъекты права – субъектами международного права являются государства, государствоподобные образования, нации и народы, борющиеся за свою независимость и международные организации;
  • Источники – международно-правовые нормы выражены в форме международных договоров, международных обычаев, актов международных конференций и т.п.;
  • Способ создания правовых норм – нормы международного права создаются субъектами совместно на основе свободного волеизъявления равноправных участников;
  • Способ обеспечения исполнения норм – исполнение норм международного права обеспечивается государственными органами, не существует надгосударственных механизмов принуждения. Принуждение может производиться только государствами (индивидуально или коллективно).

Система международного права

Система международного права – это совокупность взаимосвязанных принципов и норм, регулирующих международно-правовые отношения.

В систему международного права входят:

  • Отрасли (право внешних сношений, право международных договоров и т.д.);
  • Подотрасли международного права (консульское право, дипломатическое право и т.д.);
  • Институты международного права (институт представительства и т.д.);
  • Нормы международного права;
  • Общепризнанные принципы международного права.

Также, в системе международного права выделяют следующие отношения:

  • Отношения государственного характера;
  • Отношения негосударственного характера.

Функции международного права

Функции международного права – основные направления деятельности субъектов международного права:

  • Стабилизирующая – международно-правовые нормы направлены на стабилизацию международных отношений, установление определенного правопорядка;
  • Охранительная – состоит в обеспечении охраны международных отношений;
  • Регулятивная – устанавливает определенный правопорядок, наделяя правами и обязанностями субъекты международного права.

Соотношение международного и внутригосударственного права

Международное и внутригосударственное право – 2 правовые системы, имеющие как сходства, так и отличия.

Отличия:

  • Предмет регулирования – предметом международного права являются отношения суверенных и независимых друг от друга субъектов (международное частное право регулирует отношения с участием физических и юридических лиц), а предметом внутригосударственного права являются отношения между субъектами национального права;
  • Субъекты права – субъектами международного права являются государства, государствоподобные образования, нации и народы, борющиеся за свою независимость и международные организации, а субъектами внутригосударственного права являются физические лица, юридические лица и публичные образования;
  • Источники – источниками международного права являются международные договоры, международные обычаи, акты международных конференций и т.п, а источниками внутригосударственного права является национальное законодательство;
  • Способ создания правовых норм – нормы международного права создаются субъектами совместно на основе свободного волеизъявления равноправных участников, а нормы внутригосударственного права издаются компетентными государственными органами;
  • Способ обеспечения исполнения норм – исполнение норм международного права обеспечивается государственными органами, не существует надгосударственных механизмов принуждения. Принуждение может производиться только государствами (индивидуально или коллективно). А исполнение норм внутригосударственного права контролируется компетентными органами этого государства.

Сходства:

  • Направление деятельности – и международное, и внутригосударственное право направлено на регулирование общественных отношений и установление мира и правопорядка;
  • Структура права – и международное, и внутригосударственное право состоит из норм права.

Соотношение международного права, внешней политики и дипломатии

Международное право – система норм и правил, регулирующих отношения между субъектами международного права.

Внешняя политика – общий курс государства в международных отношениях.

Дипломатия – инструмент осуществления внешней политики государства.

https://www.youtube.com/watch?v=QcIzXGo_DoY\u0026list=PL8RcQaADy-ZEgTKG-cNeBPdoP7CgqQcLa

Таким образом, дипломатия – часть внешней политики, внешняя политика – часть международного права.

Международное право развивается под влиянием совокупности внешнеполитических курсов государств, а дипломатия, в свою очередь, обеспечивает достижение общего знаменателя при осуществлении государствами своей внешней политики.

Источник: https://okrainaruneta.ru/ponyatie-funkcii-i-sistema-mezhdunarodnogo-prava/

ЕГЭ. Обществознание. Теория по кодификатору. Право. 5.13. Международное право

Международное право

Международное право — система норм и принципов,  которые регулируют отношения между государствами, международными организациями и некоторыми другими субъектами международного права.

Международное право не входит в какую-либо национальную систему и не включает в себя нормы национального права.

Начиная с 1920 г. ряд государств  провозгласил приоритет таких норм над национальным законодательством. Так сегодня в РФ.

Функции международного права —  это основные направления его воздействия и общество, его назначением

Две группы функций

Первая группа — социально-политические  функции  ( упрочение системы международных отношении):

  • поддержаниестабильного порядка в международных отношениях;
  • противодействие существованию и появлению новых отношений и институтов, противоречащих его целям и принципам (предотвращение конфликтов, запрещение угрозы и применения силы и т.д.);
  • интернационализация —   расширение и углубление взаимосвязей между государствами ;
  • информационно-воспитательная функция — передача накопленного опыта поведения государств, воспитание в духе уважения к праву и к охраняемым им интересам и ценностям

Вторая группа — юридические функции (правовое регулирование межгосударственных отношений):

  • координирующая — установление государствами  общеприемлемых стандартов поведения ;
  • регуляторная — принятие государствами твёрдо установленных правил при взаимодействии друг с другом, ;
  • охранительная — обеспечение защиты интересов каждого государства и международного сообщества в целом

Цели международного права (по Уставу ООН):

  • поддержание мира и безопасности;
  • развитие дружественных отношений;
  • осуществление сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрение и развитие уважения к правам и свободам человека;
  • создание  условий, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права.

Принципы международного права

Принципы — это обобщенные нормы, основы норм права:

  • неприменение силы или угрозы силой;
  • мирное разрешение споров;
  • невмешательство;
  • сотрудничество;
  • равноправие и самоопределение народов;
  • суверенное равенство государств;
  • добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

Принципы, дополненные в 1975 г.Заключительным  актом  СБСЕ :

  • нерушимость границ,
  • территориальная целостность,
  • уважение прав человека.

Три направления международного права:

  • публичное
  • частное
  • наднациональное

Источники международного права:

  • международные договоры
  • международно-правовые обычаи.
  • акты международных организаций
  • решения международных судебных и арбитражных органов

 Сфера регулирования международного права

Вопросы:

  • Дипломатические
  • Военные
  • Гуманитарные
  • Экологические
  • Социальные
  • Экономические
  • Культурные
  • научно-исследовательские
  • полицейские

Виды норм международного права:

 по сфере действия

  • универсальные (глобально действующие)
  • региональные (нормы для регионов, служат источником для выработки глобальных норм)
  • партикулярные (местные, распространяющие свое действие на ограниченный круг участников)

по юридической силе

  • императивные (не допускают отклонения от универсальных норм даже путем соглашения между государствами и не признают действительными противоречащие им обычаи и договоры)
  • диспозитивные (допускающие отступления от  норм  по соглашению во взаимоотношениях сторон);

по функциям в системе

  • материальные (содержащие конкретные правила обязательного поведения субъектов)
  • процессуальные (регулирующие процессы создания и осуществления международного права);

по способу создания и форме существования, т.е. по источнику

  • обычные (нормы, создаваемые на основе молчаливого согласия)
  • договорные (создаваемые на основе межгосударственного письменного соглашения)
  • нормы решений международных организаций (вспомогательные).

по степени обязательности:

  • мягкие — не порождают четких прав и обязанностей, а лишь дают общую установку, которой тем не менее субъекты обязаны следовать
  • жёсткие – отражают чёткие права и обязанности

по кругу участников:

  • многосторонние
  • двусторонние

Особенности международного права:

  • представляет собой совокупность юридических принципов и норм , выполнение которых может быть обеспечено принудительно
  • имеет основные принципы, делится на отрасли, подотрасли, институты
  • первичным элементом являются правовые нормы
  • имеет юридические конструкции и термины.

Отрасли международного права

Отрасль международного права —  комплекс однородных международных отношений:

  • публичное (морское, гуманитарное и др.)
  • частное — в его основе лежит национальное законодательство.

 Предмет регулирования:

публичное право-политические , экономические  и другие взаимоотношения государств;

частное право — гражданско-правовые отношения, имеющие международный характер.

Субъекты права:

публичное право — государства

частное — субъект национального гражданского права государства

Источники права:

публичное право — международные договоры и обычаи;

частное право — законодательства государств, судебная и арбитражная практика.

Международный договор — это соглашение двух или нескольких сторон-участников международных отношений по поводу взаимных прав и обязанностей, основанное на добровольности и суверенном равенстве.

Международный обычай — это такое правило поведения, которое в результате длительного и всеобщего применения признаётся участником международного общения в качестве юридически обязательной нормы. Для международного обычая характерны три элемента:

  • длительность применения,
  • всеобщность признания
  • убеждение в юридической обязательности.

Способ обеспечения исполнения норм:

обеспечение исполнения международно-правовых норм производится самими субъектами международного права (индивидуально или коллективно), так как отсутствует образование, стоящее над всеми субъектами международного права, «надгосударство»,

Международное публичное право

Регулирует отношения между субъектами международного права: государствами, международными организациями.

Отрасли международного права:

  • дипломатическое и консульское
  • воздушное
  • гуманитарное
  • космическое
  • атомное
  • морское
  • уголовное
  • экономическое
  • охрана окружающей среды
  • международная безопасность
  • международные договоры
  • международные организации
  • права человека

Институты международного права:

  • институт космической экономической зоны
  • континентального шельфа
  • территориального моря
  • международно-правовой ответственности
  • преемственности

Международное частное право

Это нормы, регулирующие гражданско-правовые, трудовые и другие отношения, осложнённые иностранным элементом. Данные нормы называются коллизионными.

Наднациональное право

Международное право, в котором государств сознательно идут на ограничение своих норм, на делегирование некоторых полномочий надгосударственным органам (например, право Европейского союза)

Международные суды

  • суд ООН в Гааге — один из главных органов ООН. Цель : «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира».
  • уголовный суд в Гааге. Цель— преследование лиц, ответственных за геноцид, военные преступленияи преступления против человечности. Существует с 2002 г.
  • арбитражный суд в Гааге. Старейшая организация, созданная в 1899г.

    Рассматривает как иски по межгосударственным спорам, так и иски частных организаций, имеющие международный характер.

  • Европейский суд по правам человека в Страсбурге. Деятельность распространяется на государства- членов Совета Европы(Россия с 1998 г.)
  • Арбитражный суд в Париже.

    Рассматривает арбитражные коммерческие споры. Основан в 1923 г.

Основные права и свободы в международном праве

1. Гражданские права:

— право на жизнь;

— право на неприкосновенность личности;

— свобода личности;

— свобода передвижения;

— равенство перед судом;

— право на презумпцию невиновности, пока виновность не будет доказана;

— право на безопасность личности;

— право на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания;

— право на гласное с соблюдением всех требований справедливости,  рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом;

— право на свободу от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь, произвольного посягательства на неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции

— право на свободу от пыток и жестокого, бесчеловечного и унижающего человеческое достоинство обращения и наказания;

— право на свободу совести, мысли и религии и другие.

— право на участие в управлении своей страной;

— право на равный доступ к государственной службе в своей стране;

— право на свободу убеждений и свободное выражение их;

— право на свободу мирных ассоциаций и собраний и другие.

— право на владение имуществом;

— право на право народа свободно распоряжаться своими естественными ресурсами и другие.

— право на труд и свободный выбор профессии;

— право на равную оплату за равный труд;

— право свободно создавать профессиональные союзы;

— право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование;

— право на вступление в брак и создание семьи;

— право на защиту материнства и детства;

— право на отдых и досуг;

— право на жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния (включая пищу, одежду, жилище и медицинский уход);

— право на социальное обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от человека обстоятельствам и другие.

5. Культурные права:

— право на защиту моральных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов автора;

— право на образование;

— право на участие в культурной жизни;

— право на пользование результатами научного прогресса и их практического применения и другие.

Еще одной общепринятой классификацией прав человека является деление их на коллективные права (права народов) — право на самоопределение, право на профсоюзы, право на развитие и т.д.; индивидуальные права (права личности)

Три  поколения прав

Первое поколение — гражданские и политические права, осознание и декларация которых начинается с периода Великой Французской революции.

Второе поколение — социально-экономические и культурные права, которые нашли отражение  в международно-правовых актах сразу после второймировой войны (Всеобщая декларация прав человека) , после разворачивания процессов демократизации.

Третье поколение — право на мир, право на здоровую жизненную среду, право на развитие, право на разоружение — с 60-х гг. XX в. после  массового освобождения от колониальной  зависимости народов Африки, Азии и Латинской Америки, а также формирования новой мировой силы — совокупности развивающихся государств.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/%D0%B5%D0%B3%D1%8D-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D0%BE-%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA-10/

Закон
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: