Кто разработал проект идеального государства. Идеальное государство платона. Аристотель о государстве и его формах

Каким видел «государство» Платон?

Кто разработал проект идеального государства. Идеальное государство платона. Аристотель о государстве и его формах

Если Вам понравилась статья и Вам интересна данная тема, то ждем Ваш лайк и Ваши комментарии, а также подписку на канал. :) Рассчитываем на Вашу поддержку. Будем размышлять вместе!

Платон является одним из первых античных мыслителей, который сформулировал представление о государстве в определенной форме. Более того, он преподносит на первый план не столько положения о природе, сколько проблематика самого человека.

Он преподносит государство, как совершенный субъект, произведенный осуществлением добра в человеческих взаимосвязях. С данной точки зрения, верно сказать, что Платон видит политику как определенный «венец философии».

Однако, обо всем по порядку.

Платон. Источник изображения открытая база “Яндекс. Картинки”.

Так как же образуется государство по размышлениям Платона?

«Государство возникает, как я полагаю, когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом. Таким образом, каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства». Платон.

Исходя из этого рассуждения, мы можем сказать, что государство, по мнению Платона, представляет собой образование массы людей для удовлетворения их собственных нужд. Посредством чего эти нужды при таком скоплении людей должны удовлетворяться? Платон разделяет людей по трудовому вкладу в это самое скопление:

1 группа. Это ремесленники, купцы, земледельцыи др., где каждый должен заниматься тем трудом, к которому он склонен по природным задаткам. Так называемая «низшая каста»;

“Низшая каста”. Источник изображения открытая база “Яндекс. Картинки”.

2 группа. К ней относятся воины и защитники государства. Мыслитель подчеркивает, что всякий, относящийся к военной защите своего дома не должен заниматься никаким более иным делом. Он не может быть ни землепашцем, ни купцом. Однако, Платон допускает, что именно из этой группы должны происходить правители государства.

Источник изображения открытая база “Яндекс. Картинки”.

3 группа. Правители. К ней относятся обязательно мужи, которые имеют не только воспитание и образование, но и мудрость, не сведущую, в большинстве своем, большим по численности массам. Данная группа призвана, также как и воины, охранять население, однако делать следует ей по знанию.

«Государство, основанное согласно природе, всецело было бы мудрым благодаря совсем небольшой части населения, которая стоит во главе и управляет, и ее знанию… От природы в очень малом числе встречаются люди, подходящие, чтобы обладать этим знанием, которое одно лишь из всех остальных видов знания заслуживает имя мудрости». Платон.Источник изображения открытая база “Яндекс. Картинки”.

Таким образом, философ разделяет государство по сословиям. Стоит отметить, что данное разделение происходит своеобразным образом, исходя из добродетелей, где правителям уготована мудрость, защитникам – храбрость, а низшей касте – умеренность. Связующим звеном всех групп является такая добродетель как правда, занимающаяся справедливым разделением людей по группам.

Также, Платон выделяет идею о возможности существования идеального государства. Идеальное государство, по мнению Платона, обладает следующими характеристиками:

– правителями в идеальном государстве являются философы. Именно они, по его мнению, способны мудрым образом установить порядок в государстве и поддерживать в нем порядок посредством законов;

– идеальным государством является то государство, где в качестве господствующей добродетели выделяется мудрость;

– идеальной формой правления в государстве Платона обозначается аристократическая или монархическая.

Источник изображения открытая база “Яндекс. Картинки”.

В свою очередь, Платон имеет возможность указать не только об идеальном государстве, но и выделяет типажи тех государств, которые, так скажем, отклонились от истинного пути развития. Такими типами являются:

1. Тимократия. В данном государстве у власти находятся люди, страдающие жаждой наживы и обогащения. Правителями в данном государстве становятся в преимуществе своем аристократы.

Данное государство возможно от совершенной формы (идеального государства) по ряду признаков: невнимательность и упадок власти правителя, распределение граждан по их природным задаткам и добродетелям – нарушено.

Вследствие существования таких признаков, власть захватывают сильные и распределяют между собой имущественные блага государства, а все, кто существуют вне их окружения, осуществляют свое существования в виде работников/рабов. Главным качеством данного формы государственной власти является военная сила, а также желание обогатиться. Тимократическое государство неизменно ждет гибель.

2. Олигархия.

Образование данного типа государства происходит из тимкратического типа по следующим причинам: материальные ценности остаются в руках «избранных», большинство людей становятся бедняками, бедняки, в свою очередь, не имеют возможности участвовать в политике, поскольку именно денежные средства становятся гарантом влиятельности человека.

Правителями данного государства становятся олигархи. В качестве главного закона данного типа выступает имущественный ценз. Данный тип также разрушается и разрушением его является заслуга бедняков, которые по численному состоянию намного перевешивают группу олигархов. Захваченное ими государство устанавливает режим демократии.

3. Демократия. Главным составляющим демократического общества, по Платону, является никем не ограниченная свобода. Стираются грани позволенного и непозволенного.

Отцы становятся неуважаемы детьми, закон не уважаем гражданами… В обществе из недр человеческого характера выходят такие черты, как распутство, отсутствие стыда, ощущение безнаказанности, проявления наглости и пр.

Такое общество настолько становится хаотичным, что избыток и извращенная форма понимания свободы трансформируется в следующий тип – тиранию.

4. Тирания. Для Платона данное государство, возглавляемое тираном, является самым, что ни на есть, упадническим. Появление у власти тирана приходится еще в период существования демократии.

Его отличительными качествами служит: непримиримость с оппозицией (врагами), своей властью тиран опирается на своих рабов, которые по своим человеческим характерам выявляют своему хозяину и поддержку, и верность; тиран, заставляет убедиться народ в том, что последний нуждается в нем по средством смут и войн.

Источник изображения открытая база “Яндекс. Картинки”.

Таким образом, можно говорить о том, что под словом «государство» Платон воспринимает определенное скопление людей, разделяющихся по трудовому принципу, ради достижения конкретной цели – удовлетворения своих потребностей.

Под «идеальным государством», по Платону в его диалогах, составляющих произведение «Государство», мыслитель воспринимает то государство, где власть дарована меньшинству граждан, исходя из их способностей, т.е. – монархия или аристократия.

Также, философ выделяет и «извращенные формы», такие как тимократия, олигархия, демократия и, наихудшая из форм правления, тирания. Каждую из форм он характеризует отличительными чертами, отмечая деградацию существования государства в реальном времени.

Роль государства в жизни общества

Как мы уже выяснили, внутреннее «убранство» государства, Платон подразделяет на три сословия: высшее (правители), среднее (воины), низшее (ремесленники, землепашцы и пр.).

Также он приводит модель идеального режима (аристократия или монархия), терпимого (тимократия и олигархия) и упаднического (демократия и тирания).

Каким образом государство, с точки зрения, Платона касается социально-общественной жизни людей?

Разделение людей на сословия является характерной чертой «Государства» Платона.

Данный момент является определяющим для существования идеального государства, поскольку такое положение вещей является для философа – справедливым.

Исходя из такого решения мыслителя, становится ясным, почему Платон считает выбивание из сословного строя разрушающим свойством, невозможного для идеальной государственности из-за чего и образуются «извращенные формы».

Возникает вопрос: кто именно будет заниматься тем самым распределением людей на сословия, исходя из их природных достоинств, благодаря которым им уготовано место в той или иной касте? Судя по всему, данная роль отведена людям, олицетворяющих мудрость в реальном мире, т.е. правителям (философам).

Чем же они должны руководствоваться? Естественно, главной базой существования идеального государства будет являться закон, которого должны придерживаться все касты. Поскольку мудростью обладают преимущественно правители, то и распределение сословий будет наиболее справедливым.

В итоге получается, что вершителями судеб будут выступать именно что правители.

Источник изображения открытая база “Яндекс. Картинки”.

Правители-философы, в свою очередь, осуществляют управленческие функции, а помощники – инструментами для этого им служат воины. «Годные для охраны государства» должны

«остро воспринимать, проворно преследовать то, что заметят, и, если настигнут, упорно сражаться». Платон.

Между тем, стражники государства должны быть кротки со своими гражданами, в то время, как испытывать ярость духа в отношении неприятеля, а также иметь стремление к мудрости. Отсутствие того или иного качества означает непригодность человека к данному сословию.

У Платона основой государства выступает единство всех людей. Приводя примеры из древности, Платон ссылается на то, что во времена богов единство являлось неотъемлемой частью человечества, поскольку у людей была одна мать.

Мыслитель предполагает, что достижение того же уровня единства позволит государству стать идеальным, ведь все у всех будет общее.

Относя внимание к личной жизни стражей, Платон говорит, что мужчины и женщины не имеют право вступать в брак, рожать детей без внимания и разрешения правителя, который, тайным образом, относит лучших мужчин к лучшим женщинам, а худших мужчин – к худшим женщинам.

После своего рождения, по замыслу философа, ребенок должен быть изъят у матери и после некоторого времени возвращен. Правда неизвестным останется – её ли это ребенок или чей-то другой. При этом при всем, все мужчины своей касты считаются отцами всех детей, а все женщины – общие жены. Такая форма, судя по всему, должна соединить человечество и обеспечить ему утраченное ранее единство.

Продолжая тему единства, стоит упомянуть, что философ имеет негативное отношение к существованию частной собственности. Таким образом верно будет подметить, что единство идеального государства Платона – это коммунистическое единство. Факт присутствия «коммунистического флера» отмечает и русский философ-идеалист Н.Я.Грот, называя Платона первым проповедником коммунизма и социализма.

Однако с ним не согласен советский ученый Александров Г.Ф., уверявший, что учение Платона не имеет ничего общего с коммунизмом, а платоновские идеи продиктованы только лишь корыстными идеями верхушки рабовладельческой знати. Карл Маркс в своем труде «Капитал» выразил мнение, что идеальное государство Платона – это, всего на всего, «афинская идеализация египетского кастового строя».

Источник изображения открытая база “Яндекс. Картинки”.

В тоже время интересно отметить, что в «Государстве» Платоне показаны взаимоотношения всех граждан друг к другу: граждане могут звать своих правителей спасители или помощники, правители граждан – плательщиками и кормильцами, правитель правителя – сотоварищем по страже. Образование также является неотъемлемой часть государства, правда доступно оно должно быть только высшим кастам. почитаться должна и религия.

И радость, и горе в идеальным государстве воспринимаются единым целым для всего населения, относящегося к этому государству. Так или иначе, впоследствии Платон в 9 книге приходит к выводу, что подобное государство должно возродиться несколько в реальном пространстве, сколько в каждом человеке.

Рассматривая учение об «идеальном государстве» у Платона, идеалист Н.Я.

Грот полагает, что античный мыслитель представил версию государства словно-таки «муравьиную кучу», где каждый выполняет свою, «механическую» функцию, а индивидуальность и права личности, как таковые, отвергаются.

Доктор философских наук Александров Г.Ф. считал, что данное учение об «идеальном государстве» имело политический подтекст, поскольку было направлено против греческой демократии и её устоев.

Источник изображения открытая база “Яндекс. Картинки”.

Таким образом, можно говорить о том, что роль государства в жизни общества значительно весома, и имеет своеобразное «государственное воспитание» населения, преследую высшую цель – единство всех людей, по примеру древних богов.

“Chekharda” рекомендует:

1. У греков были свои “Помпеи”! Что ты знаем о трагедии Гелики?

2. Была ли Елена Троянская прекрасной?

3. Где проходила первая война в истории человечества?

Источник: https://zen.yandex.com/media/chekharda/kakim-videl-gosudarstvo-platon-5d4456b2bc251400add10272

Платон и Аристотель о формах политического правления

Кто разработал проект идеального государства. Идеальное государство платона. Аристотель о государстве и его формах

Совершенно явственно видна практическая направленность социально-политического учения Аристотеля в тех его произведениях, где представлена классификация видов государственного устройства; три из них рассматриваются им как правильные, три – как неправильные.

Правильные виды государственного устройства, по Аристотелю, – царская власть, аристократия, полития; неправильные – тирания, олигархия, демократия. Царская власть – правление одного, имеющего в виду общего благо; тирания – правление одного, руководствующегося собственной выгодой.

Аристократия – правление немногих, лучших, осуществляемое в интересах всех граждан; олигархия – правление немногих состоятельных граждан, думающих только о собственной выгоде. Полития – правление большинства, отбираемого на основании определенного ценза и пекущегося об общем благе; демократия правление большинства, неимущих, в интересах исключительно этого большинства.

В соответствии со своими этическими взглядами Аристотель в правильных видах государственного устройства усматривает проявление надлежащей добродетели, в неправильных – отсутствие добродетели. 

 Нетрудно убедиться, что за каждым употребленным у Аристотеля политическим термином кроется вполне конкретное содержание. Философ стремиться сделать свою схему гибкой, способной охватить все многообразие действительности.

Приводя в пример современные ему государства и оглядываясь на историю, он, во-первых, констатирует существование различных разновидностей внутри отдельных видов государственного устройства, во-вторых, отмечает, что политический строй некоторых государств объединяет в себе признаки различных государственных устройств и что существуют промежуточные формы между царской и тиранической властью – аристократия с уклоном в олигархию, полития, близкая к демократии и др. Большое внимание Аристотель уделяет вопросу о государственных переворотах. Его рассуждения о причинах и поводах переворотов в государствах с разным устройством богато иллюстрируются примерами их давнего и совсем недавнего прошлого. Той же особенностью отличается изложение его взглядов на способы предотвращения переворотов и сохранение тех или иных видов государственных устройств.    

3.10 Монархия.

 

Монархия  — древнейшая, “первая и самая божественная”, форма политического

устройства. Аристотель перечисляет виды царской власти, говорит о

патриархальной и абсолютной монархии. Последнее допустимо, если в

государство есть человек, который превосходит абсолютно всех других.  Такие

люди бывают, и для них нет закона; такой человек “как бог между людьми”,

“попытаться подчинить их . закону . смешно”,  “они сами закон”.

3.11 Аристократия.

 

Аристократия, однако, предпочтительнее царства. При аристократии власть

находится в руках немногих, обладающих личными достоинствами , и она возможна

там, где личные достоинства ценятся народом. Так как личное достоинство

обычно присуще благородным, то при аристократии правят благородные,

евпатриды.

3.12 Полития (республика).

 

Полития — власть большинства . Но у большинства единственное общее им всем

добродетель — воинская, поэтому “республика состоит из людей, носящих оружие”,

“республиканское общество состоит из таких людей, которые по природе своей

воинственны, способны к подчинению и власти, основанной на законе, по силе

которого правительственные должности достаются и бедным, лишь бы они были

достойны”.  Обладает ли большинство преимуществом перед меньшинством?

Аристотель отвечает на этот вопрос положительно. Каждый член большинства хуже

каждого члена аристократического  меньшинства, но в целом большинство лучше

меньшинства: “Многие лучше не порознь, а все вместе”, ибо “каждый обращает

внимание на одну какую-нибудь часть, все вместе видят все”, но это при условии,

что большинство достаточно развито. Кроме того, большинство имеет больше

оснований претендовать на власть, ибо,  если исходить из личного достоинства,

богатство или происхождение, то всегда найдется самый достойный , самый

богатый, самый благородный, поэтому господство достойных, богатых, благородных

не устойчиво, власть же большинства более самодовлеюща.

3.13 Тирания.

 

Аристотель резко отрицательно относится к тирании: “Тираническая власть не

согласна с природою человека”, “Чести больше не тому, кто убьет вора, а тому,

кто убьет тирана”.

3.14 Олигархия.

 

Олигархия, как и аристократия, — власть меньшинства, но не достойных, а богатых.

3.15 Демократия

 

Демократия основана на законе. Это “самая . сносная из всех худших форм

политического устройства”. Говоря о демократии, Аристотель также подчиняет

количественный принцип имущественному; важно, что это власть большинства не

только свободных, но и бедных: “Там только демократия, где представителем

верховной власти является большинство, хотя свободных, но в то же время

недостаточных”.

3.16 Критика идеального государства Платона.

В отличие от Платона Аристотель различает идеальную,  “абсолютно наилучшую”,

форму государственного устройства и “ту, которая возможна в действительности,

которая более удобна и более общая для всех государств”. Принципиальные же

возражения сводились к трем:

1) Платон переступил пределы должного единства, стремясь упразднить всякое многообразие.  Но для государства требуется не единство как таковое, но единство многообразии, причем “единство менее сжатое предпочтительнее единства более сжатого”.

2) У Платона благо целого не предполагает благо частей, а напротив, в целях блага государства он отнимает у своих воинов счастье, но “если воины лишены счастья, то кто же будетсчастлив? Это, конечно, не ремесленники и не вся это масса рабов”. Между тем

отношение счастливого целого к частям своим не то же, что отношение четного к

своим частям. Четное может принадлежать целому, не заключаясь ни в одной его

части, а счастливое не может быть в таком отношении к своим частям.

3)  В отличие от Платона, который был в данном случае прозорливее, ибо видел в частной собственности источник общественного зла, Аристотель — апологет частной собственности, он критикует Платона за то, что тот думал достичь совершенного государства посредством

отмены последней.Согласно Аристотелю, источник общественного зла — не столько собственность,сколько беспредельность желаний человека и его алчность, причем последняя

направлена также и на почести, поэтому  “нужно более заботиться о том, чтобы

уравнять желания граждан, нежели их имущества”.  

3.17 задача правителей.

 

Правители, заботясь о добродетели граждан, должны обращать внимание на то, чтобы

лучшие люди, не только стоящие у власти, но и частные, были бы в состоянии

вести досужую жизнь, ибо “для хорошего политического устройства граждане должны

быть свободны от забот о делах первой необходимости”.

3.18 Рабство.

 

Проблема рабства занимает большое место в “Политике” Аристотеля. Для нашего

философа  главный вопрос состоит в том, является ли рабство продуктом природы

или же общества: “Действительно ли кто-нибудь раб по своей природе или нет;

действительно ли для кого-нибудь лучше и справедливее быть рабом, или должно

думать, что всякое рабство есть явление несогласное с природою, — вот

вопросы”. Аристотеля приводит к заключению, что рабство — явление, согласное

с природой: “Итак. Хотя очевидно, что всякое сомнение о свободе и рабстве

имеет некоторое основание, тем не менее, очевидно также и то, что одни по

природе рабы, а другие по природе свободны. Итак, согласно Аристотелю, люди

от природы не равны. Поэтому не правы те, кто думают, что раб и свободный

таковы только по закону. Рабы — это все те, кто занят физическим трудом и для

которого это занятие наилучшее. Эти люди в состоянии лишь осуществлять чужой

замысел. Они понимают разумное, но сами разумом не обладают, они —

одушевленное имущество и орудие господина.

Господин тот, “кто может мыслить и предусматривать” и кто нуждается в орудиях

для реализации своих замыслов. По отношению к господину раб — его одушевленное

орудие, более того это как бы часть тела господина: “Раб есть часть господина,

как бы некоторая, отдельно от него существующая, одушевленная часть его тела”.

Аристотель доходит до того, что утверждает, будто рабу от природы рабом быть

полезно, что люди так устроены, что “одному полезно быть рабом, а другому

господином”. Аристотель определяет раба так: раб — это тот, “кто, будучи

человеком, по природе своей принадлежит не себе, а другому”.

3.19 Вывод.

В целом политическая мысль Древней Греции была своеобразной и довольно

зрелой. Она развивалась на первых этапах под влиянием разложения общины и

генезиса рабства, а затем в условиях усиления его противоречий в период

Источник: https://www.freepapers.ru/65/platon-i-aristotel-o-formah/57874.377885.list4.html

Платон и Аристотель: два проекта идеального государства

Кто разработал проект идеального государства. Идеальное государство платона. Аристотель о государстве и его формах

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

По предмету: Основы политологии

На тему: Платон и Аристотель: два проекта идеального государства.

             

Выполнил: Денисова Ксения Валерьевна

Студент  1 курса

2 семестр     

2011 г.  

    Введение……………………………………………………………………..…3

       1.Условия формирования экономических взглядов древнегреческих

        мыслителей…………………………………………………………………5

       2.1 Жизнь Платона…………………………………………………………7

       2.2 Платон и государство………………………………………………….8

       2.3 Государство и Законы…………………………………………………9

       3.1 Жизнь Аристотеля…………………………………………………….13

       3.2Аристотель об обществе и государстве………………………….…..14

       4. Сравнительная характеристика идеального государства Платона

      и Аристотеля………………………………………………………………..16

    Заключение……………………………………………………………………19

    Список литературы ………………………………………………………….20                 

    Проблема государственного устройства была, есть и будет одной из самых сложных и противоречивых проблем, стоящих перед человечеством.

    Множество людей уже много веков пытаются понять каким  должно быть идеальное государство.

    При этом некоторые считают лучшим государство, в котором каждый человек чувствует себя полностью свободным и счастливым, другие – сильное, боеспособное государство с хорошей экономикой.

    Так проблема общественного, государственного устройства перерастает в проблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы  личности. Поэтому центральным понятием контрольной работы является «государство».

    Но это государство не в современном его виде со всеми его институтами и функциями, а это такое государство, которое зародилось ещё в Древней Греции, и дало толчок развитию демократии. Это государство, а именно его сущность и значение рассматривали  многие мыслители того времени. Именно к их трудам мы обратимся в изучении данной темы.

    Государство – это основополагающий институт политической системы и политической организации общества.

    Оно создается с целью регулирования отношений в обществе, для осуществления политической власти доминирующей частью населения в социально-неоднородном обществе с целью обеспечения в социально-неоднородном обществе с целью обеспечения его целостности и безопасности, удовлетворения социальных нужд.

    Возникновение и существование государства сплетается с любым расслоением общества, с его делением на те или иные части, которые наряду с общими особенностями, имеют также и свои особые, порой даже противоположные потребности и интересы.

    Государство разных исторических эпох и народов лишь не на много схожи между собой, но они имеют и некоторые схожие признаки, свойственные  каждому из них.

    Например: территория, сбор налогов, появление управленцев, классовый характер, обязательность членства в государстве. Это черты и особенности, которые характерны для государств разных временных циклов.

    В нашей контрольной мы уделим внимание существованию государства в Древней Греции. Для эффективного анализа обратимся к работам таких мыслителей, как Платон и Аристотель.

    Итак тема контрольной: Платон и Аристотель: два проекта идеального государства.

    Её задача изучить на примере учений Платона и Аристотеля проекты идеальных государств каждого из них в частности.

    Несмотря на историчность данных мыслителей, тема, выбранная нами очень актуальна и сегодня, так как многие конструктивные особенности того времени очень важны и для устройства государства, которыми можно было бы воспользоваться и в наше время.

    Для разработки данной темы мы проанализировали произведение «Государство» Платона и произведение «Политика» Аристотеля. Для того, чтобы дать объективную оценку произведениям этих мыслителей, следует также обратиться и к критике этих авторов. Среди таких критиков можно выделить Нерсянца В.С.

    , в частности его труд «Политическое учение Древней Греции». Именно здесь содержится критика различных авторов и мыслителей политической науки, среди которых есть и Платон, и Аристотель.

    Кроме того, в анализе темы «проект идеального государства», использовались и периодические издания, представленные в списке литературы.                      

  1. Условия формирования экономических  взглядов древнегреческих  мыслителей.

    Значительное развитие экономическая мысль получила в античной Греции. Наиболее важными представителями в этой области явились известные древнегреческие мыслители Платон и Аристотель. Проследим, как политические и экономические условия в Древней Греции повлияли на развитие  взглядов этих мыслителей.

    Природные условия в Древней Греции отличаются от природных условий древневосточных стран тем,  что здесь для полноценного занятия земледелием нет необходимости сооружать гидротехнические конструкции, как на Древнем Востоке.

    Для развития  частной собственности на землю, земельный участок возникали благоприятные условия, а основной производственной ячейкой явились не громоздкие царские  хозяйства, или общинное производство, предполагавшие  огромный управленческий аппарат, а небольшие частные хозяйства, построенные на рациональных основаниях, жёсткой эксплуатации рабского труда и относительно высокой доходностью.

    Социальная структура полисов предполагала существование  трёх основных полисов: класса рабовладельцев, свободных мелких производителей и рабов самых разных категорий.

    Одной из важнейших особенностей социальной структуры в греческих полисах было существование такой социальной категории, как гражданский коллектив, то есть совокупность полноправных граждан данного полиса.

    Гражданами этого полиса являлись  коренные  жители, проживающие в данной местности несколько поколений, владеющие земельным участком наследственно, принимающие участие  в деятельности народных собраний и имеющие место в фаланге тяжело вооружённых  гоплитов.

    В Греции середины V века до нашей эры сформировалась  экономическая система, которая без особых изменений просуществовала до конца IV века до нашей эры и которую можно определить как классическую рабовладельческую экономику.

    Греческая экономика в целом была однородной. Среди многочисленных греческих полисов можно выделить два основных хозяйственных типа, отличающихся по своей структуре.

    Для первого типа полиса (аграрного) – было характерно преобладание сельского хозяйства, слабое развитие ремесла и торговли.

    Другой тип полиса можно условно определить, как торгово-ремесленный, в структуре которого роль ремесленного производства и торговли была значительно выше, чем в полисах первого типа.

    Именно в полисах второго типа была создана ставшая классической рабовладельческая экономика, которая имела довольно сложную и динамичную структуру, а производительные силы развивались особенно быстро (примером таких полисов были Родос, Афины и др.).

    Полисы этого типа задавали тон экономическому развитию, были ведущими хозяйственными центрами Греции V-IV в.в. до нашей эры.

    В общем сельское хозяйство Греции этого периода имело следующие особенности: многоотраслевой характер, преобладание трудоёмких интенсивных культур (маслиноводство, виноградство), внедрение рабского труда как основы земледелия, товарная направленность рабовладельческого поместья, как нового типа организации сельскохозяйственного производства.

    Следует отметить, что описанная структура крупного афинского землевладения должна была переживать  серьёзный внутренний кризис по мере того, как укреплялось правовое и имущественно положение афинского гражданства, росло его самосознание, увеличивалось богатство афинского полиса, оказывавшегося во главе обширного Морского союза. Также упрочнялась система афинской демократии с её продуманной политикой материального обеспечения бедных граждан, интенсивного развития городской жизни и городского ремесла.

    Экономическая система, сложившаяся в торгово-ремесленных полисах и в Греции V-IV в.в. до нашей эры в целом, не могла существовать без привлечения к труду большой массы рабов, абсолютное количество и удельный вес которых в греческом обществе этого периода непрерывно возрастал.

    Система классического рабства сформировалась в более или менее законченном виде в развитых торгово-ремесленных полисах (Афины), в то время как в аграрных полисах (Спарта) социально-классовая структура отличалась целым рядом особенностей.

    Наиболее ярким примером является афинское общество, характеристика которого позволяет показать особенности социально-классовой структуры торгово-ремесленных полисов, играющих ведущую роль в историческом развитии Древней Греции V-IV в.в.

    до нашей эры.

    Таким образом, экономические взгляды Платона и Аристотеля формировались в условиях кризиса рабовладельческого полиса, обострения борьбы между аристократией, между богатыми и бедными, между рабами и рабовладельцами, между демократической Афиной и олигархической Спартой. Это, конечно, сильно отражалось в работах древнегреческих философов. 

    В 428 г. до н.э., в самый разгар междоусобной Пелопонической войны, в Афинах у Аристона и Периктионы родился сын Аристокл,  впоследствии Платон. Платон рос в знатной, старинной,  царского происхождения семье с прочными аристократическими традициями, сознающей историю Афин как историю своего рода.

    Большую роль в дальнейшей жизни Платона сыграла его встреча с Сократом в 408 г. до н.э. За восемь лет дружбы Сократ дал Платону то, чего ему не хватало в жизни: твердую веру в существование истины и  высших ценностей    жизни,    которые   познаются   через  приобщение к благу и красоте трудным путем внутреннего  самосовершенствования. К этому времени Платон уже стал признанным философом.

    В 399-389 гг. до н.э. Платон, тяжело перенесший смерть Сократа, покидает Афины. По некоторым сведениям, он посещает Вавилон, Ассирию и Египет. В 387 г. до н.э.

    Платон едет в Сицилию,  где  знакомится  с тираном Дионисием Старшим. По приказу  Дионисия Платона, не пожелавшего льстить тирану, продают в рабство.

    Анникерид, житель Эгины, узнав в готовом для продажи невольнике известного философа, купил его и немедленно дал ему свободу.

    Вернувшись в 387 г. до н.э. в Афины, Платон купил в живописном уголке на северо-западной окраине города, называемой Академией, сад с домом,  где основал свою знаменитую философскую школу. Академия просуществовала до самого конца античности, до 529 года, когда византийский император Юстиниан                    закрыл ее.

    В 367-353 гг. до н.э. Платон дважды посещает Сицилию, находящуюся во власти «просвещенного» тирана  Дионисия Младшего.

    В 347 г. до н.э., по преданию, в день своего рождения Платон умирает.

    Интерес к древнегреческому  философу  Платону, к его творчеству не  ослабевает,  быть может,  даже усиливается в наше время. Во-первых, мнение даже  самого  обыкновенного человека, жившего две с половиной тысячи лет назад,  интересно само по себе. Конечно, интерес многократно усиливается, если этот человек –  Платон. «… Платон – один из учителей человечества.

      Не  будь его книг, мы не только хуже понимали бы, кем были древние  греки,  что они дали миру, – мы хуже понимали бы самих себя, хуже понимали бы, что такое философия, наука, искусство, поэзия, вдохновение, что такое  человек, в чем трудности его исканий и свершений», – писал В.Ф.  Асмус.

    Итак, значение мнения гениальнейшего афинского философа о важнейших человеческих проблемах очевидно. 

Источник: https://www.stud24.ru/politology/platon-i-aristotel-dva-proekta/65230-212224-page1.html

Закон
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: