Конституционный суд. Конституционный суд российской федерации

Решение Конституционного Суда РФ: их виды, содержание и форма, порядок принятия, юридическое значение

Конституционный суд. Конституционный суд российской федерации

  1. итоговые решения;
  2. иные решения.

Итоговые – те, в которых Суд формулирует свои выводы по результатам (по итогам) разбирательства конкретного дела. В них Суд подводит итог такого разбирательства и определяет юридические последствия.

Иные решения – те, в которых обычно констатируются какие-то обстоятельства и определяются последствия, имеющие отношение не рассматриваемого дела, а, как правило, к организации работы Суда в целом или проведению его заседаний, к обоснованию отказа в принятии конкретных обращений в Суд или к истолкованию принятых постановлений.

Формы решений Конституционного суда:

  1. постановление Конституционного Суда РФ (итоговое решение);
  2. заключение Конституционного Суда РФ (итоговое решение);
  3. определение Конституционного Суда РФ (иное решение).

Постановление Конституционного Суда РФ – итоговое решение по результатам разбирательства дел о соответствии Конституции РФ законов и других правовых актов, названных в ст.

125 Конституции РФ, о разграничении компетенции упомянутых там же органов государственной власти, а также дел, возникших в связи с необходимостью толкования конституционных положений.

Заключение Конституционного Суда РФ – итоговое решение по результатам проверки соблюдения установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или ином тяжком преступлении.

Определения Конституционного Суда РФ – иные решения, выносятся в большинстве случаев по вопросам, связанным с организацией работы в Конституционном Суде РФ или обеспечением успешного проведения его заседаний (пленарных или в составе палат).

К числу таких вопросов можно отнести, например, вопросы об избрании Председателя Суда, его заместителя и судьи-секретаря, об утверждении в должности руководителей подразделений Секретариата, об одобрении Регламента, о формировании палат, о принятии или об отказе в принятии к своему производству конкретных дел, о назначении судей-докладчиков, о приостановлении или прекращении полномочий судьи, о наложении штрафа на лиц, нарушающих установленный порядок. Они во многих случаях не оформляются в виде отдельных документов. Их излагают в протоколах пленарных заседаний или заседаний палат. Лишь по некоторым вопросам, разрешаемым определениями, требуется, чтобы определение было оформлено в виде отдельного письменного документа. Это требуется, к примеру, когда Суд дает толкование своего ранее постановленного решения, в случаях отказа в принятии к рассмотрению заявления гражданина или обращения, скажем, какого-то суда (общей юрисдикции или арбитражного), при приостановлении действия оспариваемого акта или процесса вступления в силу оспариваемого международного договора.

Порядок принятия решений Конституционного Суда РФ

Для принятия постановлений и заключений установлены свои правила. Приниматься такие итоговые решения должны в закрытых совещаниях (пленарных или в составе палат), на которых вправе присутствовать только принимавшие участие в разбирательстве данного дела судьи.

На совещания могут быть допущены лишь работники Конституционного Суда РФ, обеспечивающие протоколирование и нормальный ход совещания.

Каждому судье при обсуждении того решения, которое должно быть принято, предоставляется возможность выступать неограниченное количество раз и без лимитирования продолжительности выступлений.

Голосование проводится открыто путем поименного опроса судей, который производится в алфавитном порядке фамилий судей, начиная с судьи, определяемого при каждом опросе по жребию. Во всех случаях председательствующий голосует последним. Для принятия решения требуется большинство участвовавших в ании судей. Судья не вправе воздерживаться при ании.

Если он не согласен с принятым решением, то может воспользоваться данным ему правом письменно изложить свое особое мнение, и оно должно быть опубликовано вместе с принятым решением.

В случае, когда судья в целом поддерживает решение, но не соглашается, скажем, с какими-то доводами в мотивировочной части, ему тоже предоставлено право изложить письменно свое несогласие, и это несогласие должно быть опубликовано вместе с текстом решения.

Решение (постановление или заключение) подписывается всеми участвовавшими в ании судьями, в том числе и теми, которые не согласились с ним. Совещание протоколируется. Протокол подписывается тоже всеми судьями, участвовавшими в совещании. Оглашению он не подлежит.

Закон о Конституционном Суде установил жесткие требования к форме и содержанию решений, излагаемых в виде отдельных документов.

В таком документе обязательно должны быть отражены сведения не только, например, о месте и дате принятия решения, лице или органе, проявившем инициативу и поставившем соответствующий вопрос, нормативном акте, конституционность которого подвергнута сомнению, аргументах, выдвинутых в качестве обоснования такого сомнения, но и доводы в пользу принятого решения, а при необходимости — и доводы, опровергающие утверждения сторон, а также ссылки на конкретные акты, которыми руководствовался суд. Другими словами, итоговое решение должно быть тщательно мотивированным и убедительным, с тем, чтобы в ходе его применения не возникло никаких неясностей, которые могли бы повлечь какие-то ошибки при исполнении.

Юридическое значение решений Конституционного Суда РФ

Решение Конституционного Суда РФ вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами или должностными лицами.

Данное обстоятельство может сказать многое о юридической силе решений Конституционного Суда РФ. О ней же может многое сказать и предписание ст.

6 Закона о Конституционном Суде, где сказано, что решения этого Суда “обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений”.

Это общее положение о юридической силе решений Конституционного Суда РФ уточняется и дополняется рядом других. Установлено, в частности (см. ч. 6 ст. 125 Конституции РФ), что акты либо их отдельные части, признанные противоречащими Конституции РФ, утрачивают силу и не могут применяться.

Если какой-то суд либо иной орган все же вынесет решение, ссылаясь на правовой акт, признанный неконституционным, то это решение исполнению не подлежит и должно быть пересмотрено в установленном законом порядке. Подчеркивая юридическую силу решений, принимаемых Конституционным Судом РФ, ч. 2 ст.

79 Закона предусматривает: “Юридическая сила постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта”.

В соответствии со ст.

80 Закона о Конституционном Суде РФ принятие Судом постановления, признающего какой-то закон или иной нормативный акт полностью или частично противоречащим Конституции РФ, должно влечь за собой осуществление конкретных мер по приведению такого акта и связанных с ним других актов в соответствие с конституционными предписаниями. В частности, в п. 1 этой статьи говорится: “Правительство Российской Федерации не позднее трех месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации вносит в Государственную Думу проект нового федерального конституционного закона, федерального закона или ряд взаимосвязанных проектов законов либо законопроект о внесении изменений и (или) дополнений в закон, признанный неконституционным в отдельной его части. Указанные законопроекты рассматриваются Государственной Думой во внеочередном порядке”. Другими словами, решение Конституционного Суда РФ о признании конкретного закона полностью или частично противоречащим Конституции РФ обязывает органы, участвующие в правотворчестве, в том числе Правительство РФ и Федеральное Собрание РФ, приступить к активным действиям по устранению образовавшегося пробела в законодательстве.

Высокие требования предъявляются и к итоговому решению, называемому заключением.

Оно может быть постановлено в случае, когда в Конституционный Суд РФ поступит запрос о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или ином тяжком преступлении.

Такой запрос может исходить только от Государственной Думы, и к нему должны прилагаться протокол (стенограмма) обсуждения данного вопроса на ее заседаниях, тексты всех связанных с этим документов и заключение Верховного Суда РФ.

Если Конституционный Суд РФ придет к выводу о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или ином тяжком преступлении, то дается отрицательное заключение. Оно, так же, как и постановления по указанным выше вопросам, является обязательным и влечет за собой прекращение обвинительного процесса.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/reshenie-konstitutsionnogo-suda-rf-ich-vidi-soderzhanie-i-forma-poryadok-prinyatiya-iuridicheskoe-znachenie

Конституционный суд РФ. Досье

Конституционный суд. Конституционный суд российской федерации

ТАСС-ДОСЬЕ. 31 января 2018 года Совет Федерации РФ назначил Валерия Зорькина председателем Конституционного суда (КС) на новый шестилетний срок. Он возглавляет КС с 1991 года с перерывом в 1993-2003 годах.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку об истории и полномочиях Конституционного суда РФ.

Конституционный суд РФ – высший, “самостоятельный и независимый”, судебный орган конституционного контроля. Его деятельность связана не с применением законодательных норм, а с обеспечением их соответствия Конституции. В своих решениях суд предлагает свое понимание определенных положений основного закона, обязательное для всех государственных органов власти в России.

Полномочия, порядок формирования и деятельность КС регулируются Конституцией (ст. 125, 128) и федеральным конституционным законом “О Конституционном суде Российской Федерации” от 21 июля 1994 года.

История КС РФ

Предшественником Конституционного суда РФ являлся Комитет конституционного надзора СССР.

21-23 декабря 1989 года II Съезд народных депутатов СССР принял закон “О конституционном надзоре в СССР” и избрал председателем Комитета директора Института философии и права Уральского отделения АН СССР Сергея Алексеева.

Комитет должен был проверять конституционность не только законов СССР, но и законопроектов, а также акты генерального прокурора и главного государственного арбитра СССР и др. В декабре 1991 года этот орган прекратил свое существование.

12 июля 1991 года V (внеочередной) Съезд народных депутатов РСФСР утвердил закон “О Конституционном Суде РСФСР”. 30 октября 1991 года состоялось его первое рабочее совещание, а 14 января 1992 года – первое заседание, на котором был признан неконституционным указ президента Бориса Ельцина, объединявший в одно ведомство министерства государственной безопасности и внутренних дел.

Самым долгим делом за всю историю Конституционного суда (слушания длились почти полгода) стала проверка конституционности указов президента РСФСР, которыми в августе 1991 года были приостановлены, а затем прекращены деятельность компартий Советского Союза и РСФСР.

В рамках этого же дела суд проверял конституционность самих партий – КПСС и КП РСФСР.

В итоге КС принял компромиссное решение: он признал, что сращивание партийных структур с госвластью недопустимо, одновременно указав на то, что запрета на идеологию в демократическом государстве быть не может, соответственно, невозможен и запрет на объединение людей с теми или иными убеждениями.

В апреле 1992 года VI Съезд народных депутатов РФ уточнил статус суда, определив его как высший орган судебной власти по защите конституционного строя, и дополнил соответствующими статьями действующую Конституцию РФ.

21 сентября 1993 гожа Ельцин подписал указ №1400 “О поэтапной конституционной реформе”, предусматривающий роспуск Съезда народных депутатов, Верховного совета и местных советов в регионах.

Согласно данному акту, действие Конституции РФ в части, противоречащей указу, “прекращалось”.

В тот же день Конституционный суд опубликовал свое заключение, в котором указ президента был признан незаконным, а полномочия главы государства – прекращенными в связи с нарушением им основного закона.

7 октября 1993 года Ельцин приостановил деятельность КС. После принятия нового основного закона в декабре 1993 года суд был реорганизован. 21 июля 1994 года был принят федеральный конституционный закон “О Конституционном Суде Российской Федерации”, определивший его статус и полномочия.

Суд утратил право рассматривать дела по собственной инициативе и оценивать конституционность действий тех или иных должностных лиц, а также конституционность партий. Также был расширен судейский состав – с 15 до 19 человек. Новый состав КС был назначен Советом Федерации в феврале 1995 года.

В январе 2001 года срок полномочий судей, назначенных на должность Советом Федерации, был продлен с 12 до 15 лет. В марте 2005 года в закон были внесены поправки, которые установили, что полномочия судей ограничены не сроком, а возрастом: со дня назначения и до достижения 70 лет.

23 декабря 2007 года президент РФ Владимир Путин подписал указ о переезде Конституционного суда из Москвы в Санкт-Петербург. В столице было организовано представительство КС. Первое заседание суда после переезда состоялось 27 мая 2008 года в здании Сената.

В июне 2009 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал федеральный закон, в соответствии с которым председатель КС и его заместители стали назначаться Советом Федерации по представлению главы государства (ранее они избирались на эти должности судьями КС). Срок их полномочий был увеличен с 3 до 6 лет. Кроме того, была ликвидирована должность судьи-секретаря и введена новая – второго заместителя председателя КС.

В 2014 году была расширена компетенция КС в части проверки конституционности вопросов, выносимых на общероссийский референдум, а также в сфере разрешения противоречий между российским законодательством и международными правовыми актами.

В 2015 году КС установил порядок включения правовых норм, выраженных в решениях Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), в российское национальное законодательство. Суд установил, что решения ЕСПЧ в случае их противоречия российской Конституции не подлежат исполнению.

Полномочия КС

Конституционный суд полномочен проверять на соответствие конституции все законодательные и нормативные акты высших органов государственной власти РФ и субъектов Федерации, в том числе подписанные, но не вступившие в силу международные договоры. Такие проверки проводятся по запросам президента и правительства, одной пятой от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Госдумы, Верховного суда, органов власти субъектов РФ.

КС принадлежит право разрешать споры о компетенции между государственными органами власти как на федеральном, так и на региональном уровнях власти. Правом на обращение в суд с ходатайством о разрешении таких споров обладает любой из участвующих в нем органов госвласти.

https://www.youtube.com/watch?v=kmynpnVhRKI

По запросу президента, Федерального собрания, правительства и органов законодательной власти регионов КС дает толкование конституции.

По жалобам граждан России на нарушение их конституционных прав и свобод и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в каждом конкретном случае.

Суд по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Согласно ст. 104 основного закона, КС вправе выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения. Кроме того, по запросу президента или Верховного суда он проверяет конституционность проведения референдума в России.

Постановления КС являются окончательными и обжалованию не подлежат. Они обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Судьи КС

Конституционный суд, согласно ст. 128 основного закона, состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению главы государства. Вопрос о назначении судьи рассматривается Советом Федерации в течение двух недель с момента получения представления президента. Каждый судья назначается на должность в индивидуальном порядке тайным анием большинством сенаторов.

Главой суда является его председатель, который назначается на должность Советом Федерации по представлению президента из числа действующих судей КС сроком на шесть лет. Таким же образом назначаются два его заместителя.

Полномочия судей не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи – 70 лет. На председателя положение о предельном возрасте не распространяется.

Согласно закону, полномочия судьи Конституционного суда могут быть прекращены по личному заявлению об отставке, из-за утраты российского гражданства, после вступления в силу обвинительного приговора в отношении судьи.

А также в случае совершения поступка, “порочащего честь и достоинство судьи”, занятия предпринимательской деятельностью, неучастия в заседаниях КС или уклонения от ания свыше двух раз подряд без уважительных причин, неспособности по состоянию здоровья или другим причинам в течение десяти месяцев подряд исполнять обязанности судьи и др.

Решение о прекращении полномочий судьи принимается самим Конституционным судом.

Аппарат КС

В аппарат Конституционного суда входят: секретариат, управление государственной службы и кадров, финансовое управление, управление делами, представительство Конституционного суда в Москве и др. Для обеспечения деятельности руководства КС и судей также созданы секретариаты председателя и его заместителей, а также аппараты судей.

Согласно данным Росстата на конец 2016 года, численность сотрудников аппарата Конституционного суда РФ составляла 233 человека, их среднемесячная зарплата – 136 тыс. руб.

Официальный сайт КС – http://www.ksrf.ru.

Источник: https://tass.ru/info/4918615

Чем занимается Конституционный Суд России

Конституционный суд. Конституционный суд российской федерации

Виктор, главный редактор. Экономист. Опыт работы в финансах более 15 лет. Дата: 1 апреля 2019. Время чтения 5 мин.

Основная задача Конституционного Суда России заключается в проведении конституционного контроля. Его деятельность зиждется на принципах независимости, гласности, коллегиальности и равноправия сторон. В рамках проводимого им судопроизводства он не устанавливает и не исследует фактические обстоятельства дела, так как это прерогатива иных судов и органов.

Согласно федеральному законодательству, Конституционный Суд РФ занимается контролем над соответствием существующих нормативных актов главному правовому документу страны. С этой целью он осуществляет самостоятельное и независимое судебное производство.

Общая информация

Таблица 1. Краткие сведения об учреждении

Полное наименованиеОсновная задачаРуководитель (наименование должности и личные данные)Кому подконтрольно учреждениеОфициальный сайт
Конституционный Суд Российской ФедерацииКонституционный контрольПредседатель Зорькин Валерий ДмитриевичСудьи независимы и подчиняются нормативно-правовым актамwww.ksrf.ru

Чем занимается Конституционный Суд РФ: ключевые задачи

Основные задачи данного органа прописаны в статье 125 КРФ.

https://www.youtube.com/watch?v=pvZVMT0RuGI

Таблица 2. Функции учреждения

Наименование Описание Примечание
Конституционный контрольПроверяет все правовые документы государства (законы, постановления, указы, распоряжения и прочее, принимаемые не то только на федеральном, но и на региональном уровне), а также международные соглашения, которые еще не вступили в силу, на соответствие КонституцииПо тем, что признаются несоответствующими главному закону государства, выносится предписание об их доработке
Разграничение полномочийРешает споры о разграничении полномочий между органами государственной власти (федеральными, региональными)Является органом, принимающим окончательное решение о компетенции госоргана
Толкование Основного закона страныТолкует Конституцию РоссииРазъясняет содержание главного правового документа
Законодательная инициативаИмеет право вносить законопроекты по вопросам веденияОсуществляется в процессе деятельности
Контроль процедуры выдвижения обвинения главе государстваДает заключения по процедуре выдвижения обвинения Президенту РФ в совершении госизмены либо другого тяжкого преступленияЯвляется своеобразным гарантом законности проводимой процедуры
Законность правовых актовПроверяет законность подлежащих применению или уже использованных нормативных документов по жалобам граждан или инициативе судовВ случае выявления незаконности отменяет принятые решения

Последний пункт наиболее интересен для лиц, столкнувшихся с нарушением своих прав и интересов по причине применения в отношении них частей правовых актов, которые впоследствии были признаны неконституционными.

Пример заседания в КС РФ:

Свежий пример из практики: гражданин Б., являющийся плательщиком алиментов по исполнительному документу, путем обращения в КС РФ добился признания противоречащим Конституции части Перечня видов заработка, из которых удерживаются алиментные платежи.

У него производились отчисления с компенсационных выплат за применение в рабочих интересах личного автомобиля, с чем Б. был не согласен. Попытки обжалования по второй инстанции и Верховном Суде РФ ничего не принесли. Б. обратился в КС РФ и его претензия 01.02.2019 г.

была удовлетворена.

Из статистики, представленной на официальном сайте учреждения, видно, что основную массу обращений составляют именно жалобы граждан и их объединений — 108 024 претензии.

Рис. 1. Статистика обращений в КС РФ.

Внимание! Жалобу в КС России необходимо подавать в течение 12 месяцев с момента рассмотрения конкретного дела в суде.

Основы деятельности

Принципами работы КС являются:

  • равноправие и состязательность сторон;
  • коллегиальность;
  • независимость;
  • гласность.

При осуществлении своей деятельности КС РФ разрешает вопросы права. В рамках судопроизводства он не устанавливает и не исследует фактические обстоятельства дела, так как это прерогатива иных судов и органов. Вопросы внутренней работы регулируются Регламентом.

Дела разрешаются в процессе проведения слушаний либо без них. По поступившему заявлению сначала проводится предварительное его рассмотрение. По результатам выносится заключение, доводимое до сведения сторон:

  • об отказе в принятии;
  • о принятии к рассмотрению.

Рассмотрение дела обычно проводится в открытом заседании. Исключение:

  • необходимость сохранения охраняемой законом тайны;
  • обеспечение безопасности граждан;
  • защита общественной нравственности.

В перечисленных случаях проводятся закрытые заседания.

Решения КС РФ обязательны для всех граждан, юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления.

Рис. 2. Вид зала судебных заседаний.

Кто во главе

Сегодня председателем КС РФ является Зорькин В. Д., который впервые был избран руководителем органа 1 ноября 1991 года. После ухода в отставку в октябре 1993 года пять раз становился Председателем суда. 31.01.2018 г. назначен на должность на шесть лет. Носит почетное звание «Заслуженный юрист РФ» и награжден Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV, III и II степеней.

Материал в тему: Будут ли повышать зарплату судьям в 2019 году?

В период с февраля 1995 г. по февраль 1997 г. председателем суда был ныне покойный Туманов Владимир Александрович. До своего избрания на должность он был депутатом Госдумы первого созыва. С апреля 1997 г.

по 1 ноября 1998 г. исполнял полномочия судьи Европейского Суда по правам человека в Страсбурге.

За заслуги и значительный вклад в развитие российского законодательства и судебной системы в его честь учреждена ежегодная премия.

С февраля 1997 г. по февраль 2003 г. председателем КС России являлся Баглай Марат Викторович. Дважды избирался на данный пост. Полномочия прекратил по достижению предельного возраста (70 лет). Имеет множество наград, научных трудов. Им написан учебник по конституционному праву, который несколько раз переиздавался.

Ключевые вехи истории

Во второй половине XX века появилась идея о создании специального органа, который бы следил за соблюдением Основного закона государства. Был создан Комитет конституционного надзора СССР. Просуществовал он до декабря 1991 года и прекратил работу по собственному желанию.

Днем создания суда принято считать 30 октября 1991 года. Тогда судьи КС провели свою первую рабочую встречу-совещание.

Первое заседание состоялось 14 января 1992 года. Рассматривалось дело о конституционности решения главы РСФСР об объединении министерств госбезопасности и внутренних дел. Указ был признан нарушающим Конституцию.

Самым долгим и массовым в истории КС РФ было дело о проверке конституционности Указов главы государства, которыми он приостановил, а затем прекратил деятельность коммунистической партии, фактически поставив ее вне закона.

7 октября 1993 года деятельность Конституционного Суда была приостановлена решением Б. Ельцина. 12 декабря того же года был принят новый Основной закон России. В нем были заложены принципы и основы работы обновленного КС РФ.

О КС России подробно в ролике:

Источник: https://yakapitalist.ru/gov/zanimaetsya-konstitucionnyy-sud/

Конституционный суд российской федерации

Конституционный суд. Конституционный суд российской федерации

Конституционный суд Российской Федерации (краткое обозначение – КС РФ) – основной судебный орган Российской Федерации, осуществляющий контроль соблюдения Конституции страны. Его особенность – независимое и самостоятельное осуществление судебной власти через организацию конституционного производства в судебной сфере.

Конституционный суд Российской Федерации: краткая история появления

Идея создания КС РФ принадлежит Михаилу Горбачеву. Ему пришла идея сформировать особый государственный орган, задачей которого был бы реальный контроль соблюдения и выполнения всех законов страны., а также их конституционности. При этом Горбачев настаивал на создании специального Комитета конституционного надзора СССР (ныне – КС РФ).

Реализовать идею получилось лишь в начале декабря 1988 года. В первый день зимы в статье 125 Конституции Советского Союза появились первые изменения и дополнения, касающиеся нового контролирующего органа.

В документе было прописано, что в Комитете конституционного надзора будет работать целая группа политологов и юристов в количестве 23 человек. Кроме этого, в составе ККН СССР входили представители каждой союзной республики.

Все 23 члена Комитета избирались Съездом народных депутатов Советского союза.

В конце 1989 года прошел 2-ой Съезд народных депутатов. Именно на нем был принят соответствующий закон, согласного которого создавался Конституционный надзор СССР. Сразу же были выбраны председатель и его заместитель. Ими стали Алексеев Сергей и Лазарев Борис соответственно. Другие члены ККН должны были быть избраны Верховным Советом.

В задачи ККН СССР входила проверка на конституционность всех актов Генпрокурора Советского Союза, законопроектов и законов. Кроме этого, Комитет имел возможность проверить акты Главного государственного арбитра и прочие нормативные акты, принимаемые в стране.

В конце 1991 года ККН СССР перестал существовать в качестве образования. При этом завершение деятельности было оформлено по собственной инициативе участников.

За период работы с весны 1990 года по конец 1991 года Комитет по конституционному надзору принял более двух десятков решений, среди которых наиболее популярное – о порядке применения неопубликованных актов и порядка прописки.

15 декабря 1990 года появились первые упоминания о структуре с новым названием – Конституционный Суд.

В это же время был внесена поправка об особенностях формирования КС РФ, которая сразу была одобрена на втором съезде депутатов РСФСР.

Собственно, с этого дня члены конституционного суда избирались непосредственно представителями съезда РФ, а деятельность структуры прописывалась в отдельном законопроекте.

12 июля 1991 года удалось утвердить новый закон о КС РФ на пятом съезде народных депутатов, и уже в конце октября этого же года было проведено первое совещание членов вновь образованной структуры. А еще через несколько месяцев (14 января) – первое заседание.

Сразу же КС РФ рассмотрел конституционность указа Президента в отношении образования Министерств внутренних дел и безопасности. При этом планировалось объединить два органа в один.

В свою очередь, КС РФ признал это решение таким, которое противоречит Конституции страны.

Уже в начале1993 года КС РФ был распущен.

12 декабря 1993 году – день создания новой Конституции РФ.

Летом 1994 года принят обновленный закон о КС РФ, а в 1995 году полностью закончилась комплектация суда.

Конституционный суд Российской Федерации: нюансы структуры, решение, полномочия

В период ведения своей деятельности КС РФ целиком и полностью ориентируется на защиту основных свобод и прав гражданина РФ. При этом к полномочиям органа относится:

1. Принятие решений по вопросам, касающимся соответствия Конституции страны:

– конституций каждой отдельно взятой республики, нормативных актов, законов, органов государственной власти и так далее;

– международных договоров РФ, которые еще не успели вступить в силу;

– ФЗ и нормативных актов Президента страны. Кроме этого, поддаются проверке акты Государственной думы, СФ РФ, Правительства страны.

2. Нюансы толкования Конституции Российской Федерации.

3. Рассмотрение жалоб в отношении конституционных свобод и прав каждого отдельно взятого гражданина или группы лиц. Кроме этого, по запросам суда может проверяться соответствие Конституции того или иного закона, на который будут ссылаться участники в определенном процессе.

4. Передача законодательных инициатив в сфере своих полномочий и ведения.

5. Предоставление заключений о выполнении порядка выдвижения Президенту страны обвинений в госизмене или совершении тяжелого преступления.

6. Осуществление других задач, которые возложены на него Конституцией РФ.

Особенности структуры и работы КС РФ заключается в следующем:

1. В сфере компетенции Конституционного суда находятся исключительно вопросы правовой деятельности.

2. В составе Конституционного суда работает 19 судей. Каждого из них назначает на должность СФ РФ. Право предоставления кандидатуры находится в руках Президента.

3. Как и судьи КС РФ назначение Председателя осуществляет Совет Федерации (также, как и в прошлом случае, по предоставлению главы государства). Срок, на который избирается должностное лицо – шесть лет. В качестве кандидатуры выбирается один из представителей Конституционного Суда.

4. Разрешение всех дел КС РФ производится в пределах пленарных заседаний или собраний палат структуры.

5. В составе Конституционного суда есть две палаты, в каждой их которых десять и девять судей. Формирование каждой из палат производится посредством обычной жеребьевки. При этом порядок проведения последней и особенности выбора судей прописаны в регламенте Конституционного суда.

6. Участие в пленарных заседаниях должны принимать все члены КС РФ. В случае проведения заседания одной палаты обязательные участники – судьи, которые входят в ее состав.

7. Председатель КС и его “зам” не могут находиться одновременно в одной палате. При распределении они по умолчанию распределяются в различные «ветви» КС РФ.

8. Полномочия председательства на заседания КС РФ передается по очереди между всеми судьями. При этом порядок такого перехода может быть определен исключительно на заседании палаты.

Решения КС РФ:

1. Принимаются при условии проведения открытого ания. В процессе ания производится поименный опрос каждого из судей КС. В случае ания по любому вопросов судья, который является председателем, всегда отдает свой голос последним.

2. Решение КС РФ считается, как принятое, когда за него было проано большинство судей, принимавших участие в процессе. Возможна и другая процедура, если она прописана в Федеральном конституционном законе.

3. Решение о толковании КС РФ должно приниматься большей долей . В частности,  обязательное условие – не менее 2/3 судей при исполнении на момент ания.

4. У судьи КС РФ нет права каким-либо образом уклоняться или воздерживаться от ания. Он всегда должен отдавать свой голос «за» или «против».

5. В ситуации, когда мнение судей разделились поровну, решение принимается в пользу рассматриваемого Акта. Если же речь идет о компетенции, то для принятия решения необходимо исключительно большинство .

Основные требования к решению КС РФ:

1. Они должны основываться на данных, обработанных и проверенных КС Российской Федерации.

2. КС может выдавать решение по конкретному делу, основываясь на буквальном смысле документа или же с учетом официального толкования.

3. Все заключения и постановления КС РФ должны быть изложены в виде специальных документов, которые указывают мотивы принятия тех или иных законов.

4. КС РФ имеет право давать постановления и заключения исключительно по предмету, который упомянут в обращении. При этом решение должно приниматься с учетом компетенции органа, то есть в отношении акта, касающегося конституционной части. При этом итоговый результат никогда не связывается с доводами и основаниями, которые были изложены в обращении.

В решении КС РФ содержится:

1. Наименование решения. Указывается дата и место, где оно было принято.2. Состав КС РФ, который участвовал в принятии решения.3. Данные о сторонах спора.4. Рассматриваемый вопрос, поводы к его изучению.5. Нормы Конституции России, по которым КС РФ может рассматривать вопрос и принимать по нему решение.6. Требование, которое имело место в обращении.

7. Обстоятельства, установленные судом.

8. Позиции конституционного закона, а также Конституции РФ, на которые опирался КС РФ.9. Пояснения к принятому решению. Если это необходимо, то могут приводиться пояснения, опровергающие позицию сторон.

10. Решение.

Источник: https://utmagazine.ru/posts/11066-konstitucionnyy-sud-rossiyskoy-federacii

Закон
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: