Какой ученый являлся сторонником психологической теории государства. Психологическая – теории происхождения государства

Психологическая теория права. Психологическая теория происхождения права

Какой ученый являлся сторонником психологической теории государства. Психологическая - теории происхождения государства

Как возникло государство? В чем его суть? Что такое право? Для ответов на эти и многие другие вопросы были рождены десятки самых разных теорий.

Большой спектр доктрин связан с множеством взглядов ученых на данную проблему, а также с многогранностью самого явления.

К основным теориям, объясняющим зарождение государства, следует отнести теологическую, патриархальную, органическую, экономическую, договорную, психологическую и другие.

Что касается понятия права, то гипотезы о его возникновении неразрывно связаны с концепцией о становлении державы. Существуют теологическое учение, теория естественного права, естественно-правовая доктрина, нормативисткая теория и, конечно, психологическая.

Ученый и философ Лев Иосифович Петражицкий разработал последнюю доктрину.

Психологическая теория государства и права заключается в предположении, что государство образовалось во время разделения общества по проявлениям двух индивидуальных признаков: подчинение и управление.

Суть теории

У индивида есть психологическая потребность существовать в рамках сообщества, он обладает чувством коллективного взаимодействия. Приверженцы данного мнения считают человечество и государство результатом личностных взаимодействий людей и различных союзов, ими созданных. Общество и метрополия являются следствием реализации естественных потребностей индивида в определенной организации.

Психологическая теория права. Представители

В начале ХХ века российский ученый Л. И. Петражицкий разработал доктрину о происхождении государства. В печатном виде она рассказана в труде «Теория права и государства в связи с теорией нравственности». Последователями учения являются А. Росс, М. Рейснер, Г. Гурвич.

Автор психологической теории права родился в 1867 году в дворянской польской семье. Л. И. Петражицкий окончил университет в Киеве и после учился в римской семинарии в Германии. После обучения он вернулся в Россию, где стал изучать общую теорию права.

В начале ХХ века ученый издал два печатных труда, в которых синтезировал психологию с теорией власти.

Психологическая теория права формировалась в течение нескольких периодов:

1. С 1897-го по 1900 год. Автор доктрины написал свое первое научное произведение. Труд сопровождался несколькими приложениями. Основные положения своей теории Л. И. Петражицкий отразил в книге 1900 года «Очерки философии права».

2. С 1900-го по 1905 год. Ученый начал детально разрабатывать методику своего будущего учения. Кропотливая работа была отражена в труде «Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология».

3. С 1905-го по 1909 год. Л. И. Петражицкий занялся устройством единой системы юридических знаний на основе ранее разработанной методологии. Его работа была оформлена в двухтомную рукопись «Теория права и государства в связи с теорией нравственности». Печать последней книги стала настоящим событием в мировой литературе.

Взгляды Е. Н. Трубецкого и М. А. Рейснера

Философ и правовед Е. Н. Трубецкой указывает на то, что солидарность – это основная черта индивида. Люди отличаются друг от друга по своим психологическим особенностям и по проявленной физической силе.

В основе сознания одних людей лежит понимание зависимости от элиты, законности определенных вариантов отношений и действий, что вносит в их душу ощущение стабильности и успокоения. Вторая часть индивидов отличается желанием подчинять окружающих своей воле.

Такие люди становятся лидерами в обществе.

Социально-психологический подход к решению вопроса о возникновении державы был открыт М. А. Рейснером. По его мнению, основным моментом в становлении империи является идеология, которая организует жизнь в обществе.

Философ считал, что главным источником государственных убеждений является массовая психика людей. Изучение становления страны ограничивается познанием психических переживаний, которые составляли политическую идеологию, и анализом поведения людей.

Государство, как считал ученый, включало в себя население, территорию и власть. Оно воплощало в себе всю политическую идеологию, а именно влияние расы, террора, экономической необходимости и религии во главе с идеологией права.

Государство является продуктом реализации населением убеждений, норм и принципов, в которых заключается их зависимость от различных видов власти.

Основные положения теории права

Психологическая теория права Л. Петражицкого содержит следующие моменты:

  1. Учение включает позитивное право и интуитивное. Первое официально действует в государстве, когда второе лежит в основе психики людей и складывается из переживаний групп и объединений.
  2. Позитивное право – это установленные государством, законодателем действующие нормативные акты.
  3. Из всех известных психологических состояний человека главными являются эмоции, которые побуждают к действиям. При выстраивании отношений с другими людьми индивид опирается на интуитивное право. Данный тип авторами теории считается истинным, так как побуждает к самостоятельным и волевым действиям.

Разлад между двумя видами обуславливает социальное потрясение. В данном случае право играет роль одного из явлений психической жизни общества, которое представляет собой обязательное, требовательное переживание людей.

Психологическая теория права. Критика

У любой теории есть как сторонники, так и противники. Данное учение подверглось критике по нескольким причинам. Так, рассказывая о роли психологических проявлений в процессе образования государства, не было дано развернутого объяснения о месте психики в становлении державы.

Все качества считались одинаковыми и назывались эмоциями либо импульсами. Психологическая теория права не учитывает знание о том, что психика индивида делится на три сферы: мыслительную, эмоциональную, волевую. На основе последней устанавливаются взаимоотношения, а также выстраивается социальная пирамида, которая лежит в основе образования государства.

Люди с сильными волевыми качествами становятся лидерами в обществе.

Психологическая теория возникновения права включает стремление к солидарности индивидов. Но в действительности это мнение беспочвенно. Приведено достаточно случаев полного отсутствия заботы людей о близких. Авторы теории придают основное значение в образовании государства психологическим факторам, недостаточно учитывая другие обстоятельства.

Достоинства учения

Психологическая теория права тесно связана с личностным механизмом становления правомерного поведения.

При переводе ряда юридических предписаний в качество действительного поведения переживания психологические импульсы индивида станут последним звеном, напрямую соприкасающимся с конкретным поведением.

Право может регулировать поведение только через умственно-психологическую сферу. Таким образом, психологическая теория происхождения права учитывает личностные особенности людей, роль правосознания в регулировании общественных отношений.

Философские и методологические основы

Автор теории в освещении природы права следовал учению позитивной философии. Взяв азы данного течения, Л. И. Петражицкий добавил свои оригинальные мысли.

Ученый поддерживал либеральную идею независимости права от государства, вместе с тем не отрицал значение культурного наследия.

Он стремился к созданию такой теории власти, которая могла бы стать методологической основой правосознания российского общества и профессиональной юриспруденции.

Большую роль явлению как виду нормативных переживаний отводит в своем учении Л. И. Петражицкий. Психологическая теория права различает два вида эмоций: эстетические и этические.

Первые переживаются часто как реакция на человеческие поступки, на разные происходящие явления или по поводу свойств предметов.

Ученый считал, что на вариациях разных представлений с этими эмоциями берут начало правила приличия, одобренные обществом.

Этические эмоции, такие как чувство долга, обязанности, управляют поведением индивида.

Им присущи такие свойства, как авторитарность, проявление совести, препятствие для свободного выбора и давление в сторону «правильного» поведения. Л. И.

Петражицкий выделяет два вида обязанностей – нравственные, правовые. Первые являются свободными по отношению к другим. Правовые – вид обязанностей, которые считаются закрепленными за другими.

Этические нормы

Помимо обязанностей, которые выполняет индивид, философ учитывал еще этические нормы. Он их также разделил на несколько видов. Первый носит название “нравственные нормы”. Они являются обязательными в одностороннем порядке, утверждают независимые по отношению к другим обязанности, предписывают человеку известное поведение.

Примерами таких норм являются правила христианской этики, которые описывают обязанности по отношению к ближним без притязаний на исполнение с их стороны. Второй тип включает обязательные, притязательные нормы, которые устанавливают роли для одних членов общества, требуя выполнения их и от других.

То, что является обязанностью одних, полагается другим как нечто должное, закрепленное за ними.

Заключение

Организационная структура государства появилась на конкретном этапе развития общества. Причинами возникновения данного строя являются разные факторы, как биологические, экономические, религиозные, так и психологические, национальные.

Теорий, объясняющих становление государства, много, каждая раскрывает одну из возможных сторон процесса. Но все они не могут претендовать на полную достоверность.

Нужно учитывать, что психологические и психические качества людей формируются благодаря действию политических, военных, экономических, социальных, духовных и религиозных факторов.

Источник: https://FB.ru/article/180928/psihologicheskaya-teoriya-prava-psihologicheskaya-teoriya-proishojdeniya-prava

Государство – психология

Какой ученый являлся сторонником психологической теории государства. Психологическая - теории происхождения государства

Правовое государство – тип государства, в котором функционирует режим конституционного правления, существует развитая и непротиворечивая правовая система, действует эффективная судебная власть при наличии реального разделения властей с их эффективным взаимодействием и, что самое важное, с развитым общественным контролем политики и власти. Общее демократическое устройство системы власти и политики правового государства органически связано с правовыми установками граждан. Именно правовые установки граждан такого типа государства, высокоразвитое нравственно-правовое сознание общества является основанием формирования и развития правового государства. Если психологически общество не является достаточно развитым и социально-психологически структурированным – правовое государство никогда не станет реальностью.

Для того, чтобы демократическое устройство системы власти и политики государства эффективно функционировало, необходимо, чтобы правосознание представителей власти и государства отвечало определенным психологическим требованиям.

В частности, в правовой психологии населения должны утвердиться установки правового равенства власти, гражданина, общества и права, т.е.

сформироваться система психологических установок правового равенства всех перед законом — от высших должностных лиц государства, органов государственной власти, до рядовых граждан.

Для правового государства психологически важна осознанная правовая свобода личности и защищенность ее права свободно распоряжаться своими силами, талантом, способностями, имуществом.

Правовое государство создается условиями правовой свободы личности, в первую очередь в экономико-правовой сфере, основанной на принципе: «дозволено все, что прямо не запрещено законом». При этом каждый гражданин, пользуясь своими правами и свободами, должен четко осознавать их границы, обусловленные правами и свободой других людей.

Вместе с тем, право, являясь формой и мерой свободы, призвано максимально раздвигать границы, сковывающие личность, прежде всего в экономической сфере жизни общества.

Однако нормальное функционирование правового государства предполагает и наличие высоко эффективной системы действующих нравственно-психологических норм, соответствующих социальных институтов и социально-психологических механизмов, регулирующих добровольное соблюдение гражданами этих норм и действенность неформальных санкций со стороны гражданского общества при их нарушение.

Реальной основой правового государства является высоко развитая правовая психология его граждан, отдельных социальных слоев и групп и общества в целом. Иначе говоря, для реального правового государства необходимо высоко развитое «правовое общество».

Общество должно добиться приоритета права перед властью, силой, волей гражданина или какой-либо части общества (например, политической партии).

Однако это возможно только при условии самоограничения власти, расширения общественных прав и свобод, а также развития государственных гарантий, гражданских прав и свобод личности. Такая ситуация самоограничения власти отражалась бы в отмирании традиций «всевластия», «своеволия», «самоуправства», «беззакония» и т.п.

Противоправная же практика власти (например, наличие «неприкасаемых», окружение себя привилегиями) наиболее опасна, катастрофически умножая повсеместное неуважение к праву, а ее последствия в правовой психологии населения трудно преодолимы.

Требуется глубокое преобразование общества, его психологии в целом и правосознания в частности, чтобы коренным образом изменилось отношение к праву в государстве, началась конструктивная работа по совершенствованию политической системы и политико-правовых отношений.

Ни власть, ни само право не могут стать реальными гарантами исполнения законов, если право не легитимизировано обществом.

Только глубокая легитимность, признание обществом справедливости законов и обязательности их исполнения обществом и государством обеспечивает условия реального соблюдения всеми этих законов.

Психологическая составляющая процесса легитимизации законов и власти является одним из наиболее важных элементов системы, исключающей противоправную практику и способствующей формированию реального правового государства.

Продвижение на этом пути обеспечивается разносторонним развитием общества, высоким уровнем гражданского, культурного, интеллектуального, экономического и цивилизационного потенциала, т.е. становлением реального гражданского общества, члены которого надежно защищены с точки зрения их прав и свобод и которые не скованы психологией страха и подчинения насилию.

Только граждане, наделенные собственностью и уверенные в гарантированности их прав и свобод, будут ответственными за сохранение и укрепление ценности правового государства. Только люди с такой психологией будут защищать и укреплять государство, которое является ответственным за всестороннюю безопасность гражданина, его достояние, общество в целом.

Таким образам, основой реально действующих правоотношений в правовом государстве являются не сами по себе правовые нормы, предписания и санкции, как бы красиво они не были сформулированы.

Их реальной основой является психология общества, его членов, их потребности, интересы, мотивы и цели, тесно связанные с нормами нравственности, чувством порядочности, долга, ответственности перед другими людьми, способности человека и общества к критическому самосознанию, привычки к труду, порядку и сознательной дисциплине, их глубокая гражданственность, независимость, чувство собственного достоинства, уважения к себе и другим.

(И.В. Якушев)

Источник: Энциклопедия современной юридической психологии

Источник:

Государство — Психологос

Государство — особая организация общества, объединённого общими социокультурными интересами, занимающая определённую территорию, имеющая собственную систему управления и обладающая внутренним и внешним суверенитетом.

Термин обычно используется в правовом, политическом, а также социальном контекстах. В настоящее время вся суша на планете Земля, за исключением Антарктиды и некоторых других территорий, разделена между примерно двумястами государствами.

Определение государства

Ни в науке, ни в международном праве не существует единого и общепризнанного определения понятия «государство».

На 2005 год не существует юридического определения государства, признанного всеми странами мира. Крупнейшая международная организация — ООН — не имеет полномочий определять, является ли что-либо государством.

«Признание нового государства или правительства — это акт, который могут совершить или отказаться совершить только государства и правительства. Как правило, оно означает готовность установить дипломатические отношения.

Организация Объединённых Наций — это не государство и не правительство, и поэтому она не обладает никакими полномочиями признавать то или иное государство или правительство.

»Каким образом новое государство или правительство добиваются признания со стороны Организации Объединённых Наций? Каким образом та или иная страна вступает в ООН в качестве государства-члена? Неофициальный документ ООН для информации.

Один из немногих документов, дающих определение «государства» в международном праве, — Конвенция Монтевидео, подписанная в 1933 несколькими американскими государствами. Россия или СССР её не подписывала.

В учебнике «Общая теория права и государства» предлагается следующее определение государства — это «особая организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом принуждения, выражающая волю и интересы господствующего класса или всего народа» (Общая теория права и государства: Учебник. Под ред. Лазарева В. В., М.1994, с.23).

Толковый словарь русского языка Ожегова и Шведовой даёт два значения: «1. Основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры» и «2. Страна, находящаяся под управлением политической организации, осуществляющей охрану её экономической и социальной структуры.»

Приведём ещё несколько определений государства:

«Государство – это специализированная и концентрированная сила поддержания порядка.

Государство – это институт или ряд институтов, основная задача которых (независимо от всех прочих задач) – охрана порядка.

Государство существует там, где специализированные органы поддержания порядка, как, например, полиция и суд, отделились от остальных сфер общественной жизни. Они и есть государство» (Геллнер Э.

1991. Нации и национализм / Пер. с англ. – М.: Прогресс. С.28).

«Государство есть особая достаточно устойчивая политическая единица, представляющая отделённую от населения организацию власти и администрирования и претендующая на верховное право управлять (требовать выполнения действий) определёнными территорией и населением вне зависимости от согласия последнего; имеющая силы и средства для осуществления своих претензий» (Гринин Л.Г. 1997. Формации и цивилизации: социально-политические, этнические и духовные аспекты социологии истории // Философия и общество. № 5. С. 20).

«Государство – это независимая централизованная социально-политическая организация для регулирования социальных отношений.

Оно существует в сложном, стратифицированном обществе, расположенном на определённой территории и состоящем из двух основных страт – правителей и управляемых. Отношения между этими слоями характеризуются политическим господством первых и налоговыми обязательствами вторых.

Эти отношения узаконены разделяемой, по крайней мере, частью общества идеологией, в основе которой лежит принцип реципрокности» (Claessen H. J. M.

1996. State // Encyclopedia of Cultural Anthropology. Vol. IV. New York. P.1255).

«Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы» (Ленин В.И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т.39, с.75). «Государство — аппарат насилия в руках господствующего класса» (В.И. Ленин. Полное собрание сочинений (третье издание). — М.: Политиздат, т.20, стр.20).

«Государство есть воплощение права в обществе» Брокгауз-Ефрон. Философский словарь логики, психологии, этики, эстетики и истории философии под редакциею Э.Л. Радлова. С.-Петербург, 1911, стр. 64.

Государство или страна?

Хотя понятия страна и государство часто используются как синонимичные, между ними имеется существенная разница.

Понятие государство обозначает политическую систему власти, установленную на определённой территории, особого рода организацию, в то время как понятие страна скорее относится к культурным, общегеографическим (общность территории) и другим факторам.

Термин страна также имеет менее официальную окраску. Похожее различие существует и в английском языке со словами country (которое ближе к понятию страна) и state (государство), хотя в определённом контексте они могут выступать как взаимозаменяемые.

Государство, союзное государство (федерация) или союз государств?

Иногда проблематично провести чёткую грань в определении различий между понятиями «государство», «унитарное государство», «союзное государство» и «союз государств».

Более того, в истории часто одна форма перетекала в другую при централизации и наоборот — распад империй.

Происхождение государства

Единого мнения о причинах возникновения государства не существует. Существуют несколько теорий, которые объясняют происхождение государства, однако ни одна из них не может являться окончательной истиной. Наиболее древними известными государствами являются государства Древнего Востока (на территории современных Ирака, Египта, Индии, Китая).

Теории происхождения государства:

  • Патриархальная теория
  • Теологическая теория
  • Теория общественного договора
  • Теория насилия
  • Материалистическая (марксистская) теория
  • Психологическая теория
  • Расовая теория
  • Органическая теория
  • Ирригационная теория
  • Комплексная теория происхождения государства Х. Й. М. Классена

Источник: https://obu4ayka.ru/psihologiya/gosudarstvo-psihologiya.html

Психологическая теория происхождения государства: плюсы и минусы

Какой ученый являлся сторонником психологической теории государства. Психологическая - теории происхождения государства

Психологическая теория происхождения государства была разработана Львом Петражицким. Согласно мнению этого ученого, государство появилось благодаря разделению социума по ряду психологических признаков. Существует два типа людей — подчиняющиеся и управляющие.

Суть и история развития направления

Психологическая концепция права показывает, что государство было основаны не на материальных ценностях, как утверждала марксистская доктрина. Они появились благодаря ряду психических качеств, переживаний и эмоций людей.

Лев Петражицкий утверждал, что отдельные социальные группы не могут длительное время существовать без правовых переживаний. Государство может образоваться только по причине определенного состояния психики разных групп индивидов.

Суть этой теории заключается в том, что индивид имеет психологическую потребность в том, чтобы быть в организованном обществе, где его действия ограничиваются социальными рамками. При этом он должен ощущать, проявлять активность в рамках коллективного взаимодействия.

Сторонники направления считают, что общество образовалось благодаря психологическому развитию человека.

Исследователи сравнивали общество с биологическим организмом, в котором отдельные части связаны между собой.

Между отдельными индивидами есть психологическая связь, позволяющая им объединяться в группы для достижения общей цели. По этому утверждению можно понять, что солидарность становится главной чертой характера человека, но одинаковых индивидов не существует.

По физическим качествам есть сильные, слабые личности. В зависимости от психических качеств выделяется две группы индивидов:

  1. Личности, подражающие авторитетам. Им свойственно подчинение другим. При исполнении приказов со стороны руководства, они становятся спокойными, веря, что поступают во благо правому делу.
  2. Люди, стремящиеся управлять другими. Они не умеют выполнять приказы, имеют собственное мнение на многие вещи, не признавая слов других. Их умение подчинять окружающих своей воле позволят добиваться руководящих постов.

Возникла эта теория в середине 19 века, но большую популярность она получила только к началу 20 столетия.

Основные концепции

Существует несколько основных концепций происхождения власти и права:

  1. Теологическая (или как ее еще называют — божественная, религиозная). Она управляла сознанием людей в Средневековье. Суть этой теории заключалась в том, что все возникает по воле Бога. По этой причине власть считается святой, незыблемой. Ее представители являются исполнителями божественной воли на земле.
  2. Патриархальная. Любой человек — коллективное существо, стремящееся создать собственную семью. Государство является высшей ступенью, когда многие семьи объединяются вместе под предводительством одного отца, старейшины, лидера.
  3. Договорная. Государство образовали индивиды, которые хотели сохранить то что имеют на данный момент, не воевать друг с другом, но для этого нужно было заключить договор, согласно которому все отказывались от благ для достижения общей цели.
  4. Органическая. Государство — целостных организм, клетками которого являются отдельные люди. Чтобы организм работал правильно, клетки должны объединиться и действовать сообща.
  5. Психологическая. Основана на людях, которые хотят подчиняться и личностях, склонных к управлению.
  6. Теория насилия. Государство образовалось благодаря одной группе единомышленников, которые силой подчинили себе других людей. Для управления государством, его насыщения также требуется проявлять насилие (поборы, казни).

Существуют и другие теории (гидравлическая, диффузная, спортивная, инцестная), но они не получили большой популярности среди исследователей, общества.

Основоположники

У каждой теории есть основоположники, последователи:

  • теологическая — Фома Аквинский, Аврелий Августин, Жак Маритен, Мерсье;
  • патриархальная — Аристотель, Конфуций, Р. Филмер;
  • договорная — Шарль-Луи Монтескье, Джон Локк, Гуго Гроцкий, А. Н. Радищев;
  • органическая — Герберт Спенсер, Вормс, Прейс;
  • психологическая — Л. И. Петражицкий, Г.Тард, З. Фрейд;
  • теория насилия — Шан Ян, Карл Каутский, Людвиг Гумплович.

В становлении теории участвовали и другие исследователи, но они внесли маленький вклад в развитие направления.

Преимущества и недостатки направления

Чтобы понять насколько актуально учение Петражицкого, Тарда, необходимо разобраться с плюсами и минусами психологической теории происхождения государства. К достоинствам этого учения можно отнести его справедливость.

Любому человеку свойственно проявлять чувство доминирования, стремления к общению, подчинению других. Эти особенности повлияли на образование, развитие государства. Главный недостаток этой теории заключается в том, что она не учитывает другие факторы образования государственного строя.

К ним относится социальное, политическое экономическое развитие.

Психологические качества любого человека формируются под воздействием многочисленных факторов, которые нужно учитывать, чтобы объяснить процесс образования государства. Психологическая теория представляет описание только одного фактора, который бесполезен без других.

Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/teoriya-proishozhdeniya-gosudarstva.html

Закон
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: