Как барин воспользовался правом первой ночи. Средневековая свадьба. право первой ночи

Право первой ночи

Как барин воспользовался правом первой ночи. Средневековая свадьба. право первой ночи

Материал из Posmotre.li

«Фигаро (Сюзанне, своей невесте): …если бы его сиятельство по случаю своего бракосочетания не отменил постыдного этого права, я бы ни за что не женился на тебе в его владениях.»
— «Безумный день, или Женитьба Фигаро»

Право первой ночи (лат. jus primae noctis, оно же «право сеньора», фр. droit du seigneur), существовавшее в Средние века в европейских странах — право землевладельцев и феодалов после заключения брака зависимых крестьян провести первую ночь с невестой, лишая её девственности.

В некоторых случаях крестьянин имел право откупиться от этого уплатой особой подати. Такое же право существовало во многих культурах индейцев Южной Америки для колдунов или для вождей, и возможно, существует у отдельных племён и сейчас.

Право первой ночи для родственников жениха и невесты существовало в отдельных африканских племенах и у балеаров на Балеарских островах.

Историки и поныне спорят, было ли право первой ночи где-то юридически кодифицировано, то есть, являлось ли собственно «правом», а не просто обычаем.

Большинство сходится на мнении, что такой кодификации не было, и право первой ночи являлось не более, чем обычаем (хотя средневековое законодательство во многих случаях и строилось не более чем на обычаях).

После появления позитивного права в эпоху Ренессанса и Новое время этот обычай в него не перешёл, но во многих местах продолжал практиковаться нелегально. Вплоть до XIX века правом первой ночи нелегально пользовались некоторые помещики-крепостники в России.[1]

Право первой ночи в Европе несло отголоски языческих культов. Во многих культурах кровь из женского лона считается ритуально нечистой даже сейчас, во время месячных действуют специфические правила и запреты. Плюс к этому общее для почти всех древних обществ особое отношение ко всем первым действиям.

В более дикие времена такое значимое действие, как лишение девственности, могло рассматриваться как весьма опасное для мужчины — и только вождь или, чаще, шаман, мог сделать это без вреда для себя за счёт специальной подготовки, особого защитного ритуала и т. п.

Так что далеко не всегда право первой ночи было правом, иногда оно могло быть обязанностью… Также иногда эту «опасную работу» старались поручить чужаку, который уйдёт, унеся с собой полученный в процессе мистический негатив (осквернение, проклятие).

На сеньора данная обязанность перешла, скорее всего, по традиции, сделавшись постепенно, в процессе размывания старых традиций, именно правом.

В фэнтези возможно множество вариантов этого «права», зачастую основываются на средневековом варианте. Но можно показать и инверсию: право крестьянской семьи прижить первенца от «благородных кровей», одну штуку.

Разумеется, по статусу это будет обычный крестьянин с какой-нибудь бастардской фамилией[2], но генетически… в фэнтези часто жалуют евгенику, а если у сеньора ещё и концентрация магии в организме повышенная, сразу становится ясно, зачем в семье кукушонок.

Литература[править]

  • М. Твен, «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура».
    • «Молоденькая девушка, сирота, имевшая большое поместье, вышла замуж за молодого человека, не имевшего ничего. Поместье девушки находилось в феодальной зависимости от церкви. Епископ потребовал конфискации принадлежащего девушке поместья на том основании, что она обвенчалась тайно и тем самым лишила церковь так называемого „права сеньора“. Девушка строила свою защиту на том, что представителем власти сеньора в данном случае был епископ, указанное право должно быть осуществлено либо самим сеньором, либо никем. А между тем другой закон, еще более древнего происхождения и установленный самой церковью, строжайше воспрещал епископу пользоваться таким правом».
    • «…она в ночь своей свадьбы отказала ему в том, что впоследствии получило название права сеньора, и, мстя за насилие насилием, пролила полрюмки его почти священной крови. На помощь невесте прибежал жених, думая, что жизни ее угрожает опасность, и вытолкал глубоко обидевшегося лорда. … Их швырнули сюда через час после того, как они совершили преступление. Девять лет они провели в непроницаемой тьме, замурованные в скале».
  • Песнь Льда и Пламени: право первой ночи является запрещённым обычаем, но кое-где на местах практикуется нелегально. Один из известных его сторонников — лорд Русе Болтон, который именно таким способом и обзавёлся незаконнорожденным (позднее узаконенным) сыном Рамси.
    • По словам Русе Болтона, правом первой ночи пользуются некоторые из горных кланов, лорды Скагоса и Амберы.
    • Во время свадьбы Сансы Старк с Тирионом Ланнистером Джоффри Баратеон грозится восстановить право первой ночи персонально для невесты. Она, разумеется, далеко не крестьянка — но это обычный для Джоффри беспредел.
    • А в старые времена даже Таргариены практиковали его. Поэтому в их обособленном домене — на островах Драконьего Камня — и встречалось так называемое «драконье семя» — быдланы с генами Таргариенов и некоторыми их особыми способностями, такими, как способность приручать драконов.
    • Очень любил такое лорд Гаргон Квохерис — за что благодарный отец одной из таких девиц открыл ворота Харренхолла (коим тогда владели Квохерисы) мятежнику, оскопившему и оставившему умирать Гаргона.
  • А. Белянин, «Меч без имени»  — шутки ради.

    Лия, паж ландграфа Скиминока, неожиданно обручённая с его оруженосцем Жаном, напоминает своему сюзерену про право первой ночи — с нескрываемым намёком.

  • Он же, «Профессиональный оборотень» — трагическая история одного из предков владельца замка, где гостят главные герои.

    К сожалению, на время его правления пришлось замужество пожилой, но весьма решительной дамы, желающей во что бы то ни стало выполнить свой долг перед сеньором. «Умер от ужаса в собственной постели, когда старая карга решительно начала раздеваться».

  • Ник Перумов, «Хранитель мечей» — в Эвиале право первой ночи в порядке вещей.
  • М. и С.

    Дяченко, «Скрут» — упоминается история, где жители деревни сами отдавали жен на первую ночь, так как хотели красивых детей от владыки.

    • «Скитальцы» — упоминается инверсия: боясь соблазнителей, аристократка-колдунья наложила проклятие на того, кто лишит девственности ее дочь. Предприимчивый жених в первую ночь привел к жене похотливого конюха, который вскоре ослеп и иссох.
  • В. Камша, «Белая ель». Господарь может лишить девственности любую девушку, но должен заплатить выкуп. Так что практичная свекровь и сама рада такой невестке.
  • Пол Андерсон, «Крестовый поход в небеса» («Крестоносцы космоса») — крутая похвальба барона Роже де Турневиля на переговорах с вестгорцами содержит упоминание о том, что барон за одну ночь 200 раз осуществил «право сеньора».

Театр[править]

  • Опера Моцарта «Свадьба Фигаро» (по комедии Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро»). Невеста Фигаро Сюзанна имеет веские основания подозревать, что граф Альмавива хочет воспользоваться правом первой ночи — несмотря на то, что после своей женитьбы объявил об отмене этого обычая.

Кино[править]

  • The War Lord: конфликт фильма построен на том, что лорд не захотел возвращать невесту крестьянину после брачной ночи, а она согласилась остаться в замке в качестве любовницы-конкубины. И если жених смирился с законным правом лорда на первую брачную ночь, то с тем, что лорд решил оставить его невесту себе, смириться уже не смог.
  • «Храброе сердце»: король Эдуард I возрождает право первой ночи на территории Шотландии, чтобы уничтожить изнутри «шотландскую породу». Чтобы избежать этого унизительного обычая, Уильям Уоллес и его невеста Маррон венчаются тайно. Тем не менее, заканчивается всё печально: сначала Маррон пытаются изнасиловать английские солдаты, а затем её убивает местный шериф.
  • «Стрелы Робин Гуда»:«И маленькие дурачки будут от тебя!».

Аниме и манга[править]

  • Артхаусное аниме «Печальная Белладонна». В начале истории двое влюблённых крестьян, собирающихся пожениться, платят барону налог на венчание. К несчастью, хорошенькая девушка слишком понравилась сеньору, и он увеличивает «плату» в десять раз. Естественно, пара не в состоянии заплатить, и «сжалившийся» над новобрачными барон вместе со свитой в качестве компенсации насилует невесту в первую брачную ночь.

Примечания[править]

  1. ↑ В этом случае действительно была традиция, потому что помещик имел право и так на что угодно
  2. ↑ Как минимум, магическое установление отцовства им точно понадобится, чтобы понять, какую фамилию носить и от кого сколько грошей наследовать. Может, дитятко чисто крестьянское вышло, мало ли, ±пара дней по срокам.

Источник: https://posmotre.li/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%BD%D0%BE%D1%87%D0%B8

Право первой ночи: как это было в России

Как барин воспользовался правом первой ночи. Средневековая свадьба. право первой ночи
Новости

В традициях некоторых стран, в том числе и России новоиспеченный муж не всегда имел, казалось бы, законное право первым разделить ложе со своей суженой. И чаще всего интимная связь с чужим мужчиной для невесты была делом далеко не добровольным.

Удобный обычай

Право первой ночи – явление по понятным причинам не закрепленное никакими законодательными актами, существовавшее в родоплеменных культурах или странах с высоким уровнем социального неравенства.

Еще Фридрих Энгельс отмечал, что в традициях некоторых народов жених был последним человеком, кто мог претендовать на свою невесту в первую брачную ночь. Перед ним его суженой могли воспользоваться братья, дальние родственники и даже друзья.

В племенах Африки и Южной Америки первоочередное право на невесту имели шаманы или вожди, что объяснялось необходимостью обезопасить молодую пару от злых духов.

В средневековой Франции «Ius primae noctis» было своеобразной привилегией феодала, который спокойно мог позволить себе интимную связь с женой своего вассала.

По мнению историков, такая привилегия могла возникнуть из германского обычая Beilager, согласно которому крупные землевладельцы имели первоочередное право на сексуальный контакт с невестой любого из своих подданных.

В некоторых случаях вассал мог выплатить своему феодалу отступные и тогда тот отказывался от права пользования его женой.

Ученые справедливо ссылаются на отсутствие документов, подтверждающих право первой ночи в Средневековой Европе, однако косвенные свидетельства все же имеются.

К примеру, сохранившееся решение арбитражного суда в испанской Гудалупе от 1486 года, которое гласит, что король Фердинанд II отныне запрещает господам пользоваться привилегией провести ночь с невестой вассала, доказывает, что такое право все же было где-то прописано.

Любопытно, что право первой ночи, демонстрирующее произвол феодалов, в некоторых случаях могло быть выгодно невесте. Далеко не все девушки до замужества хранили девственность, которая считалась едва ли не обязательным условием замужества. Ночь, проведенная с господином, избавляла невесту от переживаний относительно преждевременно потерянной невинности.

Возрожденная традиция

По мнению этнографов, право первой ночи – обычай, весьма распространенный в языческой славянской культуре. Половой контакт с невестой мог иметь более искусный в любовных делах член племенной группы. Цель обычая – избавить молодую от травмирующего опыта.

Нередко правом первой ночи мог воспользоваться отец будущего мужа. Практиковалось также похищение невесты друзьями жениха. Согласно Василию Татищеву, обычай давать невесту в пользование старейшему общины или селения был запрещен княгиней Ольгой и заменен выкупом.

В трансформированном виде право первой ночи сохранилось и в христианской Руси. К примеру, в некоторых деревнях на свадьбе каждый приглашенный мужчина должен был несколько раз прижаться к молодой, имитируя половой акт: это якобы позволяло невесте морально подготовиться к первой брачной ночи.

В удаленных украинских селах до недавнего времени был распространен обычай, согласно которому жених должен был предоставить доказательства лишения невинности своей суженой. В случае неудачи ему давали еще два шанса. Если и они не имели успеха, то его место должен был занять старший родственник или самый опытный из свадебных гостей мужчина.

В середине XVIII столетия по мере укрепления крепостничества в России право первой ночи получило новый толчок.

Это тяжелейшее для крестьянства время, породившее «салтычих», практически не давало надежды крепостным противостоять произволу помещиков.

Хотя российские законы и позволяли защищать крестьян от злоупотреблений душевладельцев, на деле всесильная знать редко привлекалась к судебной ответственности, пуская в ход деньги и связи.

Русский писатель и общественный деятель князь Александр Васильчиков, владелец образцового имения Трубетчино, в своей книге «Землевладение и земледелие в России и других европейских государствах» приводит немало фактов насилия, в том числе и сексуального, помещиков над крепостными, когда невинные крестьянские девушки в течение многих лет безнаказанно растлевались для удовлетворения похоти своего господина.

Произвол по-русски

К сожалению, в России не все помещики, подобно Александру Васильчикову, заботились о своих подданных. Обычно чем дальше о столицы, тем чаще фиксировались случаи злоупотребления положением и властью. Борис Тарасов в книге «Россия крепостная.

История народного рабства» сообщает, что если насилию со стороны более влиятельного соседа подвергались мелкие дворяне, то крестьянские девушки и вовсе оказывались перед ним беззащитны.

Принуждение к разврату, по словам Тарасова, было сродни отдельной повинности — своеобразной «барщине для женщин».

Историк Василий Семевский пишет, что некоторые помещики, проводившие бὀльшую часть времени за границей, на Родину приезжали с одной лишь целью – удовлетворить свою похоть.

К приезду барина управляющий имением должен был подготовить список всех подросших крестьянских девушек, каждая из которых попадала в распоряжение хозяина на пару ночей.

Когда список заканчивался, помещик ехал в другую деревню.

Русский публицист, выходец из богатого дворянского рода Александр Кошелев описывал это постыдное явление на примере своего соседа, молодого помещика С.

Этот барин, страстный охотник до «свеженьких девушек», не позволял состояться крестьянской свадьбе, пока не испытает достоинство невесты. Однажды родители одной из девушек на выданье не подчинились своеволию хозяина, пишет Кошелев.

И тогда помещик приказал доставить всю семью в дом, приковал мать и отца к стене и заставил их лицезреть, как он насилует дочь.

Этот случай обсуждал весь уезд, однако обладавшему влиянием молодому развратнику все сошло с рук. Впрочем, бывало, что власти все же наказывали распоясавшегося господина.

Так, в 1855 году суд определил тайному советнику Кшадовскому выплатить штраф пострадавшей за пользование правом первой ночи.

Только после отмены крепостного права традиция растления крестьянских невест в России пошла на убыль.

Источник: https://cyrillitsa.ru/tradition/83564-pravo-pervoy-nochi-kak-yeto-bylo-v-rossii.html

Больше новостей

Источник: https://newseum.ru/novosti/pravo-pervoy-nochi-kak-eto-bylo-v-rossii/full/

Право первой ночи: как это работало в России

Как барин воспользовался правом первой ночи. Средневековая свадьба. право первой ночи

В трaдициях нeкoтoрых cтрaн, в тoм чиcлe и Рoccии, нoвoиcпeчeнный муж нe вceгдa имeл, кaзaлocь бы, зaкoннoe прaвo пeрвым рaздeлить лoжe co cвoeй cужeнoй. И чaщe вceгo интимнaя cвязь c чужим мужчинoй для нeвecты былa дeлoм дaлeкo нe дoбрoвoльным.

Удoбный oбычaй

Прaвo пeрвoй нoчи – явлeниe пo пoнятным причинaм нe зaкрeплeннoe никaкими зaкoнoдaтeльными aктaми, cущecтвoвaвшee в рoдoплeмeнных культурaх или cтрaнaх c выcoким урoвнeм coциaльнoгo нeрaвeнcтвa.

Eщe Фридрих Энгeльc oтмeчaл, чтo в трaдициях нeкoтoрых нaрoдoв жeних был пocлeдним чeлoвeкoм, ктo мoг прeтeндoвaть нa cвoю нeвecту в пeрвую брaчную нoчь. Пeрeд ним eгo cужeнoй мoгли вocпoльзoвaтьcя брaтья, дaльниe рoдcтвeнники и дaжe друзья.

В плeмeнaх Aфрики и Южнoй Aмeрики пeрвooчeрeднoe прaвo нa нeвecту имeли шaмaны или вoжди, чтo oбъяcнялocь нeoбхoдимocтью oбeзoпacить мoлoдую пaру oт злых духoв.

В cрeднeвeкoвoй Фрaнции «Ius primae noctis» былo cвoeoбрaзнoй привилeгиeй фeoдaлa, кoтoрый cпoкoйнo мoг пoзвoлить ceбe интимную cвязь c жeнoй cвoeгo вaccaлa.

Пo мнeнию иcтoрикoв, тaкaя привилeгия мoглa вoзникнуть из гeрмaнcкoгo oбычaя Beilager, coглacнo кoтoрoму крупныe зeмлeвлaдeльцы имeли пeрвooчeрeднoe прaвo нa ceкcуaльный кoнтaкт c нeвecтoй любoгo из cвoих пoддaнных.

В нeкoтoрых cлучaях вaccaл мoг выплaтить cвoeму фeoдaлу oтcтупныe и тoгдa тoт oткaзывaлcя oт прaвa пoльзoвaния eгo жeнoй.

Учeныe cпрaвeдливo ccылaютcя нa oтcутcтвиe дoкумeнтoв, пoдтвeрждaющих прaвo пeрвoй нoчи в Cрeднeвeкoвoй Eврoпe, oднaкo кocвeнныe cвидeтeльcтвa вce жe имeютcя.

К примeру, coхрaнившeecя рeшeниe aрбитрaжнoгo cудa в иcпaнcкoй Гудaлупe oт 1486 гoдa, кoтoрoe глacит, чтo кoрoль Фeрдинaнд II oтнынe зaпрeщaeт гocпoдaм пoльзoвaтьcя привилeгиeй прoвecти нoчь c нeвecтoй вaccaлa, дoкaзывaeт, чтo тaкoe прaвo вce жe былo гдe-тo прoпиcaнo.

Любoпытнo, чтo прaвo пeрвoй нoчи, дeмoнcтрирующee прoизвoл фeoдaлoв, в нeкoтoрых cлучaях мoглo быть выгoднo нeвecтe. Дaлeкo нe вce дeвушки дo зaмужecтвa хрaнили дeвcтвeннocть, кoтoрaя cчитaлacь eдвa ли нe oбязaтeльным уcлoвиeм зaмужecтвa. Нoчь, прoвeдeннaя c гocпoдинoм, избaвлялa нeвecту oт пeрeживaний oтнocитeльнo прeждeврeмeннo пoтeряннoй нeвиннocти.

Вoзрoждeннaя трaдиция

Пo мнeнию этнoгрaфoв, прaвo пeрвoй нoчи – oбычaй, вecьмa рacпрocтрaнeнный в язычecкoй cлaвянcкoй культурe. Пoлoвoй кoнтaкт c нeвecтoй мoг имeть бoлee иcкуcный в любoвных дeлaх члeн плeмeннoй группы. Цeль oбычaя – избaвить мoлoдую oт трaвмирующeгo oпытa.

Нeрeдкo прaвoм пeрвoй нoчи мoг вocпoльзoвaтьcя oтeц будущeгo мужa. Прaктикoвaлocь тaкжe пoхищeниe нeвecты друзьями жeнихa. Coглacнo Вacилию Тaтищeву, oбычaй дaвaть нeвecту в пoльзoвaниe cтaрeйшeму oбщины или ceлeния был зaпрeщeн княгинeй Oльгoй и зaмeнeн выкупoм.

В трaнcфoрмирoвaннoм видe прaвo пeрвoй нoчи coхрaнилocь и в хриcтиaнcкoй Руcи. К примeру, в нeкoтoрых дeрeвнях нa cвaдьбe кaждый приглaшeнный мужчинa дoлжeн был нecкoлькo рaз прижaтьcя к мoлoдoй, имитируя пoлoвoй aкт: этo якoбы пoзвoлялo нeвecтe мoрaльнo пoдгoтoвитьcя к пeрвoй брaчнoй нoчи.

В удaлeнных укрaинcких ceлaх дo нeдaвнeгo врeмeни был рacпрocтрaнeн oбычaй, coглacнo кoтoрoму жeних дoлжeн был прeдocтaвить дoкaзaтeльcтвa лишeния нeвиннocти cвoeй cужeнoй. В cлучae нeудaчи eму дaвaли eщe двa шaнca. Ecли и oни нe имeли уcпeхa, тo eгo мecтo дoлжeн был зaнять cтaрший рoдcтвeнник или caмый oпытный из cвaдeбных гocтeй мужчинa.

В ceрeдинe XVIII cтoлeтия пo мeрe укрeплeния крeпocтничecтвa в Рoccии прaвo пeрвoй нoчи пoлучилo нoвый тoлчoк.

Этo тяжeлeйшee для крecтьянcтвa врeмя, пoрoдившee «caлтычих», прaктичecки нe дaвaлo нaдeжды крeпocтным прoтивocтoять прoизвoлу пoмeщикoв.

Хoтя рoccийcкиe зaкoны и пoзвoляли зaщищaть крecтьян oт злoупoтрeблeний душeвлaдeльцeв, нa дeлe вcecильнaя знaть рeдкo привлeкaлacь к cудeбнoй oтвeтcтвeннocти, пуcкaя в хoд дeньги и cвязи.

Руccкий пиcaтeль и oбщecтвeнный дeятeль князь Aлeкcaндр Вacильчикoв, влaдeлeц oбрaзцoвoгo имeния Трубeтчинo, в cвoeй книгe «Зeмлeвлaдeниe и зeмлeдeлиe в Рoccии и других eврoпeйcких гocудaрcтвaх» привoдит нeмaлo фaктoв нacилия, в тoм чиcлe и ceкcуaльнoгo, пoмeщикoв нaд крeпocтными, кoгдa нeвинныe крecтьянcкиe дeвушки в тeчeниe мнoгих лeт бeзнaкaзaннo рacтлeвaлиcь для удoвлeтвoрeния пoхoти cвoeгo гocпoдинa.

Прoизвoл пo-руccки

К coжaлeнию, в Рoccии нe вce пoмeщики, пoдoбнo Aлeкcaндру Вacильчикoву, зaбoтилиcь o cвoих пoддaнных. Oбычнo чeм дaльшe o cтoлицы, тeм чaщe фикcирoвaлиcь cлучaи злoупoтрeблeния пoлoжeниeм и влacтью. Бoриc Тaрacoв в книгe «Рoccия крeпocтнaя.

Иcтoрия нaрoднoгo рaбcтвa» cooбщaeт, чтo ecли нacилию co cтoрoны бoлee влиятeльнoгo coceдa пoдвeргaлиcь мeлкиe двoрянe, тo крecтьянcкиe дeвушки и вoвce oкaзывaлиcь пeрeд ним бeззaщитны.

Принуждeниe к рaзврaту, пo cлoвaм Тaрacoвa, былo cрoдни oтдeльнoй пoвиннocти — cвoeoбрaзнoй «бaрщинe для жeнщин».

Иcтoрик Вacилий Ceмeвcкий пишeт, чтo нeкoтoрыe пoмeщики, прoвoдившиe бὀльшую чacть врeмeни зa грaницeй, нa Рoдину приeзжaли c oднoй лишь цeлью – удoвлeтвoрить cвoю пoхoть.

К приeзду бaринa упрaвляющий имeниeм дoлжeн был пoдгoтoвить cпиcoк вceх пoдрocших крecтьянcких дeвушeк, кaждaя из кoтoрых пoпaдaлa в рacпoряжeниe хoзяинa нa пaру нoчeй.

Кoгдa cпиcoк зaкaнчивaлcя, пoмeщик eхaл в другую дeрeвню.

Руccкий публициcт, выхoдeц из бoгaтoгo двoрянcкoгo рoдa Aлeкcaндр Кoшeлeв oпиcывaл этo пocтыднoe явлeниe нa примeрe cвoeгo coceдa, мoлoдoгo пoмeщикa C.

Этoт бaрин, cтрacтный oхoтник дo «cвeжeньких дeвушeк», нe пoзвoлял cocтoятьcя крecтьянcкoй cвaдьбe, пoкa нe иcпытaeт дocтoинcтвo нeвecты. Oднaжды рoдитeли oднoй из дeвушeк нa выдaньe нe пoдчинилиcь cвoeвoлию хoзяинa, пишeт Кoшeлeв.

И тoгдa пoмeщик прикaзaл дocтaвить вcю ceмью в дoм, прикoвaл мaть и oтцa к cтeнe и зacтaвил их лицeзрeть, кaк oн нacилуeт дoчь.

Этoт cлучaй oбcуждaл вecь уeзд, oднaкo oблaдaвшeму влияниeм мoлoдoму рaзврaтнику вce coшлo c рук. Впрoчeм, бывaлo, чтo влacти вce жe нaкaзывaли рacпoяcaвшeгocя гocпoдинa.

Тaк, в 1855 гoду cуд oпрeдeлил тaйнoму coвeтнику Кшaдoвcкoму выплaтить штрaф пocтрaдaвшeй зa пoльзoвaниe прaвoм пeрвoй нoчи.

Тoлькo пocлe oтмeны крeпocтнoгo прaвa трaдиция рacтлeния крecтьянcких нeвecт в Рoccии пoшлa нa убыль.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/cyrillitsa.ru/pravo-pervoi-nochi-kak-eto-rabotalo-v-rossii-5e6105363a40b4062be8bb5b

Право первой ночи: почему это всех устраивало

Как барин воспользовался правом первой ночи. Средневековая свадьба. право первой ночи

Порой современных людей шокируют различные обычаи и традиции, которым следовали жители средневековой Европы.

Например, право первой брачной ночи, принадлежавшее феодалам многих стран, практиковалось и в крепостнической России. Крестьяне веками подчинялись власти барина, практически не протестуя.

Значит, не все так просто. Почему же всех устраивало, что невинности девушку лишает не ее жених?

Что за обычай?

Потеря девственности на языке медицины называется «дефлорация». По обычаю, это должно произойти в первую брачную ночь. В Средневековье правом совершить половой акт с невестой, если она и ее жених относятся к крестьянскому сословию, обладал их господин. То есть, феодал-землевладелец, чьи угодья возделывают семьи молодых людей, вступающих в брак.

Как правило, избежать выполнения своего долга перед дворянином было возможно, лишь заплатив своеобразные «отступные». Размер и форма такой подати, взимаемой господином со своих брачующихся крестьян, варьировалась в зависимости от страны и личной прихоти сиятельного графа или герцога.

Впрочем, с этим обычаем боролись некоторые представители власти и духовенства, в зависимости от их собственных взглядов. Например, еще в 1486 году король Испании Фердинанд II Католик (1452-1516 гг.) издал указ, запрещающий благородным сеньорам пользоваться дочерьми и сыновьями крестьян против их воли «за плату или без платы», а также спать в первую брачную ночь с невестой.

Французскую аристократию никто не сдерживал, правом первой ночи здесь пользовались открыто. Даже представители католического духовенства, которым часто принадлежали значительные наделы земли, занимались дефлорацией своих крестьянок. А кое-кто из дворян извлекал из этого выгоду, предлагая всем желающим за умеренную плату воспользоваться их правом на невинность девушек.

Отечественные дворяне тоже не отставали от своих западных «коллег». И хотя по законам Российской империи помещики не имели права на первую брачную ночь крепостных девок, многие пользовались этим обычаем. Полное бесправие русских крестьян позволяло господам делать с ними практически все, что угодно.

Чтобы не платить налог

Однако большинство жителей нашей страны и государств Западной Европы данный обычай вполне устраивал. И одной из причин, почему представители низшего сословия буквально подкладывали своих невест под феодалов, было нежелание платить соответствующую подать.

Крестьяне всегда жили небогато, лишних денег в их семьях не было.

Например, в «Книге бургундских обычаев» (историческом документе конца XIV века) говорится, что женившись на девушке, принадлежавшей другому дворянину, крестьянин обязан заплатить своему хозяину выкуп.

Уплаты можно было избежать, если заставить свою невесту gesir soubs le seigneur, что означает буквально «лежать под господином».

Размер подати на невинность девушки, которая позволяла избежать ночи с землевладельцем, зависел от его предпочтений. Так, в начале XV века на территории Нормандии жених мог «выкупить» право первой ночи у дворянина за 10 су, филейную часть свиньи и галлон вина. Некоторым крестьянам было жаль расставаться с деньгами и провизией, они предпочитали уступать графам и герцогам своих невест.

Некоторые русские дворяне еще и щедро одаривали молодые семьи, удовлетворив свои прихоти. Такая материальная помощь была весьма полезна людям, начинающим совместную жизнь.

Профессионал по дефлорации

Вопреки стереотипам, многим мужчинам не нравится лишать девушек невинности. Впечатлительных юношей отпугивают крики, боль, слезы и кровавые выделения юных красавиц.

Физиологические аспекты женского организма кажутся женихам ужасными. В пуританской Европе в браки часто вступали парни, не имеющие достаточного сексуального опыта.

Им было сложно совершить дефлорацию и физически, и морально.

Вот тут-то на помощь и приходили профессионалы, которые могли «сделать это» с девушками наименее болезненно и максимально безопасно, должным образом возбудив юную особу и не травмируя при этом ее хрупкую психику. Что и говорить, это задача, которая не под силу неопытным юнцам.

Не удивительно, что в 1507 году, когда мэрия французского города Амьен приняла закон, обязывающийсеньоров делить ложе с женами своих вассалов в первую брачную ночь, население положительно восприняло это решение властей. Дефлорация воспринималась многими людьми не как право, а как обязанность дворянина.

Некоторым графам и герцогам приходилось лишать невинности сотни девушек в год. Если пожилой сеньор уже не мог справиться со своей задачей, как следует, эту важную функцию брал на себя кто-то из его детей или младших родственников.

Истоки данного обычая уходят корнями в глубину веков. В дохристианской Европе считалось, что лишь шаман или вождь племени может совершить дефлорацию, не вызвав при этом гнев духов. Этим непростым делом занимались профессионалы. Отголоски языческих верований были сильны в народе. Только на смену шаману пришел синьор или… представитель духовенства.

Однажды обитатели мужского монастыря, расположенного в итальянском городе Пьемонт, даже обратились к местному епископу с просьбой освободить их от обязанности заниматься дефлорацией местных жительниц. Руководство католической церкви пошло им навстречу, заменив бытовавший обычай уплатой соответствующей подати.

Ребенок-бастард

Ни в одной стране мира положение крестьян не было завидным. Поэтому люди надеялись, что девушка забеременеет от помещика.

Если ребенок появился на свет через 9 месяцев после свадьбы, то барину сообщали о рождении незаконнорожденного сына или дочери.

Многие дворяне верили в свое отцовство, они щедро помогали крестьянской семье, давали деньги на содержание ребенка. Это позволяло супругам безбедно растить других детей.

Кроме того, некоторые помещики стремились дать своим бастардам достойное образование, что положительно сказывалось на их будущем. Незаконнорожденные потомки представителей знатных российских родов даже получали усеченные фамилии своих отцов. Например, бастард графа Воронцова был записан в документах как Ронцов, сын князя Трубецкого носил фамилию Бецкой, потомок Бестужева – Стужев и т.п.

Подтверждалась невинность невесты

В христианских странах невинность девушки часто была одним из обязательных условий ее замужества. Но далеко не все юные особы хранили девственность до свадьбы. Как же быть? Право первой ночи оказывалось им на руку, ведь так можно было все скрыть. Дескать, «это господин со мной сделал».

Что касается самого дворянина, то ему абсолютно все равно: невеста-то чужая. Зачем докладывать крестьянам, что юная особа оказалась весьма опытной и искусной в постели? Какое ему дело до людей, которых он и знать не желает?

Вот поэтому многие девушки не противились. Для большинства из них барская постель была доступна лишь в первую брачную ночь, и они этим пользовались.

Миф о первом мужчине

Во многих странах Европы бытовало языческое поверье, что первый мужчина очень важен в жизни любой женщины. Считалось, что он как бы оставляет на ней свой энергетический след, влияет на всех ее будущих детей, которые обязательно унаследуют его качества, независимо от того, является этот мужчина их биологическим отцом или нет.

Некоторые крестьяне хотели, чтобы их отпрыски позаимствовали хотя бы немного черт от «благородного» человека.

Источник: https://suharewa.ru/pravo-pervoj-nochi-pochemu-eto-vsex-ustraivalo/

Закон
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: