Исполнение обязательств по государственному (муниципальному) контракту. Не исполнение обязательств по оплате контракта может привести

Ответственность за ненадлежащее исполнение контракта заказчиком или поставщиком по 44-ФЗ: штрафы и пени за просрочку

Исполнение обязательств по государственному (муниципальному) контракту. Не исполнение обязательств по оплате контракта может привести

После выбора исполнителя закупки стороны подписывают контракт, условия которого вкупе с положениями закона 44-ФЗ накладывают ряд обязательств на исполнителя и заказчика.

Права и обязательства заказчика и исполнителя

Вне зависимости от предмета закупки исполнитель обязан:

  • информировать заказчика о процессе исполнения контракта на любой стадии;
  • соблюдать сроки исполнения обязательств;
  • соблюдать требования заказчика и отраслевых нормативов к качеству поставляемого товара, оказываемой услуги или выполняемой работы.

При этом исполнитель может расторгнуть госконтракт, если заказчик необоснованно занизил цену контракта после его подписания или систематически пропускал промежуточные платежи в пользу исполнителя.

Также исполнитель вправе привлекать независимых экспертов для оценки качества товара или услуги, если считает претензии заказчика необоснованными, и требовать выплаты пеней за просрочку выплаты по контракту.

Заказчик при этом обязуется:

  • соблюдать сроки публикации закупочной документации в ЕИС;
  • проводить экспертизу поставленного товара или услуги и составлять акт приемки;
  • оплачивать работу исполнителя и своевременно возвращать сумму обеспечения закупки.

При нарушении контракта исполнителем заказчик имеет право на возмещение убытков и выплату неустойки в свою пользу. Расторгнуть контракт в одностороннем порядке заказчик имеет право только в случае, если исполнитель не исправит допущенные нарушения в течение 10 дней с момента получения письменного требования от заказчика.

Важно учесть, что заказчик имеет право принять товары, услуги или работы ненадлежащего качества, не взыскивая с исполнителя неустойку, если такое принятие не нанесет ущерб государству или обществу.

Правовое регулирование

Ответственность сторон по госконтракту регулируется:

Ст. 34 закона 44-ФЗ определяет меры гражданской ответственности сторон и порядок расчета пени за просрочку исполнения условий контракта, Постановление № 1042 устанавливает правила расчета штрафа за низкое качество предоставленных товаров или услуг, а КоАП определяет наказания для сторон за нарушение закона 44-ФЗ при исполнении госконтракта.

Типичные нарушения и взыскания

Исполнитель госконтракта чаще всего допускает два вида нарушений:

  • просрочка исполнения условий контракта;
  • поставка товаров или оказание услуг низкого качества.

При нарушении сроков исполнения контракта исполнителем заказчик взыскивает пени, а за ненадлежащее качество исполнения обязательств исполнитель выплачивает штраф. Кроме того, заказчик вправе взыскать с исполнителя убытки, понесенные из-за нарушения условий контракта.

Если нарушение условий исполнения контракта принесло вред обществу или государству (например, когда исполнитель нарушил сроки ремонта городских коммуникаций), то ответственные за нарушение должностные лица исполнителя подвергаются административному штрафу в размере от 5 до 15 процентов от стоимости неисполненных обязательств, но не менее 30000 рублей. При этом организация исполнителя выплачивает штраф в размере 100-300% от цены контракта, но не менее 300000 рублей (ч. 7 ст. 7.32 КоАП).

Заказчики допускают следующие нарушения:

  • нарушение сроков оплаты исполненных обязательств по госконтракту;
  • незаконное расторжение контракта в одностороннем порядке;
  • нарушение порядка приемки товара.

За просрочку оплаты назначаются пени в пользу исполнителя, за расторжение контракта без законных оснований – административный штраф в размере 50000 рублей для должностных лиц и в размере 200000 рублей – для организации заказчика (ч. 6 ст. 7.32 КоАП).

Если заказчик не составил акт приемки, то он подвергается штрафу в размере 20000 рублей, а если принял некачественный товар, что привело к растрате бюджетных средств, то сумма штрафа составит от 20000 до 50000 рублей.

Расчет неустойки по 44-ФЗ

Пени, выплачиваемые заказчиком при просрочке оплаты и исполнителем при просрочке исполнения обязательств, составляют 1/300 ключевой ставки ЦБ от цены контракта за каждый день просрочки. Размер ключевой ставки с 2018 года равен 7,75.

Например, цена контракта на ремонт здания МУПа составляет 1000000 рублей, подрядчик отремонтировал 75% здания в срок, а остальную часть – с опозданием на неделю. Размер пени составит:

(100% – 75%) * 1000000 * (7 дней) * (1/300 * 7,75%) = 452 рубля.

Штраф за некачественно выполненные обязательства зависит от цены контракта и составляет:

  • 3% цены контракта, если она не превышает трех миллионов рублей;
  • 2% – если цена контракта от 3 до 10 миллионов рублей;
  • 1% – если цена выше 10 миллионов рублей.

Если победителем закупочной процедуры является лицо, предложившее самую высокую цену за право заключения госконтракта, то штраф составит:

  • 10% – при цене контракта до 3 миллионов рублей;
  • 5% – при цене контракта от 3 до 50 миллионов рублей;
  • 1% – при цене контракта более 50 миллионов рублей.

Важно учесть, что если только часть обязательств контракта исполнена некачественно, то процент штрафа рассчитывается только от стоимости этой части, на не цены всего контракта.

Штраф может взыскиваться в твердой сумме, если некачественно выполненные условия контракта не имеют материального выражения. Сумма штрафа в таком случае составит:

  • 1000 рублей – если цена контракта меньше 3 миллионов рублей;
  • 5000 – при цене от 3 до 50 миллионов рублей;
  • 10000 – при цене от 50 до 100 миллионов рублей;
  • 100000 – при цене свыше 100 миллионов рублей.

Размер убытков, причиненных заказчику из-за просрочки или некачественного исполнения госконтракта, определяется арбитражным судом на основе данных, представленных проверяющими товары или услуги экспертами.

Как избежать взыскания

Решение о присуждении пени или штрафа принимается арбитражным судом, в ходе которого устанавливаются виновные в нарушении контракта и обстоятельства нарушения.

Согласно ч. 9 ст. 34 закона 44-ФЗ, нарушившая контракт сторона освобождается от выплаты неустоек в пользу контрагента, если сможет доказать, что нарушение условий контракта было допущено по причине:

  • действия непреодолимой силы (например, стихийного бедствия);
  • противоправных действий контрагента.

В качестве доказательств невиновности в нарушении госконтракта исполнитель может предоставить копии отказов заказчика в проведении независимой экспертизы товара или услуги, показания свидетелей о предоставлении услуги заказчику в срок и отказе составлять акт приемки и т. д.

Уменьшить размер неустойки исполнитель или заказчик может только в случае, если контрагент сознательно ее завысил, или если сумма неустойки превысила стоимость неисполненных обязательств, согласно ст. 333 ГК РФ.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/otvetstvennost-za-neispolnenie.html

Влияние коронавируса (COVID-19) на исполнение договорных обязательств

Исполнение обязательств по государственному (муниципальному) контракту. Не исполнение обязательств по оплате контракта может привести

Пандемия коронавируса (COVID-2019)1, затронувшая на сегодняшний день более 150 стран и территорий по всему миру, уже оказала и продолжает оказывать существенное влияние на мировую экономику.

В таких условиях российский бизнес неизбежно сталкивается, с одной стороны, с необходимостью исполнять эпидемиологические требования и ограничения, введенные российскими и иностранными государственными органами, а, с другой стороны, с проблемами обеспечения исполнения текущих контрактов, в том числе внешнеторговых.

В настоящем информационном письме мы постарались затронуть наиболее актуальные вопросы о юридических последствиях пандемии коронавируса для действующих и будущих коммерческих договоров, заключаемых российскими компаниями.

1. Освобождение от исполнения обязательств или от ответственности за его нарушение в связи с эпидемией коронавируса

1.1 Обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор)

В соответствии с п. 3 ст. 401 ГК РФ обстоятельства непреодолимой силы – это чрезвычайные и объективно непредотвратимые при данных условиях обстоятельства, наступление которых исключает ответственность за неисполнение или нарушение обязательства.

Для освобождения должника от ответственности за неисполнение обязательств необходимо доказать, что невозможность исполнения соответствующих обязательств была вызвана обстоятельствами непреодолимой силы, то есть в данном случае эпидемией коронавируса и/или принятыми в связи с ее распространением ограничительными мерами.

К обстоятельствам непреодолимой силы судебная практика относит эпидемии и пандемии2.

Действующее законодательство3 под «эпидемией» понимает инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих, то есть инфекционные заболевания человека, характеризующиеся тяжелым течением, высоким уровнем смертности и инвалидности, быстрым распространением среди населения. Перечень таких заболеваний утвержден Правительством РФ4, и в данный перечень включена коронавирусная инфекция (2019-nCoV)5.

Следует отметить, что в связи с распространением коронавирусной инфекции отдельные субъекты РФ ввели режим повышенной готовности и установили ряд ограничений предпринимательской деятельности. Так, 5 марта 2020 г.

Мэром Москвы издан Указ № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» (далее – «Указ № 12-УМ»), которым установлены специальные меры по предотвращению распространения коронавирусной инфекции на территории Москвы, которые включали обязательную самоизоляцию на дому для прибывших из определенных стран, и ряд других ограничений.

14 марта 2020 г. в Указ № 12-УМ были внесены изменения, в соответствии с которыми распространение коронавирусной инфекции (2019-nCoV) признано чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, которое повлекло введение режима повышенной готовности, который, в свою очередь, является обстоятельством непреодолимой силы6.

Аналогичное положение содержится в Постановлении Губернатора Московской области от 12 марта 2020 г. № 108-ПГ, которым введен режим повышенной готовности на территории Московской области (в редакции Постановления от 13 марта 2020 г. № 115-ПГ).

Указанными нормативными актами в качестве обстоятельства непреодолимой силы названа не сама коронавирусная инфекция, а режим повышенной готовности, введенный органами государственной власти субъектов РФ для предотвращения ее распространения.

По состоянию на 19 марта 2020 года режим повышенной готовности введен на территории всех субъектов РФ7.

На федеральном уровне режим повышенной готовности не введен, а сама эпидемия коронавируса не названа форс-мажором в отношении всех коммерческих ситуаций. Напротив, согласно подходу судебной практики такой режим определяет только деятельность органов управления и, в отличие от режима чрезвычайной ситуации, форс-мажором, как правило, не признается8.

В то же время, в попытке помочь бизнесу выйти из кризисной ситуации федеральные органы государственной власти и негосударственные объединения принимают акты и разъяснения, позволяющие сторонам квалифицировать коронавирусную инфекцию в качестве форс-мажора в определенных обстоятельствах.

В частности, на данный момент Минфин РФ и ФАС РФ выпустили разъяснения о признании коронавируса форс-мажорным обстоятельством при выполнении государственных закупок9 (соответствующий акт готовится и на уровне Правительства РФ10), а Торгово-промышленная палата РФ уже выдает свидетельства о форс-мажоре из-за коронавируса при срыве экспортных поставок. Кроме того, Минфин РФ призывает не привлекать к ответственности резидентов, которые не могут обеспечить своевременную репатриацию валютной выручки по причине форс-мажорных обстоятельств, обусловленных, в том числе мерами, принимаемыми правительствами иностранных государств по борьбе с распространением коронавирусной инфекции11, а Минэкономразвития РФ подготовило законопроект, согласно которому правительство получит право вводить мораторий на возбуждение дел о банкротстве организаций при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также существенном изменении курса рубля12.

Тем не менее, принимая во внимание, что на данный момент российскими органами государственной власти еще не введены карантинные меры в полном объеме, вопрос о возможности эпидемии и текущих ограничений вызвать невозможность исполнения обязательств будет разрешаться судами в каждом конкретном случае.

1.2 Объективная невозможность исполнения обязательства

Наступление обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажора) исключает ответственность за нарушение обязательства, но не прекращает его действие. В отличие от форс-мажора, в случае объективной невозможности исполнения, обязательство прекращается автоматически (п.1 ст. 416 ГК РФ и ст. 417 ГК РФ).

Невозможность исполнения должна быть вызвана наступившим после возникновения обязательства обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает13 (к примеру, акт органа государственной власти или местного самоуправления, устанавливающий эпидемиологические ограничения).

Невозможность исполнения должна быть фактическая, объективная и окончательная (перманентная)14.

Соответственно, акты органов государственной власти и местного самоуправления, принятые для предотвращения распространения коронавирусной инфекции и препятствующие исполнению гражданско-правовых обязательств, могут быть квалифицированы судами в качестве основания для прекращения соответствующих обязательств.

1.3 Существенное изменение обстоятельств

В случае, если в связи с распространением коронавирусной инфекции обстоятельства исполнения договора изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях, суд по требованию стороны договора вправе прекратить или изменить условия договора в связи с существенным изменением обстоятельств (ст. 451 ГК РФ).

Для удовлетворения иска об изменении или расторжении договора стороне необходимо доказать наличие условий, перечисленных в п. 2 ст. 451 ГК РФ, в частности непреодолимость возникших изменений и нарушение соотношения имущественных интересов сторон в случае дальнейшего исполнения договора в первоначальном виде.

Что касается квалификации эпидемий в контексте существенного изменения обстоятельств, то судебная практика немногочисленна15, что однако не препятствует судам применять ст.451 ГК РФ в текущей ситуации распространения коронавирусной инфекции.

2. Договорные инструменты снижения рисков неисполнения обязательств

Стремительное распространение коронавирусной инфекции и существенный объем мер, принимаемых на уровне государств по всему миру, объективно вынуждают участников гражданского оборота внимательнее относиться заключаемых договоров для обеспечения надлежащего исполнения обязательства и распределения потенциальных рисков, связанных с его неисполнением.

Мы рекомендуем использовать следующие договорные конструкции, которые помогают сторонам обеспечить правовую определенность на случай возникновения непредвиденных ситуаций в ходе исполнения договора.

2.1 Условия о форс-мажоре и существенном изменении обстоятельств

Следует помнить, что регулирование п.3 ст. 401 ГК РФ и ст. 451 ГК РФ носит диспозитивный характер.

Это означает, что стороны вправе как исключить применение указанных институтов к заключенному договору, так и урегулировать их дополнительно своим соглашением (к примеру, предусмотреть сроки для уведомления о наступлении обстоятельств непреодолимой силы или согласовать порядок предоставления доказательств наступления такого обстоятельства).

Однако, следует иметь в виду, что отсутствие оговорки о форс-мажоре или существенном изменении обстоятельств в действующем договоре само по себе не свидетельствует о невозможности использования указанных институтов в условиях пандемии коронавирусной инфекции.

2.2 Возмещение имущественных потерь (406.1 ГК РФ)

Распространение коронавирусной инфекции приводит к ограничениям авиа и железнодорожного сообщения, торговым ограничениям и запретам, что влечет существенные издержки и потери для одной или для каждой сторон.

Такими потерями могут выступать, например, потери, вызванные невозможностью исполнения обязательства, предъявлением требований третьими лицами или органами государственной власти к стороне или к третьему лицу и т.

п.

Стороны вправе предусмотреть порядок компенсации таких издержек через механизм возмещения имущественных потерь16.

В отличие от возмещения убытков по правилам статей 15 и 393 ГК РФ возмещение потерь по правилам статьи 406.1 ГК РФ осуществляется вне зависимости от наличия нарушения обязательства соответствующей стороной и независимо от причинной связи между поведением этой стороны и подлежащими возмещению потерями17.

Допустимо как указания в договоре конкретной суммы возмещения имущественных потерь, так и порядка ее определения.

2.3 Отказ от договора

Помимо обязательства по возмещению имущественных потерь стороны вправе предусмотреть право на односторонний отказ от исполнения обязательства, также являющийся одним из способов минимизации рисков в связи с последствиями эпидемии коронавируса. В большинстве случаев за отказ от договора может быть установлена плата.

2.4 Одностороннее изменение условий договора

В случае если стороны не хотят включать право на односторонний отказ от договора, либо другая сторона не соглашается вступать в договор на подобных условиях, можно предусмотреть право одностороннего изменения условий договора (к примеру, перенос даты оказания услуг или сроков поставки).

Таким образом, в настоящее время существует высокий уровень неопределенности в отношении операций по действующим договорам, исполнение которых может оказаться под вопросом или невозможным.

Компаниям необходимо очень внимательно следить за развитием ситуации вокруг пандемии, принимаемым нормативными актами в связи с ней и оперативно реагировать на изменяющиеся обстоятельства, в том числе внося изменения в действующие договоры, которые стороны предполагали исполнять в других обстоятельствах, либо своевременно прекращая их. При этом действия сторон в любом случае должны соответствовать принципам разумности и добросовестности.

1 11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения объявила, что распространение нового коронавируса (COVID-19) достигло стадии пандемии.

2 Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 03 мая 2012 г. № ВАС-3352/12 по делу № А40-25926/2011-13-230; Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 06 февраля 2019 г.

№ Ф09-8477/18 по делу № А76-30210/2016; Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 августа 2019 г. № Ф03-3458/2019 по делу № А04-9007/2018; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 01 апреля 2016 г.

№ Ф05-1154/2016 по делу № А40-97911/15-121-785.

3 11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранениАбзац 17 ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

4 11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранениПостановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих».

5 Постановление Правительства РФ от 31 января 2020 г. № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих».

6 П. 1.6 Указа Мэра Москвы от 14 марта 2020 г. № 20-УМ «О внесении изменений в Указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ».

7 Источник: https://tass.ru/obschestvo/8027563

8 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2020 по делу № А04-3320/2019.

Источник: https://www.alrud.ru/publications/5e7b62695413e13fda3a4d92/

Закон
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: