Фз о науке и научно технической деятельности. Законодательная база российской федерации

Законодательное регулирование науки в России. Досье

Фз о науке и научно технической деятельности. Законодательная база российской федерации

ТАСС-ДОСЬЕ.

13 июня на заседании экспертного совета по нормативно-правовому обеспечению развития прикладной науки и внедрению инновационных технологий при комитете Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству прошло обсуждение проекта нового закона о науке – “О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации”.

Законопроект представил директор департамента науки и технологий Минобрнауки Сергей Матвеев. Ныне действующий основополагающий законодательный акт, регулирующий научную деятельность, был принят более 20 лет назад и, по оценкам экспертов, успел устареть.

Законодательство о науке в СССР

В Советском Союзе регулирование развития науки осуществлялось на основе партийно-государственных решений. Конкретного закона в области научной деятельности не было. Структура управления наукой строилась по территориально-производственному принципу. Отраслевые научные институты и вузы подчинялись соответствующим министерствам и ведомствам.

Оборонную тематику и исследования в соответствующих НИИ и конструкторских бюро координировала Государственная комиссия Совета министров СССР по военно-промышленным вопросам (1957-1991). Организатором фундаментальных научных исследований была Академия наук СССР. Кроме того, существовали отраслевые академии наук, которые подчинялись различным министерствам и ведомствам.

В разные годы существовали также общегосударственные органы по науке, в компетенцию которых входили общие вопросы: Особый временный комитет науки при Совете народных комиссаров СССР (1922-1924), Комитет по заведованию учеными и учебными учреждениями при Центральном исполнительном комитете СССР (1926-1938), Государственный комитет по новой технике (1955-1957), Государственный научно-технический комитет (1957-1961), Госкомитет по координации научно-исследовательских работ (1961-1965), Госкомитет по науке и технике (с 1965 г.). При Совете министров СССР работали Комитет по делам изобретений и открытий (с 1956 г.), Высшая аттестационная комиссия (с 1974 г.; занималась присуждением ученых степеней и присвоением ученых званий).

В 1990 г. Госкомитет по науке и технике подготовил проект закона “О государственной научно-технической политике СССР”, который должен был регламентировать общие вопросы планирования и регулирования научной деятельности. Из-за распада СССР закон не был утвержден.

Законодательное регулирование науки в России

Первыми документами, регулирующими научную деятельность в РФ, стали Доктрина развития российской науки (утверждена указом президента РФ от 13 июня 1996 г.

) и федеральный закон “О науке и государственной научно-технической политике” (подписан президентом РФ 23 августа 1996 г.) Закон о науке 1996 г. стал базовым законодательным актом, регулирующим научную деятельность.

С момента принятия документа в него внесены изменения и дополнения 37 федеральными законами. Последние поправки в закон были внесены 23 мая 2016 г.

В настоящее время помимо федерального закона о науке (1996) отношения в сфере науки, технологий и инноваций регулируются нормами Конституции, Трудового и Гражданского кодексов, федеральными законами “О статусе наукограда Российской Федерации” (1999), “О промышленной политике в Российской Федерации” (2014), “О передаче прав на единые технологии” (2008), “О Фонде перспективных исследований” (2012), “Об инновационном центре “Сколково” (2010) и др. (всего более 25 законодательных актов).

Кроме того, в разное время были приняты следующие программные документы:

– Концепция реформирования российской науки на период 1998-2000 гг.;

– Основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу;

– Основные направления политики РФ в области развития инновационной системы на период до 2010 г.;

– Приоритетные направления развития науки, технологий и техники РФ на период до 2010 г.;

– Стратегия развития науки и инноваций в РФ на период до 2015 г.;

– Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 г.;

– федеральная целевая программа “Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 гг.”;

– Стратегия научно-технологического развития РФ (2016).

Ответственным за государственную политику и нормативно-правовое регулирование в данной сфере является Минобрнауки.

Разработка нового закона о науке

Решение о разработке концепции нового закона “О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации” было принято 31 января 2014 г. на заседании совета по вопросам образования и науки Госдумы при участии министра образования и науки Дмитрия Ливанова.

По итогам заседания решением председателя Госдумы Сергея Нарышкина в парламентском комитете по науке и наукоемким технологиям была образована рабочая группа по подготовке концепции проекта нового закона.

В ее состав вошли депутаты, представители Минобрнауки, Общественной палаты, РАН и других государственных академий наук, научных институтов, университетов и т.д.

В ноябре 2014 г. Минобрнауки представило макет структуры нового закона, а в феврале 2015 г. был предложен доработанный макет с детализацией отдельных статей. 1 марта 2016 г.

министерство опубликовало концепцию проекта федерального закона “О научной, научно-технической и инновационной деятельности”. Минобрнауки продолжило разработку законопроекта и после смены руководства: в августе 2016 г.

Ливанова на посту министра образования и науки сменила Ольга Васильева. В августе того же года закон был внесен на рассмотрение правительства.

26 апреля 2017 г. первое обсуждение законопроекта прошло на уровне экспертного совета профильного комитета Госдумы.

Причины принятия нового закона, планируемые нововведения

11 февраля 2014 г. на первом заседании рабочей группы по законопроекту председатель комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям Валерий Черешнев высказал мнение, что в новом законе необходимо отразить процедуру формирования приоритетов развития науки и бюджетную защищенность проводимых в соответствии с ними исследований.

Руководитель рабочей группы, председатель подкомитета Госдумы по государственной научно-технической политике этого комитета Александр Дегтярев в своем выступлении обратил внимание на то, что новый закон призван “сформировать институциональную основу для эффективной деятельности всех субъектов правоотношений в сфере науки”, “обеспечить социальные и профессиональные права и гарантии ученым” и “создать условия для внедрения инновационного механизма развития самой научной сферы в целом с учетом вызовов времени”.

Также Александр Дегтярев обратил внимание на необходимость урегулирования понятийного аппарата и его правоприменения, поскольку до сих пор существовали разные толкования понятий “научная деятельность”, “фундаментальная наука”, “прикладная наука”, “академическая наука”, “вузовская наука”, “поисковые исследования”.

В июня 2015 г. первый замминистра образования и науки РФ Наталья Третьяк представила доклад “Правовое регулирование научной деятельности: проблемы и пути решения” и рассказала о работе Минобрнауки по модернизации правовой базы.

Замминистра подчеркнула, что существующий закон о научной деятельности не отвечает жизненным реалиям: “он объективно превратился в бессистемный правовой акт, не способный обеспечить последовательного, целостного и непротиворечивого механизма регулирования современной научной, научно-технической и инновационной деятельности”.

Наталья Третьяк назвала одним из важнейших нововведений законопроекта определение правового статуса ученого.

Согласно концепции законопроекта, ключевыми задачами нового закона о науке являются минимизация директивного управления этой сферой, создание конкурентных и комфортных условий для занятия наукой, возможностей саморазвития и саморегулирования национальной научно-технологической системы.

18 мая 2016 г. на заседании совета по образованию Госдумы, касаясь нового закона о науке, Ливанов подчеркнул: “Наша цель – создать комфортные условия для научного творчества, для профессиональной, личностной самореализации тех, кто занимается наукой, установить понятные принципы научной карьеры”.

В феврале 2017 г.

в беседе с журналистами Васильева сказала: “Я убеждена, что создание открытой, современной, компактной и технологичной системы управления наукой, позволяющей активно взаимодействовать исследователям, разработчикам, предпринимателям, органам власти, – это ключевая задача”. Комментируя необходимость создания нового законодательства о науке, Васильева отметила, что закон 1996 г. “не позволяет решать задачи”, поставленные Стратегией научно-технологического развития РФ, подписанной 1 декабря 2016 г.

В апреле 2017 г. стало известно, что новый законопроект предполагает упрощение процедуры присуждения научных степеней – планируется узаконить их присвоение по совокупности опубликованных работ. 

Источник: https://tass.ru/info/4332973

Закон о науке

Фз о науке и научно технической деятельности. Законодательная база российской федерации

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Новые знания необходимы человечеству для развития, понимания и усовершенствования мира. Исследования в медицине, образовании и других сферах жизнедеятельности человека регламентируются Федеральным Законом Российской Федерации.

Федеральный Закон «О науке и государственной научно-технической политике» N 127-ФЗ был принят Государственной Думой РФ и одобрен Советом Федерации 7.08.1996 года. Регламент подразумевает отношения между научными деятелями, государственными органами и потребителями научно-технических работ, исследований, услуг.

Закон гласит, что у сотрудников научной деятельности есть право выбора на проведение интересующих исследований, а также:

  • свода выбора в тематике и способе экспериментальных работ;
  • защита от недобросовестной конкуренции;
  • понимание риска;
  • доступ к любой информации, за исключением секретной (подробнее этот пункт описан в статье №3 ФЗ О науке).

Научный деятель, это гражданин Российской Федерации (кстати, узнайте о законе РФ о гражданстве), который имеет определенную научную степень (кандидат, доктор, доцент или профессор). Квалификация присуждается по результатам аттестации. По закону, ученый имеет право на:

  • признание авторства;
  • получение вознаграждения за свою деятельность, например за собственное изобретение;
  • выплату процента за реализацию своего конечного продукта;
  • занятие собственной предпринимательской научной деятельностью;
  • принимать участие в научных исследованиях, конференциях и коллоквиумах;
  • финансирование своих исследований за счет государства;
  • участие в конкурсах и проектах;
  • дополнительное образование.

Для присвоения научной степени кандидатам необходимо написать диссертацию и иметь высшее образование. Допускаются магистры и аспиранты.

Доктор наук — это следующая ступень в квалификации научно-технических работников (статья 4 ФЗ о науке).

Для защиты научной работы создается аттестационная комиссия, которая дает оценку, а также принимает решение о присвоении или лишении ученой степени кандидата.

Для подтверждения документа о научной степени необходимо его заверить юридически. Это обязательно для иностранных сотрудников или признание документов действительными в другом иностранном государстве. По закону подтверждение документов осуществляется на основе письменного заявления соискателя (Статья №6 ФЗ-127).

Ознакомьтесь  Участие в ICO: пошаговая инструкция

Государством ежедневно рассматриваются заявления на признание наук общественно значимыми. По закону, организации имеют право на льготы, финансирование своих проектов, последующее признание и привлечение иностранных специалистов.

 Для развития проектов создаются научно-технические фонды поддержки. Основателями могут быть как физические так и юридические лица, заинтересованные в развитии науки.

Работа фонда поддержки регламентируется Федеральным Законом о науке, и подразумевает:

  • формирование направлений научно-технических исследований;
  • выбор программы и академических проектов;
  • проведение экспертиз;
  • финансирование;
  • контроль процессов научно-технической деятельности;
  • сотрудничество с иностранными фондами поддержки естествознания (Статья 15.1 от 27.12.2000 года, ФЗ о науке).

Изменения в закон вносились в 2011 году. Они определяют аспекты бюджетной организации научно-технической деятельности — грантов. Финансирование проектов допускается иностранными фондами поддержки, и регламентируется законодательством Российской Федерации (Статья №2, ФЗ о науке).

Важно! Под номером 127 в РФ так же существует важный закон о несостоятельности граждан и банкротстве. Ознакомиться с основными положениями можно тут: 

Последние изменения в законе о науке

ФЗ о научной деятельности был дополнен 18 мая 2016 года. Последняя редакция затронула статью №4, в которой говорится о передаче университетам полномочий самостоятельно регулировать часть процессов по защите академических работ.

Московский и Санкт-Петербургский государственные университеты, а так же другие высшие учебные заведения, которые достигли результатов в подготовке и реализации научно-технической деятельности, вправе самостоятельно утверждать положения о советах по защите ученых диссертаций. Так же, университеты имеют право:

  • регламентировать правила присуждения академической степени;
  • устанавливать критерии которым должны соответствовать диссертации;
  • Данные университеты принимают решения о предоставлении и лишении ученых степеней.

Закон о науке и научной деятельности 127

Федеральный Закон «О науке и государственной научно-технической политике» регламентирует проведение академических исследований и деятельность организаций на основе требований.

Скачать ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» 127 по ссылке

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Источник: https://210fz.ru/zakon-o-nauke/

Закон о науке и государственной научно-технической политике

Фз о науке и научно технической деятельности. Законодательная база российской федерации
Бесплатная консультация юриста по телефону:

Научная деятельность в Российской Федерации регулируется сразу несколькими документами. Один из основных – ФЗ № 127 «О науке и государственной научно-технической политике», успешно действующий на протяжении более двадцати лет.

Общие сведения

ФЗ о научной деятельности поступил на рассмотрение членам Государственной Думы в 1996 году. 12 июля народные избранники приняли проект. 7 августа его одобрили члены Совфеда.

«Свежая» редакция закона появилась в 2016-м (23 мая). Она получила законодательную силу 1 июля 2017 года. Федеральный закон от 23.08.

1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» состоит из пяти глав и восемнадцати статей.

Структура документа включает описание взаимосвязей между работниками научной сферы, представителями властей и лицами, которые являются пользователями результатов научных исследований и полученных в их результате продуктов и услуг.

Также читайте о последних изменениях в Федеральном законе №102 здесь:

Юридический акт номер 127 предполагает полномочия сотрудников сферы науки в поиске и определении тем для осуществления научных изысканий, включая:

  1. Свободу выбора в вопросах предмета и методов опытных работ и исследований;
  2. Право на защиту от недобросовестной конкуренции;
  3. Осознание возможных рисков в процессе проведения работ;
  4. Право на получение необходимых данных, кроме тех, которые не подлежат разглашению в соответствии с законодательством РФ.

Закон № 127 определяет, что научным деятелем следует называть лицо, имеющее научную степень уровня кандидата, доктора, доцента или профессора. Присуждение данного звания проходит в соответствии с итогами соответствующей аттестации. В перечень законных привилегий научных работников входят следующие аспекты:

  • Закрепление авторских прав на созданные труды и исследования;
  • Прерогатива на компенсацию за результаты своей деятельности;
  • Право на процент от выработки по итогу реализованного конечного продукта научного исследования;
  • Возможность осуществлять совмещенную научно-предпринимательскую деятельность;
  • Привилегия по получению государственных дотаций на научную работу;
  • Право становиться участником научных симпозиумов, семинаров, тендеров, конкурсов и пр.;
  • Возможность получения дополнительного образования.

Поводом для присуждения научной степени является наличие высшего образования и диссертации за авторством соискателя. Получить данное звание могут лица, имеющие степень магистра или аспиранта. Вердикт о ее присвоении выносит комиссия по аттестации, которая также оценивает представленную работу.

Свидетельство о наличии научной степени должно быть юридически заверено, если соискатель планирует работать за рубежом. Данное правило также распространяется на иностранных поданных. В ст.

6 актуального закона упоминается, что процесс подтверждения документа проводится после того, как соискатель оформит заявление в письменном виде.

Для получения грантов, финансовых дотаций, а также заслуженного внимания со стороны государства и содействия от иностранных коллег, научные организации представляют заявления для признания области или проекта, над которым они трудятся, социально значимыми.

Государство поощряет развитие научной отрасли и рост числа разработок и проектов. Для этой цели идет регулярное формирование фондов поддержки. Их руководство поручается как физическим, так и юридическим лицам, если те выказывают обоснованный интерес в развитии науки. Порядок функционирования фондов включает:

  • Определение векторов в плане исследований в научно-технической сфере;
  • Детерминация программ и академических проектов;
  • Проведение анализа;
  • Выделение финансовых средств;
  • Надзор;
  • Совместная работа с зарубежными фондами поддержки.

Последние изменения, внесенные в 127 ФЗ

Изменения в ФЗ о научной деятельности произошли в мае 2016 года (23.05). Поправки, появившиеся в тексте, носят умеренный характер. Корректировке подверглась статья четвертая закона, содержание которой указывает регламент по частичному делегированию полномочий университетским организациям. Суть данных полномочий состоит в регулировании процесса защиты академических работ.

Другие поправки в законе:

  • П. 2 ст. 7 – описывается спектр полномочий органов власти и государственных научных академий в процессе определения вектора развития, а также координации научной деятельности;
  • Абзац 3 п. 2 ст. 11 – утверждается прерогатива общей гласности на этапе выбора проектов и программ научного развития и исследований, реализуемых в рамках конкурсов;
  • Абзац 7 п. 2 ст. 11 – фраза о «концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития науки» дополнена словом «технологий»;
  • Абзац 3 п. 1 ст. 12 – оформляет понятие о выборе основного курса по эволюции научного процесса и технологий в России;
  • Абзац 15 п. 1 ст. 12 – приводится информация о полномочиях правительства РФ по надзору в сфере науки и техники;
  • Абзац 1 п. 1 ст. 13 – указываются данные о процессе определения политики государства в научно-технической отрасли, включая прогноз, выбор вектора развития, рекомендаций по воплощению научных проектов в жизнь при содействии общественного обсуждения, а также на конкурсной и аналитической основе;
  • Абзац 2 п. 2 ст. 14 – дополнен словом «технологий».

Скачать закон о науке и научно-технической политике РФ

Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» будет полезен для ознакомления не только гражданам, которые уже состоялись профессионально в сфере научной деятельности, но и тем, кто только начинает свою карьеру на этом пути. Советуем изучить полную версию ФЗ номер 127 здесь.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Источник: https://lawlinks.ru/zakon-o-nauke/

Закон
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: