- Законодательство РФ о государственной гражданской службе
- Система федеральных законов в сфере гос. службы
- Современная проблематика регулирования вопросов, касающихся государственной службы в РФ
- 58 ФЗ о системе государственной службы Российской Федерации
- Общие сведения
- Последние изменения, внесенные в закон о системе государственной службы
- Скачать 58 ФЗ в последней редакции
- Госслужба в РФ – о понятии, краткое содержание, система, виды, 79 закон, вакансии, академия при президенте
- Понятие и виды
- Законодательное закрепление: кратко о 58 ФЗ и 79 законе
- Основные принципы построения и функционирования
- Система госслужбы в РФ
- Структура органов государственной власти
- Гражданская госслужба
- Военная служба РФ
- Правоохранительная
- Поступление на государственную службу, ее прохождение и прекращение
- Должности и вакансии
- : Условия поступления на госслужбу
Законодательство РФ о государственной гражданской службе
Статьей 32 Конституции Российской Федерации за гражданами закрепляется равный доступ к гос. службе. Равенство доступа обеспечивается за счет конкурсного порядка при поступлении на должность в государственной службе.
Государством гарантированы равные права и свободы граждан без ограничений, связанных с полом, расой, национальностью, языком, происхождением, имущественным и должностным положением, местом жительства, отношением к религии, убеждениями, принадлежностью к общественным объединениям или любыми другими обстоятельствами.
Согласно ст. 55 Конституции основные права и свободы граждан ограничиваются федеральными законами лишь в вопросах, относящихся к защите основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других граждан, а также обеспечения обороноспособности государства и его безопасности.
Положениями федеральных законов реализованы следующие принципы, по которым выстраивается и функционирует система гос. службы:
- принцип федерализма, суть которого заключается в обеспечении единства в системе гос. службы и соблюдения ограничений в полномочиях и предметах ведения, закрепленных конституционно, между различными государственными органами власти;
- принцип законности;
- принципы приоритетности прав и свобод граждан;
- принцип равенства в доступе всех граждан к гос. службе;
- принцип единства, объединяющий правовые и организационные основы гос. службы и реализуемый при помощи закрепления на законодательном уровне единых подходов в процессе организации и функционирования гос. службы;
- принцип взаимосвязи между государственными и муниципальными службами;
- принцип открытости в функционировании гос. служб, предполагающий наличие контроля со стороны общественности и полного информирования общественности о направлениях и результатах деятельности органов государственной власти;
- принцип профессионализма и компетентности при исполнении своих должностных обязанностей гос. служащими;
- принцип защиты, призванный оградить гос. служащих от неправомерного вмешательства в процессе их деятельности;
Замечание 1
С учетом различных особенностей и специфики функционирования федеральные законы также могут предусматривать и иные принципы в построении и функционировании различных видов гос. службы.
Опиши задание
Система федеральных законов в сфере гос. службы
Положениями ст. 71 Конституции РФ закрепляется руководство деятельностью гос. службы за Российской Федерацией. Для реализации руководящих полномочий Российской Федерацией разрабатываются и принимаются федеральные и конституционные законодательные акты, действующие на всей территории России.
ФЗ № 58 определено, что регулирование правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации реализовывается совместно с Российской Федерацией, а процесс организации полностью находится в ведении субъекта РФ.
Система федеральных законов, регулирующих вопросы гос.
службы на сегодняшний день включает в себя Закон РФ «О государственной службе», федеральное законодательство о государственной службе, антикоррупционное законодательство, законодательство в сфере защиты персональных данных и открытого доступа к информации о деятельности органов гос. власти и самоуправления, а также президентские указы и правительственные постановления, подзаконные акты, выданные федеральными органами исполнительной власти.
Современная проблематика регулирования вопросов, касающихся государственной службы в РФ
В настоящее время остается не урегулированным целый ряд вопросов, касающихся прохождения службы в некоторых государственных органах, отсутствуют, к примеру:
- квалификационные требования, касающиеся соответствия уровню профессионализма и наличия навыков, необходимых для исполнения профессиональных обязанностей;
- перечень должностей на гос. службе с установленным ненормированным служебным днем;
- примерные должностные регламенты гос. служащих;
- порядок и размеры выплат единовременных поощрений;
- порядок выплат ежемесячных надбавок в связи с особыми условиями службы;
- порядок рассмотрения вопросов, относящихся к соблюдению требований поведения на служебном месте и урегулированию конфликтов интересов гос. служащих;
- порядок информирования представителей нанимателя о факте побуждения гос. служащего к коррупционной деятельности.
Гражданская служба связана с ограничениями и поскольку согласно ст. 55 Конституции любое введение ограничений на права и свободы граждан возможно только на основании федерального закона – соответствующие ограничения вытекают из положений ФЗ №58.
Работа над созданием нормативно-правовых основ для эффективной регуляции государственной службы проходит и в настоящее время. Приняты президентские указы, которые касаются оплаты труда гос. служащих, замещающих отдельные государственные должности, федеральные законы в области пенсионного обеспечения и субсидий для гос. служащих и пр.
Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/gosudarstvennaja-i-munitsipalnaja-sluzhba/zakonodatelstvo-rf-o-gosudarstvennoj-grazhdanskoj/
58 ФЗ о системе государственной службы Российской Федерации
Бесплатная консультация юриста по телефону:
Закон о государственной службе в Российской Федерации разделяет виды госслужб, определяет их компетенции и правила организации и функционирования системы госрабочих.
Общие сведения
Федеральный закон № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» был принят Государственной Думой 25 апреля 2003 года и одобрен Советом Федерации 14 мая того же года. Законодательство было подписано президентом Российской Федерации и вступило в силу 27 мая 2003 года.
Также ознакомьтесь с последними изменениями Федерального закона №131 по ссылке:
ФЗ-58 регламентирует, в соответствии с положениями Конституции РФ, правовые и организационные основания государственной службы и устанавливает принципы управления системой госслужбы в Российской Федерации.
Закон о системе государственной службы состоит из 4 глав 19 статей. Краткое содержание по главам:
- Глава 1 определяет виды госслужбы, особенности её формирования и работы, а также устанавливает статус госслужащих и принципы ведения реестра гос. должностей;
- Глава 2 устанавливает такие общие условия госслужбы как формирование кадрового состава, особенности поступления, прохождения и прекращения, а также порядок подсчёта стажа госслужащих;
- Глава 3 предусматривает организацию управления системой, обуславливающей реализацию деятельности госработников, формирование кадрового резерва, правила финансирования и особенности военной службы иностранных граждан в Российской Федерации;
- Глава 4 состоит из единственной статьи, которая устанавливает порядок вступления настоящего закона в силу.
Государственная служба по ФЗ-58 разделяется на следующие виды:
Каждая из указанных сфер в свою очередь подразделяется на федеральную и государственную.
ФЗ №25 о муниципальной службе с последними изменениями тут:
Государственная гражданская служба определяется законом как исполнение профессиональных обязанностей граждан на постах государственных и федеральных органов управления, а также в управляющих учреждениях субъектов Российской Федерации. Особенности осуществления данной деятельности дополнительно регулируются законом № 79-ФЗ “О государственной гражданской службе в РФ”.
Военная служба — это исполнение обязанностей по профессиональной воинской и служебной деятельности граждан в составе Вооружённых Сил российской Федерации и других воинских формирований и органах, которые обеспечивают защиту и безопасность страны. Правовые основы реализации гражданского воинского долга регламентируются законодательством № 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”.
Система государственной службы строится и функционирует на основе следующих принципов:
- единство системы госслужбы и конституционное разделение управляющих полномочий между органами власти государственного и федерального значения, а также субъектами Российской Федерации;
- правомерность;
- приоритетное соблюдение прав и свобод граждан и их защита;
- равноправие;
- единые правовые и организационные основы организации госслужбы;
- взаимосвязь государственных и муниципальных служб;
- прозрачность в организации и управлении госслужб, предоставление общественности объективной информации о деятельности госработников;
- профессиональные и компетентные госработники;
- обеспечение защиты госслужащих от вмешательства в их профессиональную работу посторонних лиц, включая должностных представителей органов власти.
Осуществление данных принципов на практике обуславливается федеральными законами о гос. деятельности. Узконаправленные законодательства о видах госслужбы могут устанавливать другие принципы формирования и реализации гос. деятельности в зависимости от специальных особенностей конкретной сферы.
Законодательство регулярно подвергается редактированию в целях устранения несоответствия положений с другими правовыми актами в данной сфере, в результате которых происходит неверное толкование закона и как следствие, правовые нарушения.
Последние изменения, внесенные в закон о системе государственной службы
Последние изменения в ФЗ-58 состоялись 23 мая 2016 года в ходе принятия закона № 143-ФЗ. Данной поправкой была отредактирована статья 14, предусматривающая общую продолжительность госслужбы. Рассмотрим её содержание подробнее.
Начисление стажа госслужбы в соответствии со ст. 14 ФЗ-58 осуществляется в соответствии со следующими положениями:
- Стаж или общая продолжительность работы на госдолжностях определяется рядом федеральных законов:
- законом о конкретном виде государственной службы;
- законодательством о пенсионном обеспечении граждан РФ, которые проходили госслужбу;
- законами субъектов Российской Федерации.
- В соответствии с вышеперечисленными законодательствами, в стаж входят длительность работы на всех видах госслужбы, включая промежутки замещения должностных лиц на временной и постоянной основе.
- Персональная информация государственных служащих и данные об их деятельности и стаже регистрируются в их личных делах и соответствующих документах, в которых ведётся учёт госработников;
Персональная информация является конфиденциальной и охраняется федеральными законами.
Скачать 58 ФЗ в последней редакции
Ознакомление с положениями закона позволит избежать множества ситуаций, когда по незнанию законодательства гражданин лишается причитающихся ему преимуществ.
Для детального изучения положений Федерального закона № 58-ФЗ от 27.05.2003 “О системе государственной службы в российской Федерации” можно скачать документ в актуальной редакции, содержащей все последние изменения и поправки, по ссылке ниже.
Скачать ФЗ-58
Бесплатная консультация юриста по телефону:
Источник: https://lawlinks.ru/58-fz-o-sisteme-gosudarstvennoj-sluzhby/
Госслужба в РФ – о понятии, краткое содержание, система, виды, 79 закон, вакансии, академия при президенте
Госслужба в РФ: основные понятия и виды, законодательное отражение, принципы построения системы госслужбы и структура органов власти, условия поступления, прохождение и прекращение государственной службы.
В управлении страной задействованы многочисленные государственные учреждения. Они предназначены для обеспечения функционирования государственной системы и решения поставленных государственных задач.
Понятие и виды
Госслужба в РФ – это профессиональная деятельность работников госучреждений, направленная на выполнение конкретно поставленных задач путем реализации своих служебных полномочий различных уровней.
Сотрудники государственных учреждений именуются госслужащими. Госслужба РФ имеет несколько видов. Это:
- гражданская госслужба, в свою очередь, разделяется на гражданскую государственную службу федерального уровня и гражданскую госслужбу на уровне субъектов Федерации;
- военная служба в войсках РФ и иных специализированных воинских подразделениях государства;
- правоохранительная госслужба и служба иных видов специального назначения для обеспечения правопорядка и соблюдения законности в РФ.
Законодательное закрепление: кратко о 58 ФЗ и 79 законе
Деятельность всех госучреждений регулируется специально разработанной системой нормативного регулирования. Ее основами являются законы Федерации №58 и №79:
- Первый указанный закон (ФЗ-58) определяет организационные и правовые основы всей системы федеральной госслужбы в РФ, включая системы управления госслужбой РФ.
- Вторым законом (ФЗ-79) уточняются правовые и организационные, финансовые и экономические основы гражданской госслужбы Федерации.
Помимо этих основных законов средства нормативного регулирования госслужбы (гражданской) имеет и другие правовые инструменты. Предусмотрена и подзаконная нормативная база, которая предназначена для урегулирования вопросов, связанных с деятельностью субъектов гражданской госслужбы (Президентские Указы, Правительственные Постановления и т.д.).
Основные принципы построения и функционирования
Принципы госслужбы закреплены российской Конституцией, либо истекают из нее. Они конкретизированы федеральными законами, а также законами субъектов Федерации. Обеспечивают стабильность служебно-государственных отношений и эффективность деятельности госслужащих.
Эти принципы являются основной идеей, выражают объективные закономерности и направления осуществления компетенции, задач и целей, функций госорганов, полномочий госслужащих.
Принципы госслужбы разделяются на конституционные и организационные. К конституционным относятся:
- Принцип главенства Российской Конституции и законов федерального значения над всеми иными нормативно-правовыми актами.
- Приоритетность гражданских прав и свобод граждан РФ, их неукоснительное соблюдение, исполнение и защиту.
- Принцип целостности и единства госвласти, четкого разграничения объектов ведения между Федерацией и ее субъектами.
- Четкое разделение законодательной власти, судебной и исполнительной.
- Принцип равноправной доступности к госслужбе граждан России в соответствии с уровнем своих способностей, профподготовки и квалификации.
- Принцип, исключающий принадлежность госслужбы к партийности, религиозным и иным общественным объединениям. Госслужащие имеют право состоять в партиях, исповедовать ту или иную веру, но в целом, госслужба не имеет такой принадлежности.
К организационным принципам госслужбы относятся:
- Строгая подотчетность и подконтрольность госорганов.
- Единство требований к госслужбе, закрепленных законами и иными нормативно-правовыми актами.
- Высокий профессионализм и полная компетенция госслужащих.
- Ответственность госслужащих любого уровня за подготовку и принятие решений, ответственность за неисполнение или недобросовестное осуществление своих служебных обязанностей.
- Принцип стабильного восполнения кадрового состава госслужащих.
- Прозрачность и гласность деятельности госслужбы.
- Взаимосвязь и взаимодействие государственных и муниципальных служб.
- Защита госслужащих от противоправного вмешательства в их служебную деятельность со стороны должностных лиц, госорганов, любых физических и юридических лиц.
Система госслужбы в РФ
Система госслужбы охватывает многочисленные госорганы власти всех уровней, включая в себя (согласно 58-ФЗ) гражданскую госслужбу, военную и правоохранительную.
Госорганы государственной гражданской службы разделены на:
- Федеральные.
- Субъектов РФ.
Государственные органы разных уровней могут быть как обособлены, так и взаимодействовать. Военная и правоохранительная службы являются федеральными госслужбами.
Структура органов государственной власти
В соответствии с Российской Конституцией госвласть в РФ осуществляется по принципу разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Их органы самостоятельны. Высшие инстанции власти:
- Глава Российского государства – Президент, у которого имеется значительная концентрация власти. Он не входит в систему разделения властей, а находится над ними и осуществляет функции координатора, осуществляя общее руководство государством. Однако, частично выполняет некоторые функции каждой из ответвлений власти: руководство Правительством (исполнительная власть), издает указы, ставит свою подпись под принятыми парламентом законами (законодательная власть), принимает решение о помиловании лиц, преступивших закон (судебная власть).
- Федеральное собрание – парламент Федерации. Это орган представительный и законодательный. Состоит из двух палат – Совет Федерации и Госдума.
- Правительство РФ – исполнительный орган, подчиняющийся и Президенту, и Федеральному собранию РФ.
- Суд:
- Конституционный.
- Верховный.
- Высший Арбитражный.
Российское государство – это республика президентско-парламентского типа. Разделение госвласти на три обособленных ветви власти имеется и на уровне регионов РФ.
Гражданская госслужба
Гражданская госслужба занимает самый большой сектор из существующих, потому что представляет как федеральный уровень, так и региональный.
Современная гражданская госслужба РФ представляет собой квалифицированную профдеятельность сотрудников и специалистов разных областей по осуществлению деятельности госорганов Российской Федерации в рамках установленных полномочий, а также, деятельность лиц, занимающих федеральные госдолжности.
Гражданская госслужба никак не связана с оборонными и правоохранительными системами, иными, обеспечивающими правопорядок и соблюдение законности, государственными органами Федерации.
Она непосредственно направлена на выполнение госфункций, аппаратного управления государством. Регулируется законодательством федерального уровня.
К гражданской госслужбе причисляется и специальная гражданская служба, необходимая для выполнения специальных задач:
- таможенные органы;
- налоговые;
- финансовые;
- кредитные;
- дипломатические и другие.
Военная служба РФ
По своему назначению этот вид госслужбы приобретает статус «особый». Данный вид госслужбы РФ предназначен для выполнения задач, связанных с охраной и обороной государства.
Военная госслужба в России имеет две формы:
- Обязательная (по призыву в ряды ВС).
- Добровольная (на контрактной основе).
Военная госслужба РФ – это несение службы гражданами в войсках:
- МО РФ;
- войсках МВД;
- органах ФСБ;
- отрядах МЧС;
- ж/д войсках;
- пограничных и иных войсковых группах.
Правоохранительная
Данный вид госслужбы РФ предназначен для:
- охраны внутренних интересов граждан в области безопасности и правопорядка;
- предотвращения и предупреждения преступности, а также, ее искоренения из общества;
- защиты гражданских прав и свобод населения Федерации.
Поступление на государственную службу, ее прохождение и прекращение
Поступление на госслужбу определяется обязательными условиями, установленными законодательством РФ. Основные условия:
- наличие гражданства РФ;
- знание и владение государственным языком;
- возрастное ограничение – от 18 до 60 лет;
- наличие профобразования и достаточной квалификации, компетентности.
Причины для отказа в поступлении на госслужбу:
- решение суда о недееспособности (либо ограничении дееспособности) гражданина;
- решение суда о лишении права занимать госдолжности;
- наличие заболеваний (указанных в соответствующих спецификациях);
- отказ гражданина от проведения необходимых формальных процедур;
- родственные связи с другим госслужащим при непосредственной подчиненности между ними;
- наличие иностранного гражданства.
Поступление на госслужбу происходит на условиях контракта, заключаемого на 1-5 лет, либо на неопределенный срок, с оформлением соответствующего приказа по ведомству – назначения.
В некоторых случаях может иметь место испытательный срок (до 3 месяцев, в редких случаях до 6 месяцев).
Для присвоения госслужащему квалификационного разряда проводится аттестация (с периодичностью от 1 раза в 2 года до 1 раза в 4 года):
- По результатам аттестации определяется уровень профподготовки и решается вопрос о соответствии занимаемой должности.
- При возможности или необходимости, решается вопрос о перемещении на вышестоящую (нижестоящую или равнозначную) должность.
- Для обучения, дополнительной профподготовки и переподготовки госслужащих, существует специальная Академия при Президенте РФ. Ее полное название – Академия народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ.
Прекращение госслужбы происходит при увольнении от занимаемой должности:
- по инициативе руководителя госоргана;
- по основаниям, прописанным в трудовом законодательстве РФ.
Должности и вакансии
Все органы госслужбы имеют четкую структуру. Штат госслужащих распределяется по четырем основным категориям:
- Руководители органов госслужб и их подразделений.
- Помощники и советники, оказывающие содействие руководителям.
- Классные специалисты (основная, самая многочисленная категория).
- Специалисты обеспечения деятельности госорганов (организационное обеспечение, документальное, информационное, финансовое и другие).
Руководители | Помощники (советники) | Специалисты | Обеспечивающие специалисты | |
Высшая группа | ∨ | ∨ | ∨ | — |
группа | ∨ | ∨ | ∨ | ∨ |
Ведущая группа | ∨ | ∨ | ∨ | ∨ |
Старшая группа | — | — | ∨ | ∨ |
Младшая группа | — | — | — | ∨ |
Помимо этого для каждой штатной должности существует чин (классный ранг). Это специальное звание присваивается госслужащему после квалификационного экзамена (аттестации).
При имеющихся свободных вакансиях в госорганах назначается конкурс на замещение этих вакансий. В рамках конкурса специальной комиссией оценивается:
- профпригодность каждого кандидата;
- его личностные достоинства и способности;
- учитывается стаж работы и рекомендации;
- результаты тестирования.
: Условия поступления на госслужбу
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Источник: http://masterurist.ru/gossluzhba-v-rf/