Что запрещается гражданскому служащему. Может ли госслужащий состоять в партии

Содержание
  1. Ограничения и запреты для государственных гражданских служащих
  2. Ограничения по службе
  3. Запретительные меры для работы
  4. Запреты при увольнении
  5. Схема № 2. Ограничения по ключевым критериям
  6. Скоро праздники, так что с подарками
  7. Может ли госслужащий состоять в партии
  8. Кто может стать членом партии
  9. Как стать членом партии и как выйти из неё
  10. Есть ли ограничения для государственных служащих
  11. Заключение
  12. Трудовые отношения с бывшим госслужащим
  13. — Елена, что в обязательном порядке должен сделать работодатель, принимая в организацию бывшего государственного или муниципального служащего? 
  14. — А как работодателю определить, относится ли принимаемый на работу сотрудник к категории бывших госслужащих?
  15. — Как показывает практика, бывшие государственные служащие не всегда осведомлены о своих обязанностях. Что делать работодателю в этом случае?
  16. — Какие ошибки и нарушения чаще всего допускают работодатели, заключая трудовой договор с бывшим госслужащим? 
  17. — И чем же чревато для работодателя нарушение порядка приема на работу бывшего госслужащего? 

Ограничения и запреты для государственных гражданских служащих

Что запрещается гражданскому служащему. Может ли госслужащий состоять в партии

Ограничения и запреты, связанные с государственной службой, — это ряд принципиальных условий, которые придется соблюсти, чтобы занять определенную должность. Для государственных служащих предусмотрены многочисленные требования и ограничения. Разберемся, какие запреты и ограничения на государственной гражданской службе действуют в настоящее время.

КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО

Получить доступ

Любой работник должен ответственно и добросовестно выполнять свои непосредственные должностные обязанности. А вот госслужащие, помимо исполнения инструкций, должны соблюдать ряд ограничений и запретов. За нарушение таковых предусмотрена особая ответственность вплоть до лишения должности. Разберемся в ситуации.

Итак, ограничения и запреты на гражданской службе устанавливаются положениями Федерального закона № 79-ФЗ. Также данный норматив определяет ключевые правила, условия и требования к лицам, назначаемым на гражданскую государственную службу.

Требования к работникам государственных ведомств и служб:

  • совершеннолетие;
  • российское гражданство;
  • знание русского языка;
  • квалификация, соответствующая занимаемой должности.

Основные обязанности госработника можно разделить на две группы. Первая — это непосредственное исполнение обязанностей, которые определены соответствующим регламентом и(или) инструкциями. Во вторую группу относят выполнение антикоррупционных мер. Это значит, что госслужащий должен своевременно отчитываться о доходах, а также избегать конфликтов интересов.

Однако это не единственные требования к государственному специалисту. Законодатели предусмотрели ряд ограничительных мер, о них расскажем далее.

Ограничения по службе

На должность госслужащего могут назначить не каждого. Чтобы занять ответственный пост, требуется неукоснительное соблюдение следующих условий:

  1. Полное отсутствие каких-либо ограничений в дееспособности.
  2. Наличие неснятой и(или) непогашенной судимости.
  3. Приговор суда, ограничивающий или запрещающий занимать госдолжность, вступил в силу.
  4. Отсутствие заболеваний, препятствующих данному виду трудоустройства (приложение № 2 к Приказу Минздравсоцразвития РФ № 984н).
  5. Наличие второго гражданства или смена российского гражданства на иное.
  6. Кандидата признали уклонившимся от несения военной службы по призыву.
  7. Отсутствие полной информации о сайтах, изданиях и СМИ, в которых была опубликована личная информация о кандидате на госдолжность.
  8. Достижение возраста 65 лет при условии, что наниматель не продлил срок трудового договора (контракта).
  9. Отсутствие доступа к работе с государственной тайной при необходимости такого допуска для выполнения обязанностей.
  10. Непосредственный начальник и подчиненный состоят в близком родстве.
  11. При трудоустройстве были предоставлены ложные, недостоверные сведения о доходах, имуществе, образовании, здоровье и прочих существенных условиях назначения на должность.

Также нельзя назначить на должность госслужащего граждан, которые нарушили запреты и ограничения по антикоррупционным мерам, участвовали в конфликте интересов либо кандидат (работник) утратил доверие нанимателя.

Все виды и категории ограничительных мер закреплены в статье 16 и 25.1 закона № 79-ФЗ.

Запретительные меры для работы

Помимо ограничений, законодательство устанавливает и запреты государственного гражданского служащего. Так, статья 17 закона закрепляет все виды запретов, которые не может нарушить госработник. Итак, госслужащим запрещено:

  1. Совмещать государственную службу и предпринимательскую деятельность. То есть госработник не может трудиться в качестве ИП или являться участником коммерческих, а также некоммерческих организаций. Запрет распространяется и на предпринимательство через доверенных лиц. Однако есть исключения в части некоммерческих организаций и учреждений (ст. 17 закона).
  2. Приобретать ценные бумаги, которые предназначены для извлечения прибыли. Однако важное упоминание: запрет действует только при вероятности возникновения конфликта интересов, в остальном ограничений нет.
  3. Выступать в качестве официального представителя какого-либо лица по доверенности либо по иным правоустанавливающим документам, если это провоцирует конфликт интересов.
  4. Получать презенты, подарки, вознаграждения и иные поощрения от физических и юридических лиц в качества оплаты или вознаграждения за выполнение прямых обязанностей госработника. Есть исключения.
  5. Запрещено разглашение конфиденциальной информации либо использование таковой в своих собственных интересах. Перечень сведений, отнесенных к конфиденциальной информации, закреплен в Указе Президента РФ № 188.
  6. Недопустимы высказывания публичного характера о работе государственных органов, руководителей, служащих и их представителей. Исключение: если данные действия предусмотрены должностными инструкциями.
  7. Работник, а также его супруг и несовершеннолетние дети не должны открывать банковские вклады, счета и депозиты в иностранных банках. Также запрещено использовать финансовые инструменты иностранных государств. Исключение: госработник трудится за пределами РФ.

Однако это не исчерпывающий перечень запретительных мер, которые требуются к соблюдению при несении государственной гражданской службы. Так, законодатели установили ряд требований, которые придется соблюдать даже при увольнении с госдолжности.

Запреты при увольнении

Итак, определим, какие запреты на госслужбе придется исполнять при увольнении. В первую очередь не допускайте разглашения конфиденциальной информации. Этот запрет действует для работающих и неработающих чиновников.

Так, к примеру, если госработник имел доступ к конфиденциальной информации, а после увольнения разгласил ее, то в отношении него могут применить административное взыскание.

Причем тяжесть наказания напрямую зависит от обстоятельств проступка, категории сведений и круга лиц, которым стали известны секретные данные.

Во-вторых, бывший госслужащий не вправе работать в организации, которую он контролировал в период несения государственной гражданской службы. Например, чиновник, контролировавший строительную компанию, не может в нее трудоустроиться в течение двух лет с момента увольнения.

Также ему запрещено работать по договорам подряда, если сумма вознаграждения превышает 100 000 рублей в месяц. Но есть исключения. Допустимо согласовать возможность такого трудоустройства в специальной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Нормы действуют только в отношении специального перечня профессий.

Представим действующие по 79-ФЗ запреты и ограничения в схемах (подготовлены Минтрудом в специальной Памятке).

Схема № 2. Ограничения по ключевым критериям

Отметим, что ключевое отличие ограничений от запретов на госслужбе заключается в том, что ограничительные меры могут быть устранены госработником или кандидатом на государственный пост.

Например, работник не будет претендовать на гражданство иного государства, открывать счета в иностранных банках, предоставлять ложную и недостоверную информацию о себе и так далее. А запретительные меры обойти не получится.

Их либо соблюдают, либо нет, третьего не дано.

Скоро праздники, так что с подарками

Подарки принимать госслужащим нельзя. Тем более если презент вручают за выполнение прямых обязанностей. Это и есть самая настоящая коррупция, с которой борются власти. Однако есть исключения.

Разберем, когда можно принять ценный подарок, занимая государственный пост или должность. Итак, нужно соблюсти следующие условия:

  1. Стоимость презента не должна превышать 3000 рублей.
  2. Подарок был вручен госработнику на официальном (протокольном) мероприятии или в служебной командировке.

Источник: https://ppt.ru/art/rabota/zaprety-gos-slujbi

Может ли госслужащий состоять в партии

Что запрещается гражданскому служащему. Может ли госслужащий состоять в партии

Чтобы занять должность государственного служащего, необходимо не только иметь соответствующее высшее образование, но и постоянно подтверждать своё соответствие. Такие служащие имеют ряд ограничений. Могут ли стать членом одной российских партий?

Кто может стать членом партии

Согласно действующему законодательству, стать членом любой из партий, действующих на территории России, могут граждане:

  • имеющие гражданство нашей страны;
  • достигшие совершеннолетнего возраста;
  • полностью дееспособные.

Следовательно, не могут состоять в партии граждане иных государств или лица без гражданства, а также лица до 18 лет или признанные судом полностью или частично недееспобными.

Закон запрещает отказывать в членстве в российской партии на основании профессиональных, религиозных, духовных, расовых и иных признаков.

Но, ограничения по членству всё же имеются. Так:

  • можно быть действующим членом только одной партии. То есть, действующее членство в одной партии делает невозможным участие гражданина в другой партии;
  • можно состоять в региональном отделении только одной партии – по месту постоянной или временной регистрации. Если член партии имеет регистрацию по одному адресу. А сам проживает по другому, то можно использовать для «прикрепления» адрес преимущественного проживания.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что политические партии в России должны создавать мужчинам и женщинам на равных правах, гражданам РФ разных национальностей, являющимся членами данной партии, равные возможности для представительства в её руководящих органах, в списках кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Как стать членом партии и как выйти из неё

У каждой партии есть свой устав, в котором прописан порядок приёма новых членов, порядок выхода из партии и порядок исключения недостойных членов.

Приём осуществляется на основании письменного заявления будущего партийца, а также на основании порядка, который прописан в Уставе. В этом документе может быть прописано, что письменное заявление от гражданина может быть рассмотрено:

  • первичной партийной организации. На основании заседания выносится решение о приёме в члены или отказе в членстве;
  • той же первичной партийной организацией, но с обязательным последующим обсуждением вышестоящим партийным органом. Также, сначала выносится решение, а потом ещё и утверждается;
  • иными способами.

Направить письмо в региональное отделение можно либо по Почте, либо лично доставив. С развитием интернет – технологий, теперь можно также направлять документы и по электронной почте.

Выйти из партии можно добровольно, также написав соответствующее заявление. Но, если поведение члена будет недостойным, его могут и исключить.

Есть ли ограничения для государственных служащих

В действующем законодательстве не указано ограничений, по которым граждане, состоящие на государственных должностях, не могут стать членом политической партии. Такое правило установлено Конституцией РФ, а также иными федеральными законами.

Но, есть ограничения для некоторых государственных должностей. Не могут быть членами ни одной из политических российских партий:

  • судьи судов любой подведомственности и подсудности, включая суды субъектов РФ;
  • Уполномоченный по правам человека в РФ;
  • все члены Совета Директоров ЦБ РФ.

То есть, госслужащие, занимающие гражданские должности могут вступить в члены любой российской партии. Но, они не имеют права использовать свои должностные полномочия для удовлетворения интересов политической партии. Об этом чётко сказано в законе, который регулирует деятельность гражданских государственных служащих.

Также не допускается принудительное вовлечение в ряды членов любой из российских партий. Если государственный служащий, имеющий должность любого «руководителя» позволит себе принуждать своих подчинённых к членству одной из действующих партий, он будет снят с должности и лишён права занимать её, а также любую иную государственную должность, в дальнейшем.

При поступлении на гражданскую государственную должность, соискатель не обязан не указывать в анкете, что он является членом какой-либо партии в России.

Кадровые работники, в свою очередь, не имеют права требовать от соискателя указать такие сведения.

Если же такая информация будет получена работником кадрового отдела, то он не имеет права её использоваться для дальнейшего поступления на должность конкретного человека.

Заключение

Членство в политических партиях, которые сейчас действуют на территории России, даёт её более активным членам ряд преимуществ, в том числе, и социального характера. Правящая партия имеет ряд программ по поддержке семей своих членов.

Источник: https://inetyurist.com/mozhet-li-gossluzhashhiy-sostoyat-v-partii/

Трудовые отношения с бывшим госслужащим

Что запрещается гражданскому служащему. Может ли госслужащий состоять в партии

Каждое действие любого человека оставляет след, который влияет не только на его дальнейшую жизнь, но и на деятельность других людей. Круги прошлого расходятся по реке времени, воздействуя на ее течение. Особенно точно этот образ передает нюансы трудовых взаимоотношений организаций-работодателей с сотрудниками, ранее служившими в государственных или муниципальных учреждениях.

— Елена, что в обязательном порядке должен сделать работодатель, принимая в организацию бывшего государственного или муниципального служащего? 

— Принимая на работу такого сотрудника, работодатель обязан в 10-дневный срок сообщить в госорганизацию. Напомню, как об этом написано в Трудовом кодексе РФ. В соответствии со ст. 64.

1 ТК РФ «работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации».

— А как работодателю определить, относится ли принимаемый на работу сотрудник к категории бывших госслужащих?

— В теории обязанность сообщать о местах государственной службы в течение двух лет после увольнения с нее возложена на самого бывшего госслужащего. Это предусмотрено ст. 64.1 ТК РФ.

При этом если гражданин — бывший госслужащий устраивается в коммерческую организацию, а во время прохождения им госслужбы отдельные функции государственного управления этой организацией входили в его должностные обязанности, он имеет право устроиться туда на работу только с согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. Если такого согласия нет, то в дальнейшем трудовой договор с бывшим госслужащим может быть расторгнут по требованию надзорных органов.

Любые приказы о приеме на работу и увольнении составляйте в программе Контур-Персонал.

Попробовать бесплатно

— Как показывает практика, бывшие государственные служащие не всегда осведомлены о своих обязанностях. Что делать работодателю в этом случае?

— Специалисту кадровой службы, который оформляет на работу новых сотрудников, в любом случае необходимо выполнить несколько действий.

Во-первых, внимательно просмотреть все записи в трудовой книжке принимаемого работника за последние два года, чтобы понять, состоял ли человек на государственной службе в этот период. Подсказкой может служить основание увольнения.

Например, при увольнении с государственной гражданской службы запись об увольнении вносится в соответствии с Федеральным законом от 27.07.

2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а не в соответствии с Трудовым кодексом.

Во-вторых, если обнаружилось, что в течение последних двух лет (на момент приема в компанию) человек состоял на государственной службе, следует сообщить об этом работодателю бывшего госслужащего по последнему месту его работы в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора. Сообщение необходимо оформить в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 21.01.2015 № 29. Важный момент: согласно ТК РФ сообщать бывшему работодателю нужно только в том случае, если должность бывшего государственного служащего входила в перечень, установленный Указом Президента РФ от 21.07.2010 № 925. Данные перечни достаточно трудно найти в открытых источниках. В связи с этим советуем информировать предыдущих работодателей нанимаемого сотрудника во всех случаях, независимо от того, какую должность он занимал. 

И в-третьих, до заключения трудового договора порекомендуйте бывшему госслужащему (если он этого еще не сделал) обратиться в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению по месту прохождения госслужбы, чтобы получить согласие на право занимать должности в коммерческих организациях в случаях, предусмотренных законодательством.

— Какие ошибки и нарушения чаще всего допускают работодатели, заключая трудовой договор с бывшим госслужащим? 

— Есть несколько наиболее распространенных ошибок. Обычно работодатели забывают спросить кандидатов о прохождении госслужбы в прошлом / проверить трудовую книжку и, как следствие, не сообщают бывшим работодателям по месту прохождения госслужбы или сообщают с нарушением сроков. Иногда, не найдя соответствующего перечня, работодатели решают, что необходимости оформлять сообщение нет.

— И чем же чревато для работодателя нарушение порядка приема на работу бывшего госслужащего? 

— Если работодатель не сообщает или не соблюдает порядок сообщения о заключении трудового договора с бывшим госслужащим, он несет ответственность в соответствии со ст. 19.29 КоАП РФ: административный штраф, возлагаемый на должностных лиц, — от 20 до 50 тысяч рублей; на юридических лиц — от 100 до 500 тысяч рублей.

Как правило, при определении меры административного взыскания учитывается тяжесть нарушения и тот факт, первичное это нарушение или нет.

Если бывший госслужащий нарушил требования Закона № 273-ФЗ, не уведомил нового работодателя или не стал получать согласия специальной комиссии по прежнему месту службы, то трудовой договор с ним должен быть расторгнут, а бывший госслужащий — уволен (абз. 5 ч. 1 ст. 84 ТК РФ). Увольнение производится по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Причем при увольнении по данному основанию выходное пособие не выплачивается (ч. 3 ст. 84 ТК РФ).

Если же бывший госслужащий исполнил все требования законодательства, но согласия комиссии не получил, трудовые отношения прерываются согласно п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

В этом случае никаких штрафных санкций к работодателю не применят, но ему самому придется потратить дополнительные средства на поиск и обучение нового сотрудника.

Источник: https://kontur.ru/articles/2177

Закон
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: