Что такое лендлиз? Россия до сих пор платит по ленд-лизу

​Долг по ленд-лизу: сколько СССР заплатил США за поставки военной продукции –

Что такое лендлиз? Россия до сих пор платит по ленд-лизу

Объём американских поставок СССР по ленд-лизу составил около 10,8 млрд $.

Март 1946 г., когда У. Черчилль произнес в Фултоне (штат Миссури, США) свою знаменитую речь о «железном занавесе», условно считается датой начала «холодной войны».

Сформировались два мировых центра силы – СССР и США, началось их противостояние. Проблема долгов по ленд-лизу породила споры.

Но если союзникам по НАТО договориться было относительно нетрудно, то противники в «холодной войне» долго не могли достичь компромисса.

Требования по долгам по ленд-лизу

Правительство США предъявляло формальные требования к Советскому Союзу как к лизингополучателю, подчеркивая чисто военную цель всех сделанных поставок и правомочность их использования только во время войны с Германией и ее союзниками. Даже продукция двойного назначения ограничивалась этими рамками.

СССР засекретил использование ленд-лизовских грузов, не предоставлял отчетов и не допускал проверочных комиссий и, по-видимому, не вел систематического учета поступлений и потерь. Американских специалистов и инструкторов приглашали лишь для решения технических вопросов.

Это объяснялось не только закрытостью страны в условиях военного времени.

СССР исходил из бесспорного факта своей решающей роли в победе над нацистской Германией, которая стоила ему самых больших потерь и разрушений. Но моральные аргументы не использовались при переговорах.

Условия кредитования по ленд-лизу отвечали международной практике, и основой разногласий стала оценка задолженности по ленд-лизовской продукции (табл. 2).

Советскому Союзу предстояло определить неизрасходованную часть поставок после их прекращения в конце сентября 1945 г. с учетом грузов, находившихся в пути, и решить, что можно вернуть, а что оплатить. США требовали от всех стран-лизингополучателей провести самую тщательную инвентаризацию.

Сложность состояла в определении того, что из полученного в военное время имущества подлежало списанию как уничтоженное или израсходованное, а что годилось для использования с учетом амортизации. Стоимость обратного ленд-лиза включалась во взаимозачет.

Грузы, доставленные в СССР после окончания войны, уценке не подлежали, но шли они уже малой скоростью, и их получение полностью завершилось в 1946 г.

Начало расчетов

Временем начала расчетов стал 1947 г., но сразу возникли осложнения. Из-за крайне напряженного послевоенного бюджета необходимыми средствами СССР не располагал.

Его МИД заявил о невозможности проведения инвентаризации по причине отсутствия таких специалистов, но указал на нарушение США своего прежнего обязательства предоставить лизингополучателю долгосрочный кредит на оплату поставок. Выдать 1 млрд долл.

целевого кредита Вашингтон отказался: шансу заработать проценты и получить назад свое имущество американские политики предпочли ограничение советских экономических возможностей.

Никто на Западе не мог поручиться за то, что Москва не перенаправит эту колоссальную по тем временам сумму на поддержку коммунистического движения в разных частях мира и на создание собственного ядерного оружия.

В мае 1947 г. США передали Москве свою оценку стоимости ленд-лизовского имущества, которое осталось у СССР после окончания войны с Японией. Эта сумма исчислялась в 2067 млн долл., 75% которой составляла стоимость невоенного оборудования. Предложенные СССР в 1948 г. 170 млн долл. в Вашингтоне сочли заниженной и неприемлемой платой.

Дальнейшие переговоры пошли по пути взаимных уступок: американская сторона в 1951 г. согласилась получить 800 млн долл., а Советский Союз – уплатить 300 млн. Уступки со стороны США объяснялись начавшимся возвратом части ленд-лизовских товаров – автомобилей, катеров и другой техники.

Получая их по морю в зарубежных портах, американские представители тщательно проверяли доставленное имущество на исправность и комплектность, чтобы убедиться в выполнении условий договора, а потом прямо на месте уничтожали с помощью гигантских прессов, не собираясь использовать далее.

При этом американцы понимали, что большая часть поставок, оказавшихся ненужными во время войны, пригодилась бы СССР в мирное время.

Принудить бывшего союзника полностью вернуть долг деньгами или натурой возможности, конечно, не было, как и получить от него точные данные о том, что из поставок израсходовано, а что уцелело.

Трудности в переговорах

Особенно это касалось кораблей, которые относительно мало использовались в Великую Отечественную войну.

Возвратив 3 ледокола и 27 военных фрегатов и списав благодаря этому часть долга, СССР задержал у себя большую часть судов различного назначения, включая те, что предполагалось выкупить у США, но сделка не состоялась. В 1953–1955 гг.

Соединенные Штаты получили через порты Стамбула и Киля (ФРГ) еще 227 малых судов, в основном отслуживших свой срок, еще 90 были уничтожены в советских портах в присутствии американских наблюдателей, но, как оказалось, не все.

По иронии судьбы, пять бывших американских транспортов под советским флагом участвовали в доставке стратегических грузов на Кубу во время Карибского кризиса 1962 г. В 1951 г.

советское руководство отказалось обсуждать реальную величину долга и взяло за основу иной, как казалось в Москве, способ расчета Великобритании с США, увидев в нем уступку англичанам как союзникам по НАТО. Прецеденты применялись в судебно-правовой практике обеих стран, и МИД СССР решил этим воспользоваться.

Однако советская сторона, как показало недавнее исследование, неверно рассчитала объем обратного ленд-лиза от Великобритании, за счет которого часть долга списывалась. Он составлял не 2, а 4,1% от суммы поставок. Эта страна и сама получала помощь, и играла роль перевалочной базы, через которую шла часть грузов в СССР.

В США это засчитали как обратную лизинговую услугу. Кроме того, англичане взаимодействовали с американцами в Северной Африке и Нормандии, помогая решать задачи снабжения, перевозок и др. Британцы закончили выплачивать свой долг только в конце 2006 г.

Советско-американские переговоры затягивались, а спорная сумма возрастала за счет процентов и их капитализации (процент на процент), хотя частично списывалась за счет возврата неиспользованной техники. Во время визита Н.С.

Хрущева в США в 1959 г. решения принято не было.

Обстановка «холодной войны» не способствовала сближению позиций, а тем временем американская сторона шла на уступки другим государствам, «великодушно» снижая долг по ленд-лизу за счет получения от них новых услуг.

Сша идут на уступки

Реальный сдвиг произошел в период потепления отношений в 1972 г. на переговорах в Москве Председателя Совета Министров А.Н. Косыгина и президента США Р. Никсона, причем американская сторона приняла во внимание и моральные доводы о наибольших потерях СССР во время войны.

На уровне министров торговли двух стран сумма советского долга с учетом процентов была определена в 722 млн долл. в ценах 1945 г., а сроком погашения назначен 2001 г. В 1973 г. Советский Союз выплатил 48 млн долл.

, но вскоре заморозил платежи из-за принятия Конгрессом известной поправки Джексона – Вэника, которая по политическим мотивам ввела существенные ограничения на торговлю между двумя странами и лишила СССР кредита на ее развитие. Лишь в 1990 г. Дж. Буш-ст. и М.С.

Горбачев вернулись к проблеме платежей, зафиксировав остаток в 674 млн долл., без начисления процентов и с погашением к 2030 г. Основную его долю, видимо, удалось списать за счет встречных услуг. К ним в 2002 г.

было отнесено уничтожение Россией своего химического и части ракетно-ядерного оружия по программе взаимного сокращения стратегических вооружений. В настоящее время Российская Федерация остается должна США 100 млн долл.

По материалам монографии: Экономический фундамент Победы. Параллели истории и современности. К 70-летию Победы СССР в Великой Отечественной войне (2016) // под редакций И. В. Караваевой

P.S. Таким образом, из общего объёма американских поставок по ленд-лизу в 10,8 млрд $ за уцелевшую технику, по мнению США, необходимо было выплатить 1,3 млрд долларов, или около 12 %.

В итоге СССР, а затем РФ, из суммы 1,3 млрд долларов было признано, а затем частично оплачено 722 млн долларов, или около 55 %, то есть 6,5 % от общей стоимости полученных СССР поставок.

Также надо учитывать, что сумма задолженности не индексировалась с учетом инфляции, а в ценах на 2015 год стоимость поставок по ленд-лизу составляла 160 млрд долларов и, таким образом, реальная оплата составила 0,4 % от всей помощи (Олег Будницкий. Ленд-лиз: факты и мифы // Forbes Russia ).

Источник: https://popecon.ru/446-dolg-po-lend-lizu-skolko-sssr-zaplatil-ssha-za-postavki-voennoi-produkcii.html

О ленд-лизе объективно и без эмоций

Что такое лендлиз? Россия до сих пор платит по ленд-лизу

Что такое ленд-лиз (lend-lease)? Это форма межгосударственных отношений, означающая систему передачи взаймы или в аренду военной техники, вооружений, боеприпасов, стратегического сырья, продовольствия, различных товаров и услуг стране-союзнику.

Что такое ленд-лиз (lend-lease)? Это форма межгосударственных отношений, означающая систему передачи взаймы или в аренду военной техники, вооружений, боеприпасов, стратегического сырья, продовольствия, различных товаров и услуг стране-союзнику.

{{direct}}

При этом оговариваются условия урегулирования расчетов за эту помощь. Материалы, уничтоженные, утраченные, использованные в период боевых действий, не подлежали оплате. Имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, оплачивается в порядке погашения долгосрочного кредита или возвращается поставщику.

Именно на таких условиях осуществлялись поставки Советскому Союзу из США, Великобритании и Канады. Великая Отечественная война окончилась 65 лет назад, но до сих пор не утихают споры о том, какую роль в достижении Победы в 1945-м сыграла эта союзническая помощь СССР.

Первые поставки

12 июля было подписано Соглашение о совместных действиях правительств СССР и Великобритании в войне против Германии, в котором оба правительства обязались оказывать друг другу помощь и поддержку всякого рода.

В конце августа в Архангельск прибыл первый конвой судов под названием «Дервиш» (РО-О). В его составе был авианосец «Аргус», на котором в СССР доставлены самолеты-истребители «Харрикейн». Они составили основу 78-го авиаполка ВВС Северного флота, командиром которого стал прославленный летчик Б. Ф. Сафонов, первый ас в СССР, дважды удостоенный звания Героя Советского Союза.

Через несколько дней Черчилль пишет Сталину: «Военный кабинет решил отправить в Россию еще 200 истребителей «Томагавк». Из них 140 будут отправлены в Архангельск отсюда, а 60 – из числа заказанных в Соединенных Штатах».

Часть этих истребителей успела принять участие в осенне-зимней битве под Москвой.

В августе-сентябре 1941 года Англия смогла отправить в СССР не только самолеты, но и средние танки «Матильда» и «Валентайн».

В США реакция общественности на известие о вторжении Германии в СССР не была столь определенной, как в Англии.

Сближение Советского Союза с фашистской Германией, подписание с ней пакта о ненападении и договора о дружбе в августе 1939 года американцы встретили в высшей степени отрицательно.

Оживились антисоветские настроения, 55% опрошенных американцев высказались против помощи СССР. Тем не менее уже через два дня после нападения Германии на СССР президент США Ф.

Рузвельт пригласил представителей прессы в свой кабинет и заявил: «Конечно же, мы собираемся оказать всю возможную помощь России».

Юридической основой первых поставок из США в СССР явились официальное продление советско-американского торгового соглашения 1937 года и выдача лицензий на экспорт в СССР вооружений с предоставлением для перевозок американских морских судов.

Первым трехсторонним документом, в котором конкретно было указано требуемое количество тех или иных вооружений, военной техники и других материалов, стал Московский протокол трех держав по результатам конференции, проходившей в Москве с 29 сентября по 2 октября 1941 года. Документ был подписан В. М.

Молотовым от СССР, А. Гарриманом от США и лордом Бивербруком от Великобритании.

В протоколе были зафиксированы потребности СССР в различных видах вооружения, военной техники и материалов, возможности Англии и США в их удовлетворении. Сумма в долларах как стоимость запрашиваемого в протоколе не оговаривалась.

Любопытный факт – А. Гарриман, инструктируя делегацию от США, повторял: «Давать, давать и давать, не рассчитывая на возврат, никаких мыслей о получении чего-либо взамен».

Как пишет известный английский историк Александр Верт в своей книге «Россия в войне», лорд Бивербрук полностью отдавал себе отчет в том, что «русские сейчас единственный народ в мире, серьезно ослабевающий Германию, и что в интересах Англии обойтись без некоторых вещей и передать их России».

Протоколом конкретно предусматривалась поставка в СССР «3000 самолетов, 4500 танков, а также различного оборудования, сырья, продовольствия, материалов и медицинского снабжения – всего 1,5 млн т грузов, подлежащих отправке из США и Англии в СССР. Их общая стоимость – более 1 млрд долларов».

До октября 1941-го за полученные материалы СССР платил наличными из своего золотого запаса. Первое судно с секретным грузом – 10 тоннами золота на борту было отправлено из СССР к берегам США в сентябре 1941 года.

30 октября Рузвельт в послании Сталину одобрил Московский протокол и дал распоряжение с ноября 1941 года осуществлять поставки в СССР на основе закона о ленд-лизе.

Официально же решение о ленд-лизе было зафиксировано президентом США лишь 11 июня 1942 года в Соглашении о принципах, применяемых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии. От СССР его подписал посол в США М. М.

Литвинов, после отъезда из США В. М. Молотова, который проводил переговоры с американским руководством.

Рузвельт сообщил Сталину, что американские поставки будут осуществляться под беспроцентный заем на сумму 1 млрд долларов с оплатой в течение десятилетия начиная с шестого года после окончания войны.

Однако нельзя не отметить, что в намеченном на 1941 год объеме поставки из США задерживались.

Так, по плану на октябрь-ноябрь вместо 41 судна с грузами курсом к советским берегам вышли только 28.

Более точно в 1941 году выполняла свои обязательства Великобритания. Вместо 600 обещанных самолетов она поставила в СССР 711, из 750 танков – 466, из 600 танкеток – 300. Кроме того, СССР получил в это время от англичан некоторое количество пушек и противотанковых ружей.

Самолеты, танки, автомобили…

После Московского протокола, действовавшего до 30 июня 1942 года, основными странами антигитлеровской коалиции были подписаны еще три аналогичных документа, каждый на годичный срок: в Вашингтоне – 6 ноября 1942 года, Лондоне – 19 октября 1943 года и Оттаве – 17 апреля 1944 года. Они и определили объем и состав ленд-лизовских поставок до конца Второй мировой войны.

Какие же военная техника и вооружение, материалы входили в список ленд-лизовских поставок и были получены в Советском Союзе? До середины 1942 года СССР получил от союзников 3100 самолетов.

В их числе истребители «Аэрокобра», заслужившие высокую оценку наших летчиков, в том числе трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина.

Ведь 48 из 59 сбитых им немецких самолетов он записал на свой боевой счет, летая на «Аэрокобрах».

Хорошо отзывались наши пилоты и о бомбардировщиках из США «Митчел Б-25» и «Бостон А-20». А вот английские «Харрикейны» не вызывали восторга у советских летчиков. Истребители «Спитфайер» превосходили эти самолеты по целому ряду ТТХ, но их было мало.

Более сдержанные, но все же положительные оценки советские летчики давали другим типам ленд-лизовских самолетов («Томагавк Р-40», «Киттихаук Р-47» и др.). Зато моряки восторженно встречали поставки летающих лодок «Каталина».

К 1 октября 1944 года СССР получил от союзников 14 700 самолетов. Всего же за все годы Великой Отечественной войны союзники отправили в Советский Союз 22 195 самолетов (по другим данным – 18 297). СССР за период войны произвел на своих заводах, по российским данным, 143 000 самолетов (по зарубежным данным – 116 494). Таким образом, каждый пятый-шестой самолет в ВВС РККА был ленд-лизовским.

Доля ленд-лизовских поставок в авиации советского Военно-морского флота превышала 20% (2148 самолетов).

Стоимость авиационного ленд-лиза в СССР в целом составила 3,6 млрд долларов, или около 35% от общей суммы союзнической помощи.

Нашей авиации требовался высооктановый бензин, а это было слабым местом советской экономики. Нехватка авиационного бензина компенсировалась поставками по ленд-лизу. Из США, Великобритании и Канады поступило более 1,5 млн тонн этого горючего, что несколько превышало его производство в СССР.

Основным материалом для постройки самолета служит алюминий. К ноябрю 1942 года Советский Союз потерял 60% мощностей алюминиевого производства. Потребность же в алюминии, по словам А. И. Микояна, составляла 4000 тонн в месяц и, кроме того, 500 тонн дюралюмина. Все западные поставки алюминия за войну составили 325 тысяч тонн.

Счет танкового ленд-лиза открыли английские бронированные машины, сошедшие на причал Архангельского порта с судов конвоя «Дервиш» 31 августа 1941 года. Всего за годы войны отправлено в СССР 12 788 танков (из США – 7500, из Англии – 5218).

В Советском Союзе за этот период было произведено 110 000 танков. Таким образом, Красная армия имела в своем составе 12% импортных танков.

Больше всего в РККА было американских средних танков «Генерал Шерман» с 75-мм пушкой и броней толщиной 38–100 мм и «Стюарт», вооруженных 75-мм и 37-мм пушками.

Из английских танков самыми массовыми в ленд-лизовских поставках являлись упоминавшиеся средние танки «Валентайн» и «Матильда». Первый из них имел на вооружении 60-мм, второй 40-мм пушку. Англичане поставляли и тяжелый танк «Черчилль» с броней до 152 мм и 75-мм пушкой.

Союзники также отправили в Советский Союз 4912 противотанковых орудий, 8218 зенитных пушек, 376 тысяч снарядов, 136 тысяч пулеметов и 320 тысяч тонн взрывчатых веществ.

Летом и осенью 1941 года грузовой автопарк СССР лишился 159 тысяч машин (58% от первоначального состава), а также ряда заводов, производивших комплектующие части автомобилей. Нехватка автотранспорта отрицательно сказывалась на мобильности артиллерии, возможности передислокации.

На помощь пришли ленд-лизовские машины, главным образом из США. Именно они во многом решили проблему перемещения артустановок. Это прежде всего «Студебекеры», «Доджи», «Виллисы», «Форды».

Всего от союзников, главным образом из США, Советский Союз получил 427 386 (по другим данным – 477 785) автомобилей разных моделей и 35 170 мотоциклов.

Советскому Военно-морскому флоту по ленд-лизу было поставлено более 500 боевых кораблей и катеров. В их числе 28 фрегатов, 89 тральщиков, 78 больших охотников за подводными лодками, 60 сторожевых катеров, 166 торпедных катеров, а также 43 десантных судна.

К сожалению, основная масса кораблей начала поступать в СССР только в 1944 году, причем большей частью на Тихоокеанский флот, в преддверии войны с Японией.

От союзников СССР получил около 1000 радиолокационных станций и гидролокаторов. 25 процентов всего ленд-лиза составляло продовольствие.

Основные маршруты

Для доставки в СССР ленд-лизовских грузов существовало четыре основных маршрута.

Первый, самый короткий, по которому перевезено 4 млн грузов (22,6%), пролегал через Северную Атлантику по району между Шпицбергеном и берегами занятой немцами Норвегии. С августа 1941 по май 1945 года от Исландии и Англии до Мурманска и Архангельска совершил переход 41 арктический конвой. Всего в конвоях было 811 судов.

В результате атак германских подводных лодок и авиации в пути погибли 100 судов (82 английских и американских, 9 советских и 9 других стран), а с ними тысячи американских, английских, канадских и советских моряков.

Второй маршрут ленд-лизовских поставок, получивший наименование «персидский коридор», проходил от берегов США и Англии через Персидский залив и Иран. По этому маршруту перевезено 4,2 млн тонн грузов (23,8%). Он стал действовать с 1942 года, после того как в Иран вошли оккупационные войска Англии и Советского Союза в соответствии с заключенным англо-советско-иранским договором.

В Иране союзниками были построены дополнительные шоссейные и железные дороги, аэродромы, авиамастерские и автосборочные предприятия.

Отсюда прилетевшие и привезенные самолеты перегонялись советскими летчиками на территорию СССР к фронту, а автомобили, нагруженные ленд-лизовскими материалами, своим ходом, преодолевая сложный, более чем тысячекилометровый путь по пустыням и горной местности, шли к советской границе до азербайджанского города Джульфа или до иранских портов на южном берегу Каспийского моря.

По третьему, тихоокеанскому маршруту, функционировавшему в течение всей войны, объем доставленных в СССР грузов был наибольшим и составил 8 млн тонн (47,1%). Ленд-лизовские материалы загружались на пароходы в портах западного побережья США и прибывали в Петропавловск-Камчатский, Магадан и Владивосток.

Конвоев на тихоокеанском маршруте не было. Все суда шли в одиночку, «капельными рейсами», но почти на каждом судне имелись пушки, пулеметы и небольшие военные команды. Потери здесь были несравненно меньшими, чем в северных конвоях, но до десятка торпедированных судов насчитать можно.

Четвертый маршрут был особый, связанный с авиационным ленд-лизом. Это так называемый АЛСИБ. По нему американские самолеты перегонялись в СССР своим ходом по трассе Аляска – Чукотка – Якутия – Красноярск. Из Красноярска истребители со сложными крыльями грузились на железнодорожные платформы и перевозились в Европейскую часть страны, а бомбардировщики сами перелетали на фронтовые аэродромы.

По этому маршруту в СССР доставлено около 8000 самолетов, в том числе 5000 истребителей «Аэрокобра» и «Кингкобра», около 2000 бомбардировщиков «Бостон А-20» и «Митчелл Б-25», а также 710 транспортных самолетов «Дуглас С-47».

Общая стоимость помощи СССР по ленд-лизу, по расчетам российских экономистов и историков (Н. В. Бутенина и др.) постсоветских лет, – более 12 млрд долларов (по цене военных лет).

Источник: https://www.vpk-news.ru/articles/6629

Что такое Лендлиз и как за него расплачивались

Что такое лендлиз? Россия до сих пор платит по ленд-лизу

БМ-13 «Катюша» на шасси US 6 «Studebаker»

Осенью 1940 года, юрисконсульты министерства финансов США обнаружили в архивах любопытный закон датированный 1892 годом, и принятый ещё при президенте Бенджамине Гаррисоне. В документе содержались такие строки: «когда по его усмотрению это будет в интересах государства, оно может сдавать в аренду на срок не более пяти лет собственность армии, если в ней не нуждается страна».

Меньше чем через год, 11 марта 1941 мир официально услышал о таком понятии как «ленд-лиз», то есть объединенных в одно, два английских слова: «lend» — давать взаймы и «lease» — сдавать в аренду. А уже 12 августа 1941 года первые партии грузов военного назначения из Англии морскими судами были отправлены в северные порты СССР.

Выглядело это просто – Советский Союз в результате нападения фашисткой Германии вынужден был эвакуировать из зоны боевых действий сотни производственных предприятий разных отраслей – танко-, авиа-, станкостроительной промышленности. И пока производство вооружений не будет налажено по новой, союзнику необходимо помочь – дать технику, в которой так нуждаются фронты. Союзник, в свою очередь, за поставленные товары должен расплатится – не сразу, а с отсрочкой.

P-39 «Аэрокобра» — самолет не простой в управлении, но весьма приличный по характеристикам. Александр Покрышкин летал на таком с 1943 г.

Споры относительно всего, что связано с ленд-лизом не утихают и сейчас – мол поставляли мало, не то, не вовремя, да ещё и денег просили, буквально выкручивая СССР руки. Противники этой версии, наоборот, доходчиво объясняют, что поставляли настолько много и хорошо, что не будь от заокеанских союзников помощи, для Советского союза все закончилось бы ещё в 1941…

Много ли дал СССР ленд-лиз?

На самом деле, обвинить союзников в том, что они «пожадничали» или взяли слишком дорого, сложно. Одни только условия контракта, содержащие в себе следующие пункты, ставят все на места:

  • материалы уничтоженные или утраченные во время войны, а также ставшие непригодными для дальнейшего употребления оплате не подлежат.
  • материалы, оказавшиеся после войны пригодными для гражданских потребностей, оплачивались полностью или на условиях долгосрочного кредита.
  • недополученные до конца войны материалы можно приобрести сразу или в кредит.

Была и оговорка – все что после войны останется исправным или невостребованным, подлежит возврату. Нельзя сказать, что американцы работали в ущерб себе. Конечно приходилось потратится (сами они в 1945 г. оценивали затраты на ленд-лиз в 50,1 млрд долларов, из которых на долю СССР приходилось 11 млрд.), но взамен они получали два преимущества:

  • Гарантию того, что пока техника идет за океан, война также останется за океаном.
  • Возможность не в авральном, а в рабочем режиме перевести экономику на военные рельсы, загрузить мощности, создать рабочие места.

«Студебекеры»

Поставлено в СССР было ни много ни мало, одних только автомобилей 477 785 штук (советская промышленность выпустила за годы войны 205 000 шт.

), из которых 44 000 приходилось на «джипы» Willys MB и Ford GPW, а 152 000 на грузовики US 6 фирм Studebаker и RЕО, знаменитые «студебекеры». Все это добро снабжалось запчастями, схемами сборки и технической документацией.

Именно это позволило Горьковскому автозаводу (ГАЗ) уже с ноября 1941 года заняться выпуском американских автомобилей на конвейерной основе, 50 из которых поступили в части уже в том же месяце.

Самолетов в общей сложности поставлено 18 659 штук, из них – истребителей: 13 981, бомбардировщиков: 3652, гидросамолетов — 206, разведчиков-корректировщиков — 19, транспортных самолетов — 719, учебно-тренировочных самолетов—82. Стоит отметить, что «союзные» поставки здорово выручили на начальном этапе войны, к примеру, в 1941 году число переданных СССР самолетов всех типов составило 10% от числа произведенных на предприятиях страны.

Знаменитый джип Виллис (Willys MB). По дорогам войны таких «бегало» почти в 10 раз больше, чем отечественных аналогов ГАЗ-64/67

Танков поставлено за 4 года с 1941 по 1945: 6 531 (Великобритания) и 10 953 (США). По танкам у советских экипажей было, пожалуй, больше всего нареканий, однако их общее количество практически равно тому, что было у Советского Союза по состоянию на 22 июня 1941 г. – настоящая стальная армада.

А ведь техника была не «сама по себе» — ко всему этому «добру» прилагалось тысячи и тысячи тонн боеприпасов, снаряжения, оборудования для сборки и ремонта.

А добавьте к этому обмундирование, медикаменты, съестные припасы, шедшие из-за океана на нужды Советской армии… Нет, писать слово союзники в кавычках здесь просто несправедливо – объемы их помощи невозможно переоценить.

Нельзя, конечно, говорить и о том, что исключительно «американские портянки» спасли СССР от военного поражения, но без этой помощи, победа была бы и не такой скорой, и куда более кровавой.

Все образцы транспорта и боевой техники перед отправкой в части проходили приемку комиссией – совсем уж «негодные» с точки зрения СССР товары просто «заворачивались» обратно (к слову, таких было не мало – все подряд не брали), по этой причине, говорить о низком качестве товаров союзников также бессмысленно.

При этом, не стоит и переоценивать помощь союзников – всего вклад в победу СССР над Германией, историки и хозяйственники оценивают в 4% от общих затрат. Цифра эта скорее всего заниженная, но явно не на порядок.

Как оплачивали поставки по лендлизу

Куда же девались все эти сотни тысяч автомобилей и другой техники после войны? Все было по-честному – большую часть того, что уцелело вернули на «родину». Правда там эта видавшая виды техника нужна тоже уже не была, поэтому её утилизировали там же где принимали – на транспортных судах – давили прессами или попросту топили в океане.

Хотя формально СССР получил помощи на 11 млрд. долларов, согласно условий договора, утраченная в ходе войны техника оплате не подлежала. Оставалось договориться о сумме остатка, и тут стороны, начали резво тянуть одеяло на себя. Американцы настаивали на трети суммы, СССР – примерно на 1/10 от этой трети, т.е. примерно 300 млн.

«Додж три-четверти» с советской пушкой ЗИС-3

Спор затянулся на десятилетия – только в 1972 году с учетом изменений курсов и т.п., СССР признал за собой долг в 722 млн. долларов, но уже в следующем году в связи с давлением США на внешнюю торговлю СССР, последний вообще отказался что-либо оплачивать.

По-новому, о старом заговорили уже после развала Советского Союза. Сумма была определена в 674 млн.

, и снова все заглохло на целое десятилетие, до тех пор, пока по инициативе Российской стороны (Россия – государство-правопреемник СССР) задолженность перед Парижским клубом (частью которой являлся и долг за ленд-лиз) не была полностью погашена в 2006 году.

источник: компиляция по материалам журнала «4×4»

Источник: http://armedman.ru/stati/lendliz-s-chego-vse-nachalos-i-chem-zakonchilos.html

Закон
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: