Что такое этика? Понятие профессиональной этики

Содержание
  1. Профессиональная этика функции, принципы и особенности
  2. Что такое профессиональная этика
  3. Принципы профессиональной этики
  4. Профессиональный кодекс
  5. Особенности профессиональной этики
  6. Бизнес-этика
  7. Врачебная этика
  8. Педагогическая этика
  9. Профессиональная этика: основные понятия
  10. Профессиональная честь
  11. Профессиональное достоинство и такт
  12. 1. Понятие профессиональной этики
  13. 1.2 Понятие профессиональной этики
  14. Что такое этика? Понятие профессиональной этики
  15. Наука о добре и зле
  16. Этика в древности
  17. Мораль
  18. История профессиональной этики
  19. Виды профессиональной этики
  20. Деловая этика
  21. Этические категории
  22. Этика общения
  23. Профессиональная этика — что это, понятие, принципы и функции
  24. Профессиональная этика — что это такое, понятие
  25. Как формируется профессиональная этика
  26. Функции профессиональной этики — зачем она необходима
  27. Принципы профессиональной этики — как они выглядят
  28. Кодексы профессиональной этики — что это такое

Профессиональная этика функции, принципы и особенности

Что такое этика? Понятие профессиональной этики

Чтобы регулировать взаимоотношения между людьми в обществе, создана этика – свод моральных и нравственных норм, распространяющихся на действия человека, живущего среди людей.

Без нее, человечество потеряет понимание смысла слов «хорошо» и «плохо», применимых к общению, взаимодействию homo sapiens друг с другом.

Поскольку каждый человек реализовывает себя не только в повседневном общении, но и выполняя профессиональные обязанности. Из учения о морали, выделяют направление – профессиональная этика.

Что такое профессиональная этика

Профессия – это вид деятельности, для реализации которого требуется наличие обязательных знаний и навыков, получаемых как при прохождении специализированного обучения, так и при выполнении рабочих функций.

Несмотря на разнообразие профессий, существуют этические нормы, устанавливающие общие правила взаимодействия между сотрудниками, выполняющими профессиональные обязанности, и специфические морально-этические нормы для работников конкретных профессий.

Профессиональная этика – это нравственные нормы, регулирующие взаимодействие людей в рабочем процессе, определяющие их отношение к обязанностям и формирующие представление о профессиональном долге.

Морально-этические профессиональные нормы влияют на:

  • формирование профессионального сообщества, разделяющего этические принципы;
  • единое понимание работниками понятия «профессиональный долг»;
  • определение понятия «профессиональная ответственность» ;
  • определение обязательных качеств работника, без которых его деятельность не будет успешной;
  • особенности взаимоотношений сотрудников;
  • взаимоотношения между профессионалами и теми людьми, на которых влияют их действия (при выстраивании взаимодействия между врачом и пациентом, учеником и учителем, адвокатом и доверителем);
  • отношение к результатам работы их качеству.

Профессиональная этика складывается столетиями. На ее формирование влияют:

  • общечеловеческие морально-этические нормы;
  • конкретные рабочие ситуации, постоянно повторяющиеся в деятельности определенной специализации, требующие при принятии решений применения этических норм.

Принципы профессиональной этики

Независимо от специфики профессии, этика определяет следующие принципы:

  1. Поступать в отношении подчиненных и коллег так, как сам человек хотел бы, чтобы люди поступали по отношению к нему, или не делать другим того, чего бы не сделал в отношении себя.
  2. Справедливость при распределении ресурсов между работниками.
  3. Нарушение этики должно быть исправлено, вне зависимости от того, кем и когда оно было совершено, не взирая на должностные статусы и положение среди профессионального сообщества.
  4. Поведение сотрудника считается этичным в случае, если оно способствует развитию организации и не нарушает установленных норм.
  5. Сотрудник должен терпимо относиться к нормам и правилам, установленным в организации.
  6. При принятии решений, одинаково возможны и индивидуальное и коллективное участие в их разработке.
  7. Сотрудник должен иметь личную точку зрения, но не приветствуется постоянное стремление настаивать на своем мнении в противовес общепринятым правилам, установленным в сообществе.
  8. Стиль общения с подчиненными не должен строиться на постоянном нажиме на подчиненных, приказном тоне.
  9. Профессиональные этические стандарты не могут быть внедрены приказами, они формируются при постоянной работе и усваиваются, благодаря взаимным усилиям работников.
  10. Конфликты являются почвой для нарушений этических норм, поэтому следует формировать позитивные трудовые взаимоотношения, снижая риск возникновения конфликтных ситуаций.
  11. Сотрудник, соблюдая требованиями этики, обязан способствовать аналогичному поведению со стороны коллег.
  12. Неэтично критиковать конкурентов, как внешних, так и внутренних – конкурирующих подразделений, сотрудников внутри организации.
  13. Принцип «не навреди» определяет запрет на выполнение действий, вредящих другому человеку. Особенно это касается случаев, когда ошибки допускаются из-за равнодушного отношения к своему делу, халатности или нежеланию учиться новому.
  14. Чтобы достигать положительных результатов, сотрудник обязан развиваться, постоянно учиться, приобретать новые знания и навыки.
  15. Требуется сохранять профессиональную тайну, соблюдая принцип конфиденциальности. Каждая профессия в объем таких сведений включает свою специализированную информацию.

Профессиональный кодекс

Профессиональные сообщества создают собственные кодексы, учитывающие общие и частные этические нормы. Любой кодекс выполняет несколько функций:

  1. Создание свода этических профессиональных норм.
  2. Регулирование действий любого члена компании.
  3. Определение конкретных требований к сотрудникам.
  4. Формирование правил дисциплинарных взысканий в случае нарушения требований кодекса.
  5. Определение требований к профессиональному поведению работнику в отношении тех, кого обслуживает профессия: к обучающемуся, к пациенту, к клиенту.

В содержание кодекса может быть включена информация об основных ценностях компании, которые должны разделять все сотрудники.

Особенности профессиональной этики

Поскольку каждая профессия имеет особенности, присущие только ей, рабочая этика конкретного сообщества призвана регламентировать действия работников с учетом специфики деятельности.

Особенное важно наличие этических норм у сотрудников, отвечающих за: жизнь, здоровье, права и свободу клиента. Приведем примеры этических правил для некоторых профессиональных сфер.

Бизнес-этика

Существует несколько ключевых правил, с помощью которых бизнес-этика регламентирует поведение руководителя и подчиненного, действия организации и ее сотрудников в отношении клиентов и партнеров:

  1. Ценность времени. Руководитель и рядовой сотрудник обязаны вовремя приходить на работу, рассчитывать время, необходимое для выполнение задач.
  2. Неразглашение коммерческой и важной корпоративной информации, к которой могут быть отнесены: сведения, являющиеся коммерческой тайной, особенности построения бизнес-процессов предприятия, структура предприятия, рабочая документация, финансовые данные.
  3. Деловой человек обязан заботиться не только о собственных интересах, но и о комфортных условиях для работы коллег. Важно уметь выслушивать мнение других членов коллектива, партнеров и клиентов, уважать чужую точку зрения, не допускать неуважительного отношения, эмоциональной несдержанности в отношении сотрудников и партнеров.
  4. Важно соблюдать требования к внешнему виду и деловому костюму. Одежда должна соответствовать должностному статусу, не быть вызывающей или безвкусной.
  5. От любого человека, работающего в бизнесе особенно в статусе руководителя, важно безупречное владение своим родным языком. Письменная и устная речь должна быть грамотной, структурированной и понятной.
  6. В бизнесе необходимо уметь слушать и слышать коллегу, подчиненного или клиента.
  7. Важно выполнять основное правило: личный интерес сотрудника всегда должен быть ниже по уровню важности, чем производственная необходимость. Специалист обязан получать доход, оговоренный с работодателем, не пытаясь зарабатывать в этой же организации за счет использования служебных ресурсов в своих интересах. Важно исключить конфликт интересов сотрудника и предприятия.

Врачебная этика

Одна их профессий, требующих от специалистов высокого уровня соответствия требованиям этических норм, это профессия врача. Еще со времен Гиппократа, каждый врач приносит клятву, в соответствии с которой он обязан:

  1. Почитать своего учителя, научившего его азам профессии.
  2. Не наносить больному вред. Создавать режим, который способствует выздоровлению пациента.
  3. Хранить врачебную тайну о состоянии здоровья пациента, его заболеваниях и лечении.
  4. Активно общаться с наставниками, обращаться к ним за консультациями.
  5. В жизни не допускать проявления пороков, жить честно.
  6. Хранить верность клятве.

Педагогическая этика

Большой акцент на нравственности сделан в этическом кодексе педагога. Среди основных требований к учителю выделяют следующие:

  1. Учитель должен любить детей.
  2. Педагог обязан обладать высоким уровнем знания предмета, который он преподает.
  3. При выборе наказаний и поощрений он должен быть справедлив.
  4. Чтобы работать с детьми и их родителями, учитель должен обладать целым комплексом личных качеств: доброта, порядочность, ответственность за свои решения и поступки, терпимость к недостаткам других, порядочность и честность.

Этика – это основа для установления эффективных взаимоотношений между профессионалами. Она позволяет им говорить на одном языке друг с другом, помогает находить решения сложных задач.

Источник: https://mystroimmir.ru/moyput/etika.html

Профессиональная этика: основные понятия

Что такое этика? Понятие профессиональной этики

профессиональной этики может быть определено наличием и функционированием специальных понятий, представляющих собой конкретизацию более общих, широких понятий общечеловеческой морали, если использовать их к условиям определенного вида деятельности.

Исходное понятие профессиональной этики представлено понятием профессионального долга. В нем относительно подробно и точно фиксируются служебные обязанности специалиста определенной сферы профессиональной деятельности.

Этически именно через осознание своего профессионального долга происходит появление ответственности у многих специалистов. Они начинают, таким образом, ориентироваться в большей мере не на личные, а на общественные (национальные) интересы. С позиции В. М.

Шепеля, нравственные архетипы, исторически и биологически заложенные в российских людях, предрасположены к несколько другой нравственной манере служебного поведения.

Пример 1

Управленец в России любит свою работу, испытывая при этом удовольствие не от обладания властью над подчиненными, а от возможности быть им полезным, зарекомендовав себя незаурядной индивидуальностью. Если лишить этого российских руководителей, то большинство из них потеряют нравственный смысл занимать свою должность.

Профессиональный долг определяет не только общие правила выполнения специалистами обязанностей, но и часто предписывает их поведение в разных ситуациях. Его закрепление происходит в соответствующих кодексах профессий (психолог, юрист, социолог, журналист и др.).

Например, психолог, социолог, врач могут подвергаться давлению со стороны некоторых лиц (включая руководство), которые будут стремиться выведать различного рода информацию из жизни их клиентов, пациентов, сослуживцев.

Профессиональный долг предполагает соблюдение требований, которые весьма важны для специалистов любых сфер деятельности.

На самом деле, легкомысленное отношение к профессиональному долгу способно отрицательно отразиться на работе специалиста (разглашение тайны врача, предпочтительное отношение к некоторым пациентам, пренебрежение нормами санитарии, игнорирование индивидуальных особенностей клиента со стороны психолога и др.).

Профессионально долг выступает в виде определения профессиональной ответственности человека, которая отражает особый социальный, моральный и этический аспект отношения специалиста к другим людям, к обществу. Его можно характеризовать выполнением нравственного долга.

Профессиональная ответственность формирует человеческую способность сознательно выполнять соответствующие нравственные требования, осуществляя стоящие перед задачи и совершая правильный моральный выбор для достижения определенных результатов.

Это понятие играет важную роль для государственных деятелей, которые по долгу службы принимают судьбоносные решения в сфере развития личности, общества и государства. Их рекомендации способны позитивным или негативным образам повлиять на судьбу и здоровье личности.

Еще один составной термин профессиональной этики (этикета) представлен профессиональной совестью. Именно она помогает специалистам определить содержание и результат своего труда с точки зрения общечеловеческих нравственных ценностей.

Например, совесть учителя не позволит ему равнодушно отнестись к обучению и воспитанию учащихся, прибегнуть к организации «образцово-показательных» мероприятий.

Совесть ученого не даст исказить или представить в удобном свете результаты своих исследований, проведенных научных экспериментов.

Это произойдет в случае, если нравственная составляющая деятельности ученого будет пронизана чувством ответственности за вероятные отрицательные последствия использования открытия. Совесть не даст возможности психологу превратить своего пациента в объект манипуляций, дать официальные, но в то же время легковесные заключения.

Замечание 1

Профессиональная совесть всех без исключения специалистов помогает им более глубоко и точно понять проблемы и переживания окружающих, что способствует завоеванию подлинного авторитета.

Важное понятие профессиональной этики также заключается в понятии профессиональной справедливости. Она является особо важной в процессе анализа деятельности лиц, от которых зависит уровень материального благосостояния подчиняющихся им людей.

Справедливость необходимо утверждать и в отношениях между коллегами.

Двойные стандарты, как то оценка «своих» и «чужих», «удобных» и «неудобных», «союзников» и «конкурентов», способны разрушать моральный и психический климат в коллективе, негативно сказываясь на результатах определенной деятельности.

Профессиональная честь

профессиональной этики включает понятия «профессиональная честь» и «профессиональное достоинство». Именно они раскрывают отношение человека к самому себе, отношение к нему со стороны общества, других людей. Наряду с этим, категории нельзя считать тождественными.

Профессиональная честь теснее связана с конкретным общественным положением людей, родом их деятельности, социальным престижем. Достоинство — более широкое понятие, которое определяется идеей равенства людей в моральном отношении.

Чувство чести и собственного достоинства в качестве нравственных ценностей, с одной стороны, являются формой проявления нравственного самосознания и самоконтроля личности.

С другой стороны они представляют собой один из каналов воздействия государства и общества на нравственный облик и человеческое поведение в обществе.

Замечание 2

Профессиональная честь способна выразить степень значимости определенной профессии в общественной жизни, включая роль и положение представителей определенной профессии в сложнейшей структуре общественных отношений.

Опиши задание

Профессиональная честь в современном понимании состоит из нескольких компонентов:

  • специалист осознает содержание своего профессионального долга, необходимость выполнять его, сознательно и ответственно относится к своему долгу и обязанностям;
  • общество, коллектив признает и оценивает действительные заслуги личности, что отражается в одобрении, поощрении, авторитете, моральной регуляции;
  • у специалиста появляется постоянная готовность и волевой настрой в любых условиях и в любое время до конца выполнять профессиональный долг, сохраняя свою честь (верность слову, высокое чувство гражданственности, внутренняя приверженность конструктивным традициям общества и др.).

Здесь важно упомянуть и честолюбие, которое выражает стремление людей к упрочнению собственного авторитета и к достижению высоких результатов в труде, спорте, учебе, потребность занять более высокую должность. Честолюбие и сопровождающие его чувства можно считать морально оправданными. Тем не менее, здесь необходима определенная мера.

Если честолюбие не противопоставлено коллективным и общественным интересам, то оно чаще играет позитивную роль, повышая социальную активность специалиста. В общем же честолюбие в соответствии со своим характером можно считать индивидуалистическим мотивом поведения.

Издавна известна мудрость народа, возведенная в принцип, – «по труду и честь».

Замечание 3

Если рассматривать конкретный вид профессиональной деятельности, то авторитет специалиста, включая его продвижение по карьере, поощрения и награды, можно определить его деловыми и нравственными качествами, отношением к работе, преданностью профессиональному долгу.

Профессиональное достоинство и такт

Глубокая степень осознания значимости своей профессии для каждого специалиста представляет собой суть профессионального достоинства, которое можно рассмотреть с 2 сторон:

  • нравственная категория, отражающая факт социальной значимости личности (объективная сторона ее значимости);
  • внутреннее осознание человеком своей значимости и ценности (субъективная сторона).

С помощью достоинства специалиста-профессионала, в первую очередь, отражается конкретное воплощение и использование им собственных прав, свобод, обязанностей, ответственности в качестве самовыражения личности.

По этой причине достоинство в виде нравственной ценности может отражаться в авторитете определенной личности, находит проявление в ее добрых делах и поступках. При этом оно взаимосвязано с проблемой самоутверждения и самовыражения.

В нем происходит обобщение приоритетов и социальных признаков, ценностных ориентаций и убеждений, которые выражают самоценность человека, его возможности и способности. Достоинство можно представить в виде признания своей человеческой ценности, правомочий на уважительное к себе отношение.

Недопустимым является проявление любой степени небрежности к сотруднику как к личности, включая ограничение его гражданских прав. Чем больший интерес будет испытывать к себе личность, тем выше будут шансы раскрыть свой природный и социальный потенциал. Постулат буддийской философии гласит: достоинство, которое присуще одному человеку, присутствует и в остальных.

Здесь необходимо отметить потребность включения в содержание профессиональной этики понятия «нравственная культура». Она предполагает наличие и развитие у личности совокупности социальных качеств, в том числе и духовно-нравственных ценностей.

Профессиональную компетентность специалиста нельзя свести только к наличию у нее сугубо деловых и функциональных показателей.

Она должна синтезировать все духовно-нравственные качества личности и невозможна без основы в форме довольно широких знаний, общей культуры личности.

В содержании профессиональной этики также выделяют профессиональный такт. Он представляет собой умение и способность человека реализовать нравственные ценности в конкретной жизненной ситуации, главным образом, в профессиях, где объект деятельности — сам человек.

Вывод

Рассмотренные основные понятия важны в содержании профессиональной этики, они необходимы для формирования и проявления нравственной составляющей личности в ходе выполнения профессиональных обязанностей.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/psihologija-i-etika-delovogo-obschenija/osnovnye-ponjatija-professionalnoj-etiki/

1. Понятие профессиональной этики

Что такое этика? Понятие профессиональной этики

Выяснитьпроисхождение профессиональной этики- это проследить взаимосвязь моральныхтребований с разделением общественноготруда и возникновением профессии. Наэти вопросы, много лет назад обращаливнимание Аристотель, затем Конт, Дюркгейм.Они говорили о взаимосвязи разделенияобщественного труда с моральнымипринципами общества.

Возникновениепервых профессионально-этическихкодексов относится к периоду ремесленногоразделения труда в условиях становлениясредневековых цехов в XI-XII вв. Именнотогда впервые констатируют наличие вцеховых уставах ряда нравственныхтребований по отношению к профессии,характеру труда, соучастникам по труду.

Появлениепрофессиональной этики во временипредшествовало созданию научныхэтических учений, теорий о ней. Повседневныйопыт, необходимость в регулированиивзаимоотношений людей той или инойпрофессии приводили к осознанию иоформлению определенных требованийпрофессиональной этики.

Профессиональнаяэтика, возникнув как проявлениеповседневного морального сознания,затем уже развивалась на основе обобщеннойпрактике поведения представителейкаждой профессиональной группы. Этиобобщения содержались как в писаных,так и в неписаных кодексах поведения,так и в форме теоретических выводов.

Таким образом, это свидетельствует опереходе от обыденного сознания ктеоретическому сознанию в сферепрофессиональной морали. Большую рольв становлении и усвоении нормпрофессиональной этики играет общественноемнение. Нормы профессиональной моралине сразу становятся общепризнанными,это бывает связано с борьбой мнений.

Взаимосвязь профессиональной этики иобщественного сознания существует и вформе традиции. Различные видыпрофессиональной этики имеют своитрадиции, что свидетельствует о наличиипреемственности основных этическихнорм, выработанных представителями тойили иной профессии на протяжениистолетий.

1.2 Понятие профессиональной этики

Профессиональнаяэтика – это совокупность моральных норм,которые определяют отношение человекак своему профессиональному долгу.Нравственные отношения людей в трудовойсфере регулирует профессиональнаяэтика. Общество может нормальнофункционировать и развиваться тольков результате непрерывного процессапроизводства материальных и ценностей.

мпрофессиональной этики являются кодексыповедения, предписывающие определенныйтип нравственных взаимоотношений междулюдьми и способы обоснования данныхкодексов.

Профессиональнаяэтика изучает:

отношениятрудовых коллективов и каждого специалистав отдельности;

нравственныекачества личности специалиста, которыеобеспечивают наилучшее выполнениепрофессионального долга;

взаимоотношениявнутри профессиональных коллективов,и те специфические нравственные нормы,свойственные для данной профессии;

особенностипрофессионального воспитания.

Профессионализми отношение к труду являются важнымихарактеристиками морального обликаличности. Они имеют первостепенноезначение в личностной характеристикеиндивида, но на различных этапахисторического развития их содержаниеи оценка существенно различались.

Вклассовом обществе они определялисьсоциальным неравенством видов труда,противоположностью умственного ифизического труда, наличием привилегированныхи непривилегированных профессий. Оклассовом характере морали в сферетруда свидетельствует написанная впервой трети II века до н.э.

христианскаябиблейская книга “Мудрость Иисуса,сына Сирахова”, в которой есть поучениео том, как следует относиться к рабу:”корм, палка и бремя – для осла; хлеб,наказание и дело – для раба. Занимай рабаработою и будешь иметь покой; ослабьруки ему – и он будет искать свободы”.

В Древней Греции физический труд поценности и значимости находился насамой нижней оценке. А в феодальномобществе религия рассматривала трудкак наказание за первородный грех, арай представлялся как вечная жизнь безтруда.

При капитализме отчуждениерабочих от средств производства ирезультатов труда порождало два типанравственности: хищнически-грабительскуюкапиталистическую иколлективистски-освободительскуюрабочего класса, распространявшуюся ина сферу труда. Об этом пишет Ф. Энгельс”… каждый класс и даже профессияимеют свою мораль”.

Теситуации, в которых оказываются люди впроцессе выполнения своих профессиональныхзадач, оказывают сильное влияние наформирование профессиональной этики.В процессе труда меду людьми складываютсяопределенные моральные отношения. Вних есть ряд элементов, присущих всемвидам профессиональной этики.

Во-первых,это отношение к общественному труду, кучастникам трудового процесса,

Во-вторых,это те моральные отношения, которыевозникают в области непосредственногосоприкосновения интересов профессиональныхгрупп друг с другом и обществом.

Профессиональнаяэтика не является следствием неравенствав степени моральности различныхпрофессиональных групп. Просто кнекоторым видам профессиональнойдеятельности общество проявляетповышенные моральные требования. Восновном это такие профессиональныесферы, в которых сам процесс трудатребует согласованности действий всехего участников.

Уделяется особое вниманиеморальным качествам работников тойсферы, которые связаны с правомраспоряжаться жизнью людей, здесь речьидет не только об уровне моральности,но и в первую очередь о должном исполнениисвоих профессиональных обязанностей(это профессии из сфер услуг, транспорта,управления, здравоохранения, воспитания).

Трудовая деятельность людей этихпрофессий, более чем каких-либо других,не поддается предварительной регламентации,не умещается в рамках служебныхинструкций. Она по своему существуявляется творческой.

Особенности трудаэтих профессиональных групп усложняютморальные отношения и к ним прибавляетсяновый элемент: взаимодействие с людьми- объектами деятельности. Здесьнравственная ответственность приобретаетрешающее значение. Общество рассматриваетнравственные качества работника какодин из ведущих элементов егопрофессиональной пригодности.

Общеморальные нормы должны бытьконкретизированы в трудовой деятельностичеловека с учетом специфики его профессии.Таким образом, профессиональная моральдолжна рассматриваться в единстве собщепринятой системой морали. Нарушениетрудовой этики сопровождается разрушениемобщих моральных установок, и наоборот.

Безответственное отношение работникак профессиональным обязанностямпредставляет опасность для окружающих,наносит вред обществу, может привести,в конечном счете, и к деградации самойличности.

Сейчасв России выявляется необходимостьвыработки нового типа профессиональнойморали, которая отражает идеологиютрудовой активности на основе развитиярыночных отношений. Речь идет, преждевсего, о моральной идеологии новогосреднего класса, составляющего подавляющеебольшинство рабочей силы в экономическиразвитом обществе.

Всовременном обществе личностные качестваиндивида начинаются с его деловойхарактеристики, отношения к труду,уровня профессиональной пригодности.

Все это определяет исключительнуюактуальность вопросов, составляющихсодержание профессиональной этики.

Подлинный профессионализм опираетсяна такие моральные нормы как долг,честность, требовательность к себе исвоим коллегам, ответственность зарезультаты своего труда.

Источник: https://studfile.net/preview/6706725/page:6/

Что такое этика? Понятие профессиональной этики

Что такое этика? Понятие профессиональной этики

Кажется, что у каждого человека своя пирамида ценностей создается на протяжении всей жизни. На самом деле ее закладывают в подсознание еще в детстве. Информация, получаемая ребенком в возрасте до 6 лет, идет туда напрямую. Это касается также этических норм поведения, которые дети получают, наблюдая за действиями родителей и слушая их разговоры.

Этика – понятие очень древнее, направленное на изучение поступков людей и их правомерности, их моральных и нравственных качеств.

Наука о добре и зле

Употребленное когда-то Аристотелем слово ethika стало впоследствии наукой, изучению и развитию которой посвятили себя многие философы мира. Если древнего мыслителя интересовал поиск ответа на вопрос, что лежит в основе поступков человека, то последующие поколения мудрецов интересовало понятие этики и морали в пирамиде человеческих ценностей.

Как наука она изучает:

  • какое место в общественных отношениях занимает мораль;
  • существующие ее категории;
  • основные проблемы.

Понятие и предмет этики касаются следующих отраслей:

  • нормативные показатели, главным изучением которых являются поступки людей с позиции таких категорий, как добро и зло;
  • метаэтика занимается исследованием ее видов;
  • прикладная наука этого плана изучает отдельно взятые ситуации с позиции морали.

Современная этика – понятие более широкое, чем представляли ее древние философы. Сегодня она помогает не только оценить любые действия с позиции правильности, но и пробуждает оценочное сознание в людях.

Этика в древности

Мудрецы античности не выделяли ее в отдельную научную дисциплину, а причисляли к разделам философии и права.

Больше всего в те времена она напоминала нравоучительные афоризмы, способствующие пробуждать в людях их лучшие и благородные черты характера. Именно Аристотель выделил ее в отдельную дисциплину, поместив ее между психологией и политикой.

В работе под названием «Эвдемова этика» Аристотель затрагивает вопросы, касающиеся человеческого счастья и причин его возникновения. Глубокие размышления этого ученого были направлены на то, что, по сути, человеку для благоденствия требуется иметь цель и энергию для ее осуществления. Как он считал, неподчинение жизни ее достижению – это большое безрассудство.

Для самого Аристотеля понятие и содержание этики стало фундаментом для формирования в сознании его современников таких норм, как человеческие добродетели. Античные философы относили к ним справедливость, нравственность, мораль и другие.

Еще до появления греческого слова ethika, которое стало обозначать науку, изучающую мораль и правомерность поступков людей, в разные времена человечество интересовали вопросы добра, зла и смысла жизни. Именно они являются основополагающими и сегодня.

Главным критерием нравственности того или иного человека является умение различать понятия добра и зла и выбор ненасилия, любви к ближнему, следование духовным законам добра.

Иногда понятия “этика”, “мораль”, “нравственность” считают синонимами, обозначающими одно и то же. Это не так. На самом деле мораль и нравственность – это категории, которые этика как наука изучает.

Духовные законы, обозначенные людьми еще в древности, требуют от человека жить по правилам чести, совести, справедливости, любви и добра. За изучением и соблюдением законов нравственности когда-то следила церковь, преподавая верующим 10 заповедей.

Сегодня этим больше занимаются на уровне семьи и школы, где преподается этика.

Человек, применяющий на практике и пропагандирующий духовные законы, во все времена назывался праведным. Понятие этики нравственности – это соответствие категорий добра и любви поступкам, которые совершает человек.

Истории хорошо известны примеры разрушения сильных империй, после того как подменялись духовные ценности их народов. Самым ярким примером является уничтожение Древнего Рима – мощной процветающей империи, побежденной варварами.

Мораль

Еще одна категория, которую изучает этика, – понятие морали. Это основополагающая ценность для развития как людей, так и их взаимоотношений.

Мораль – это степень совершенствования человека в таких добродетелях, как добро, справедливость, честь, свобода и любовь к окружающему миру. Она характеризирует поведение и поступки людей с позиции этих ценностей и делится на личную и общественную.

Общественной морали свойственны такие признаки, как:

  • соблюдение запретов, общепринятых для конкретной группы населения или вероисповедания (например, евреям нельзя есть свиное мясо);
  • культура поведения, свойственная данному обществу (например, в африканском племени мурси женщинам в губу вставляется тарелка, что совершенно неприемлемо для народов других стран);
  • действия, предписанные религиозными канонами (например, соблюдение заповедей);
  • воспитание в каждом члене общества такого морального качества, как самопожертвование.

На основе моральных ценностей строятся не только межчеловеческие отношения, но и между странами и народами. Войны происходят, когда одна из сторон нарушает принятые нормы, бывшие ранее основой для мирного сосуществования.

История профессиональной этики

Понятие профессиональной этики появилось так же давно, как и первые ремесла. Известная всем врачам клятва Гиппократа, например, – один из видов подобных древних уставов.

Свои этические нормы были у солдат, спортсменов-олимпийцев, жрецов, судей, сенаторов и других представителей слоев населения.

Некоторые излагались в устной форме (в чужой монастырь со своим уставом не лезь), другие были записаны на табличках или папирусах, дошедших до наших дней.

Некоторые подобные правила древности сегодня воспринимаются как рекомендации и запреты.

Больше похож на понятие профессиональной этики цеховой устав, который составлялся в 11-12-м веках в каждом ремесленном сообществе на свой манер. В них указывались не только обязанности каждого цеховика по отношению к коллегам и артели, но и их права.

За нарушение подобного устава следовало исключение из сообщества ремесленников, что было равносильно разорению. Хорошо известно такое понятие, как купеческое слово, которое также можно назвать примером устного договора между представителями одной или разных гильдий.

Виды профессиональной этики

Понятие и предмет этики в каждой профессии подразумевает те особенности деятельности, которые присущи именно этой работе. Существующие для каждой профессии моральные нормы определяют действия работников в рамках принятых правил и порядка.

Например, есть такое понятие, как врачебная, юридическая, экономическая, военная тайна и даже исповеди. К профессиональной этике относятся не только моральные принципы и правила поведения, свойственные какой-либо деятельности человека, но и отдельно взятого коллектива.

Если при нарушении рабочего устава сотрудника ожидает административное наказание либо увольнение, то при несоблюдении морального кодекса профессии его могут судить по законам страны. Например, при уличении медработника в проведении эвтаназии его арестуют как за убийство.

К основным видам профессиональной этики относятся:

  • медицинская;
  • военная;
  • юридическая;
  • экономическая;
  • педагогическая;
  • творческая и другие.

Главным правилом при этом является высокий профессионализм и преданность своему делу.

Деловая этика

Понятие деловой этики относится к категории профессиональной морали. Существует множество неписаных (в некоторых случаях они указываются в уставах компаний) законов, которые предписывают бизнесменам и деловым людям не только стиль одежды, но и общения, заключения сделок или ведения документации. Деловым называют только того человека, кто соблюдает моральные нормы чести и порядочности.

Деловая этика – понятие, используемое со времен заключения людьми первой сделки.

В разных странах приняты свои правила ведения переговоров, не важно, касается это бизнеса или дипломатических отношений, или мест, где заключаются сделки. Во все времена существовали стереотипы успешного человека.

В древности это были богатые дома, прислуга или количество земель и рабов, в наше время – дорогие аксессуары, офис в престижном районе и многое другое.

Этические категории

Понятия, категории этики – это основные постулаты морали, которые определяют степень правильности и неправильности человеческих поступков.

  • добро – добродетель, олицетворяющая все положительное, что существует в этом мире;
  • зло – противоположность добру и общее понятие безнравственности и подлости;
  • благо – касается качества жизни;
  • справедливость – категория, указывающая на одинаковые права и равенство людей;
  • долг – умение подчинить собственные интересы ради блага других;
  • совесть – индивидуальная способность человека оценивать свои поступки с позиции добра и зла;
  • достоинство – оценка качеств человека обществом.

Это далеко не все категории, которые изучает эта наука.

Этика общения

В понятие этики общения входят навыки налаживания коммуникации с другими людьми. Эта отрасль науки занимается изучением уровня культуры человека посредством его речи, качества и полезности излагаемой им информации, его нравственных и моральных ценностей.

Источник: https://FB.ru/article/235154/chto-takoe-etika-ponyatie-professionalnoy-etiki

Профессиональная этика — что это, понятие, принципы и функции

Что такое этика? Понятие профессиональной этики

— Организация бизнеса — Кадры — Профессиональная этика — что это

Понятие профессиональной этики в Российской Федерации является крайне актуальным для представителей многих специальностей — в первую очередь тех, которые могут оказать значительное влияние на жизнь отдельных людей или общества в целом. Поэтому ознакомиться с тем, что это такое — профессиональная этика, как и где она применяется, а также какие функции имеет, будет полезно каждому человеку. Не лишним будет узнать и о принципах профессиональной этики в целом, а также ее спецификации по разным направлениям деятельности.

Профессиональная этика — что это такое, понятие

Под профессиональной этикой обычно подразумевается комплекс морально-нравственных принципов и ориентиров, свойственных определенной группе людей, относящихся к той или иной профессии.

В каждом профессиональном обществе рано или поздно устанавливаются определенные этические нормы.

По крайней мере в ситуациях, когда деятельность представителей этого профессионального сообщества предполагает серьезное влияние на здоровье, безопасность, жизнь, свободу и материальное положение граждан.

Именно поэтому профессиональная этика в первую очередь характерна для представителей отдельных профессий. Например, чаще всего рассматриваются следующие виды профессиональной этики:

  • Врачебная этика. Так как сотрудники сферы здравоохранения обеспечивают заботу о пациентах и получают доступ к большим объемам информации о больных, то у них сформирована масштабная система профессиональной этики. Более того — жизнь человека и его здоровье часто напрямую зависят от врача, и поэтому он должен соответствовать широкому спектру не только профессиональных, но и моральных критериев.
  • Педагогическая этика. Педагоги также относятся к категории сотрудников, среди которых сформирована профессиональная этика. Ведь они общаются с детьми, несут ответственность за их интеллектуальное, творческое и нравственное развитие, за фактическое становление будущих членов социума.
  • Бизнес-этика. В рамках бизнеса также действуют определенные общие для всех руководителей и предпринимателей глобальные этические принципы. Они касаются как этики взаимоотношений между представителями бизнеса, так и порядка коммуникации и работы с клиентами и государственными органами.
  • Этика юристов. Юриспруденция — это крайне обширная сфера деятельности, поэтому профессиональная этика юристов может распространяться как на всех служащих и работников этой сферы, так и включать в себя отдельные направления профессиональной этики, например — адвокатов, прокуроров, судей.
  • Этика государственных служащих. В отношении большинства государственных служащих также в определенной мере применимы базовые принципы общей профессиональной этики, несмотря на крайне широкий спектр возможных профессий и обязанностей, зависящих от фактических служебных задач.

Таким образом, можно определить базовые критерии сообществ, в которых может возникать профессиональная этика как внутренний, саморегулирующийся институт. Так, профессиональная этика присутствует среди представителей профессий, которые:

  • Связаны с повышенной ответственностью перед обществом или отдельными его представителями. Можно говорить о профессиональной этике только в том случае, когда отсутствие более строгих моральных и нравственных норм и их нарушение специалистами данной профессии могут принести определенный вред людям.
  • Специалисты в рассматриваемой области обладают особой категорией прав или специфическими обязанностями. Профессиональная этика является именно профессиональной в первую очередь потому, что объединяет специалистов в какой-либо конкретной сфере. При этом необходимость установления отдельных моральных и этических норм обуславливается в том числе и особым статусом специалистов.
  • Наличие специфических нормативов правового регулирования деятельности. Практически всегда профессиональная этика устанавливается не только в рамках самого сообщества специалистов, но и предполагает наличие отдельных механизмов правового регулирования деятельности подобных трудящихся и служащих.

Таким образом, можно говорить о существовании профессиональной этики врачей, юристов, адвокатов, дипломатов или даже бухгалтеров. Однако понятия правовой этики сантехников, автомехаников или уборщиков в общепринятом значении не существует как таковой — потому что деятельность этих специалистов не соответствует вышеприведенным критериям.

Как формируется профессиональная этика

Профессиональная этика формируется в первую очередь под воздействием двух факторов. С одной стороны, она возникает с учетом общепринятых морально-этических норм определенного общества и в полной мере соответствует именно им.

При этом, характерно, что профессиональная этика в разных странах, или даже в рамках одной страны, но в разных ее субъектах и на разных территориях может достаточно сильно отличаться.

И такие отличия вызваны в первую очередь отличиями всеобщих этических норм и принципов.

Кроме влияния самого социума, в котором находится профессиональное сообщество, также особое значение для формирования профессиональной этики имеет и сам характер деятельности рассматриваемых специалистов. Именно важность ведения деятельности в каких-то строгих, определенных моральных и нравственных границах и является основным стимулом для создания профессиональной этики.

Таким образом, она формируется под воздействием как общих принципов общественной морали, так и соответственно ожиданиям общества от представителей определенной профессии и принятыми в среде таких специалистов нормами и правилами.

Точно так же, как формирование профессиональной этики обеспечивается как «снаружи» так и «изнутри» профессионального сообщества, так и воздействие самой этики обеспечивает регулирование взаимоотношений как в вопросах взаимодействия самих специалистов с обществом, так и в вопросах их коммуникации и взаимодействия друг с другом.

Функции профессиональной этики — зачем она необходима

Сама по себе профессиональная этика возникла как средство, помогающее определенным специалистам лучше выполнять стоящие перед ними задачи и эффективнее влиять на общество. При этом к основным функциям профессиональной этики, которые актуальны для любого вида специалистов, можно отнести решение следующих задач:

  • Создание единого профессионального сообщества. Одной из задач, которую преследует профессиональная этика, можно назвать создание целостного сообщества специалистов, объединенных не только должностными обязанностями и трудовыми задачами, но и чем-то большим — общими морально-этическими принципами.
  • Упрощение подбора сотрудников и служащих. Профессиональная этика сама по себе формирует определенные дополнительные критерии, которым должен соответствовать каждый участник профессионального сообщества.
  • Определение принципов профессионального долга и ответственности. Именно в рамках профессиональной этики регламентируются конкретные общие положения, связанные с работой и взаимоотношениями с людьми, происходящими в рамках труда или службы специалиста.
  • Формирование механизмов развития профессионального сообщества. Так как профессиональная этика объединяет множество специалистов в единую социальную группу, это обеспечивает дополнительный стимул и инструменты для внедрения различных инноваций и поиска новых решений в рассматриваемой сфере.
  • Обеспечение положительного образа профессии. В большинстве случаев, во многом за счет профессиональной этики создается положительное общественное мнение о тех или иных профессиях, и о специалистах, занятых в рассматриваемых сферах деятельности.

Выше приведены лишь самые основные функции профессиональной этики как таковой, которые могут видоизменяться в зависимости от конкретной специализации, должности и служебных или трудовых задач лиц, разделяющих профессиональную этику.

Принципы профессиональной этики — как они выглядят

Во многом принципы профессиональной этики определяются непосредственно спецификой профессии, в отношении которой используются комплекс морально-этических норм.

Однако практически для всех видов профессиональной этики все же можно выделить характерные общие черты, актуальные для представителей профессионального сообщества.

Так, к базовым и актуальным практически во всех условиях можно отнести следующие принципы профессиональной этики:

  • Равенство. Все члены профессионального сообщества должны быть в первую очередь равными друг перед другом в вопросах этического взаимодействия, независимо от их статуса.
  • Справедливость и беспристрастность. Оказание услуг и выполнение своих обязанностей не должно вовлекать во внимание статус клиента или иного лица, на которого влияют действия профессионала.
  • Профессиональный долг. Качественное исполнение своего профессионального долга должно быть основной задачей в рамках профессиональной этики для каждого человека, независимо от воздействия иных факторов.
  • Профессиональная ответственность. Каждый член сообщества специалистов должен понимать важность своей работы и особую ответственность, которая налагается на него его статусом.
  • Профессиональная честь. Представитель профессионального сообщества должен осознавать, что его действия влияют не только на отношение людей и общества к нему — но и на отношение ко всему сообществу коллег, и поэтому он должен стремиться поддерживать свой статус и статус своей профессии.
  • Непричинение вреда. Принцип «не навреди» актуален не только для врачей, но и для представителей любых других профессий, имеющих свои этические нормы. При этом, конечно, во многих случаях нельзя обойтись без причинения определенного вреда — но он тогда должен быть целиком оправданным и не иметь возможных альтернатив.

Кодексы профессиональной этики — что это такое

Так как этические и моральные нормы являются в первую очередь эфемерным понятием, в большинстве случаев они не имеют прямого нормативного регулирования.

Более того, сами этические нормативы возникают в первую очередь как неформальные принципы поведения специалистов в той или иной сфере. Однако на определенном уровне все же возникает необходимость в установлении хотя бы базовых принципов профессиональной этики.

В таком случае отдельные сообщества принимают решение о необходимости принятия кодекса профессиональной этики.

Подобные документы могут иметь как рекомендательное значение в отношении представителей определенной сферы деятельности, так и ультимативное — особенно в случаях, когда рассматривается вопрос этики лиц, находящихся на государственной службе, либо на государственном обеспечение за счет средств бюджета.

Обычно, нарушения кодексов профессиональной этики могут не содержать в себе признаков нарушения общих нормативов законодательства, однако могут считаться все равно неприемлемыми как профессиональным обществом, так и людям извне его. Поэтому в случае, если какой-то специалист допустит нарушение нормативов этики, он может быть подвергнут определенным мерам воздействия в ходе заседания комиссии по профессиональной этике.

В рамках ведения бизнеса и в целом в коммерческой деятельности часто этические нормативы могут иметь вид локальных нормативных документов и актов, требования которых должен соблюдать каждый работник на рабочем месте.

В отношении отдельных категорий трудящихся обязанность соблюдения профессиональной этики предусматривается даже за пределами рабочего места и выполнения своего долга — например в формате педагогической этики учитель может быть уволен за совершение аморальных поступков даже вне учебной деятельности. (23 голос., 4,50 из 5)
Загрузка…

Источник: https://sovetkadrovika.ru/organizaciya-biznesa/professionalnaya-etika-chto-eto.html

Закон
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: