Что понимается под обнародованные и необнародованные произведения. Правовой статус обнародованных и необнародованных произведений. Формы выражения произведения

Содержание
  1. Основные нормы авторского права
  2. Назначение авторского права
  3. Автор произведения и право авторства
  4. О подтверждении и регистрации авторских прав
  5. Обнародование произведения
  6. Право на имя
  7. Исключительное право
  8. Изъятия исключительного права
  9. Неприкосновенность произведения
  10. Что понимается под обнародованные и необнародованные произведения. Правовой статус обнародованных и необнародованных произведений. Формы выражения произведения
  11. 19. Право на воспроизведение
  12. 20. Служебные произведения
  13. Права на обнародование и особенности их наследования
  14. Базовые аспекты
  15. Выражение творчества
  16. Виды и формы обнародования произведения
  17. Случаи исключения
  18. Правомочия авторов
  19. Экономическая выгода
  20. Неимущественные привилегии
  21. Право на отзыв и право следования
  22. Авторское право. Прочитай и запомни
  23. Объект авторского права.
  24. Возникновение авторского права. Презумпция авторства
  25. Соавторство
  26. Авторское право на служебные произведения
  27. Личные неимущественные права
  28. Осуществление обнародования произведения: положения и способы
  29. Законодательная база
  30. Модель выражения творчества
  31. Принципы и формы
  32. Исключения
  33. О правомочности
  34. Право на экономическую выгоду
  35. Неимущественная категория
  36. Резюме

Основные нормы авторского права

Что понимается под обнародованные и необнародованные произведения. Правовой статус обнародованных и необнародованных произведений. Формы выражения произведения

Авторское право это загадочное понятие.На первый взгляд всё просто и понятно. А если углубиться, то дна не достанешь, а ещё подводные камни, рифы, поверхностные и глубоководные течения. Чего только стоят дискуссии о форме и содержании произведения при доказательстве нарушения авторских прав?!

Назначение авторского права

Авторское право это совокупность установленных и охраняемых государством норм права, регулирующих отношения, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы, искусства.

Субъектом авторского права является автор – создатель творческого произведения (объекта авторского права). Его права – авторские права и призвано охранять авторское право. Основное назначение авторского права это охрана авторских прав.

К ним относятся:

  1. исключительное право на произведение;

  2. право авторства;

  3. право автора на имя;

  4. право на неприкосновенность произведения;

  5. право на обнародование произведения.

При этом исключительные права являются имущественными, а прочие из вышеприведённых неимущественными. При создании некоторых произведений, например, произведений изобразительного искусства авторы имеют и другие права, например, право доступа, право следования.

Многие авторы не уделяют достаточного внимания неимущественным правам, однако следует принимать во внимание что возможность их реализации во многом связана с возможностью осуществления исключительных прав.

Кроме того осуществление неимущественных прав сопряжено с повышением престижа и имиджа автора.

Поскольку авторское право обширно по форме и глубоко по содержанию мы остановимся только на его наиболее важных нормах права и особенностях.

Автор произведения и право авторства

Прежде всего, надо разобраться, кто считается автором произведения. Согласно закону автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. При этом в Законе нигде не разъясняется, что признаётся «произведением» и что такое «творческий».

Эти обстоятельства дают возможность расширительного толкования этих терминов и соответственно понятия «автор». Однако при дальнейшем изучении авторского права и соответствующей области судебной практики следует прийти к выводу о практической нецелесообразности четкого определения этих терминов, т.к.

любые четкие определения оставляют за бортом ряд ценных для культуры произведений.

Следующей важной нормой авторского права (нормой права) является положение об авторстве – лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное.

Многие юристы трактуют это положение следующим образом – авторские права (в том числе и право авторства) возникают по факту создания произведения. А что является фактом? Опять нигде не написано.

Но понятно и следует из практики, что должны быть доказательства существования данного произведения на данный момент времени за подписью данного автора. И в принципе этого достаточно. Но на практике опять-таки сложнее – имеет значение достоверность и форма доказательств.

О подтверждении и регистрации авторских прав

В Законе написано, что «для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей» (ст. 1259 п.4 ГК РФ). Тем не менее, предусмотрена возможность государственной регистрации программ для ЭВМ и баз данных.

Значит, регистрация все-таки имеет значение! А как же другие произведения? Так или иначе, для многих произведений их регистрация осуществляется. Это происходит при оформлении договоров на публикацию произведений в издательствах и журналах, заключении авторских контрактов, договоров авторского заказа.

Однако, во многих случаях надежность таких регистраций невысока вследствие пролонгированности таких процедур или ненадежности контрагентов. Кроме того, авторы часто по разным причинам не могут или не хотят публиковать свои произведения.

На самом деле надёжное подтверждение авторских прав необходимо и во многих других случаях – без этого невозможно отстоять свои авторские права.

Наиболее действенной формой доказательства авторства (или подтверждения авторства) произведения и соответственно авторских прав является регистрация произведения в том или ином виде. Эффективность такой формы доказательств подтверждается практикой. В этих случаях могут помочь регистрации в независимых организациях, однако надо внимательно подходить к выбору такой организации.

Обнародование произведения

Важной нормой авторского права является положение (ст.1259 п.

3): «Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме».

Несмотря на то, что правовая охрана авторских прав обнародованных и необнародованных произведений ничем не различается, обнародование является очень весомым аргументом в пользу подтверждения этих прав. Практически очень важным является указание о распространение авторских прав на «произведения, выраженные в какой-либо объективной форме».

При этом важно не то, что произведение должно быть выражено в «объективной» форме, что казалось бы само собой разумеется. Важна именно данная конкретная форма выражения, именно она подлежит правовой охране. Под объективной формой выражения понимается всё произведение в данном выражении от начала до конца, включая название (если оно есть).

Если же произведение (или суть произведения) выразить в другой форме выражения, то эта другая форма подлежит отдельной правовой охране. Так, например Петр Ильич Чайковский создал оперу «Евгений Онегин», которая в музыкальной форме отражала суть поэтического произведения Александра Сергеевича Пушкина.

Правда при этом он использовал и стихи поэта, на что, наверное, было разрешение его наследников. А Джон Крэнко поставил балет «Евгений Онегин», т.е. выразил сущность произведения уже в хореографической форме, хотя и использовал при этом музыку П.И. Чайковского.

В этом случае за давностью лет уже не требовалось получать разрешение на переработку произведения. В приведенных примерах Петр Ильич Чайковский и Джон Крэнко создали новые произведения, которые по современным нормам следует отнести к сложным объектам интеллектуальной собственности.

Эти произведения содержат в качестве части сложного объекта как вновь созданные авторские произведения, так и заимствованные. При этом вновь созданные авторские произведения могут иметь самостоятельное значение, а значит, имеют правовую защиту.

Уже даже эти несложные примеры частично показывают хитросплетения вопросов авторского права, которые могут встречаться. В реальной же практике встречаются и гораздо более сложные вопросы.

Право на имя

Право авторства сопряжено с правом автора на имя ст.

1265 ГК РФ: «правом использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно, неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения». Здесь следует отметить, что использование псевдонима тоже должно быть каким-либо способом зафиксировано, иначе доказать авторство в этом случае не представится возможным.

Исключительное право

Одним из основных авторских прав (а многие считают самым важным) является исключительное право на произведение. Это право предусматривает исключительные права на использование произведения, т.е. право использования произведения принадлежит только и исключительно правообладателю.

Изначально это право принадлежит автору. Но автор может передавать это право другим лицам как физическим, так и юридическим, которые становятся в этом случае правообладателями. Часто это право передается ещё до создания произведения, например в случае заключения договора авторского заказа с полным отчуждением авторских прав.

Исключительное право предусматривает многочисленные варианты использования произведения, например, воспроизведение, распространение, публичный показ.

Перечисление всех вариантов использования произведения с определением терминологии и указанием условий использование не может быть приведено в данной статье из-за его значительного объёма (см.: ст. 1270 ГК РФ).

Изъятия исключительного права

Очень важно принимать во внимание изъятия из исключительного права, а именно нормы права, которые позволяют использовать с ограничениями произведения автора. Так возможно без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования (ст. 1274 ГК РФ):

1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях (и других) правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;

3) воспроизведение в периодическом печатном издании и последующее распространение экземпляров этого издания, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения правомерно опубликованных в периодических печатных изданиях статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам либо переданных в эфир или по кабелю, доведенных до всеобщего сведения произведений такого же характера в случаях, если такие воспроизведение, сообщение, доведение не были специально запрещены автором или иным правообладателем.

Есть и другие изъятия. Во многих случаях эти изъятия объяснимы и оправданы, т.к. связаны, в основном, со свободой обмена информацией.

Но с помощью манипулирования этими нормами права можно в значительной мере использовать многие произведения, хотя в ряде случаев требование обязательного указания имени автора содействует продвижению произведения.

Ограничить нежелательное использование произведений авторы могут с помощью нормативного положения о специальным запрещении публикации произведения без разрешения правообладателя.

Авторам также необходимо принимать во внимание, что авторское право охраняет произведение только в той форме, в которой оно выражено при создании, а не содержание этого произведения.

Поэтому возможно практическое использование положений, составляющих содержание произведения, в том числе положений, представляющих собой техническое, экономическое, организационное или иное решение, за исключением практической реализации архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта.

Неприкосновенность произведения

Источник: https://www.a-priority.ru/small/small_art3.html

Что понимается под обнародованные и необнародованные произведения. Правовой статус обнародованных и необнародованных произведений. Формы выражения произведения

Что понимается под обнародованные и необнародованные произведения. Правовой статус обнародованных и необнародованных произведений. Формы выражения произведения

(Всегдад-я по опубликованию связаны с материальнымносителем + обнародование всегда впервыеи м/б устно; обнародование и опубликованиев нек-х случаях м/ совпадать, могут несовпадать. Опубликование: ?? чтопредставляет собой разумная потребностьпублики?? — т.е. не все положения нормыимеют юридическое значение)

Ст.

1268 ГК. Подопубликованием (выпуск произведения в свет) следуетпонимать юридически значимые действияпо выпуску в обращение экземпляровпроизведения. Представляющих собойкопию произведения в любой материальнойформе так же с согласия автора и вколичестве, необходимом для удовлетворенияразумных потребностей публики, исходяиз характера произведения.

Опубликованиепредставляет собой один из способовобнародования. Произведение может бытьопубликовано неоднократно, а реализоватьправо на обнародование можно один раз,за исключением отзыва произведения,после которого произведение может бытьобнародовано вновь.

19. Право на воспроизведение

Правона воспроизведение произведения – одноиз важнейших правомочий авторов.

Подвоспроизведением понимается изготовлениеодного и более экземпляров произведенияили его части в любой материальнойформе, в том числе в форме звуко- иливидеозаписи, изготовление в трехизмерениях одного и более экземпляровдвухмерного произведения и в двухизмерениях – одного и более экземпляровтрехмерного произведения.

Ст.

1273 ГК РФ предусматривает, что допускаетсябез согласия автора или иногоправообладателя и без выплатывознаграждения воспроизведениегражданином исключительно в личныхцелях правомерно обнародованногопроизведения, за исключением:воспроизведения произведений архитектурыв форме зданий и аналогичных сооружений;воспроизведения баз данных или ихсущественных частей; воспроизведенияпрограмм для ЭВМ, кроме случаев адаптациипрограммы для ЭВМ, изготовления еерезервной копии и модификации программы,предусмотренных ст. 1280

20. Служебные произведения

Правовоерегулирование служебных произведений

Любое произведение должно соответствоватькритериям охраноспособности!!!

(Дроблениеправ в целях наследования не допускается(например, у одного – право навоспроизведение, у другого – право нараспространение))

Институт служебныхпроизведений достаточно давно известенроссийскому гражданскому законодательству.Нормы о служебном произведении закрепленыв ст. 1295 ГК РФ.

Ккатегории служебных относятсяпроизведения, созданные в пределах,установленных для работника, трудовыхобязанностей.Ранее существовавшие указания законао возможности служебного задания,направленного на создание служебногопроизведения, действующая редакция ст.1295 ГК не содержит.

Кособенностям правового режима служебногопроизведения можно отнести:

1.Имущественные права на созданноепроизведение переходят к работодателю,если иное не предусмотрено соглашениемработника и работодателя. В данномслучае переход имеет место в силу закона.Личные неимущественные права всегдасохраняются за автором, т.е. за работником.

2. Зафакт создания и прежде всего заиспользование произведения работодательобязан выплатить работнику особоевознаграждение, превышающее обычныйразмер оплаты труда этого работника.Указаннаяобязанность работодателя сохраняетсяи в том случае, когда он сообщил работникуо сохранении произведения в тайне.Размер вознаграждения должен определятьсясоглашением сторон.

Как вариант, допускаются установлениефиксированного размера вознаграждениялибо определение размера вознагражденияв форме процента от прибыли, получаемойработодателем за использование служебногопроизведения (использование может быть различным – чем больше форм использования,тем больше размер вознаграждения должнобыть, но у нас даже договор не всегдазаключается).

3. Вопросысоздания и использования служебныхпроизведений должен решаться преждевсего в рамках заключенного трудовогодоговора либо специального соглашенияоб использовании служебного произведения(такое соглашение будет носитьгражданско-правовой характер).

4.Не влияет на квалификацию произведенияслужебным время и место его создания.

5. Фактиспользования материалов и оборудованияорганизации неприводит к определению произведениякак служебного.

Правовойрежим служебного произведения неизменится, если работник уволился.

Неимеет значения – штатный работник илисовместитель.

(главное –произведение создается в рамкахвыполнения трудовой функции)

Именноработник решает вопрос о степенизавершенности произведения (например,дизайнер вправе уничтожить дизайнерскийэскиз).

Псевдоновелла (с1992 г.): ст.

1295 ГК устанавливает для авторскогоправа правило, согласно которому, еслиработодатель в течение 3-х лет не совершитодного из трех юридически значимыхдействий, – а именно – 1) не начнетосуществлять свое право использованияслужебного произведения либо 2) непредоставит такое право другому лицулибо 3) не сообщит работнику о сохранениипроизведения в тайне, – то работодательутрачивает это право.(Л.Г.: элементы секундарного правомочиямогут возникать) Представляется, чтона практике оправдано с сообщением осохранении произведения в тайне работникаознакомить, предоставив ему соответствующийприказ. Однако и в этом случае работодательвправе использовать произведениеспособами, обусловленными цельюслужебного задания.

Вотношении служебных произведений нераспространяется право на отзыв.

(Правоприменительнаяпрактика: с момента фактической передачипроизведение является служебным)

Статья 1295.Служебное произведение

Приэтом право автора использовать служебноепроизведение способом, не обусловленнымцелью служебного задания, а также хотябы и способом, обусловленным цельюзадания, но за пределами, вытекающимииз задания работодателя, не ограничивается.

Работодательможет при использовании служебногопроизведения указывать свое имя илинаименование либо требовать такогоуказания.

Трудоваяфункция – это работа по должности всоответствии со штатным расписанием,профессии, специальности с указаниемквалификации; конкретный вид поручаемойработнику работы.

1. Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

3. Произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном).

Источник: https://uristol.ru/different/chto-ponimaetsya-pod-obnarodovannye-i-neobnarodovannye-proizvedeniya/

Права на обнародование и особенности их наследования

Что понимается под обнародованные и необнародованные произведения. Правовой статус обнародованных и необнародованных произведений. Формы выражения произведения

Авторское право в российском поле законодательства продолжает активно формироваться. За процессом создания результата творчества в большинстве случаев следует его публичная презентация. В связи с этим актуальность приобретает право на обнародование произведений. Это совокупность предписаний, регламентирующих процесс и особенности премьеры авторских трудов перед широкой общественностью.

Базовые аспекты

Посвящение общественности в авторские произведения должно осуществляться по строго установленным правилам. Это положение закреплено статьей 1268 ГК РФ. В соответствии с указанной нормой правомерное правообладание включает несколько вероятных вариантов использования объекта:

  1. Публикация, подразумевающая, в том числе, копирование с оригинального экземпляра.
  2. Подписание контракта, легализующего переход права на обнародование собственности третьему лицу.
  3. Доступ к произведению и процесс ознакомления общества с результатом творчества после смерти автора.

Выражение творчества

Создатель собственности интеллектуальной категории может использовать различные модели выражения творчества в рамках правового поля. Юридическая практика выделяет несколько способов закрепления результатов творческой деятельности:

  • исполнение в устной форме – выступления в публичном формате, литературные чтения, лекции, монологи;
  • объекты трехмерного измерения – скульптурные композиции, модели, строения, макеты;
  • фиксация на бумажном носителе – записи нот, рукописи, машинописные тексты, распечатки с электронных носителей;
  • записи в видео и ом формате – форма подачи в виде механических, оптических, цифровых, магнитных носителей;
  • визуализированные объекты – предметы живописи, фотография, чертежи, наброски, видеосъемки, рисунки, кадры.

Представленный перечень регулярно дополняется с учетом активного внедрения информационно-коммуникационных технологий. Инструменты для отражения личных трудов постоянно модернизируются.

Виды и формы обнародования произведения

Определение вида обнародования непосредственно связано с конкретной формой выражения и предполагает согласие автора на ознакомление с его произведением. Практика и законодательство позволяют пять основных путей:

  1. Издательство труда. Речь идет о публикации книг, печатных материалов, статей, монографий.
  2. Исполнение. Способ реализуется в форме поэтических чтений, докладов, выступлений артистов и музыкантов.
  3. Транслирование программ и различного обеспечения с помощью компьютерной техники – запись с жесткого диска компьютера или электронных носителей.
  4. Демонстрация. Способ подразумевает использование различных технических ресурсов для осуществления публичного показа. В эту категорию включены показы дефиле, постановки в театрах, показ фильмов, спектаклей, балетов и других произведений такого рода.
  5. Вещание в эфире. Этот вариант сочетает все перечисленные способы демонстрации путем транслирования по радио или телевидению.

В соответствии с положениями законодательства обнародование может иметь материальную или нематериальную форму.

Обнародование авторских трудов за счет использования материальных объектов (например, публикация книги) позволяет сохранить авторское право собственности на содержательную часть, но не влечет приобретение авторства на информационный носитель. Такое правило по аналогичному принципу распространяется на владельцев материальных объектов.

Таким образом, реализация книги не влечет приобретение авторских прав на изданный труд. Материальным объектом считается бумажное издание, фотография, видеозапись, разновидности электронных форм хранения. При этом в собственности создателя произведения остается только первичная рукопись.

Случаи исключения

Авторские права распространяются не на все произведения. Это обусловлено природой формирования объекта. Процесс включает две составляющие – идею и техническое воплощение. Законодатель регламентирует ограничение права авторства на определенные категории:

  • научное открытие и факт;
  • система и принцип;
  • идея и концепция;
  • методика и процесс.

Автор может применять эти группы в виде тематики в уникальном произведении. Но выражение требует индивидуальной подачи и специфичной систематизации информации.

Правомочия авторов

Авторство подразумевает обладание совокупностью прав имущественной и неимущественной категории. Правомочия первой группы подразумевают получение материальной выгоды в результате применения плодов творчества. В нематериальном аспекте гарантируется закрепление привилегий для конкретного лица, которые имеют личностный характер.

Экономическая выгода

Авторское материальное право подразумевает возможность пожизненного пользования собственными произведениями и получения вознаграждений за эти действия. В качестве примера можно привести служебное авторство. Этот формат правоотношений предполагает подготовку корреспондентом материала и получение материальной компенсации за использование объекта директором.

Реализация прав авторства в этой категории осуществляется в доступной форме с целью получения гонорара. Процесс включает вещание в эфире, создание копий, воплощение проектов, импортирование контента для публичного показа. Допустима форма распространения путем передачи прав в аренду. Однако в этом случае требуется подписание контракта.

Материальное право в отношении автора действует пожизненно и еще на протяжении 50 лет после смерти.

Право предусматривает возможность наследования. Унаследовавшие лица эксплуатируют объекты на аналогичных условиях. При заключении соглашения о передаче права граничные сроки не устанавливаются. Эти вопросы решаются в индивидуальном порядке при согласовании условий сделки.

Неимущественные привилегии

К категории неимущественных авторских правомочий применимы две базовые характеристики:

  • бессрочность действия;
  • отсчет момента возникновения права со дня появления труда.

Первостепенная привилегия – право на авторство. Если соответствующие положения закона были нарушены, наследники имеют право отстаивать интересы в суде и взыскивать компенсацию за ущерб.

К рассматриваемой категории относятся такие права, как защита репутации, подразумевающая обязательное согласие автора в виде разрешения на использование объекта третьими лицами путем корректировки за счет способов корректировки, иллюстрации, комментариев. Правомочия включают использование псевдонима или имени.

Специфика обнародования заключается в однократном ознакомлении общественности с творением.

При этом правовыми нормами не конкретизировано минимальное количество лиц, присутствие которых требуется для совершения действия. То есть теоретически достаточно одного субъекта.

При этом обязательным условием является публикация именно для широкого круга лиц, а не индивидуальная нацеленность на одного или группу субъектов.

Право на отзыв и право следования

Правомочия автора наделяют его правом на отзыв. Его применение актуально, если правообладатель после обнародования творения принимает решение отказаться от его дальнейшего широкого использования. В этом случае отказ может проявляться в нежелании заключать контракты по отчуждению исключительного права на объект или оформляться более решительным действием – путем отзыва.

Ранее это понятие включалось в общее обозначение права на обнародование. На сегодняшний день самостоятельный вид права, регламентированный статьей 126 ГК РФ.

Важным моментом является возможность реализации права в любое время после предоставления разрешения на обнародование и даже после осуществления процесса. В правовом контексте последствия такого решения можно обозначить двумя ситуациями:

  1. Произведение еще не обнародовано после получения согласия автора. Создатель должен направить соответствующее сообщение лицо, в пользу которого произведено отчуждение исключительного права или предоставлено разрешение на использование, и конкретизировать отказ от решения. Публичное обращение в этом случае не требуется.
  2. Произведение уже обнародовано на основании добровольного согласия автора. Ситуация предполагает обязательное публичное обращение для прекращения бездоговорного использования объекта. Ранее выпущенные экземпляры могут быть изъяты.

Рассматриваемое право не может быть применено в отношении таких объектов, как программы ЭВМ, служебные произведения и произведения, представляющие собой составные части сложных объектов.

Если автор использует право на отзыв, такое действие предполагает компенсацию упущенной выгоды в пользу лиц, которые правомерно рассчитывали на использование произведения в коммерческих целях.

На сегодняшний день право на обнародование как юридическая категория продолжает изучаться и совершенствоваться.

Это сложный вопрос правоприменительной практики, игнорирование которого может повлечь существенное нарушение авторских прав и материальные потери.

Источник: https://zakonadvice.ru/intellektualnoe-pravo/avtorskoe-pravo/pravo-na-obnarodovanie-proizvedeniya/

Авторское право. Прочитай и запомни

Что понимается под обнародованные и необнародованные произведения. Правовой статус обнародованных и необнародованных произведений. Формы выражения произведения

У дизайнера всего два юридических документа, в которых он должен хорошо ориентироваться: договор на творческие разработки, по которому осуществляется взаимодействие с заказчиком, и закон Российской Федерации от 9 июля 1993 года за номером 5351-I «Об авторском праве и смежных правах».

Поверьте, эти знания пригодятся жестоком мире, где у дизайнера полно врагов, которые так и норовят лишить его законных прав. В этой статье я прокомментировал наиболее важные, статьи Закона.

Объект авторского права.

автор — физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение;

Статья 4

Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения

Статья 6. Пункт 1

Объектами авторского права являются:

— произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

Статья 7. Пункт 1

Статьи 6 и 7 сообщают нам простую вещь: дизайн является творческой деятельностью и объектом авторского права. У произведения дизайна всегда есть автор, и согласно статье 4 автором является конкретный человек из плоти и крови, а «компания», «студия» или «бюро».

Возникновение авторского права. Презумпция авторства

Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей.


Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов:
— латинской буквы «С» в окружности: «©»;
— имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;
— года первого опубликования произведения.

Статья 9. Пункт 1

Всё предельно понятно. Совершил акт творчества — ты автор. И никто этого права уже отнять не может. Товарищам параноикам позволено помечать территорию ©оответ©твующими пи©юльками, толку от них нет, особенно в электронных публикациях.

При отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения.

Статья 9. Пункт 2

Но, несмотря на правки от 2004 года, законотворцы умалчивают про электронную публикацию.

А это касается дизайна, который созидается виртуально.

Ситуация сложна тем, что в электронной форме не проследить точную дату создания. Т.е. фактически первый — не тот, кто создал, а тот, кто первый материализовал электронный макет в бумажный «экземпляр».

Автор не должен ничего доказывать (презумпция), но если кто-то подсуетился и материализовал электронное произведение под своим именем раньше автора, то, увы, автор де юро — подсуетившийся.

Есть несколько способов зафиксировать работу пером, которое потом никто не вырубит топором.

1 — если работа делается на заказ, то договор и прилагающийся к нему акт сдачи-приемки с распечаткой работы является самым серьезным доказательством создания произведения.

2 — это может быть публикация в каталоге, книге, альбоме, где указан автор произведения. В таком случае дата подписания тиража в печать, может являться официальной датой создания входящих в это издание произведений.

3 — участие работы в выставках, конкурсах, фестивалях. Подача заявки — раз, распечатки для отборочного комитета, жюри — два, публикация в каталоге выставки — три, множество свидетелей вашего участия — четыре. А если вы еще и выиграете что-нибудь, у вас появится не бумажка, а броня! Если на выставку ваша работа не прошла, то и воровать у вас нечего — расслабьтесь и «творите» дальше.

Наконец, если вы создали работу для себя, в конкурсах не участвуете принципиально, нигде не публикуетесь, кроме как на своей личной страничке, но при этом очень боитесь кражи, народные очумельцы предлагают следующий способ: распечатать работу и послать самому себе заказным письмом с описью вложения. Таким образом, у вас на руках появится документ с датой.

Пошевелив мозгами, можно придумать еще пару-тройку способов зафиксировать работу документально — было бы желание

Соавторство

Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Статья 10. Пункт 1

Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно. Взаимоотношения соавторов могут определяться соглашением между ними.

Статья 10. Пункт 2

Вова подкинул идею, Стёпа нарисовал. Соавторство. Макс нарисовал эскиз, Вольдемар доводил его до ума. Соавторство. Серёжа нарисовал 3D-модель, Таня верстала текст, Анатолий рисовал фон и собирал макет. Соавторство.

Cложная в трактовке статья. Ведь не напишешь же в юридическом документе про совесть и профессиональную этику. А как определить, где кончается творческая деятельность Автора, и начинается работа подмастерья?

Чтобы не нарваться на скандал, достаточно запомнить одну простую вещь: если кто-то вам помог в работе, вы не имеете права требовать от человека забыть об этой помощи. Хотите быть единственным автором произведения? Запритесь в кабинете и используйте только свою голову и свои руки. Попросили помощи или были вынуждены её принять? Делитесь славой.

Судебный иск о признании соавтором произведения или, наоборот, о незаконном присвоении статуса соавтора не имеет практически никаких шансов, если у работы не было предпроектной документации со списком участников проекта.

На «идею» или «концепцию» авторское право вообще не распространяется (Статья 6, пункт 4). При этом любой дизайнер знает, что без идеи не будет и полноценного произведения (того, которое любят красть).

Соавтором может считаться заказчик произведения, вносящий в него правки. Другой вопрос, что ему это соавторство до лампочки. А дизайнер в свою очередь многое бы отдал за то, чтобы этого соавтора у него не было.

Правилом хорошего тона должно стать указание соавторов при публикации работы. Хотя Закон этого не требует.

Если произведение соавторов образует одно неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения.

Статья 10. Пункт 2

Отсутствие упоминания соавторов, скорее всего, и есть «достаточные к тому основания» для запрета. Ведь вы вводите в заблуждение: все думают, что вы один сделали работу от начала и до конца.

Дизайн — командная работа. Х Мозговые штурмы, большие проекты, которые не под силу одному человеку, разделение труда и узкая специализация делают своё дело. Современный дизайнер редко может назвать себя единоличным правообладателем авторства на произведение. Помните об этом.

Авторское право на служебные произведения

Авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (служебное произведение), принадлежит автору служебного произведения.

Статья 14. Пункт 1

Понятная и избыточная статья. Согласно Статье 4, автор — физическое лицо. Поэтому компания, студия, бюро и любой другой работодатель не могут быть автором, а значит, не могут обладать авторским правом.

Если при приеме на работу соискателю подсовывают на подпись бумаги, по которым он якобы лишается авторских прав на сделанные в компании проекты, соискатель имеет право предложить работодателю засунуть эти бумаги в жопу. Если очень хочется устроиться на работу, можно бумаги подписать, а предложить их засунуть уже после увольнения.

Такие положения в трудовом договоре противоречат сразу нескольким статьям Закона и никакой юридической силы не имеют. Но лучше не подписывать.

Для примера: писатель продает исключительные права издательству, но при этом не перестаёт быть автором произведения, может об этом открыто говорить и всячески себя рекламировать. Не бывает такого, что рукопись передается издательству, а потом она выходит беспризорной с одним названием и издательской маркой.

В дизайн-индустрии считается нормальным, когда на сайтах студий висят работы-сироты, а их авторам затыкают рот липовыми бумажками.

Исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное.
Размер авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения и порядок его выплаты устанавливаются договором между автором и работодателем.

Статья 14. Пункт 2

Есть трудовой договор, и больше, чем в нём написано, автор требовать не вправе. Под «исключительными правами» подразумеваются имущественные права, про которые говорится в Статье 16.

Работодатель вправе при любом использовании служебного произведения указывать свое наименование либо требовать такого указания.

Статья 14. Пункт 3

Автор уволился, на своём сайте в интернете разместил портфолио, в котором есть произведения, сделанные им, пока он работал в компании. Бывший работодатель не может запретить ему публикацию произведений, однако имеет полное право напомнить автору, кто обеспечил его работой, и потребовать сделать в портфолио соответствующую ремарку.

В трудовом договоре надо уточнить всё то, что не уточняет Закон. Например, участие в конкурсах, выставках, публикации в профессиональных изданиях. Есть мнение, что право автора на имя не позволяет ему участвовать в фестивальной жизни со служебным произведением. Это надо проговорить.

Личные неимущественные права

Автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права:
— право признаваться автором произведения (право авторства);
— право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);
— право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;
— право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Источник: https://zen.yandex.ru/media/golovach/avtorskoe-pravo-prochitai-i-zapomni--5a1ec859a936f485a4808059

Осуществление обнародования произведения: положения и способы

Что понимается под обнародованные и необнародованные произведения. Правовой статус обнародованных и необнародованных произведений. Формы выражения произведения

В России законодательство, регулирующее защиту авторских прав, пока зарождается. Однако уже сформулированы четкие требования, которых обязаны придерживаться законопослушные граждане. Разберемся, что означает право на обнародование произведения и где применяется этот термин.

Законодательная база

Творческие люди, которые производят интеллектуальную собственность, автоматически становятся правообладателями личных трудов. Однако посвящение общественности в такие произведения проходит по установленным правилам. Этот момент закреплен на уровне законодательства и отражен в статье 1268 Гражданского Кодекса РФ.

Положение вмещает три пункта, где оговорены вероятные варианты использования такого инструмента. Первая часть статьи закрепляет исключительное право владельца интеллектуальной собственности на обнародование творчества доступным путем. Причем под термином «обнародование» подразумевается публичный доступ к созданному объекту.

Обнародование произведения — это премьера авторских трудов перед широкой общественностью

Обратите внимание! Одним из вероятных вариантов тут считается публикация, которая включает и создание копии с оригинального экземпляра.

Второй пункт закрепляет тезис о вероятности перехода прав обладания на обнародование авторской собственности к третьему лицу при условии подписания соответствующего контракта. Третья часть рассматривает шансы на ознакомление общественности с произведением после смерти автора.

Здесь сказано о вероятности огласки чужих трудов гражданами, которые получили такие права в соответствии с требованиями закона. В этой роли выступают законные наследники покойного. Однако при письменном отказе первого правообладателя на такое развитие событий, публикация или подобные действия становятся невозможными.

Модель выражения творчества

Перейдем к изучению формы, в которой создатель интеллектуальной собственности вправе закрепить результаты творческой работы. Здесь юристы различают такие варианты модели воплощения творчества:

  1. Запись на бумажном носителе. В эту группу включаются рукописи, нотные записи, распечатки с электронных дисков, машинописные труды.
  2. Устное исполнение. Здесь подразумевают монологи, литературные чтения, публичные выступления.
  3. Визуальная форма. В такую категорию входят живопись, наброски, чертежи, фотографии или кадры видеосъемки, рисунки.
  4. Трехмерные объекты. Сюда юристы относят макеты, скульптуры, модели и строенияГолосовые и видеозаписи. В этой ситуации принимаются механические, цифровые, магнитные и оптические формы подачи материала.

Учитывая периодическое развитие технических параметров, перечисленный перечень видов не исключает применения иных современных технологий отражения личных трудов. Информация о создании торговой марки здесь.

Принципы и формы

Обнародование творчества доступно в любой форме, позволяющей донести информацию до публики

Теперь подробнее поговорим о видах обнародования творчества и выясним, для каких объектов применяются установленные формы выражения.

Поскольку определение предполагает ознакомление публики с интеллектуальными трудами автора с согласия этого человека, такой доступ осуществляется пятью основными путями.

Первым вариантом закон предполагает издательство трудов. В таких ситуациях публикуются книги, монографии, статьи и подобные печатные материалы.

Второй способ – демонстрация. Вариант допускает публичный показ с помощью соответствующих технических ресурсов.

Сюда включаются дефиле, спектакли и театральные постановки, фильмы, балеты и аналогичные произведения.

Здесь заметно сходство с третьей формой – исполнением. В этом случае допускаются доклады, поэтические чтения, выступления музыкантов.

Эфирное вещание становится четвертым вероятным способом. Здесь применяется описанные выше методики подачи информации с помощью радио и телевидения.

Законодательство предусматривает обнародование в материальной либо нематериальной форме

Пятым вариантом становится передача программ, баз и иного обеспечения с использованием компьютерной техники.

В этой ситуации допускается запись с электронных носителей или жесткого диска ПК.

Уместно помнить, что в случае с обнародованием трудов посредством материальных объектов, например, при публикации книг, автор сохраняет права собственности на содержимое, но не приобретает авторства на носитель информации.

Аналогичное правило применяется и к владельцу материальных объектов. Иными словами, реализация книг не означает приобретения авторских прав на изданное произведение.

Причем к числу материальных объектов относятся бумажные издания, электронные формы хранения сведений, фото и видеозаписи. Однако первичная рукопись остается в собственности создателя творения.

Исключения

Поговорим о произведениях, на которые не распространяются авторские права. Поскольку произведение формируется с помощью двух составляющих – идеи и технического воплощения, уместно разобраться с нюансами определения авторства. Закон говорит о невозможности распространения авторского права на определенные категории.

Сюда относят научные открытия и факты, методики и процессы, идеи и концепции, системы и принципы. Причем автор вправе использовать указанные группы в уникальном произведении в виде тематики. Однако выражение здесь нуждается в индивидуальной подаче материала и особой систематизации такой информации.

О правомочности

Авторство определяется комплексом прав имущественного и неимущественного типов. В первом случае создатель интеллектуальной собственности получает материальную выгоду, пользуясь плодами личного труда.

Второй способ предполагает фактическое законодательное закрепление нематериальных привилегий, которые полагаются конкретному лицу. Разберемся подробнее с этими группами.

Право на экономическую выгоду

Материальные имущественные права позволяют автору пожизненно извлекать выгоду из результата личных интеллектуальных трудов

Начнем с понятной для читателей категории – материального права.

Этот тип предполагает пожизненное пользование автором личными произведениями и получение за такие действия вознаграждения.

Простейшим примером тут становится служебное авторство – корреспондент готовит материал и получает материальную компенсацию за использование сюжета директором.

Соответственно, рассматриваемая категория предусматривает реализацию авторства в доступной для общества форме с целью получения гонорара.

Сюда включаются воспроизведения оригинала и распространение копий, право на импорт и публичный показ, эфирное вещание и воплощение проектов.

Если планируется распространение произведения в виде аренды, такие действия нуждаются в подписании контракта.

Внимание! В отношении автора описанное право действует пожизненно и на протяжении 50 лет после кончины.

В ситуации с наследованием юристы говорят о сходных условиях эксплуатации. Если же право передано на основании заключенного соглашения, законодательство не устанавливает конечных сроков. Эти нюансы оговариваются сторонами сделки индивидуально.

Неимущественная категория

Перейдем к описанию второго типа авторских прав. Здесь применяется две такие характеристики:

  • бессрочное действие;
  • возникновение со дня появления трудов.

К числу таких привилегий относится право на авторство. В ситуациях с незаконным присвоением этого права после смерти создателя произведения наследникам уместно отстаивать справедливость в суде и требовать компенсации.

Сюда же включаются права на защиту репутации и использование имени или псевдонима. Защита предполагает получение разрешения создателя произведения на изменение третьими лицами трудов посредством иллюстраций, комментариев и корректив.

Автор вправе отменить решение об обнародовании творчества и отозвать произведение

Важно! Рассматриваемое в статье право на обнародование относится к изучаемой категории.

Эти действия предполагают однократное ознакомление общественности с творением. Причем закон четко не указывает минимального числа лиц, которые присутствуют при обнародовании. Однако важным условием тут становится публикация произведения не в узком кругу, а для широкой публики. Последним правом, относящимся к описываемой категории, становится шанс на отзыв.

Иными словами, создатель труда вправе отменить решение об обнародовании. В таких ситуациях требуется компенсация упущенной выгоды для людей, использующих произведение в коммерческих целях. Кроме того, здесь не обойтись без публичного оглашения принятого решения, если публика уже ознакомилась с творчеством автора.

Резюме

Изучаемая категория предусматривает расширенные права. Ведь в подобных обстоятельствах создатель вправе передать авторство по договору либо по наследству. При этом шансы обнародования носят неимущественный характер, считаются неотъемлемым правом при жизни и на протяжении полувека с момента смерти автора.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:
 
+7 (495) 280-04-20
+7 (800) 511-29-38 

Это быстро и бесплатно!

Источник: https://prava.expert/intellektualnoe-pravo/obnarodovanie-proizvedeniya.html

Закон
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: