Чем отличаются моральные нормы от правовых норм. Отношения между частными лицами регулирует право. Г. Социальные права

Содержание
  1. Право и мораль. Соотношение права и морали
  2. Что такое право? Что такое мораль? Что между ними общего и что отлично?
  3. Социальные нормы. Разбор задания ЕГЭ для выпускников 11 класса
  4. Отличие норм права от других социальных норм. Разбор задания ОГЭ для выпускников 9 класса
  5. Право и мораль: единство, различие, взаимодействие и противоречия
  6. Единство права и морали
  7. Различия права и морали
  8. Чем нормы морали отличаются от норм права?
  9. Об особенностях морали и ее нормах
  10. В чем их различие
  11. Право в системе социальных норм. Соотношение норм права и морали
  12. Право в системе социальных норм
  13. Соотношение норм права и морали
  14. Единство права и морали:
  15. Отличительные особенности права и морали (на основе определения нормы права):
  16. Тема 1. Право в системе социальных норм
  17. 2. Признаки правовой нормы
  18. 4. Виды правовых норм
  19. 6. Право в системе социальных норм: особенности взаимодействия
  20. 8. Функции права

Право и мораль. Соотношение права и морали

Чем отличаются моральные нормы от правовых норм. Отношения между частными лицами регулирует право. Г. Социальные права

  • расскажу о проблемах в понимании соотношения моральных и правовых норм, однобокости восприятия этого вопроса в теории государства и права
  • раскрою понятие и соотношение права и морали с нестандартной и не общепринятой точки зрения
  • разберу примерное задание ЕГЭ для выпускников 11 класса по теме «Соотношение норм морали и норм права»
  • разберу примерное задание ОГЭ для выпускников 9 класса по теме «Соотношение норм права и норм морали»

Всегда следует начинать с понимания необходимости изучения вопроса. Правильно заданные вопросы почти всегда позволяют сформулировать правильные ответы.

Большинство учебников теории государства и права рассматривают вопрос соотношения этих двух видов социальных норм стандартно, скучно и однобоко.

Какой учебник не откроешь — везде одна и та же информация, максимум слова подобраны разные.

А где мысль? 

Главное, что не учитывается в устоявшемся правовом понимании соотношения этих видов норм — это личность, подверженная как моральному, так и правовому влиянию на свое формирование.

Разность влияния серьезнейшая.

Если права стремится стандартизировать поведение индивида, устанавливая общеобязательные нормы, то именно моральные принципы позволяют человеку выделиться из ряда себе подобных.

Право заставляет нас быть как все, мораль позволяет быть самим собой.

В результате соотношение права и морали представляет собой не просто соотношение норм, сформулированных сверху или снизу, не просто различность средств обеспечения исполнения норм. Соотношение права и морали — это соотношение общего и частного, интересов государства и интересов личности, находящихся за рамками государственного регулирования.

И когда я читаю в учебники, что право и мораль чаще всего одинаково регулируют общественные отношения, я негодую, ибо это ложь.

Мораль, в отличиt от права, не общеобязательна. Разные социальные группы имеют совершенно разный набор моральных постулатов, моральные принципы отдельного человека, определяющие его конечное поведение, очень индивидуальны. И это хорошо. Очень хорошо.

Что такое право? Что такое мораль? Что между ними общего и что отлично?

Есть такой автор — Юлий Ким. И есть у него песня, называется «Диалог о совести». Мы должны понимать, что совесть — это важнейшая моральная категория, постоянный измеритель отношения индивида к различным явлениям, событиям, действиям.

Процитирую кусочек упомянутого произведения:

Я недавно сделал открытие: открыл я недавно словарь —
Оказывается, «совесть — это нравственная категория, позволяющая безошибочно отличать дурное от доброго».

Совесть позволяет отделять дурное от доброго. При этом каждый человек исходит из собственных представлений о добре и зле, о хорошем и плохом.

С правом так не получится. В стандартизированных и исходящих от государства нормах уже сформулирован эталон поведения. Отлично, если этот эталон совпадает с моральными нормами, которым готов следовать индивид.

Но если не совпадает?

Что выше интересы государства, выраженные в правовых предписаниях, или собственное мироощущение человека, его видение справедливого поведения в конкретной ситуации?

Ответ очевиден. Моральные нормы лишь постольку являются регулятором поведения людей, поскольку не противоречат нормам правовым. И до тех пор, пока не противоречат.

Социальные нормы. Разбор задания ЕГЭ для выпускников 11 класса

В перечне примерных заданий к ЕГЭ отсутствует задание, непосредственно посвященное соотношению права и морали.

Имеется задание, направленное на анализ действия всех имеющихся социальных норм. Поскольку нормы права и нормы морали являются разновидностями социальных норм, разберем его.

На момент создания этого материала данное задание пробовали решать более тысячи человек, правильные ответ дали 15% участвовавших в пробном решении.

Формулировка задания предполагает возможность указать несколько вариантов ответа. Приступим.

  1. Не верное утверждение. Первое утверждение не может быть верным по причине существования в перечне социальных норм правовых норм, которые, как мы указывали выше, носят общеобязательный характер. Среди правовых норм имеются нормы, адресованные лишь определенным группам людей. Так, например, норма, запрещающая совершать дезертирство, адресована военнослужащим. Но многие правовые нормы обязательны для соблюдения всеми субъектами. Например, запрет совершать убийство, кражу, переходить улицу в неустановленном для этого месте.
  2. Верное утверждение. Программная функция, разумеется, не главная функция социальных норм. Тем не менее, отрицать возможность социальных норм формировать ментальные программы, направляя тем самым поведение людей, нельзя.
  3. Верное утверждение. Право регулирует поведение членов общества, поэтому справедливо отнесено правовой наукой к числу социальных норм.
  4. Верное утверждение. Относительно изменчивости социальных норм в случае изменений в общественном развитии сомнений нет никаких. Социальные нормы меняются вместе с обществом. Что касается объективности этих норм, то это догма. Не все социальные нормы объективны, существует субъективная мораль. В этом вопросе с составителями задания можно поспорить. Я бы на месте авторов заданий ЕГЭ избегал подобных формулировок, поскольку они предполагают дискуссию, что недопустимо, когда речь идет о тестировании.
  5. Не верное утверждение. Снова не очень корректная формулировка, поскольку некоторые нормы действительно выстроены в определенную иерархию, речь прежде всего идёт о нормах права, но имеются и нормы морали, применительно к которым сложно говорить об иерархии норм. Но раз имеются иерархически выстроенные нормы, то общее утверждение, что все социальные нормы неиерархичны и равнозначны, не соответствует действительности.

В итоге правильными ответами будут утверждения 2, 3, 4.

Отличие норм права от других социальных норм. Разбор задания ОГЭ для выпускников 9 класса

Задание довольно простое. На момент создания материала его выполнило более двух тысяч человек, из которых 59% успешно с ним справились.

возможных ошибок состоит в формулировке задания, которую нужно понять.

В задании необходимо определить признак, которые отличает правовые нормы от других социальных норм. Это значит, что нужно перечислить не все признаки из списка, имеющиеся у норм права, а лишь те, которыми не обладают любые другие социальные нормы.

В приведенном перечне таким исключительным признаком является лишь первый признак. Только нормы права обеспечены и поддерживаются силой государственного принуждения.

Признаки 2 и 4 также присущи нормам права, они характерны и для других социальных норм, поэтому в решении к данному заданию выбраны быть не могут.

Источник: https://andrvik.ru/tgp/pravo-i-moral-sootnoshenie-prava-i-morali.html

Право и мораль: единство, различие, взаимодействие и противоречия

Чем отличаются моральные нормы от правовых норм. Отношения между частными лицами регулирует право. Г. Социальные права

Определение 1

Моралью называют сочетание норм и принципов, которые осуществляют регулирование людского поведения с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого и проч.

Определение 2

Правом называют систему общеобязательных, формально определенных норм юридического характера, которые выражают общественную, классовую волю (то есть определенные интересы социума, классов и проч.), которые устанавливаются и обеспечиваются государством, и направлены на регулировку общественных отношений.

Мораль и нравственность допустимо рассматривать в виде синонимов. Этика представляет собой науку о морали (то есть нравственности).

Замечание 1

Моральные нормы, по сути, – это специфический тип социальных норм, которые распространяют собственное влияние на всех и каждого, и при этом воплощают в себе высшие нравственные ценности, такие как честь, добро, достоинство, долг, порядочность и т.п.

Можно сказать, то общечеловеческое содержание морали в обобщенном виде выражается в так называемых «золотых правилах нравственности»: «По отношению к другим людям поступай так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе», «Не причиняй вреда другому человеку» и проч.

Определение 3

Моральными нормами называют выработанные социумом требования к индивиду как к участнику этого сообщества, действенность каковых напрямую зависит от степени их усвоения людьми, от формирования их внутренних представлений, убеждений касательно своего и чужого поведения во время общения с прочими индивидами. Оценка своего поведения, внутренний самоконтроль (можно сказать, совесть) – это основная составляющая норм морали.

Единство права и морали

Единство и взаимосвязь права и морали обуславливается тем, что они:

  1. В системе социальных норм выступают универсальными и оказывающими действие на все общество в целом.
  2. Имеют один объект регулирования, то есть общественные отношения.
  3. Обладают общей целью, то есть регулированием людским поведением, формированием гражданского общества, правового государства.
  4. Определяют строгие границы свободы личности.
  5. Считаются достижением культур и цивилизации.
  6. Основываются на одних и тех же духовных и социально-экономических отношениях.
  7. В конечном итоге исходят от общества.

Различия права и морали

Различиями между правом и моралью можно назвать:

  1. Происхождение (мораль появляется вместе с обществом, а право – вместе с государством).
  2. Форма выражения (мораль содержится в сознании общества, а право – в особых нормативных актах, которые имеют письменную форму).
  3. Сфера действия (мораль способна регулировать почти все общественные отношения, а право – только самые важные и те, которые может упорядочить; то есть без возможности упорядочить такие отношения, как мода, вкус, любовь, товарищество, дружба и проч.)
  4. Время введения в действие (моральные нормы вводятся в действие по мере их осознания, нормы права – в точно установленный срок).
  5. Способ обеспечения (моральные нормы обеспечиваются мерами социального воздействия, а правовые – мерами воздействия государства).
  6. Критерии оценки (моральные нормы регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, несправедливого и справедливого, а правовые – с точки зрения законного и не являющегося законным, правомерного и не являющегося таковым).
  7. Характер однородности (в рамках одной страны допустимо существование исключительно одной нормы права, но целого ряда норм морали – мораль общества в целом, а также социальных групп, классов, профессиональных слоев и проч.).

Опиши задание

Замечание 2

Мораль и право взаимодействуют друг с другом во время упорядочивания социальных отношений. Их требования совпадают во многих моментах: обычно то, что осуждается и поощряется правом, также осуждается и поощряется моралью, и наоборот). Большая часть правовых норм происходят из нравственных – то есть «не укради», «не убий» и проч.

Во время упорядочивания общественных отношений мораль и право друг друга поддерживают. Совсем не случайно Гераклит однажды заявил, что «законы обязаны своей силой нравам», так как требования морали, осуществляя воздействие на людское сознание, формируют положительный фон для реализации предписаний юридического характера.

Пример 1

Также право закрепляет и при этом защищает ценности морали. Оно способно, к примеру, обеспечивать компенсацию морального вреда.

К примеру, в соответствии со статьей сто пятьдесят один ГК России, «если гражданину причинен моральный вред (физические либо же нравственные страдания) действиями, которые нарушают его собственные личные неимущественные права или же посягающими на принадлежащие гражданину прочие нематериальные блага, а также в иных ситуациях, которые предусмотрены законодательно, то суд имеет право возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации такового вреда».

Во время определения размеров компенсации морального вреда суд берет в расчет степень вины нарушителя, а также прочие заслуживающие внимания обстоятельства. Суд обязан также брать в расчет степень физических, а также нравственных страданий, которые связаны с индивидуальными особенностями индивида, которому и был причинен вред.

Замечание 3

При этом допустимы и противоречия между правом и моралью, когда одинаковая ситуация может регулироваться различно со стороны одного и другого.

Когда право расходится с нравственностью в оценке каких-либо явлений, то это обычно не упрочивает его позиций в социуме, не увеличивает влияние на сознание граждан, а в точности наоборот.

Пример 2

К примеру, во время решения такой абсолютно нравственной проблемы, как свидетельский иммунитет в судопроизводстве, как оказалось на практике, допускаются отнюдь не любые правовые средства. Тут право не должно было идти, так сказать, «дальше морали» и выдвигать какие-то специфические требования.

При свидетельстве близких родственников, к примеру, приходили в конфликт одна с другой такие обязанности (ограничения), как правовая, которая требует говорить только правду (в УК устанавливалась уголовная ответственность за дачу ложных показаний, а также за уклонение от дачи показаний), и нравственная, которая требует не наносить вреда близкому человеку. Такая коллизия приводит или к нравственным потрясениям (раскол в семье, разрыв отношений между родственниками и проч.), или же к преступлениям (лжесвидетельство, уклонение от дачи показаний и проч.). Получается, что индивид, социум и государство в итоге совсем не заинтересованы в подобных альтернативах.

Из-за этого в статье пятьдесят один Конституции страны оговорено, что «никто не обязан свидетельствовать против самого себя, собственного супруга и близких родственников, круг которых определен ФЗ». Это положение выводит правовые предписания из состояния противоречия с моральными, а также укрепляет нравственные базисы права.

Замечание 4

Могут быть объективные (имеющиеся различия между моралью и правом) и субъективные (право меняется быстрее, нежели мораль, и нередко с ней не согласуется из-за некоторых идеологических и конъюнктурных моментов) причины противоречий.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/teorija-gosudarstva-i-prava/pravo-i-moral/

Чем нормы морали отличаются от норм права?

Чем отличаются моральные нормы от правовых норм. Отношения между частными лицами регулирует право. Г. Социальные права

Вся история развития человеческой цивилизации связана с развитием отношений между людьми, установления определенных правил человеческого общежития. Самыми распространенными механизмами таких правил являются моральные и правовые нормы. Их правильное понимание, применение и соблюдение обеспечивают стабильность социальных отношений.

Об особенностях морали и ее нормах

Моралью принято считать принятые среди людей традиции, неписанные правила их поведения. По своей сути они определяют, что правильно и не правильно, что считается хорошим, а что плохим, что есть добро и зло.

Из этого вытекает комплекс поведенческих норм человека в обществе. При чем термин мораль может выражаться в повседневной жизни людей и касаться только части общества, например, верующих, социальных слоев и пр.

Изучающая этот духовный феномен философская наука — этика полагает, что мораль, предписывая нормы или давая оценку поступкам людей, определяет, что человек должен сделать или что делать не должен.  При этом окружающий нас мир в своем развитии рассматривается с точки зрения его потенциала для человеческого развития.

Гуманистической, осмысленной составляющей мораль отличается от исторически сложившихся стереотипов массово поведения людей в определенных ситуациях, именуемых обычаями.

В них зачастую предполагается точное и безусловное подчинение, сложившимся требованиям. Нередко при этом они исполняются по привычке и боязни неодобрения окружающими.

У разных народов и социальных групп, в разное время могут быть свои обычаи.

Одной из главных особенностей морали является установление нею правил поведения, норм и принципов.

Таким образом она регулирует поведение людей в обществе и выступает инструментом саморегулирующим поступки конкретных людей. В нормах морали описывается, что представляет собой общечеловеческую ценность.

Формулировки таких норм не зависят от нравов или оценок конкретных лиц, культур, общественных объединений.

Желательная линия поведения человека в обществе и его принципы может быть представлена в виде различных моральных кодексов. Они представляют собой систему правил обозначающих правильное поведение человека.

Такие кодексы могут регулировать отношения в профессиональных, религиозных, мировоззренческих и других сферах.       Известны, например, десять заповедей иудаизма, клятва Гиппократа врачей, кредо журнализма, моральный кодекс строителей коммунизма и пр.

Считается, что все известные моральные кодексы декларируют уважение к жизни и здоровью, личному достоинству человека, его праву собственности.

Некоторые моральные кодексы могут в некоторых, прежде всего теократических государствах могут в той или иной степени трансформироваться в кодексы правовых норм, систематизирующих практику их применения. Встречаются примеры, когда авторитет моральных норм служит средством укрепления правовой позиции.

В отличие от морали право представляет собой систему его норм, которые носят всеобщий и обязательный характер для всех граждан. При этом правовая норма выступает гарантированным государством, формально зафиксированным общеобязательным правилом, которому обязаны следовать все. Такие нормы регулируют отношения в обществе и отражают состояние прав и свобод в нем.

В идеале правовая норма должна иметь определенную структуру. Первая ее часть, именуемая гипотезой, призвана обозначать конкретные ситуации, в связи с которыми она может быть реализована.

Она вмещает в себя нужное государству правило поведения гражданина.

В следующей части — диспозиции определяется правомерное поведение, как в нормах гражданского права или признаки того, что противоречит нормам права, как в праве уголовном.

Элементом юридической нормы, указывающим на неблагоприятные последствия ее нарушения, является санкция. Она может выражаться в мерах наказания, государственного принуждения, юридической ответственности. Впрочем, на практике все три элемента содержатся в немногих правовых нормах.

Основными признаками правовых норм являются:

  • Их общий характер, что позволяет регулировать повторяющиеся отношения и обеспечить многократное применение.
  • Общеобязательность, что предполагает неукоснительное их выполнение всеми гражданами.
  • Простота и конкретность текста, использование в нем общеизвестных и юридических терминов.
  • Четкая определенность, позволяющая их фиксировать в правовых актах, закрепить права и обязанности.
  • Взаимосвязанность, что исключает не однозначное толкование и противоречие одной нормы другой.

Обычно нормы права публикуются в виде нормативных правовых актов. Такая норма может быть включена в подобные акты различного уровня, относящиеся к различным отраслям права. Поэтому норма права может не быть тождественной статье нормативного акта. Последняя выражает волю государства и воплощает норму права, как правило поведения.

Правовые нормы имеют различные варианты классификации и определенную иерархию. Они могут систематизироваться по юридической силе, отраслям права, формам предписания, по кругу лиц, по времени и сфере действия и пр.

В чем их различие

Нормы морали и нормы права имеют ряд принципиальных различий:

  1. Основой морали являются личные убеждения человека и мнение общества. Результативность моральных норм зависит от органичности их восприятия индивидуумом.
  2. Нормы права устанавливаются государством, которое принудительно обеспечивает их выполнение.
  3. Моральные нормы не имеют обязательного характера, хотя общество и государство приветствуют их выполнение.
  4. Нормы морали не обязательно содержатся в письменных источниках, могут быть неписанными и передаваться устно поколениями.
  5. Правовые нормы обязательно документально фиксируются в законах и прочих нормативных актах.
  6. Нарушение моральных норм не предполагает санкций, которые применяет государство. Негативное отношение к нарушителям выражается в отрицательном отношении общества и угрызениям совести.

Нарушение норм права предполагает использование государством мер уголовной или административной ответственности в виде лишения свободы, штрафа, лишения права заниматься определенной деятельностью и пр. Эти санкции детально выписаны в соответствующих кодексах.

Моральные нормы не требуют организационных структур их выполнения в виде правоохранительных органов. Государство для обеспечения выполнения норм права создает структуру различных правоохранительных и исправительных учреждений.

Источник: https://vchemraznica.ru/chem-normy-morali-otlichayutsya-ot-norm-prava/

Право в системе социальных норм. Соотношение норм права и морали

Чем отличаются моральные нормы от правовых норм. Отношения между частными лицами регулирует право. Г. Социальные права

Право – это обусловленная природой человека и общества система регулирования общественных отношений, которой присущи

    • нормативность,
    • формальная определенность в официальных источниках и
    • обеспеченность возможностью государственного принуждения.

Право в системе социальных норм

В юридической науке все действующие в обществе нормы подразделяются прежде всего на две большие группы (граница между которыми проходит главным образом по предмету регулирования):

    1. социальные (регулируют отношения между людьми и их объединениями, иными словами, социальную жизнь);
    2. технические (регулируют отношения между людьми и внешним миром, природой, техникой).

Социальные нормы – общепризнанные или достаточно распространенные эталоны, образцы, правила поведения людей, средства регуляции их взаимодействия; это объективно необходимые правила совместного человеческого бытия, указатели границ должного и возможного. Разумеется, в число социальных норм входят и правовые.

Социальные нормы в разной степени отражают закономерности общественного развития, но сами таковыми не являются. Объективные законы, по которым развивается история, не есть нормы. Последние привносятся в жизнь общества людьми, социальной практикой.

Одни из них со временем отпадают; другие – возникают, видоизменяются; третьи – навязываются определенными классами, группами или властью. Иначе говоря, процесс становления, формирования социальных норм – фактор субъективный. Вырабатываются они людьми.

Другое дело, что нужда в них диктуется объективной необходимостью.

Например, о происхождении правовых норм Ф.

Энгельс писал: “На известной, весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов, позаботиться о том, чтобы отдельный индивид подчинился общим условиям производства и обмена. Это правило, вначале выражающееся в обычае, становится затем законом”.

Право сложилось намного позже других нормативных систем и в основном на их основе. Оно стало более жестко и целенаправленно регулировать экономические и иные отношения.

Равно как и вместо прежней общественной власти появилась публичная власть, уже не совпадающая с интересами всего общества и опирающаяся на особый аппарат, готовый за нарушение официально установленных и строго обязательных норм применить принуждение.

Появление социальных норм и сознательного нормативного регулирования связано с переходом от животной стадности людей к человеческому обществу, с процессом социализации отношений, с поведением человека как особого природно-биологического и общественного существа.

Социальная норма – не просто абстрактное правило желаемого поведения. Она означает также и само реальное действие, которое фактически утвердилось в жизни, на практике. В этом случае действительные поступки и становятся правилом. Иными словами, социальная норма выражает не только “должное”, но и “сущее”.

Соотношение норм права и морали

Юристы по роду своей деятельности изучают, толкуют, применяют прежде всего правовые нормы, но для оценки поведения субъектов правовых отношений и правильного разрешения возникающих коллизий они постоянно обращаются и к этическим критериям, ибо в основе права лежит мораль.

Русские правоведы (В.С. Соловьев, И.А. Ильин и др.) неизменно подчеркивали, что право есть лишь минимум нравственности или юридически оформленная мораль. Право – средство реализации нравственно-гуманистических идеалов общества. Без уроков нравственности, морали, этики право немыслимо.

Мораль – важнейший социальный институт, одна из форм общественного сознания, которая представляет собой известную совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей к окружающей действительности (друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, классу).

Приведенное определение отражает лишь наиболее общие черты морали. Фактически же содержание и структура этого явления глубже, богаче и включают в себя также психологические моменты – эмоции, интересы, мотивы, установки и другие слагаемые. Но главное в морали – это представления о добре и зле.

Мораль имеет внутренний и внешний аспекты. Первый выражает глубину осознания индивидом своего собственного “Я”, меру ответственности, духовности, общественного долга, обязанности.

Здесь проявляется известный кантовский “категорический императив”, ограничитель, в соответствии с которым в каждой личности заключено некое высшее и безусловное нравственное правило (“внутреннее законодательство”), коему она должна добровольно и неукоснительно следовать (поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой). Он ставит границы собственному произволу, себялюбию, эгоизму.

Второй аспект морали – конкретные формы внешнего проявления указанных выше качеств, ибо мораль не может быть сведена к голым принципам. “Человек есть ряд его поступков… Каков человек внешне, т.е. в своих действиях, таков он и внутренне” (Гегель). Поэтому нельзя о человеке судить по тому, что он сам о себе думает или декларирует. Только поступки могут раскрыть его действительную сущность.

Соотношение между правом и моралью сложное, оно включает в себя четыре компонента:

    1. единство,
    2. различие,
    3. взаимодействие,
    4. противоречия.

Единство права и морали:

    1. представляют собой разновидности социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают некоторыми общими чертами, у них единая нормативная основа;
    2. преследуют в конечном счете одни и те же цели и задачи – упорядочение и совершенствование общественной жизни, внесение в нее организующих начал, развитие и обогащение личности, защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости;
    3. имеют один и тот же объект регулирования – общественные отношения (только в разном объеме), они адресуются одним и тем же людям, слоям, группам, коллективам; их требования во многом совпадают;
    4. в качестве нормативных явлений определяют границы должных и возможных поступков субъектов, служат средством выражения и гармонизации личных и общественных интересов;
    5. в философском плане представляют собой надстроечные категории, обусловленные прежде всего экономическими, а также политическими, культурными и иными детерминирующими факторами, что делает их социально однотипными в данном обществе или в данной формации;
    6. выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества, его созидательных и дисциплинирующих начал.

Цель права – “установить совместную жизнь людей так, чтобы на столкновения, взаимную борьбу, ожесточенные споры тратилось как можно меньше душевных сил” (И.А. Ильин). Таково же, в сущности, и назначение морали. Ведь право – возведенная в закон нравственность.

Отличительные особенности права и морали (на основе определения нормы права):

    • Право и мораль различаются по способам их установления, формирования. Как известно, правовые нормы создаются либо санкционируются государством и только государством (или с его согласия некоторыми общественными организациями), им же отменяются, дополняются, изменяются. В этом смысле государство является политическим творцом права; правотворчество – его исключительная прерогатива. Поэтому право выражает не просто волю народа, а его государственную волю и выступает не просто регулятором, а особым, государственным регулятором. Нормы морали создаются не государством непосредственно и они вообще не являются продуктом какой-то специальной целенаправленной деятельности, а возникают и развиваются спонтанно в процессе практической деятельности людей. Для того чтобы нравственная норма получила право на существование, не нужно согласие властей; достаточно, чтобы она была признана, “санкционирована” самими участниками социального общения – классами, группами, коллективами, теми людьми, кто намерен ею руководствоваться. В отличие от права мораль носит неофициальный (негосударственный) характер.
    • Право и мораль различаются по методам их обеспечения. Если право создается государством, то оно им и обеспечивается, охраняется, защищается. За правом стоит аппарат принуждения, который следит за соблюдением правовых норм и наказывает тех, кто их нарушает. Юридические нормы носят общеобязательный, непререкаемый характер. Мораль опирается не на силу государственного аппарата, а на силу общественного мнения. Нарушение нравственных норм не влечет за собой вмешательства государственных органов. Само общество, его коллективы решают вопрос о формах реагирования на лиц, не соблюдающих моральные запреты.
    • Право и мораль различаются по форме их выражения, фиксации. Если правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства (законах, указах, постановлениях), группируются по отраслям и институтам, систематизируются (сводятся) для удобства пользования в соответствующие кодексы, сборники, уставы, составляющие в целом обширное и разветвленное законодательство, то нравственные нормы не имеют подобных четких форм выражения, не учитываются и не обрабатываются, а возникают и существуют в сознании людей – участников общественной жизни. Их появление не связано с волей законодателей или других правотворящих лиц.
    • Право и мораль различаются по характеру и способам их воздействия на сознание и поведение людей. Если право регулирует взаимоотношения между субъектами с точки зрения их юридических прав и обязанностей, правомерного – неправомерного, законного – незаконного, наказуемого – ненаказуемого, то мораль подходит к человеческим поступкам с позиций добра и зла, похвального и постыдного, честного и бесчестного, благородного и неблагородного, совести, чести, долга и т.д. Иными словами, у них разные оценочные критерии, социальные мерки.
    • Право и мораль различаются по характеру и порядку ответственности за их нарушение. Противоправные действия влекут за собой реакцию государства, т.е. не просто ответственность, а особую, юридическую ответственность, причем порядок ее возложения строго регламентирован законом – он носит процессуальный характер. Иной характер носит “воздаяние” за нарушение нравственности. Здесь четкой процедуры нет. Наказание выражается в том, что нарушитель подвергается моральному осуждению, порицанию, к нему применяются меры общественного воздействия (выговор, замечание, исключение из организации и т.п.). Это – ответственность не перед государством, а перед обществом, коллективом, семьей, окружающими людьми.
    • Право и мораль различаются по уровню требований, предъявляемых к поведению человека. Этот уровень значительно выше у морали, которая во многих случаях требует от личности гораздо большего, чем юридический закон, хотя он и предусматривает за некоторые противоправные действия весьма суровые санкции (например, мораль безоговорочно осуждает любые формы нечестности, лжи, клеветы, обмана и т.д., тогда как право пресекает лишь наиболее крайние и опасные их проявления).
    • Право и мораль различаются по сферам действия. Моральное пространство гораздо шире правового, границы их не совпадают. Право, как известно, регулирует далеко не все, а лишь наиболее важные области общественной жизни (собственность, власть, труд, управление, правосудие), оставляя за рамками своей регламентации такие стороны человеческих отношений, как, например, любовь, дружба, товарищество, взаимопомощь, вкусы, мода, личные пристрастия и т.д.
    • У права и морали различные исторические судьбы. Мораль “старше по возрасту”, древнее, она всегда существовала и будет существовать в обществе, тогда как право возникло лишь на определенной ступени социальной эволюции.

При этом само собой разумеется, что границы, соединяющие и разъединяющие эти два явления, не остаются статичными, раз навсегда данными. Они подвижны, изменчивы, смещаются в ту или иную сторону в ходе общественного развития под влиянием происходящих перемен. То, что в одно время регулируется правом, в другое – может стать объектом лишь морального воздействия, и наоборот. Даже в пределах одного типа общества, но на разных этапах его развития соотношение между правом и моралью меняется.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 “О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 “О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 “О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)”

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 “О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов”

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/pravo-v-sisteme-sotsialnich-norm-sootnoshenie-norm-prava-i-morali

Тема 1. Право в системе социальных норм

Чем отличаются моральные нормы от правовых норм. Отношения между частными лицами регулирует право. Г. Социальные права

Интересно? Расскажите друзьям   

1. Социальная норма — установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь.

2. Признаки правовой нормы

— Единственная в ряду социальных норм, которая исходит от государства и является официальным выражением его воли.

— Представляет собой меру свободы волеизъявления и поведения человека.

— Издается в конкретной форме.

— Является формой реализации и закрепления прав и обязанностей участников общественных отношений.

— Поддерживается в своем осуществлении и охраняется силой государства.

— Всегда представляет собой властное предписание государства.

— Является единственным государственным регулятором общественных отношений.

— Представляет собой правило поведения общеобязательного характера, т. е. указывает: каким образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту; предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для каждого индивида образ действий.

3. Структура нормы права — это внутреннее строение нормы, которое раскрывает ее основные элементы и способы их взаимосвязи.

Структура нормы права

гипотеза

диспозиция

санкция

это структурный элемент правовой нормы, который указывает на жизненные обстоятельства вступления нормы в действие

это структурный элемент правовой нормы, который содержит само правило поведения участников регулируемых отношений, указывает на его суть и содержание, права и обязанности субъектов

это структурный элемент правовой нормы, определяющий неблагоприятные последствия для участников общественных отношений, наступающие в случае нарушения последними предписаний диспозиции

Основной элемент
правовой нормы

4. Виды правовых норм

Основания
для классификации

Наименование видов

Их сущность

По субъектам правотворчества

Нормы, исходящие от государства

Нормы органов представительной, исполнительной и судебной государственной власти

Нормы, являющиеся результатом прямого волеизъявления населения

Нормы, принимаемые непосредственно населением конкретного территориального образования или населением всей страны

По социальному назначению

Учредительные

Нормы — принципы

Регулятивные

Нормы — правила поведения

Охранительные

Нормы — стражи порядка

Обеспечительные

Нормы — гарантии

Декларативные

Нормы — объявления

Дефинитивные (от лат. definitio — опреде­ление)

Нормы — определения

Коллизионные (от лат. collisio — столкнове­ние противоположных сил)

Нормы — арбитры

Оперативные

Нормы — инструменты

По характеру содержащихся в тексте норм правил поведения

Обязывающие

Нормы, устанавливающие обязанность совершать определенные правовые действия

Управомочивающие

Нормы, предоставляющие права на совершение определенных положительных действий

Запрещающие

Нормы, содержащие требования воздержаться от определенных действий

По функциональной роли

Общие

Нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или бóльшую часть институтов соответствующей отрасли права

Специальные

Нормы, которые охватывают часть институтов соответствующей отрасли права и регулируют исключительно важные, требующие более детальной регламентации вопросы

По методу правового регулирования

Императивные (лат. imperativus — повели­тельный)

Нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении

Диспозиционные

Нормы предоставляют субъектам общественных отношений в пределах требований закона самим разрешать возникающие между ними спорные моменты и определить дальнейший ход их взаимоотношений

Рекомендательные

Нормы устанавливают варианты желательного для государства поведения

Поощрительные

Нормы относительно предоставления мер поощрения за одобряемый государством и обществом, полезный для них вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном выполнении своих юридических и общественных обязанностей либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования

По сфере и субъектам действия

Общего действия

Нормы, распространяющиеся на всех граждан и функционирующие на всей территории государства

Ограниченного действия

Нормы, имеющие пределы, обусловленные территориальными, временными, субъективными факторами

Локального действия

Нормы, действующие в пределах какого-либо коллективного образования (предприятие, учреждение, организация)


5. Норма права
 — это первичная клеточка права, его исходный элемент. Поэтому норме права свойственны все те черты, которые характерны для права в целом.

Однако, это еще не означает, что понятие нормы права и права совпадают. Право и его норма соотносятся между собой как общее и частное. Отдельно взятая правовая норма — это еще не есть право.

Право — это система, совокупность правовых норм.

Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с другими социальными нормами как элемент системы социального нормативного регулирования.

6. Право в системе социальных норм: особенности взаимодействия

Социальные
нормы, с которыми взаимодействует право

Проявления взаимодействия

Мораль

Право и мораль обладают общими чертами, которые присущи всем социальным нормам. Право, как правило, соответствует основным требованиям морали (некоторые нормы непосредственно закрепляют в законе нормы моральные, подкрепляя их юридическими санкциями), вместе с этим реализация правовых норм и их исполнение во многом обусловлено тем, что люди считают их справедливыми.

Правовые нормы возникают в процессе юридической практики, функционирования соответствующих институтов общества и государства, в то время как мораль возникает и развивается в процессе практической деятельности людей.

Она не связана со структурной организацией общества и неотделима от общественного сознания.

Нормы морали опираются на складывающиеся в сознании общества представления о добре и зле, чести, достоинстве, порядочности

Обычаи

Нормы права поддерживают обычаи, которые признаются государством юридически значимым и общественно полезным. Такие обычаи наделяются государством юридической силой и в дальнейшем расцениваются как правовые.

Нормы права отвергают некоторые обычаи, ограничивают степень их воздействия на общество.

В то же время правовые нормы могут безразлично относиться к большинству действующих обычаев, связанных с межличностными отношениями и бытовым поведением людей

Религия

В некоторых государствах (например, в странах ислама), где наиболее сильно выражена приверженность религиозным идеям, религия господствует над правом.

В других же — государство и, соответственно, право отделены от религии, не оказывая на нее никакого влияния, подобное взаимоотношение является обоюдным.

Существуют также страны, в которых религиозные нормы действуют наряду с правовыми, дополняя последние и регулируя те вопросы, которые не охватываются правом

Нормы общественных

организаций

По формальным признакам нормы общественных организаций похожи на правовые: текстуально закреплены в соответствующих документах, принимаются по определенной процедуре, систематизированы.

Однако нормы общественных организаций не обладают общеобязательностью права, не обеспечиваются государственным принуждением.

Предметом регулирования норм общественных организаций являются отношения, не урегулированные юридически

7. Признаки права — это такие присущие ему свойства, которые характеризуют его как специфическую систему регулирования общественных отношений.

Наименование
признака

Его сущность

Социальность

Право с момента своего возникновения и по сей день регулирует общественные отношения, оно действует в человеческом обществе

Нормативность (нормативный

характер)

Право выступает и действует в системе юридических норм, которые закрепляют права и обязанности участников общественных отношений, им регулируемых. Право посредством юридических норм каждому гражданину или организации несет информацию о том, какие действия возможны, какие запрещены, а какие необходимы

Общеобязательный характер

Нормы права адресованы неопределенно большому количеству адресатов, попавших в типичную жизненную ситуацию, и обязательны для исполнения ими

Государственно-волевой характер

Право — это проявление воли государства, так как в нем определяется будущее поведение личности, организации, с его помощью реализуются субъективные интересы и потребности, достигаются намеченные цели.

Воля аккумулирует экономические, социальные, политические и иные интересы различных слоев населения; государственное признание этих интересов осуществляется через волю компетентных государственных органов; по своему характеру государственная воля объективна и обязательна для всех; государство всегда заинтересовано в реализации собственной воли

Системность

Система права — категория объективная, не зависящая ни от воли, ни от желания субъектов правотворчества. Система права характеризуется внутренней согласованностью, взаимообусловленностью и взаимодействием составляющих ее элементов

Формальная определенность

Право не существует само по себе, оно так или иначе должно быть выражено в конкретной форме (например, закон, иные нормативные акты, судебные решения и т. д.), выбор которой в конечном итоге зависит от государства

Обеспеченность государством

Государство как издает нормы права, так и обеспечивает их реализацию. Данное обеспечение основано на применении мер государственного принуждения

8. Функции права

Наименование
функции

Ее сущность

Культурно-историческая

Право аккумулирует в себе все духовные ценности и достижения народа, общества, передает их из одного поколения в другое

Воспитательная

Право оказывает стимулирующее воздействие на поведение субъектов общественных отношений посредством запретов, ограничений правовой защиты и наказания

Социального контроля

Право определяет меру возможного и должного поведения субъектов, общественных отношений, используя при этом меры стимулирования и ограничения

Регулятивная

Право устанавливает в обществе правила поведения, которые направлены на координацию общественных отношений, упорядочение связей между людьми

Охранительная

Право защищает наиболее важные общественные отношения от негативного воздействия на них со стороны, которое может пагубно отразиться на всем ходе общественного развития

Источник: http://humanitar.ru/page/ch6_1

Закон
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: