Административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в российской федерации юрицин, андрей евгеньевич. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

Содержание
  1. Административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
  2. Правовой статус вынужденного переселенца и беженца
  3. Предоставление статуса
  4. Оформление пакета документов
  5. Продление срока действия статуса беженца, вынужденного переселенца
  6. Утрата и лишение статуса вынужденного переселенца
  7. Административно правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
  8. Чем отличается административно правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
  9. Как долго действует административно правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
  10. Как продлить административно правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев, какие понадобятся документы
  11. Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев в РФ, их статус и права
  12. Кто такие беженцы
  13. Как обрести статус беженца в принимающей стране
  14. Правовое положение беженцев в РФ
  15. Случаи, когда иностранец может утратить статус беженца
  16. Кто такие вынужденные переселенцы
  17. Права вынужденных переселенцев
  18. Конституционно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации
  19. Центр  переподготовки специалистов
  20. Курсовая работа
  21. Тема: Конституционно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации
  22. Новосибирск 2013 г
  23. О правовом статусе беженцев и вынужденных переселенцев в россии
  24. Обзор причин переселения
  25. Права лиц, получивших статус переселенца в Российской Федерации
  26. Отличия статуса беженца от статуса вынужденного переселенца
  27. Процедура получения свидетельства пошагово
  28. Куда обращаться для получения статуса беженца или вынужденного переселенца
  29. Инструкция по получению статуса
  30. Документы для получения свидетельства
  31. Особенности процедуры оформления заявки
  32. Сколько нужно заплатить за получение статуса
  33. Срок действия статуса беженца и вынужденного переселенца
  34. Основание и документы для продления статуса
  35. Возможные проблемы переселенцев
  36. Основания для отказа в получении статуса беженца или переселенца
  37. Причины утраты статуса переселенца
  38. Последствия лишения статуса
  39. Беженцы и вынужденные переселенцы:

Административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

Административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в российской федерации юрицин, андрей евгеньевич. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение2

Правовой статус вынужденного переселенца и беженца 3

Предоставление статуса 4

Оформление пакета документов 5

Продление срока действия статуса беженца, вынужденного переселенца 7

Утрата и лишение статуса вынужденного переселенца 8

Заключение9

Список использованной литературы 11

     Юридическая база разрешения вопросов беженцев и вынужденных переселенцев состоит из Конституции РФ, федеральных законов «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах», и «Административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по предоставлению статуса вынужденного переселенца, продлению срока его действия, утрате и лишению статуса вынужденного переселенца, а также по учету вынужденных переселенцев» (утвержден приказом ФМС России № 465).

     Прекращение существования СССР вызвало, по ряду причин, несколько волн переселения в Россию русских и русскоязычных бывших советских граждан, внезапно ставших, помимо своей воли, жителями иностранных государств. Острые межнациональные конфликты в регионах самой России также приводили и приводят к вынужденному переселению большого числа граждан внутри нее.

Правовой статус вынужденного переселенца и беженца

     Понятия «беженец» и «вынужденный переселенец» отличаются друг от друга. Главное отличие здесь – в гражданстве. Беженец не является гражданином РФ. Определение понятия «беженец» в международном праве содержится в двух основных документах: Конвенции ООН 1951 года «О статусе беженцев» и Протоколе 1967 года к ней же.

     Беженец – это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений1.

     Вынужденный переселенец – гражданин РФ, либо иностранный гражданин, постоянно проживающий на законных основаниях на территории России, вынужденный покинуть прежнее место жительства и переселиться в другой субъект РФ2.

     К примеру, человек, проживавший во Владивостоке, в силу преследования его по этническому признаку, переехал на постоянное жительство в Москву.

     Также вынужденным переселенцем может быть также признан бывший советский гражданин, постоянно проживавший на территории одной из республик бывшего Союза, который получил статус беженца РФ и утратил его в связи с приобретением российского гражданства, если в период действия статуса беженца он был вынужден сменить место проживания и переехать в другой субъект Федерации.

     Беженцы и вынужденные переселенцы – люди, подвергавшиеся гонениям и враждебному отношению по различным признакам на родине, вынужденные по этой причине покинуть ее в силу обоснованных опасений за свои здоровье и жизнь, а также за здоровье и жизнь близких. Основные признаки, по которым иностранцы и граждане РФ могут получить статус беженца или переселенца, следующие:

     • расовая или национальная принадлежность,

     • принадлежность к социальной группе,

     • политические убеждения,

     • вероисповедание,

     • язык.

     Правовой статус беженца и правовой статус вынужденного переселенца совпадают с точки зрения оснований миграции, предоставления и создания благоприятных условий для их жизни в РФ.

     Порядок оформления статуса беженца и порядок оформления статуса вынужденного переселенца аналогичны.

Предоставление статуса

     Статус беженца или переселенца может получить как один человек, так и члены его семьи, в случае, если все они были подвергнуты гонениям на родине по перечисленным выше признакам.

     Для получения статуса нужно подать ходатайство вместе с определенным набором документов в территориальный орган Федеральной миграционной службы (в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации или на территории РФ). Бланк ходатайства выдается в этой же миграционной службе.

В случае, когда лицо, желающее стать беженцем, еще находится за границей РФ, ему нужно обращаться в дипломатическое представительство или консульство РФ в государстве пребывания.

При отсутствии возможности самостоятельно подать ходатайство, оно может быть подано уполномоченным представителем на основании доверенности.

     Для получения статуса вынужденного переселенца необходимо:

     1. ходатайство,

     2. 2 черно-белые фотографии заявителя и достигших 18-летнего возраста членов семьи, указанных в ходатайстве. Фотографий должны быть размером 3х4, на матовой бумаге с правым уголком,

     3. паспорт или иной документ, удостоверяющий личность,

     4. документ, подтверждающий принадлежность к гражданству Российской Федерации (для граждан РФ),

     5. свидетельство о рождении (для лиц, не достигших 14-летнего возраста),

     6. свидетельство о браке, свидетельство о расторжении брака, пенсионное удостоверение, удостоверение одинокого родителя, удостоверение, выдаваемое многодетной семье, документы, подтверждающие время выбытия с прежнего места жительства и прибытия в Россию (при наличии),

     7. основания для ходатайства – документы, свидетельствующие о совершении в отношении заявителя и членов его семьи насилия, преследования, либо реальной опасности подвергнуться преследованию и насилию.

     Все документы подаются в оригинале.

     Если лицо, претендующее на получение статуса беженца или переселенца, еще не оставило свое текущее место жительства, прилагает к ходатайству нотариально заверенные копии этих документов.

Оформление пакета документов

     Ходатайство заполняется черными или синими чернилами на русском языке, разборчивыми буквами. Степень родства указывается по отношению к лицу, подающему ходатайство. При наличии гражданства или подданства нескольких государств указывается каждое из этих государств.

     К ходатайству должны быть приложены черно-белые фотографии заявителя и членов его семьи.

     Сведения о родных, не достигших 18 лет, заносятся в ходатайство одного из родителей, опекуна или либо одного из членов семьи, достигшего возраста восемнадцати лет, с которыми они прибыли на территорию РФ и которые добровольно взяли на себя ответственность за их воспитание и содержание.

     Также, если в семье заявителя родственники, достигшие 18 лет, ходатайство о признании беженцем (вынужденным переселенцем) подается каждым из них.

     При подаче ходатайства должны присутствовать все члены семьи, сведения о которых заносятся в ходатайство.

     Заявитель в установленном порядке проходит дактилоскопическую регистрацию и фотографирование.

     Предварительное рассмотрение ходатайства осуществляется в следующем порядке:

     1. если заявитель находится вне пределов РФ, ходатайство рассматривается в течение одного месяца;

     2. ходатайство, поданное на территории РФ, рассматривается в течение пяти рабочих дней.

     При вынесении положительного решения лицу, признанному вынужденным переселенцем (беженцем) в территориальном органе миграционной службы (посольстве, консульстве) под расписку при предъявлении документа, подтверждающего личность, выдается удостоверение вынужденного переселенца (беженца). Сведения о детях, не достигших 18 лет, заносятся в удостоверение одного из родителей, опекунов либо родственников, достигших 18 лет3.

     Отказ в признании человека беженцем или переселенцем может быть вынесено по нескольким основаниям:

     • человек умышленно сообщил ложные сведения либо предъявил фальшивые документы, служившие основанием для признания его вынужденным переселенцем,

     • человек совершившее тяжкое преступление,

     • человек не обратился без уважительных причин в уполномоченные органы с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем (беженцем) в течение двенадцати месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца.

     • если человек покинул место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или природных и техногенных катаклизмов.

Продление срока действия статуса беженца, вынужденного переселенца

     В соответствии федеральным законом РФ «О вынужденных переселенцах», если у вынужденного переселенца (беженца) есть обстоятельства, препятствующих ему в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса по заявлению продлевается территориальным органом миграционной службы на год.

     Для продления срока действия статуса к заявлению о продлении статуса необходимо представить документы:

     • удостоверение вынужденного переселенца (беженца),

     • копия паспорта,

     • справка об отсутствии у заявителя и членов его семьи жилого помещения на правах собственности по месту его регистрации,

     • договора найма (аренды) или поднайма (субаренды) жилья (для вынужденных переселенцев, имеющих регистрацию в жилом помещении),

     • другие документы, подтверждающие наличие обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства.

     Документы подаются не позднее дня истечения срока действия ранее ободренного статуса каждым из переселенцев (беженцев), достигших 18 лет.

     Срок действия статуса вынужденного переселенца не продлевается:

     • при отсутствии у вынужденного переселенца обстоятельств, препятствующих в обустройстве;

     • в случае пропуска без уважительных причин срока обращения с заявлением о продлении статуса4.

Утрата и лишение статуса вынужденного переселенца

     Статус вынужденного переселенца (беженца) утрачивается в случаях:

     • прекращения гражданства РФ,

     • выезда для постоянного проживания за пределы России,

     • истечения срока предоставления статуса вынужденного переселенца (беженца).

     Решение о лишении статуса вынужденного переселенца (беженца) принимается территориальным органом Федеральной миграционной службы в случае уличения переселенца (беженца) в том, что он умышленно сообщил ложные сведения или предъявил фальшивые документы5.

Источник: https://student.zoomru.ru/grajdan/administrativnopravovoj-status-bezhencev-i-vynuzhdennyh/92732.747679.s1.html

Административно правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

Административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в российской федерации юрицин, андрей евгеньевич. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

Беженцы являются иностранными гражданами, а вынужденные переселенцы имеют российское гражданство, а в остальном их положение схоже – и те, и другие сменили место пребывания по причине какой-либо реальной угрозы, враждебного к ним отношения.

Если им присваивается административно правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев, Правительство РФ позволяет пользоваться рядом привилегий и льгот.

Из данной статьи вы узнаете, в чем разница между статусом беженца и вынужденного переселенца, какими правами обладают переселенцы, как долго статусы являются действительными, почему могут отказать в присвоении статуса, и по каким причинам статус переселенца можно утратить.

Важно! Вынужденные переселенцы имеют законное право на оформление целевого займа на покупку жилого помещения или строительство индивидуального дома – ссуда предоставляется на долгосрочной основе и без взимания процентов.

Под административно-правовым положением понимается система прав и обязанностей, гарантий и свобод, которыми наделяет беженцев и вынужденных переселенцев Правительство РФ, причем переселенцы пользуются более широким перечнем прав благодаря наличию гражданства РФ.

Если гражданин подаст ходатайство о присвоении ему статуса переселенца, и оно будет зарегистрировано и принято к рассмотрению по существу экспертами ГУВМ МВД, согласно российскому законодательству человек получит следующие права, положенные ему в связи со статусом вынужденного переселенца:

  • право на бесплатное получение медицинской помощи и медикаментов в поликлиниках и социальных аптечных пунктах;
  • право на размещение в центре временного проживания, бесплатное пользование услугами жилищно-коммунального хозяйства, получение питания;
  • право на возмещение затрат на проезд от отделения ГУВМ МВД до центра временного размещения (если переселенец является малообеспеченным – в противном случае, власти только оказывают содействие в перевозке багажа и обеспечении возможности проезда);
  • право на единовременную материальную поддержку (не менее 100 рублей).

Переселенцы на протяжении 3 месяцев с даты подтверждения нового статуса имеют право на:

  • выбор места жительства (перечень будет предложен сотрудниками ГУВМ МВД);
  • получение гражданства РФ на льготных условиях.

Чем отличается административно правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

Как уже было сказано, беженцы пользуются меньшим набором прав, нежели вынужденные переселенцы. Беженцам недоступны:

  • постановка в очередь на выделение муниципального жилья;
  • помощь властей в зачислении подростков в ВУЗы России;
  • стипендиальные выплаты при получении профессионального обучения или при переобучении;
  • безвозмездные субсидии на покупки квартиры или постройку дома.

Беженцы, чей статус был официально признан, получают следующие привилегии:

  • на социальную защиту и социальное обеспечение по льготам;
  • на открытие бизнеса без предварительного оформления специального на то разрешения;
  • на трудоустройство по найму;
  • участие в общественной деятельности.

Как долго действует административно правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

Важно! Несмотря на то, что процедура присвоения статуса беженца и вынужденного переселенца мало чем отличается, срок действия статуса для обоих категорий лиц различен.

Статус вынужденного переселенца или беженца не присваивается пожизненно – он имеет ограниченный срок действия:

  1. Статус беженца является действительным на протяжении всего периода проживания человека на территории России, если тот не нарушает законов, и если не имеется причин для лишения его этого статуса. Беженец сдает национальное удостоверение личности, а удостоверение беженца становится его “паспортом” в России, пока он сам не решит покинуть территорию страны.
  2. Статус вынужденного переселенца действителен 5 лет. Однако, если у гражданина имеются веские основания для продления статуса, его можно продлевать каждый год.

Как продлить административно правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев, какие понадобятся документы

Поскольку действующее законодательство не устанавливает срока действия статуса беженца в случае, если его обладатель не нарушает законов, то и продлять его незачем. Однако, зачастую в органах ГУВМ МВД говорят о необходимости обращения за продлением статуса каждые 3 года.

Что касается вынужденных переселенцев, основанием для продления статуса является отсутствие во владении жилого помещения, включая ситуацию, когда власти отказывают в выдаче субсидии или ссуды. Чтобы заняться продлением статуса, нужно подготовить документы:

  • 2 экземпляра заявления о продлении статуса;
  • удостоверение личности (паспорт);
  • оригинал удостоверения вынужденного переселенца.

Источник: https://migranty.info/status-bezhencev-i-pereselencev/

Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев в РФ, их статус и права

Административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в российской федерации юрицин, андрей евгеньевич. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

Большинство развитых стран мира с демократическим режимом правления так или иначе сталкиваются с увеличением миграционных потоков.

Не исключение и Россия, которая за последние годы создала благоприятный климат для трудовых мигрантов, прибывающих в страну для выполнения работ, не слишком популярных среди коренного населения.

В нашу страну едут иностранцы для инвестирования в экономику, основания новых предприятий и ведения доходного бизнеса. Однако есть особый класс людей, иммигрировавших в РФ не по своей воле — беженцы и вынужденные переселенцы.

Кто такие беженцы

Беженцами называют группы людей, которые прибыли в иностранное государство имея при себе доказательства опасности дальнейшего пребывания на родной земле. Под этими опасениями понимаются следующие факторы:

  • В случае начала расовых противостояний в государстве, что приводит к притеснению прав и геноциду отдельных групп населения.
  • При нарушении конституционных прав отдельных национальностей в государстве.
  • Если политические убеждения бежавшего лица не соответствовали общим настроям большинства населения страны с тоталитарным режимом.
  • При притеснении прав верующих, исповедующих религию, отличную от общегосударственной.
  • Любые социальные меньшинства, чьи конституционные права активно попираются в родной стране.
  • Иные преследуемые по похожим или иным убеждениям лица, подвергающиеся репрессиям.

Поток беженцев

Все перечисленные лица могут быть признаны беженцами, получить убежище в РФ и необходимую гуманитарную помощь для обеспечения своей жизни и быта на первых порах пребывания в нашей стране.

На протяжении последних 25 лет беженцы в России — это явление больше системное, чем уникальное, со своими историческими особенностями и понятиями, так как после распада СССР многие государства нынешнего СНГ подверглись жёсткой этнической чистке населения с попиранием прав многих меньшинств. Статус лиц, признанных беженцами, регулируется ФЗ-4528-I.

Важно! Лицо, спасающееся от возмездия за акт терроризма, уголовного преследования или трибунала без политической подоплёки не может быть принято в РФ в качестве беженца и при ближайшем запросе родного государство будет выдано обратно для осуждения, особенное если страна объявит его в международный розыск.

В мире существует международный закон, принятый ещё в 1951 году, определяющий права, свободы и обязанности беженцев на территории принимающей страны, а также уровень её ответственности перед лицом, которому было предоставлено убежище.

В 1992 году, в одно время с созданием службы миграции сразу после распада СССР, Россия также приняла данную интернациональную конвенцию.

Как обрести статус беженца в принимающей стране

Правовой статус иностранных лиц и лиц без гражданства

Все иностранные граждане, прибывшие в РФ с цель обретения убежища в статусе беженцев, обязаны пройти следующие регламентные шаги, требуемые миграционными службами:

  • Составить заявление в ГУВМ МВД с просьбой предоставления соответствующего статуса, которое будет рассмотрено и проверено на соответствие фактам.
  • Получить временное свидетельство до окончания рассмотрения документов, по своим правовым характеристикам напоминающее РВП, которое позволит беженцу получить временное пристанище в одном из специализированных центров размещения (по сути, в общежитии), а также получать помощь в виде продуктов питания и предметов первой необходимости. Кроме того, беженец имеет право на получение периодического пособия в денежной форме, а также на бесплатные медуслуги в случае необходимости.Свидетельство беженца
  • В обязанности беженца будет входить изучение законов принявшей его страны, а именно Конституции РФ, УК и КоАП. Соблюдение действующего в российском государстве законодательства является обязательным условием для лица в данном статусе.
  • При первом же вызове в миграционную службу лицо обязано являться для участия в рассмотрении его документов, допросах, интервью.
  • Мигрант обязан пройти полную диспансеризацию и получить справки, удостоверяющие отсутствие у него опасных инфекционных заболеваний, расстройства психики и пристрастия к наркотикам.

Важно! В случае невыполнения хотя бы одного из указанных требований приезжий может не получить статус беженца и встать перед риском выдворения из РФ.

https://www.youtube.com/watch?v=V5MKalC8434

При положительном решении ГУВМ МВД о признании иностранного гражданина беженцем ему будет предоставлено соответствующее удостоверение, которое будет служить основным документом, подтверждающим личность мигранта. Данный документ практически сравняет беженца в правах и свободах с рядовым гражданином РФ и сделает его резидентом страны.

Перед получением удостоверение мигрант обязан встать на миграционный учёт и пройти операцию по снятию отпечатков пальцев. Удостоверение предоставляется на установленный УФМС срок до трёх лет, но в случае улучшения политической ситуации на Родине и желании беженца вернуться в свой дом оно будет аннулировано.

Обратите внимание! В ситуации, когда гонения отдельных лиц в родной стране продолжаются и возвращение всё ещё вызывает опасение за жизнь и свободы, документ пролонгируется ежегодно на период ровно 365 дней.

Правовое положение беженцев в РФ

Поздние переселенцы в Германию

Мигрант, получивший свой статус и зарегистрировавшийся в налоговом органе с получением ИНН, имеет право на следующие процедуры на территории РФ:

  • Официально трудоустраиваться в компанию и работать в качестве специалиста в соответствии со своей квалификацией, получать зарплату и оплачивать налоги.
  • Открыть собственный бизнес на территории страны, а также ИП, либо действовать как легитимный хозяйствующий субъект.
  • Покупать подлежащее госрегистрации движимое и недвижимое имущество, обладая при этом правами иностранного гражданина с отличными от коренных жителей условиями.
  • По прошествии 3 лет адаптации претендовать на обретение статуса ВНЖ, а затем и гражданства РФ с получением российского паспорта.

Трудоустройство беженцев

Важно! При соблюдении действующего в стране законодательства лицо, обладающее удостоверением беженца, не может быть депортировано из РФ против своего желания, так как правовой статус беженцев и вынужденных беженцев, определяемый по ФЗ, не даёт сделать это.

Случаи, когда иностранец может утратить статус беженца

Основания приобретения гражданства РФ

Правовое положение беженцев в Российской Федерации говорит о том, что иностранный гражданин может легко потерять статус при наступлении следующих ситуаций:

  • В случае обретения следующей ступени натурализации — ВНЖ или гражданства РФ.
  • При получении паспорта третьей страны, отличном от стран преследовавшей и принявшей беженца.
  • Когда лицо, находящееся в статусе беженца в России, принимает решение уехать за её пределы на ПМЖ.
  • В случае политических реформ в родной стране и прекращении преследования мигранта с гарантией восстановления всех его прав и свобод.
  • Если убежища просит апатрид, российская сторона не может предоставить ему статус беженца из соображений действующего законодательства. Однако таким людям в случае необходимости предоставляется убежище в нашей стране при условии, что в государстве их постоянного проживания они некоторое время находиться не могут.

Важно! После утраты статуса беженца мигрант обязан либо оформить разрешительные документы для пребывания в РФ, либо добровольно покинуть страну в отведённый законом период времени, в противном случае службы ФМС примут решение по принудительной депортации.

Вынужденные переселенцы

Кто такие вынужденные переселенцы

Вынужденные переселенцы — это такие лица, которые, являясь подданными страны на законных основаниях, в статусе граждан или ВНЖ вынуждены покидать государство своего постоянного проживания, куда они ранее пытались мигрировать по тем же причинам, что и беженецы. Также вынужденные переселенцы могут мигрировать из одного региона РФ в другой на тех же основаниях (например, из Дагестана или Чечни в Москву).

Начиная с 2008 года более 6 млн резидентов иностранных государств со всего мира имели необходимость покинуть ставшими для них родные страны и вернуться в РФ в связи с притеснением там их личных прав и свобод, а также создавшейся угрозы для дальнейшего проживания. Для данной категории лиц в РФ ещё в 1993 году был принят соответствующий закон, определяющий их основные права и свободы.

Права вынужденных переселенцев

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в РФ в целом очень похож, однако имеются и некоторые различия: учитываются российские корни, миграционные службы РФ обязаны рассматривать ходатайства переселенцев более лояльно, поэтому процент принятия положительного решения по ним с выделением необходимой гуманитарной помощи достигает почти 100%. Это связано прежде всего с тем, что люди возвращаются на Родину вне зависимости причин их убытия.

Депортация

Однако, если миграция из России произошла после совершения тяжкого преступления, которое с течением лет было раскрыто и преступник будет выявлен среди вынужденных переселенцев, он обязан будет понести наказание по всей строгости закона.

Принятие в РФ беженцев и вынужденных переселенцев — очень правильный гуманный акт, который сильно поднимает авторитет государства на международной арене. Однако для безопасности самих граждан страны и для предотвращения протестов контроль за подобной группой мигрантов должен быть особенно тщательным.

Источник: https://miemigration.ru/prochee/pravovoj-status-bezencev-i-vynuzdennyh-pereselencev-v-rf.html

Конституционно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации

Административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в российской федерации юрицин, андрей евгеньевич. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ  РАНХиГС

Центр  переподготовки специалистов

Кафедра Конституционного и муниципального права

Курсовая работа

по дисциплине: Конституционное право

Тема: Конституционно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации

Выполнил           Петрова Мария Александровна

  (Ф.и.о. студента)                                               

               Юриспруденция

   (специальность)

                      12453

     (№ группы)

Проверил

   Доцент, кандидат юридических наук

(звание, должность преподавателя)

        Кальяк Андрей Михайлович

(Ф.и.о. преподавателя)

Новосибирск 2013 г

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в российской Федерации……………………………………………….6

    1. Понятие и особенности правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в РФ………………………………………………………………………6
    2. Порядок признания и утраты правового статуса беженца и вынужденного переселенца……………………………………………………………9
    3. Особенности въезда и пребывания в Российскую Федерацию беженцев и вынужденных переселенцев…………………………………………….13

Глава 2. Конституционно-правовая регламентация статуса беженцев и вынужденных переселенцев………………………………………………………….16

2.1. Особенности прав, обязанностей и ответственности беженцев и вынужденных переселенцев………………………………………………………….16

2.2. Правовые проблемы реализации статуса беженцев и вынужденных переселенцев…………………………………………………………………………..20

2.3. Проблемы самозащиты беженцев и переселенцев………………………23

Заключение………………………………………………………………………25

Список использованной литературы………………………………………….28

Введение 

Общество XXI в., охваченное процессами глобализации, сталкивается с проблемами, которые создает международная миграция.

По экономическим, политическим, религиозным и другим причинам многомиллионные потоки людей, пересекающие национальные границы (легально и нелегально), образуют рынки труда, этнические и религиозные общины, политические партии, преступные сообщества.

Как правило, перемещение населения происходит из стран с низким уровнем жизни в более развитые в экономическом отношении государства.

Распад СССР привел к тому, что большое число русских и других русскоязычных его граждан оказались помимо своей воли жителями иностранных государств, являвшихся в прошлом союзными республиками.

Последние далеко не всегда обеспечивали таким жителям, прежде всего по языковым, национальным признакам, условия для осуществления в полной мере всего комплекса прав и свобод человека. Поэтому в достаточно массовых масштабах началось переселение русскоязычного населения в Россию.

Острые межнациональные конфликты в различных регионах самой России тоже привели к вынужденному переселению большого числа граждан внутри нее. Массовый характер указанных выше процессов вызвал необходимость правового регулирования статуса этих лиц.

После распада СССР вновь образованные независимые государства столкнулись с большими потоками беженцев. Подобная ситуация потребовала от властей принятия адекватных мер, необходимых для решения столь острой проблемы.

Когда началась массовая вынужденная миграция населения в Российскую, законодательство по вопросам убежища в стране отсутствовало.

Назрела необходимость разработки государственной миграционной политики, и, прежде всего, ее законодательного обеспечения, включая вопросы правового регулирования предоставления иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца в Российской Федерации, с учетом мирового опыта и существующих реалий постсоветского пространства. Острый характер приобрела проблема соответствия российских правовых норм принципам и нормам международного права.

Выбор темы работы обусловлен ее актуальностью. Проблема беженцев и вынужденных переселенцев имеет международный характер.

Для Российской Федерации данная тема актуальна тем, что в международном праве и национальном зарубежном законодательстве термин «вынужденный переселенец» не применяется – это российское определение.

Как правило, за рубежом используются аналогичные понятия, например «перемещенные лица», «внутренние беженцы» и т.п.

Вышеизложенное позволяет сформулировать цель курсовой работы: всестороннее исследование правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации и освещение проблемы в современном законодательстве.

Задачами курсовой работы являются:

    • изучение теоретических основ правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в российской Федерации;
    • рассмотрение законодательства о беженцах и переселенцах;
    • исследовать конституционно-правовую регламентацию статуса беженцев и вынужденных переселенцев;
    • изучение правовых проблем реализации статуса беженцев и вынужденных переселенцев и проблем самозащиты беженцев и переселенцев.

Объект исследования – правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации. Предмет исследования – нормы законодательства, регулирующие общественные отношения, связанные с предоставлением, обеспечением, защитой статуса беженцев и вынужденных переселенцев.

В качестве основного источника в данной работе были использованы Федеральные Законы «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах».

Они определяют правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев, а также регулирует отношения между ними и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации.

Глава 1. Теоретические основы правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в российской Федерации

    1. Понятие и особенности правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в РФ

Юридическую базу разрешения вопросов беженцев и вынужденных переселенцев образуют Конституция РФ, федеральные законы: «О беженцах» от 19 февраля 1993 г. и «О вынужденных переселенцах». Оба закона основаны на международных договорах и в первую очередь на Законе РФ о ратификации Соглашения «О помощи беженцам и вынужденным переселенцам» от 22 ноября 1994 г.

Для раскрытия основ правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев необходимо, прежде всего, выяснить, что следует понимать под указанными лицами.

В ст.

1 Закона «О беженцах» записано: «Беженец – прибывшее или желающее прибыть на территорию Российской Федерации лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении его насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений».

Определение понятия «беженец» в международном праве содержится в двух основных документах: Конвенции ООН 1951 года «О статусе беженцев» и Протоколе к ней 1967 года, касающемся статуса беженцев.

Между данными актами существуют некоторые расхождения, в частности, Конвенция ООН 1951 года предусматривает временное и географическое ограничение, т.е.

она применяется в отношении стран, расположенных в Европе, и в отношении тех беженцев, которые стали таковыми в результате событий, происходивших до 1 января 1951 года.

Что касается Протокола 1967 года, то он устраняет вышеназванные ограничения и применяется без таковых в отношении государств и в отношении любых событий, как в прошлом, так и в будущем, в результате которых возникла или возникнет проблема беженцев.

В связи с этим необходимо учитывать участие государства в вышеуказанных документах. Поскольку, Российская Федерация является участником обоих документов, то в соответствии с ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации, а также п.3 ст.18 комментируемого Закона, эти акты обладают прямым действием на территории России, и в случае, если внутреннее законодательство противоречит им, применяются нормы международных договоров, а не внутренних законов.1

На содержание правового статуса беженца определенное влияние оказывают такие элементы, как гражданство, общая правосубъектность, права, обязанности и другие.

Теоретически можно представить, что правовой статус беженца складывается из элементов общего правового статуса человека, а также правового статуса иностранного гражданина (лица без гражданства) и статуса, предоставляемого беженцу российским законодательством и международным правом.

Говоря о правовом статусе беженца, необходимо учитывать, что данный статус включает в себя следующие права:

а) права, характеризующие общий правовой статус человека;

б) права, характеризующие правовой статус иностранного гражданина (или лица без гражданства);

в) специальные права и специальные гарантии.

Вынужденный переселенец – гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка. 2

Вынужденным переселенцем может быть признан, как правило, гражданин Российской Федерации, покинувший место своего постоянного жительства на территории Российской Федерации, либо, что встречается гораздо реже, на территории другого государства.

В соответствии с Законом вынужденным переселенцем признается гражданин Российской Федерации, который: вынужден был покинуть место жительства на территории иностранного государства, и прибыл на территорию России; вынужден был покинуть место жительства на территории одного из субъектов Российской Федерации и переселиться на территорию другого субъекта Федерации.

Кроме того, вынужденным переселенцем может быть признано лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации, иностранный гражданин или апатрид (лицо без гражданства), постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории России по вышеуказанным обстоятельствам. 3

И, наконец, вынужденным переселенцем может быть также признан гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории одной из республик, входившей в состав Советского Союза, получивший статус беженца Российской Федерации и утративший его в связи с приобретением российского гражданства, если в период действия статуса беженца имели место обстоятельства, препятствовавшие данному лицу в обустройстве на территории России. Приобретение гражданства Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

Следует различать правовой статус беженца и правовой статус вынужденного переселенца.

Они совпадают с точки зрения оснований миграции, предоставления и создания благоприятных условий жизнедеятельности указанных лиц.

Однако в отличие от вынужденного переселенца, признаваемого гражданином данного государства, беженец не является гражданином государства, в котором или перед которым ходатайствует о признании себя таковым.

    1. Порядок признания и утраты правового статуса беженца и вынужденного переселенца

Статья 3 Федерального Закона «О беженцах» устанавливает порядок признания лица беженцем. Он включает в себя несколько стадий, каждая из которых подробно регламентируется в статьях закона.

Процедура признания лица беженцем предваряется анкетированием данного лица и оформлением на него опросного листа на основе проведения индивидуального собеседования. При этом органы миграционной службы при необходимости могут затребовать документальное подтверждение фактов угроз, насилия или преследования в иной форме в отношении лица или членов его семьи. 4

Источник: https://www.stud24.ru/international-law/konstitucionnopravovoj-status-bezhencev-i-vynuzhdennyh/492323-1905039-page1.html

О правовом статусе беженцев и вынужденных переселенцев в россии

Административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в российской федерации юрицин, андрей евгеньевич. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

Определение беженцев и вынужденных переселенцев различается только в отношении субъекта: первые, в отличие от вторых, не являются гражданами Российской Федерации (РФ).

Причины, по которым состоялось перемещение объекта на иную территорию, одинаковы – это либо опасение, риск подвергнуться враждебным кампаниям либо уже совершенное в отношении личности преступное действие.

Официально присвоенный перемещенным лицам правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев позволяет получить некоторые выгоды согласно Федеральным законам (ФЗ) 4528-І и 4530-І.

Обзор причин переселения

Причинами переселения людей – перемещения их с одного места жительства на другое – могут быть реальные риски подвергнуться притеснению по социальным признакам:

  • расовой либо национальной принадлежности;
  • вероисповеданию;
  • языку;
  • политическим убеждениям;
  • принадлежности к определенной социальной группе.

Миграционный процесс, как массовое явление, подлежащее статистическому учету, кроме социальных и политических, может быть вызван причинами природного, экономического, военного либо иного характера.

Ознакомьтесь подробнее с особенностями процесса переселение.

В отношении мигрантов тщательно разработана нормативно-правовая база – как в международном, так и в российском законодательстве.

Права лиц, получивших статус переселенца в Российской Федерации

После того как перемещенное лицо оформит ходатайство на получение статуса вынужденного переселенца, а органы Главного управления по вопросам миграции (ГУВМ) МВД РФ его зарегистрируют, ему по закону предоставляются определенные права.

Что дает статус вынужденного переселенца:

  1. Право получить единоразовое денежное пособие; размер его определяет Правительство РФ, но сумма не должна быть меньше ста рублей.
  2. Получить направление на проживание в центре для вынужденных переселенцев, если перемещенному лицу негде жить.
  3. Право получить компенсацию проезда от места регистрации ходатайства до места временного проживания. Условие справедливо для малоимущих семей или лиц, иным переселенцам государство только содействует в обеспечении проезда или провоза багажа.
  4. Право жить в центре временного проживания, получать питание, пользоваться коммунальными услугами.
  5. Право получать медпомощь и лекарственные препараты в медицинских учреждениях.

Конституционное право России рассматривает вынужденного переселенца как гражданина РФ (либо иностранца или лицо без гражданства, но проживающего на законных основаниях в России), вынужденного покинуть место своего жительства и прибыть на иную территориальную единицу Федерации. Определение «беженец» можно применить к лицу, прибывшему на территорию России из другой страны и не являющемуся гражданином РФ.

Основы конституционно-правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в РФ, то есть совокупность прав и обязанностей этих лиц сходны. В течение трех месяцев после подтверждения своего положения переселенцы имеют право:

  • выбрать место для постоянного места жительства из числа предложенных ГУВМ МВД;
  • приобрести российское гражданство на льготных условиях;
  • рассчитывать на всестороннюю помощь со стороны органов власти.

Вынужденные переселенцы также могут потребовать ссуду на строительство или приобретение жилья в РФ, причем государство должно предоставить долговременный и беспроцентный заем.

Административно-правовое положение беженцев, вынужденных переселенцев и перемещенных лиц в Российской Федерации – это система прав и обязанностей, свобод и гарантий, которые предоставляются вышеперечисленным объектам российским государством.

Важными элементами административно-правового статуса этой категории населения РФ являются гражданство, право- и дееспособность.

Причем согласно административно-правовому статусу беженцев и вынужденных переселенцев последние имеют более широкие правоспособности.

Читайте больше подробностей о статусе вынужденных переселенцев.

Отличия статуса беженца от статуса вынужденного переселенца

Несмотря на то что порядок оформления статуса беженца и вынужденного переселенца, их обязанности и права сходны, отличия все же существуют.

Официально зарегистрированным беженцам предоставлены основные права российских граждан:

  • принимать участие в общественной деятельности;
  • работать по найму;
  • осуществлять предпринимательскую деятельность без специального разрешения;
  • получать соцобеспечение и защиту (для льготных категорий).

Недвижимостью беженцы могут владеть только на тех условиях, что и другие иностранцы: повышенное налогообложение, запрет на приобретение жилья в определенных районах, перечень которых содержится в постановлении Правительства РФ № 508 от 05.07.01.

На беженцев не распространяются следующие преимущества вынужденных переселенцев:

  • выделение безвозмездных субсидий для строительства или приобретения жилья;
  • стипендии при обучении профессии либо переобучении;
  • содействие при переводе детей в российские вузы;
  • включение в списки на получение жилплощади.

При подтверждении статуса беженца или переселенца компетентный орган выдает свидетельство, по истечении срока действия которого нужно покинуть страну либо продлевать действие документа.

Процедура получения свидетельства пошагово

Получение статуса переселенца в России возможно только на территории государства, тогда как беженец может получить правовой статус даже до пересечения границы РФ. Для этого уполномоченным представителем будущего беженца подается письменное ходатайство, заполненное по форме и исключительно на русском языке.

Куда обращаться для получения статуса беженца или вынужденного переселенца

Для получения свидетельства о статусе беженца или переселенца необходимо обратиться в территориальный орган ГУВМ МВД России.

Сделать это можно в ближайшем для прибывшего лица городе Федерации, где создано отделение службы по вопросам миграции – это столицы республик в составе РФ, краевые и областные центры, некоторые районные центры и крупные города, в которые прибывает большое количество мигрантов.

У беженцев есть дополнительная возможность подать ходатайство в:

  • дипломатическое представительство или консульское учреждение, если лицо пока находится за пределами России;
  • пограничный орган ФСБ – при законном либо вынужденном пересечении границы РФ.

Инструкция по получению статуса

Пошаговая инструкция, как получить статус вынужденного переселенца:

  • Подать в территориальный орган ГУВМ ходатайство на бланке, который можно заранее скачать с сайта управления.
  • В ходатайстве обосновать необходимость получения статуса.
  • Подписать бланк.

В течение 3 месяцев со дня подачи ходатайства должно быть вынесено решение о присвоении гражданину РФ статуса вынужденного переселенца.

Документы для получения свидетельства

Отличия процедуры получения правового статуса для беженцев и вынужденных переселенцев еще и в том, что в первом случае принимается только письменное ходатайство, а во втором возможна подача электронного документа.

Лицо, претендующее на статус вынужденного переселенца, должно приложить к ходатайству такие документы:

К пакету документов прилагают 2 фото заявителя и по 2 фото каждого члена семьи, достигших 18 лет.

Приглашение для получения статуса переселенца потребуется только для желающих участвовать в Программе РФ по содействию переселению соотечественников, проживающих за рубежом (Указ Президента России от 22.06.06).

Что касается вынужденных перемещенных лиц, им, кроме заполненного ходатайства, понадобятся и другие документы, но приглашение от гражданина РФ в их число не входит.

Претендующий на статус беженца подает только ходатайство.

Особенности процедуры оформления заявки

Заявка или ходатайство, которое заполняет перемещенное лицо, состоит из 23 пунктов. При его заполнении нужно детально описать все причины, по которым заявитель вынужден был покинуть постоянное место жительства. При наличии документов, подтверждающих эти причины, их ксерокопии также прилагаются.

При принятии решения экспертная комиссия рассматривает и проверяет анкетные данные перемещенного лица, при необходимости проводит индивидуальные собеседования или проверки для подтверждения предоставленной информации.

Сколько нужно заплатить за получение статуса

За оформление ходатайства для получения статуса беженца или вынужденного переселенца в РФ госпошлина не предусмотрен. Процедуры подачи ходатайства,продления удостоверения, обжалования в случае отказа полностью бесплатны. Единственное, на что, может быть, придется потратиться – распечатка бланка заявки.

Срок действия статуса беженца и вынужденного переселенца

Для беженцев и переселенцев различается срок действия подтвержденного правового статуса:

  • вынужденным переселенцам статус выдается сроком на 5 лет, в дальнейшем при необходимости документ продлевается ежегодно, если для этого есть основания;
  • для беженцев срок действия статуса Законом не утвержден, сказано лишь, что удостоверение подтверждает личность субъекта и действует на всей территории РФ.

Основание и документы для продления статуса

Основаниями для продления статуса вынужденного переселенца, как указывают изменения к Закону (ФЗ-467 от 30.12.15), является отсутствие собственного жилья у заявителя, обусловленное различными причинами, в частности, непредоставлением соцвыплат, помощи, ссуды или субсидии от государства. Для продления статуса в орган ГУВМ нужно принести:

  • 2 заявления – о просьбе продления и согласии на обработку персональных данных;
  • паспорт или другой удостоверяющий личность документ;
  • само удостоверение переселенца.

В случае с беженцами, информация довольно противоречива: часто указывают срок действия свидетельства – 3 года, с возможностью ежегодного либо единоразового его продления. Закон же четко не прописывает длительность действия и возможности продления документа, конкретно указывая лишь пункты, при которых статус беженца может быть утрачен.

Возможные проблемы переселенцев

У тех, кто получает статус вынужденного переселенца, нередки трудности как правового, так и бытового характера. Перемещенные лица сталкиваются с отказом в предоставлении или продлении им правового статуса, однако даже при получении удостоверения переселенца, сложности не заканчиваются.

Часто даже предусмотренные Законом правовые акты не подкрепляются материально. При этом, сталкиваясь еще и с бюрократией, негативным отношением окружающих, переселенцы ощущают себя ненужными, бесполезными, уязвимыми. Такое состояние лишь приумножает и без того пессимистичный настрой мигрантов.

Основания для отказа в получении статуса беженца или переселенца

Причины, по которым претендующему на статус беженца или вынужденного переселенца может быть отказано в получении удостоверения, прописаны в федерально законе.

Среди оснований для отказа в получении статуса можно отметить следующие:

  • лицо проходит обвиняемым по уголовному делу в РФ;
  • лицо является гражданином иной страны, кроме той, где преследуется;
  • экономические причины, голод, эпидемии, природные или антропогенные ЧС;
  • наличие причин (например, официальный брак), позволяющих получить разрешение на ПМЖ в РФ;
  • предъявление фальшивых документов, предоставление ложных сведений;
  • если лицо не обратилось в ГУВМ с ходатайством в течение года с момента переезда или месяца после получения гражданства на основании статуса беженца (для вынужденных переселенцев) или в течение суток после пересечения границы (для беженцев).

Причины утраты статуса переселенца

Даже после получения статуса переселенца есть вероятность его утраты. К таким случаям относят:

  • прекращение российского гражданства;
  • выезд на ПМЖ на территорию другого государства;
  • истечение срока действия статуса без продления;
  • отсутствует или переклеена фотография;
  • есть исправления в удостоверении или не предусмотренные законодательством записи.

При утере документа, удостоверяющего статус вынужденного переселенца, нужно сообщить об этом в подразделение ГУВМ и написать заявление на выдачу нового.

Последствия лишения статуса

Если лишение статуса произошло из-за сообщения мигрантом ложных сведений, предъявления ненастоящих документов, он должен возместить средства, предоставленные ему государством.

Основание, связанное с истечением срока действия документа, сохраняет право бывшего переселенца на получение возмещения за утраченное им имущество.

В любом случае лицо, утратившее статус переселенца освобождает предоставленное ему временное жилье, а в некоторых случаях может подать обжалование на вынесенное решение.

Беженцы и вынужденные переселенцы:

Источник: https://immigrationtorussia.com/dlya-migrantov/bezhentsy/o-pravovom-statyse-bejencev-i-vynyjdennyh-pereselencev-v-rossii

Закон
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: