Реформа административного права
Магистральным задачей административной реформы 1998 г. было воплощение в жизнь принципиально новой парадигмы взаимоотношений между государством и человеком, согласно которому власть – это, прежде всего, реализация обязанностей перед гражданином, а не только реализации правомочий, обязывающих гражданина.
К сожалению, для нас и сегодня качественное обновление и эффективная реализация норм административного законодательства на практике еще во многом остается сферой желаемого.
Хотя именно в процессе применения норм этого законодательства реально может быть подтверждена демократичность государства и всей правовой системы. Административная реформа потребовала нового взгляда на общественную ценность и назначение административного права в демократическом, социальном, правовом государстве.
Именно поэтому, учитывая фундаментальное значение этой отрасли права, в конце XX в. назрела необходимость проведения ее радикального реформирования.
Соотношение понятий “административная реформа” и “реформа административного права”
В правовом демократическом государстве административное право является одной из важнейших правовых сфер. Теоретическом развитии данной отрасли отечественная правовая наука уделяет особое внимание.
В течение последних двадцати лет появилось значительное количество очень важных научных статей, посвященных таким проблемам административного права, как: содержание предмета административного права, сущность реординационных отношений, совершенствование системы публичной службы, административные процедуры, административно-деликтное право, административный процесс, административная юстиция и т.д.
Вместе с тем необходимо отметить, что реформирование административного права берет свое начало от времен обретения Украиной своей независимости.
В то же время исторический подсчет реформирования фундаментальной науки начинается с создания рабочих групп для подготовки Концепции административной реформы и Концепции реформы административного права и проекта Административного кодекса Украины (распоряжение Кабинета министров Украины от 12 мая 1997 г.
№ 257-р), по результатам работы которых была утверждена Указом Президента Украины от 22 июля 1998 г. -“Концепция административной реформы в Украине” и подготовлена Концепция реформы административного права (проект), содержание которой обсуждается, упоминается и сегодня на различных научных конференциях.
С методологической и практической точек зрения, необходимо подчеркнуть правильности понимания соотношения содержания административной реформы и реформы административного права. Поскольку эти две реформы имели собственную цель и назначение.
Тем более, что теоретики и практики часто называли и называют реформу административного права “административно-правовой реформой”, еще более усложняя таким образом четкое восприятие существующей различия в содержании названных реформ.
В то же время, хотя Концепция осталась только как проект, административное право от этого не приостановило свое развитие, основу для которого было произведено именно в указанном документе.
Итак, заметим, что реформирование административного права в основе имело двоякое направление.
С одной стороны, оно отражало потребности юридического сопровождения конкретных мероприятий самой административной реформы. И в этом случае задача реформирования административного права содержательно, так сказать, было подчинено задачам осуществления административной реформы.
С другой стороны, реформирование административного права имело целью осуществления необходимых преобразований в самой отрасли административного права как составной части правовой системы. И в этом случае реформирования административного права – это конкретное направление, или самостоятельный элемент административной реформы.
Итак, смысл реформы административного права тесно переплетался с содержанием административной реформы, но отнюдь не вполне совпадал с ним.
Принципиальным методологическим значением для проведения реформы административного права была выработка доктринальных основ относительно предмета этой реформы.
Предмет реформы административного права не сводился к решению вопросов совершенствования действующего административного законодательства путем его изменения, дополнения, обновления и систематизации. Это, бесспорно, очень необходимая и важная работа. Но ею предмет реформы административного права отнюдь не мог быть ограничен.
на самом Деле, этот предмет состоял как минимум из трех взаимосвязанных элементов.
Первый – это совокупность актов административного законодательства как внешняя форма отрасли административного права.
Второй – собственно отрасль административного права с присущим ей предметом и методом регулирования как внутриструктурных феномен в системе украинского права.
Третий элемент – это наука административного права, которая отображается в одноименной учебной дисциплине.
Итак, только единством перечисленных элементов следует определять предмет реформы административного права.
Основополагающим в реформе административного права было определение ее предмета.
Этот вывод обуславливался тем, что:
во-первых, сама Концепция данной реформы была продуктом, прежде всего, научно-теоретического осмысления административно-правовой практики;
во-вторых, именно в науке административного права должны быть отражены и определены объективные закономерности функционирования и тенденции развития данной отрасли права; в-третьих, именно обновленные научные принципы должны быть положены в основу современного административного законотворчества и правоприменения.
Реформа административного права была вызвана объективной потребностью в создании новой доктрины украинского административного права. В данном случае под доктриной понимается не вся научная материя, а преимущественно совокупность основополагающих, определяющих научных идей и положений административно-правовой теории.
Может возникнуть естественный вопрос: почему необходимо было создание именно новой доктрины? Разве нельзя приспособить какие-то устаревшие положения предыдущей научной модели в современных потребностей и требований нового государства и общества?
конечно, можно адаптировать к современным условиям отдельные традиционные теоретические конструкции административно-правовой науки.
Но на теоретико-методологическом уровне, особенно ее советская идеология, а также содержание требовали принципиального пересмотра и обновления.
И именно потому, что эта наука за своими ключевыми, или иначе – доктринальными, параметрам не соответствовала должным образом новым политико-демократическим и социально-экономическим ориентирам исторического развития нашей країни1.
Вот почему данная Концепция на государственном уровне была крайне важной, в ней были определены решающие параметры такой доктрины, что в дальнейшем создали своеобразный концептуальный каркас относительно реформирования фундаментальной науки. Вместе с тем, как нами уже отмечалось, они не нашли поддержки у законодателя.
Какие же доктринальные моменты были в этой Концепции задекларированы?
Во-первых, связан с определением общественной ценности того или иного явления. Оценка общественной ценности административного права требовала существенного обновления, поскольку данный аспект приобретает особое значение именно для административного права.
Во-вторых, заключается в необходимости принципиально нового взгляда на общественное назначение административного права в условиях построения демократического, социального, правового государства.
Источник: https://studbooks.net/48222/pravo/reforma_administrativnogo_prava
Административно-правовая реформа в России
Федеральное государственное
Бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Пензенский государственный университет
Факультет повышения квалификации и дополнительного образования
Учебная дисциплина «Административное право»
Курсовая работа
на тему:
в России»
Выполнил:
слушатель группы 10Ю4
Хайрова А.А.
Проверил:
к.ю.н., доцент Н.С. Климкин
Пенза 2012
введение…………………………………………………………………………… 3
- и основные модели административной реформы….…. 5
- Этапы осуществления административной реформы………………… 6
- Первый этап административной реформы……………….…………….7
- Второй этап административной реформы……………………………. 9
- Третий этап административной реформы……………………………. 12
- Четвёртый этап административной реформы………………………… 15
- Концепция административной реформы на 2011-2013 годы…………. 17
- Оптимизация предоставления государственных услуг
и исполнения государственных функций…………………………………….. 18
3.2.Регламентация и стандартизация предоставления
государственных и муниципальных услуг, а также перевод этих
услуг в электронный вид………………………………………………….…… 20
- Организация предоставления государственных услуг по
принципу «одного окна» ………………………………………………….…… 23
- Совершенствование контрольно-надзорных и разрешительных функций……………………………………………………………………….….27
- Информационное обеспечение административной реформы и перспективы российской государственности………………………………….28
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы……………………………………………35
Введение
Актуальность темы курсовой работы заключается в то, что в последние годы в нашей стране ведутся реформы во многих сферах государственной и общественной жизни. Не обошли они стороной и сферу управления.
Проводимая административная реформа направлена, в первую очередь, на создание оптимальной системы государственного управления.
Эффективная государственная власть необходима для решения неотложных социально-экономических проблем, для повышения уровня и качества жизни населения.
В современном мире заметны тенденции нового понимания роли государства, его функций, взаимоотношений общества и государства, его органов. В результате этого в ряде стран возникла необходимость проведения административных реформ.
Их опыт показывает, что это длительная, сложная работа, требующая усилий всего общества и, что важно, открытости власти для диалога с ними.
В то же время поспешные и непродуманные решения могут привести к значительным экономическим и социальным потерям.
Реформирование управления – это не только и не столько изменение структуры и штатов, сколько пересмотр полномочий органов исполнительной власти, совершенствование механизмов реализации этих полномочий и функций.
С другой стороны, перераспределение полномочий, устранение дублирования, ликвидация излишних функций – не самоцель, а объективно необходимая составляющая административной реформы.
В тоже время эта сложная и ответственная задача должна решаться с учетом недопустимости «потери» важных и необходимых обществу функций.
Проводимые преобразования должны способствовать сокращению административного давления на предпринимательскую структуру, наведению должного порядка в сферах, где присутствует избыточное государственное вмешательство.
Эффективность деятельности государства определяется не столько широтой охвата контролируемых им сфер, сколько реальным соблюдением общественных интересов, действенностью политических и правовых механизмов в стране.
Предметом исследования является административная реформа, проводимая в России на данном этапе.
Объектом исследования является реформирование управления. Целью курсовой работы является рассмотрение административной реформы в России на современном этапе развития государства. Необходимость достижения поставленной цели обусловливает структуру работы.
Задачи:
– рассмотреть основные предпосылки административной реформы;
– изучить влияние административной реформы на законодательство;
– ознакомится с реализацией административной реформы в России.
- и основные модели административной реформы
Административные реформы в России — изменения системы государственного управления по трём аспектам: перестройка системы политических институтов и государственных учреждений; реорганизация государственной службы; изменение характера отношений государственной системы управления к обществу и различным социальным группам, входящим в него.
Административная реформа является общей и объективной потребностью всех субъектов политической жизни России. Она направлена на коренное социальное преобразование всех сфер, а ее основной вектор — создание гражданского общества и правового государства.
Выделяются три основных модели административной реформы, которые сложились в последнее двадцатилетие:
– модель ускоренного, догоняющего развития;
– модель конституционной демократии;
– активистская модель, ориентированная на сознательное участие в процессе преобразования властных структур интеллигенции и просвещенной бюрократии.
Модель ускоренного, догоняющего развития была предложена правительством Егора Гайдара и ориентирована на западную либеральную систему государственного управления, в которой максимально минимизирована роль государства в экономике и социальной политике. Эта модель, не успев реализоваться, потерпела крах, а такие понятия как демократия, либерализм и рынок были существенно девальвированы в массовом сознании1.
Модель конституционной демократии была использована в конце 1990-х годов после принятия Конституции РФ (1993 года) для достижения таких целей как формирование правового государства и гражданского общества.
Кризис власти 1999 года потребовал перехода к новой модели, ориентированной на укрепление вертикали власти и формирование диалога между бизнесом и правительством, между политическими партиями и общественно-политическими движениями.
- Этапы осуществления административной реформы
Административная реформа России проходила несколько этапов, каждый из которых отличался качественным своеобразием, как по целям реформирования, так и по способам и формам информационной поддержки реформ, пропагандистского воздействия на сознание и поведение людей.
Изначально административная реформа определялась как процесс разграничения полномочий между центром и регионами, между государством и бизнесом, между органами государственного управления и различными общественными группами гражданского общества.
Успешное развитие реформ предусматривало принципиальные изменения в отношениях между государством и обществом, между органами государственного управления и гражданами, а также разведение государственного управления и политического руководства2.
Осуществляемая в России административная реформа насчитывает около двадцати лет, если отсчёт времени вести с 1985 года. Эпоха перестройки заложила фундамент будущих радикально-либеральных преобразований.
Её идеология базировалась на идее совершенствования социализма и необходимости его ускорения с последующим переходом к либерально-демократическим ценностям и оформлению практики политического плюрализма. В 1990 г. была отменена шестая статья Конституции СССР (1977 г.
), закреплявшая монопольное положение КПСС в обществе, что открыло возможность для легализации многопартийности в стране. Средства массовой информации, оппозиционно настроенные к правящей верхушке, стали активно проводить линию слома советской административной системы.
Благодаря политической коммуникации общественное мнение было подведено к необходимости трансформации политической системы страны. Началом становления новой государственности можно считать провозглашение «Декларации о независимости России» в мае 1990 г. С этой даты целесообразно выстраивать временные рамки основных этапов реформирования государства и анализировать специфику информационного обмена на каждом из них.
Разделяют четыре основных этапа административной реформы в современной России: 1990—1993 годы; 1993—1999 годы; 1999—2004 годы; 2004—2010 годы.
- Первый этап административной реформы
Первый этап административной реформы характеризовался конфликтом между системой государственного управления, основанной на единстве власти в централизованном унитарном государстве, и принципом разделения властей, федеративном устройстве государства на основе договора между всеми субъектами Российской Федерации.
На этом этапе административные изменения осуществлялись бессистемно, шла острая борьба между различными социально-политическими силами за суверенитет России под флагом новых идеологических ценностей и выдвижением проекта экономической реформы страны на рыночной основе3. По мнению Л. В.
Сморгунова, этот этап осуществлялся под флагом «трех Д» — департизация, деидеологизация, десоветизация. Реализация «трех Д» предполагала переход от системы государственного управления, построенного на принципе руководящей роли одной партии к формированию беспартийной и идеологически нейтральной государственной службы.
Департизация и деидеологизация государственного управления потребовали значительных кадровых перемен.
Этот процесс заключался в переходе от номенклатурного принципа рекрутирования государственных служащих к «рациональной бюрократии», деятельность которой основывалась на знаниях, высокой квалификации и профессионализме, что привело к резкому увеличению числа госслужащих в стране.
Существенным моментом на пути формирования новых принципов государственного управления явился запрет в 1990 г. на совмещение должности руководителя государственного органа власти или управления с любой другой должностью, в том числе в политических или общественных организациях. Таким образом, закреплялось разделение партийных и государственных должностей, и закладывалась политически нейтральная система государственной службы.
20 июля 1991 года был подписан указ Президента, объявивший прекращение деятельности организационных структур политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР, что означало утверждение принципа аполитичности государственных структур.
https://www.youtube.com/watch?v=t2vyzu0bJPs\u0026list=PL8RcQaADy-ZHmTa9jOL4HhaSCR5SH2iYk
Основная работа по десоветизации проводилась правительством Е.Гайдара и была направлена на внедрение концепции универсального рынка как условия резкого и быстрого изменения политической культуры и государственной идеологии.
Информационный обмен между младореформаторским правительством и населением носил односторонний характер и был направлен на слом советских традиций, ментальных характеристик и ценностей социальной справедливости.
Стране навязывался в соответствии с либеральной моделью реформирования тип развития, ориентированный на достижение чрезвычайных целей (разгосударствление собственности, формирование класса богатых людей и рыночных отношений) с использованием чрезвычайных средств, чтобы обеспечить модернизацию страны по модели американской демократии4.
Отсутствие четко продуманной системы государственного реформирования, осуществление множества отдельных «тактических» преобразований некоторых административных звеньев, создание новых аппаратных структур привели к появлению «лоскутной» и внутренне противоречивой системы государственного управления, которая лишь усугубила хаос и дезориентацию общественной жизни в целом.
Окончание первого этапа реформы связано с глубоким политическим кризисом, выразившимся в противостоянии законодательной и исполнительной ветвей власти и необходимости принятия новой конституции.
- Второй этап административной реформы
Второй этап (1993—1999 годы) можно определить как конституционную стадию административной реформы и процесс формирования правовой базы для демократического государственного управления. Для ведения дальнейших административных преобразований нужны были новые основания.
Поиск оснований последующих административных преобразований содержится в обращении Б. Н. Ельцина к Федеральному Собранию «Об укреплении Российского государства» (1994 г.).
Принимается два базовых для административно-политического реформирования государства закона — ФЗ «Об основах государственной службы в РФ» (1995 г.) и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (1995 г.
) — определивших условия формирования местного самоуправления на территории страны. Однако на этом этапе административная реформа не дала существенного повышения эффективности государственного управления.
Источник: https://www.myunivercity.ru/%D0%90%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE/%D0%90%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8/161938_2219429_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B01.html