Административная реформа теория. Механизм реализации административной реформы в РФ. По учебной дисциплине «Административное право»

Реформа административного права

Административная реформа теория. Механизм реализации административной реформы в РФ. По учебной дисциплине «Административное право»

Магистральным задачей административной реформы 1998 г. было воплощение в жизнь принципиально новой парадигмы взаимоотношений между государством и человеком, согласно которому власть – это, прежде всего, реализация обязанностей перед гражданином, а не только реализации правомочий, обязывающих гражданина.

К сожалению, для нас и сегодня качественное обновление и эффективная реализация норм административного законодательства на практике еще во многом остается сферой желаемого.

Хотя именно в процессе применения норм этого законодательства реально может быть подтверждена демократичность государства и всей правовой системы. Административная реформа потребовала нового взгляда на общественную ценность и назначение административного права в демократическом, социальном, правовом государстве.

Именно поэтому, учитывая фундаментальное значение этой отрасли права, в конце XX в. назрела необходимость проведения ее радикального реформирования.

Соотношение понятий “административная реформа” и “реформа административного права”

В правовом демократическом государстве административное право является одной из важнейших правовых сфер. Теоретическом развитии данной отрасли отечественная правовая наука уделяет особое внимание.

В течение последних двадцати лет появилось значительное количество очень важных научных статей, посвященных таким проблемам административного права, как: содержание предмета административного права, сущность реординационных отношений, совершенствование системы публичной службы, административные процедуры, административно-деликтное право, административный процесс, административная юстиция и т.д.

Вместе с тем необходимо отметить, что реформирование административного права берет свое начало от времен обретения Украиной своей независимости.

В то же время исторический подсчет реформирования фундаментальной науки начинается с создания рабочих групп для подготовки Концепции административной реформы и Концепции реформы административного права и проекта Административного кодекса Украины (распоряжение Кабинета министров Украины от 12 мая 1997 г.

№ 257-р), по результатам работы которых была утверждена Указом Президента Украины от 22 июля 1998 г. -“Концепция административной реформы в Украине” и подготовлена Концепция реформы административного права (проект), содержание которой обсуждается, упоминается и сегодня на различных научных конференциях.

С методологической и практической точек зрения, необходимо подчеркнуть правильности понимания соотношения содержания административной реформы и реформы административного права. Поскольку эти две реформы имели собственную цель и назначение.

Тем более, что теоретики и практики часто называли и называют реформу административного права “административно-правовой реформой”, еще более усложняя таким образом четкое восприятие существующей различия в содержании названных реформ.

В то же время, хотя Концепция осталась только как проект, административное право от этого не приостановило свое развитие, основу для которого было произведено именно в указанном документе.

Итак, заметим, что реформирование административного права в основе имело двоякое направление.

С одной стороны, оно отражало потребности юридического сопровождения конкретных мероприятий самой административной реформы. И в этом случае задача реформирования административного права содержательно, так сказать, было подчинено задачам осуществления административной реформы.

С другой стороны, реформирование административного права имело целью осуществления необходимых преобразований в самой отрасли административного права как составной части правовой системы. И в этом случае реформирования административного права – это конкретное направление, или самостоятельный элемент административной реформы.

Итак, смысл реформы административного права тесно переплетался с содержанием административной реформы, но отнюдь не вполне совпадал с ним.

Принципиальным методологическим значением для проведения реформы административного права была выработка доктринальных основ относительно предмета этой реформы.

Предмет реформы административного права не сводился к решению вопросов совершенствования действующего административного законодательства путем его изменения, дополнения, обновления и систематизации. Это, бесспорно, очень необходимая и важная работа. Но ею предмет реформы административного права отнюдь не мог быть ограничен.

на самом Деле, этот предмет состоял как минимум из трех взаимосвязанных элементов.

Первый – это совокупность актов административного законодательства как внешняя форма отрасли административного права.

Второй – собственно отрасль административного права с присущим ей предметом и методом регулирования как внутриструктурных феномен в системе украинского права.

Третий элемент – это наука административного права, которая отображается в одноименной учебной дисциплине.

Итак, только единством перечисленных элементов следует определять предмет реформы административного права.

Основополагающим в реформе административного права было определение ее предмета.

Этот вывод обуславливался тем, что:

во-первых, сама Концепция данной реформы была продуктом, прежде всего, научно-теоретического осмысления административно-правовой практики;

во-вторых, именно в науке административного права должны быть отражены и определены объективные закономерности функционирования и тенденции развития данной отрасли права; в-третьих, именно обновленные научные принципы должны быть положены в основу современного административного законотворчества и правоприменения.

Реформа административного права была вызвана объективной потребностью в создании новой доктрины украинского административного права. В данном случае под доктриной понимается не вся научная материя, а преимущественно совокупность основополагающих, определяющих научных идей и положений административно-правовой теории.

Может возникнуть естественный вопрос: почему необходимо было создание именно новой доктрины? Разве нельзя приспособить какие-то устаревшие положения предыдущей научной модели в современных потребностей и требований нового государства и общества?

конечно, можно адаптировать к современным условиям отдельные традиционные теоретические конструкции административно-правовой науки.

Но на теоретико-методологическом уровне, особенно ее советская идеология, а также содержание требовали принципиального пересмотра и обновления.

И именно потому, что эта наука за своими ключевыми, или иначе – доктринальными, параметрам не соответствовала должным образом новым политико-демократическим и социально-экономическим ориентирам исторического развития нашей країни1.

Вот почему данная Концепция на государственном уровне была крайне важной, в ней были определены решающие параметры такой доктрины, что в дальнейшем создали своеобразный концептуальный каркас относительно реформирования фундаментальной науки. Вместе с тем, как нами уже отмечалось, они не нашли поддержки у законодателя.

Какие же доктринальные моменты были в этой Концепции задекларированы?

Во-первых, связан с определением общественной ценности того или иного явления. Оценка общественной ценности административного права требовала существенного обновления, поскольку данный аспект приобретает особое значение именно для административного права.

Во-вторых, заключается в необходимости принципиально нового взгляда на общественное назначение административного права в условиях построения демократического, социального, правового государства.

Источник: https://studbooks.net/48222/pravo/reforma_administrativnogo_prava

Административно-правовая реформа в России

Административная реформа теория. Механизм реализации административной реформы в РФ. По учебной дисциплине «Административное право»

Федеральное государственное

Бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Пензенский государственный университет

Факультет повышения квалификации и дополнительного образования

Учебная дисциплина «Административное право»

Курсовая работа

на тему:

в России»

            Выполнил:

            слушатель группы 10Ю4

            Хайрова А.А.

            Проверил:

             к.ю.н., доцент Н.С. Климкин

Пенза 2012

введение……………………………………………………………………………  3

  1. и основные модели административной реформы….….   5
  2. Этапы осуществления административной реформы…………………   6
    1. Первый этап административной реформы……………….…………….7
    2. Второй этап административной реформы…………………………….  9
    3. Третий этап административной реформы…………………………….  12
    4. Четвёртый этап административной реформы…………………………  15
  3. Концепция административной реформы на 2011-2013 годы…………. 17
    1. Оптимизация предоставления государственных услуг

 и исполнения государственных функций…………………………………….. 18

3.2.Регламентация и стандартизация предоставления 

государственных и муниципальных услуг, а также перевод этих

 услуг в электронный вид………………………………………………….…… 20

    1. Организация предоставления государственных услуг по

принципу «одного окна» ………………………………………………….…… 23

    1. Совершенствование контрольно-надзорных и разрешительных функций……………………………………………………………………….….27
  1. Информационное обеспечение административной реформы и перспективы российской государственности………………………………….28

Заключение……………………………………………………………………….33

Список использованной литературы……………………………………………35

Введение

Актуальность темы курсовой работы заключается в то, что в последние годы в нашей стране ведутся реформы во многих сферах государственной и общественной жизни. Не обошли они стороной и сферу управления.

Проводимая административная реформа направлена, в первую очередь, на создание оптимальной системы государственного управления.

Эффективная государственная власть необходима для решения неотложных социально-экономических проблем, для повышения уровня и качества жизни населения.

В современном мире заметны тенденции нового понимания роли государства, его функций, взаимоотношений общества и государства, его органов. В результате этого в ряде стран возникла необходимость проведения административных реформ.

Их опыт показывает, что это длительная, сложная работа, требующая усилий всего общества и, что важно, открытости власти для диалога с ними.

В то же время поспешные и непродуманные решения могут привести к значительным экономическим и социальным потерям.

Реформирование управления – это не только и не столько изменение структуры и штатов, сколько пересмотр полномочий органов исполнительной власти, совершенствование механизмов реализации этих полномочий и функций.

С другой стороны, перераспределение полномочий, устранение дублирования, ликвидация излишних функций – не самоцель, а объективно необходимая составляющая административной реформы.

В тоже время эта сложная и ответственная задача должна решаться с учетом недопустимости «потери» важных и необходимых обществу функций.

Проводимые преобразования должны способствовать сокращению административного давления на предпринимательскую структуру, наведению должного порядка в сферах, где присутствует избыточное государственное вмешательство.

Эффективность деятельности государства определяется не столько широтой охвата контролируемых им сфер, сколько реальным соблюдением общественных интересов, действенностью политических и правовых механизмов в стране.

Предметом исследования является административная реформа, проводимая в России на данном этапе.

Объектом исследования является реформирование управления. Целью курсовой работы является рассмотрение административной реформы в России на современном этапе развития государства. Необходимость достижения поставленной цели обусловливает структуру работы.

Задачи:

– рассмотреть основные предпосылки административной реформы;

– изучить влияние административной реформы на законодательство;

– ознакомится с реализацией административной реформы в России.

    1.  и основные модели административной реформы

Административные реформы в России — изменения системы государственного управления по трём аспектам: перестройка системы политических институтов и государственных учреждений; реорганизация государственной службы; изменение характера отношений государственной системы управления к обществу и различным социальным группам, входящим в него.

Административная реформа является общей и объективной потребностью всех субъектов политической жизни России. Она направлена на коренное социальное преобразование всех сфер, а ее основной вектор — создание гражданского общества и правового государства.

Выделяются три основных модели административной реформы, которые сложились в последнее двадцатилетие:

– модель ускоренного, догоняющего развития;

– модель конституционной демократии;

– активистская модель, ориентированная на сознательное участие в процессе преобразования властных структур интеллигенции и просвещенной бюрократии.

 Модель ускоренного, догоняющего развития была предложена правительством Егора Гайдара и ориентирована на западную либеральную систему государственного управления, в которой максимально минимизирована роль государства в экономике и социальной политике. Эта модель, не успев реализоваться, потерпела крах, а такие понятия как демократия, либерализм и рынок были существенно девальвированы в массовом сознании1.

Модель конституционной демократии была использована в конце 1990-х годов после принятия Конституции РФ (1993 года) для достижения таких целей как формирование правового государства и гражданского общества.

Кризис власти 1999 года потребовал перехода к новой модели, ориентированной на укрепление вертикали власти и формирование диалога между бизнесом и правительством, между политическими партиями и общественно-политическими движениями.

    1. Этапы осуществления административной реформы

Административная реформа России проходила несколько этапов, каждый из которых отличался качественным своеобразием, как по целям реформирования, так и по способам и формам информационной поддержки реформ, пропагандистского воздействия на сознание и поведение людей.

Изначально административная реформа определялась как процесс разграничения полномочий между центром и регионами, между государством и бизнесом, между органами государственного управления и различными общественными группами гражданского общества.

Успешное развитие реформ предусматривало принципиальные изменения в отношениях между государством и обществом, между органами государственного управления и гражданами, а также разведение государственного управления и политического руководства2.

Осуществляемая в России административная реформа насчитывает около двадцати лет, если отсчёт времени вести с 1985 года. Эпоха перестройки заложила фундамент будущих радикально-либеральных преобразований.

Её идеология базировалась на идее совершенствования социализма и необходимости его ускорения с последующим переходом к либерально-демократическим ценностям и оформлению практики политического плюрализма. В 1990 г. была отменена шестая статья Конституции СССР (1977 г.

), закреплявшая монопольное положение КПСС в обществе, что открыло возможность для легализации многопартийности в стране. Средства массовой информации, оппозиционно настроенные к правящей верхушке, стали активно проводить линию слома советской административной системы.

Благодаря политической коммуникации общественное мнение было подведено к необходимости трансформации политической системы страны. Началом становления новой государственности можно считать провозглашение «Декларации о независимости России» в мае 1990 г. С этой даты целесообразно выстраивать временные рамки основных этапов реформирования государства и анализировать специфику информационного обмена на каждом из них.

Разделяют четыре основных этапа административной реформы в современной России: 1990—1993 годы; 1993—1999 годы; 1999—2004 годы; 2004—2010 годы.

      1. Первый этап административной реформы

Первый этап административной реформы характеризовался конфликтом между системой государственного управления, основанной на единстве власти в централизованном унитарном государстве, и принципом разделения властей, федеративном устройстве государства на основе договора между всеми субъектами Российской Федерации.

На этом этапе административные изменения осуществлялись бессистемно, шла острая борьба между различными социально-политическими силами за суверенитет России под флагом новых идеологических ценностей и выдвижением проекта экономической реформы страны на рыночной основе3. По мнению Л. В.

Сморгунова, этот этап осуществлялся под флагом «трех Д» — департизация, деидеологизация, десоветизация. Реализация «трех Д» предполагала переход от системы государственного управления, построенного на принципе руководящей роли одной партии к формированию беспартийной и идеологически нейтральной государственной службы.

Департизация и деидеологизация государственного управления потребовали значительных кадровых перемен.

Этот процесс заключался в переходе от номенклатурного принципа рекрутирования государственных служащих к «рациональной бюрократии», деятельность которой основывалась на знаниях, высокой квалификации и профессионализме, что привело к резкому увеличению числа госслужащих в стране.

Существенным моментом на пути формирования новых принципов государственного управления явился запрет в 1990 г. на совмещение должности руководителя государственного органа власти или управления с любой другой должностью, в том числе в политических или общественных организациях. Таким образом, закреплялось разделение партийных и государственных должностей, и закладывалась политически нейтральная система государственной службы.

20 июля 1991 года был подписан указ Президента, объявивший прекращение деятельности организационных структур политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР, что означало утверждение принципа аполитичности государственных структур.

https://www.youtube.com/watch?v=t2vyzu0bJPs\u0026list=PL8RcQaADy-ZHmTa9jOL4HhaSCR5SH2iYk

Основная работа по десоветизации проводилась правительством Е.Гайдара и была направлена на внедрение концепции универсального рынка как условия резкого и быстрого изменения политической культуры и государственной идеологии.

Информационный обмен между младореформаторским правительством и населением носил односторонний характер и был направлен на слом советских традиций, ментальных характеристик и ценностей социальной справедливости.

Стране навязывался в соответствии с либеральной моделью реформирования тип развития, ориентированный на достижение чрезвычайных целей (разгосударствление собственности, формирование класса богатых людей и рыночных отношений) с использованием чрезвычайных средств, чтобы обеспечить модернизацию страны по модели американской демократии4.

Отсутствие четко продуманной системы государственного реформирования, осуществление множества отдельных «тактических» преобразований некоторых административных звеньев, создание новых аппаратных структур привели к появлению «лоскутной» и внутренне противоречивой системы государственного управления, которая лишь усугубила хаос и дезориентацию общественной жизни в целом.

Окончание первого этапа реформы связано с глубоким политическим кризисом, выразившимся в противостоянии законодательной и исполнительной ветвей власти и необходимости принятия новой конституции.

      1. Второй этап административной реформы

Второй этап (1993—1999 годы) можно определить как конституционную стадию административной реформы и процесс формирования правовой базы для демократического государственного управления. Для ведения дальнейших административных преобразований нужны были новые основания.

Поиск оснований последующих административных преобразований содержится в обращении Б. Н. Ельцина к Федеральному Собранию «Об укреплении Российского государства» (1994 г.).

Принимается два базовых для административно-политического реформирования государства закона — ФЗ «Об основах государственной службы в РФ» (1995 г.) и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (1995 г.

) — определивших условия формирования местного самоуправления на территории страны. Однако на этом этапе административная реформа не дала существенного повышения эффективности государственного управления.

Источник: https://www.myunivercity.ru/%D0%90%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE/%D0%90%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8/161938_2219429_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B01.html

Закон
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: